Катализатор портит двигатель – правда или миф
Поскольку автокатализатор фильтрует выхлопные газы, он не разрушает, а наоборот, позволяет всем основным элементам транспортного средства работать эффективнее. Единственные ситуации, когда устройство может принести вред мотору – эксплуатация неисправной детали или несоблюдение рекомендаций по использованию. В этом случае изделие влияет на авто следующим образом:
- При применении некачественного, этилированного топлива, соты катализатора плавятся и разрушаются. Такой бензин негативно воздействует и на другие части автомобиля.
- Поврежденный нейтрализатор перестает эффективно очищать выхлопы, в результате чего токсичные газы проникают к остальным составляющим выхлопной системы и затрудняют их работу.
- Если автонейтрализатор не заменять или полностью избавиться от запчасти, произойдет сбой в системе управления – потребуется прошивка электронного блока.
- Забитый сажей, испорченный, оплавленный катализатор с поврежденными сотами действительно влияет на эффективность двигателя. Если выхлопные газы задерживаются в системе, мощность мотора снижается. Поскольку водителю постоянно приходится давить на педаль газа, также увеличивается расход топлива, что приводит к дополнительным затратам.
Кроме того, автомобиль, в котором установлена вышедшая из строя запчасть, загрязняет окружающую среду, поскольку вместо безвредных водяного пара, азота и углерода, в атмосферу выбрасываются отравляющие соединения. Поэтому задача каждого ответственного водителя – своевременно заменять катализаторы.
Как проверить наличие катализатора и его состояние
Итак, первая проверка заключается в проверке эффективности катализатора. Также такой проверкой можно проверить установлен ли, вообще, катализатор на автомобиле. Возможно предыдущий владелец его удалил и добросовестно утаил этот факт при продаже автомобиля. А удаленный катализатор на небольших пробегах является тревожным сигналом по нескольким причинам, но наиболее важных две:
Были проблемы с двигателем, вследствие чего катализатор вышел из строя
Авто было в ДТП и катализатор пострадал физически
В общем, отрываем диагностическую программу и смотрим за показаниями датчиков кислорода
Внимание! Проверки проводить на холостом ходу прогретого двигателя
Как мы видим, сигнал ДК1 имеет пилообразную форму, а сигнал ДК2 имеет ровную линию с напряжением около 700-800 мВ.
Если мы видим подобную картину, значит катализатор на автомобиле установлен и хорошо работает.
Теперь смотрим другой график
В данном случае сигнал ДК2 частично повторяет сигнал первого датчика кислорода. Это означает, что катализатор скорее всего установлен, но уже имеет низкую эффективность. Его необходимо удалять или заменять, пока он не начал сыпаться и его крошки не попали в цилиндры и не натворили там делов… Это относится к коллекторным катализаторам.
Справка. Коллекторный катализатор устанавливается в непосредственной близости к выпускному коллектору и находится очень близко к выпускным клапанам. А так как выхлопные газы имеют пульсирующий характер движения, то продукты распада катализатора могут попадать в цилиндры двигателя.
Вот еще похожие случаи
В данных ситуациях сигнал ДК2 полностью повторяет сигнал первого датчика. Это означает, что катализатор полностью вышел из строя, либо его там уже нет.
Вот такая простая проверка всего лишь одного параметра позволяет многое узнать о катализаторе автомобиля.
Примечание. Если вместо ДК2 установлена обманка, тогда данная проверка почти не имеет смысла. Поэтому посмотрите, установлен ли ДК2, нет ли у него какой-либо проставки и не было ли вмешательства в его проводку.
Почему выходит из строя катализатор
Как было отмечено выше, если имеются проблемы с катализатором, то это его забитость грязью или деформация. Чаще всего к выходу из строя катализатора ведут следующие причины:
Использование низкокачественного топлива. Если топливо-воздушная смесь не успевает полностью сгореть в камере сгорания, она догорает в коллекторе или катализаторе. Это приводит к оплавлению элементов выхлопной системы, вследствие чего продукты сгорания застревают в катализаторе, тем самым мешая воздуху проходить с требуемой скоростью;
Плохой катализатор. Если используется неоригинальный катализатор, то велик риск приобрести модель, в которой ячейки («соты») имеют маленький диаметр, из-за чего они быстро забиваются продуктами сгорания. Также такая проблема может наблюдать у автомобилей, разработанных для американского рынка, где качество топлива значительно выше, и от него остается меньше продуктов сгорания, в таких машинах устанавливают катализаторы с маленькими «сотами»;
Проблемы в работе двигателя. Однозначно сказать, что приводит к увеличению продуктов сгорания в выхлопе при проблемах с двигателем, невозможно без проведения диагностики. При этом забитый катализатор часто является симптомом наличия неисправностей в моторе;
Поездки по плохим дорогам. При регулярной неаккуратной езде по плохим дорогам катализатор может получить механическое повреждение. Удар по катализатору приведет к разрушению «сот» или их деформации. Также такая проблема может наблюдаться после неудачной попытки преодолеть препятствие (бордюр или «лежащего полицейского»).
Проблемы с катализатором способны привести к выходу из строя дорогостоящих элементов двигателя. Рекомендуется в кратчайшие сроки устранить проблему, предварительно ее диагностировав.
Если забился катализатор, что делать: мнения автолюбителей
1. «Подробно о «катах».
Конечно, на машине можно ездить, даже если «каты» удалены. Однако инженеры на заводе зачем-то же их придумали. А сделали их для того, чтобы снизить количество вредных веществ в выхлопных газах. Забился катализатор, не знаете, что делать?
Вариантов действий три:
- заменить нейтрализатор;
- монтировать универсальный каталитический элемент;
- вырезать катализатор, который забился, если ваш бюджет ограничен. После этого единственное, что вам необходимо сделать, это установить пустую банку обратно или же монтировать пламегаситель (турбину), вварить трубу.
Решили монтировать пустую банку от забитого нейтрализатора либо трубу? Тогда выхлоп будет слишком громким, а глушитель и резонатор быстро выйдут из строя. Чтобы избежать этих проблем, лучше использовать пламегаситель.
Какие могут быть неприятности, если катализатор забился и вы установили вместо него пламегаситель? Если модель вашего авто настроена под Евро-2, то все будет в порядке. Монтируете пламегаситель, перепрошивать ничего не надо.
Если у вас авто с нормами выпуска Евро-3 и выше, то возникнет сложность с отключением заднего лямбда-регулирования. Отправляйтесь в любой автосервис, где есть СТАР-диагностика. Данную неисправность там устранят, конечно, если у вас не последняя серия ЭБУ, к примеру МЕ2.8. Но даже в этом случае некоторые мастера смогут отключить заднее лямбда-регулирование, просто надо найти такой автосервис.
2. «Удалил «каты», машина стала ехать быстрее».
Пробег W-124 трехлитрового на 103-м двигателе был небольшой. Но уже начали сыпаться верхние груши катализатора, которые находятся в «штанах», 2 небольшие бочечки.
Сначала начали делать нижнюю бочку, выкрутили ее, потом стали ремонтировать верхние. В итоге теперь на машине прямоточный выхлоп, без пламегасителей. Не было специалиста, кто бы посоветовал делать иначе.
После такого «усовершенствования» авто без проблем откатало 8 лет. Система выхлопа исправна, единственное, что мне не нравится, — громкий выхлоп. Бонус — прибавка лошадиных сил. Все вышеперечисленное относится к ранним, не особо «умным» системам.
3. «Делать что-либо бессмысленно».
Нейтрализатор не сделает из вашей машины «жигули». Его предназначение — снизить количество вредных веществ в выхлопе, чтобы авто соответствовало нормам Евро-4, Евро-5. Но ведь топливо в нашей стране под эти нормы не подходит. Поэтому и делать катализаторы — бесполезное вложение. Вы обнаружите, что новый нейтрализатор забился, через 5 тыс. км. Грубо говоря, «катализатор» — вещество, влияющее на химическую реакцию, но не участвующее в нем. А это все химия, а не механика.
Что делать, если катализатор забился? Не хотите получить слишком громкий выхлоп? Тогда надо делать не пустую трубу, а пламегаситель, который снизит кинетическую энергию газов. Если движок большой, можно установить новые «каты» (с лямбда-зондами) или сделать «обманки».
4. «Когда катализатор забился, надо ехать к опытному мастеру».
Когда «каты» вырезаются, а на их место монтируется труба, средняя и задняя часть глушителя быстро выходят из строя. Выход — делать вместо нейтрализатора пламегаситель. На моем авто катализатор забился, в результате машина стала плохо ехать. Не знал, что делать. Потом нашел хорошего механика на СТО, он мне все детально объяснил. Монтировали пламегаситель, динамика авто пришла в норму. В этом автосервисе дали гарантию, что 2 года все будет в порядке. Правда, никаких проблем с выхлопной системой нет.
5. «Сохранить двигатель».
Если катализатор забился, самое страшное, что может случиться, это не потеря мощности и повышение расхода топлива, а снижение пропускной способности. В результате повышается давление между головкой блока и нейтрализатором.
Когда мотор глушишь, останется один или несколько недокрытых выпускных клапанов. В итоге отработанные газы под большим давлением вместе с керамическими микрочастичками попадают в двигатель.
Как только вы его заведете, этот абразивный порошок начнет стирать хон. Появятся небольшие борозды на цилиндрах, кольцах, мотор начнет «жрать» масло.
Особенности удаления катализатора из выхлопной системы
Ниже рассмотрим, какие нюансы удаления катализатора стоит учитывать. В первую очередь, нужно решить, как будет обходиться лямбда-зонд. После удаления нейтрализатора, датчик будет постоянно выдавать ошибку.
Чтобы обойти датчик, обычно делают обманку. Это проставка, которая отдаляет датчик от выхлопных газов, в результате он фиксирует больше кислорода. Обманку вкручивают на место датчика, и уже в нее устанавливают прибор. Такая система работает стабильно, хоть и имеет большое количество минусов.
- Любое вмешательство в конструкцию автомобиля приводит к снятию его с гарантии. Подумайте, что будет, если возникнет неисправность двигателя, которая попадает под гарантийный случай.
- Невозможность пройти государственный техосмотр. Бортовой компьютер вы обманули, но вот при проверке на стенде, обман вскроется. В итоге, вы получите запрет на эксплуатацию транспортного средства. Со станции СТО, вы поедете уже на эвакуаторе.
Еще можно сделать перепрошивку ЭБУ. В результате система будет считать, имеющиеся показатели за норму. Для такой работы требуются дополнительные знания, а также программное обеспечение.
Предупреждения на приборной панели
При перепрошивке нарушаются нормальные циклы работы мотора. Он начинает работать в неправильном режиме. Это снижает ресурс силового агрегата примерно в два раза. В результате перепрошивка вместо экономии принесет вам только больше расходов.
Как отремонтировать забитый катализатор
Если не обращать внимания на всё, о чем сказано выше, последствия могут оказаться далеко не самыми радужными. Автовладельцы часто задаются вполне обоснованным вопросом: какие действия нужно предпринять, когда не вызывает сомнений, что катализатор забит. Нужно воспользоваться несколькими вариантами решения данной проблемы:
- Предпринять попытку очистки наполнителя от скопившихся в нем твердых частиц и нагара. Безусловно, можно привести в пример огромное количество методов очистки (это не входит в задачу данной статьи), однако эффективны они или нет, вопрос весьма спорный. Зачастую эти способы разумнее пробовать лишь в самом начале проблемы и только при отсутствии дополнительных признаков засорения катализатора.
- Удалить из корпуса наполнитель, установить пламегаситель и эмуляторы на место датчиков остаточного кислорода. Такой шаг позволит вам навсегда решить вопрос о неисправности катализатора. Однако определить факт того, что подобного рода вмешательство в выхлопную систему имело место, не составит труда, если будет проведена проверка при помощи газоанализатора. Тогда вам выпишут штраф как виновнику загрязнения атмосферы.
- Установить вместо каталитического нейтрализатора новый прибор. Безусловно, этот метод наиболее дорогой, поскольку за покупку и установку вам придется заплатить примерно 9–17 тысяч рублей (смотря какой марки ваш автомобиль).
Автовладельцы и автомеханики уверяют, что существующие спортивные катализаторы (самые надежные и дорогие) позволяют получать прирост мощности до 10 %. При этом активные элементы, которые становятся наполнителями, полностью соответствуют требованиям Евро-4 и даже Евро-5.
Что такое каталитический нейтрализатор?
Каталитический нейтрализатор (далее – КН) стоит между двигателем и глушителем в выхлопной системе под днищем авто. Внутри пористый несущий материал, точнее керамический блок с сотовой структурой, уменьшающий или полностью удаляющий вредные выбросы в атмосферу. КН разрушает вредные газы и токсичные компоненты прямо в выхлопной системе, превращая их в нейтральные газы, которые безопасны для атмосферы и окружающей среды. Степень очистки 98%.
Катализатор приводит автомобиль к нормам выбросов Евро-4 и Евро-5, нейтрализуя удар по экологии. Чтобы соблюсти эти нормы каталитический нейтрализатор ставят максимально близко к головке блока цилиндров. Работу катализатора не замечаешь, пока он не поломается.
Катколлектор на Ладе Приора. Черные провода – датчики кислорода
Чтобы каталитический нейтрализатор (каталитический конвертер) в машине не поломался, его нужно вовремя обслуживать и ремонтировать. Нейтрализатор не умирает от износа, руководство пользователя не требует его замены после 100 000 км пробега или 5 лет эксплуатации. Вовремя обслуженный катколлектор работает столько же сколько автомобиль. Основные причины поломки нейтрализатора – неисправный кислородный датчик, выдающий неправильный состав топливовоздушной смеси или некачественное топливо.
Чтобы не загрязнять окружающую среду и избежать поломки катализатора, регулярно проверяйте состояние выхлопной системы автомобиля. Осмотр состояния КН проводится раз в десять лет или при пробеге машины от 100 000 до 160 000 км. Если машина пробежала больше, уже одним обслуживанием каталитического нейтрализатора можно не отделаться.
Срок службы катколлектора еще зависит от того, в какой манере передвигается автомобиль. Короткие, частые поездки, частое толкание в пробках выводит выхлопную систему за пределы рабочих температур (рабочая 300 градусов по Цельсию), что сокращает срок службы нейтрализатора.
Разберемся в ценах на каталитические нейтрализаторы, в его ремонте и как заменить катколлектор самому.
Первый сигнал поломки катализатора – загорание лампочки «Проверка двигателя» на приборной панели – Check Engine.
Игнорирование загоревшегося сигнала Check Engine приведет к тому, что каталитический нейтрализатор выйдет из строя, ремонту будет не подлежать, потребуется замена, а стоит он не дешево. Причина высокой стоимости нейтрализатора в том, что в нем есть драгоценные металлы – платина, палладий, родий. Когда эти металлы вступают в контакт с выхлопными газами, то превращают оксид углерода и оксиды азота — в диоксид углерода и элементарный азот, а углеводороды — в диоксид углерода и водяной пар.
Причины поломки каталитического нейтрализатора
КН забит пылью и отработанными продуктами
Оплавление сот
Со временем катализатор забивается сажей из-за некачественного бензина, что приводит к повышению расхода топлива и увеличению вредных выбросов в атмосферу. Еще в пористую структуру попадают частицы моторного масла и антифриза, портя необходимые химические вещества, которые важны для преобразования выхлопных газов. Забитый катализатор может сильно нагреваться и при температуре выше 900 градусов Цельсия происходит внутреннее плавление элементов катализатора. При сильном оплавлении “сот” выхлоп может пойти в обратную сторону к двигателю, что приведет к выходу из строя выхлопной системы или даже к остановке движка.
Крошение сот
Еще одна причина поломки катализатора – крошение пористой сетки. Происходит это от сильной вибрации или ударов по катализатору. Отпавшая крошка и керамическая пыль могут попасть в блок цилиндров, а это может вывести из строя поршневую группу, приведя к задирам на стенках цилиндров.
Сколько стоит каталитический нейтрализатор?
Цены зависят от бренда, долговечности материалов, способа установки и типа катализатора. Средняя стоимость катколлектора от 19 000 до 11000 рублей.
Цены на каталитические нейтрализаторы с их заменой, по моделям автомобилей (в рублях):
Автомобиль | Цена конвертера | Цена ремонта | Итого |
2009 Honda Civic | 14 700 | 51 100 | 65 800 |
2016 Toyota Sienna | 10 900 | 13 700 | 24 600 |
2010 BMW 328i xDrive | 14 300 | 57 00 | 71 300 |
2004 Volkswagen Golf | 14 400 | 28 400 | 42 800 |
2009 GMC Acadia | 10 900 | 35 100 | 46 000 |
2007 Suzuki SX4 | 10 600 | 35 500 | 46 300 |
2007 Chevrolet Cobalt | 10 500 | 26 800 | 37 600 |
2005 BMW X3 | 10 400 | 20 400 | 31 200 |
2004 Lexus LX470 | 10 200 | 48 000 | 58 800 |
2010 Buick Enclave | 39 300 | 35 100 | 74 400 |
Минусы
- И на первой позиции антирейтинга удаления каталика — непоправимый вред экологии. Не сомневаюсь, что многим этот пункт покажется смешным и недостаточно веским, так как экология — понятие размытое и, что такое одна машина в масштабах планеты. Согласен, но ведь на удаление катализаторов выстраиваются очереди, а наши АЗС делают все возможное чтобы керамика оплавлялась быстрее и намного раньше срока, тем самым, увеличивая длину этих очередей. Стало быть, десятки тысяч автомобилей, в один день удаляют, грубо говоря, фильтры очистки выхлопа и наполняют атмосферу тоннами вредных газов и токсинов, которые потом, вместе со своими родными и близкими будут вдыхать на протяжении многих лет. Чтобы еще больше не уходить в глубь этого вопроса, скажу коротко — большое начинается с малого, хочешь чистый воздух и здоровое поколение — начни с себя, не завтра и не через год, а прямо сейчас!
- Второй минус удаления нейтрализатора — повышение температуры выхлопа. Без ката температура в выхлопном тракте существенно увеличится, и уже очень скоро у вас начнутся с ним проблемы. Прогар и необходимость замены наиболее горячих мест — просто неизбежна. Даже если вы сделаете удаление катализатора по всем правилам, с технической точки зрения, замена выхлопной системы так или иначе — не заставит себя долго ждать. А это немалые расходы, учтите это!
- Третий минус — сильный, неприятный запах выхлопа. Тут все очень просто, из выхлопной вашего авто после того, как вы решите удалить катализатор, будет дико вонять, так словно ваш автомобиль из лихих 90-х. К этому же пункту добавим изменение звука выхлопа, который теперь может не соответствовать внешнему виду вашего авто, или попросту напоминать звон консервной банки, надетой на коллектор.
- Ну и последний веский минус, из-за которого я бы не удалял катализатор — это риск получить солидный штраф, при выезде за границу. Даже если вы не любитель путешествий на собственном авто по разным странам, или вообще не собираетесь за бугор на своем авто, могу вас заверить, что есть люди, которые думают иначе. Возможно, у вас возник вопрос: причём здесь вы и ваше авто? Отвечаю, при продаже своей машинки на вторичке, вы можете попасть именно на такого покупателя, который любит путешествовать. Так вот если он обнаружит, что катализатор удален, вы потеряете потенциального клиента. Будут и другие, однако, лично мне, тоже не особо хотелось бы покупать тачку, пусть даже и бу, с дурно пахнущим выхлопом, у которой по тем или иным причинам удален катализатор.
А теперь в качестве завершения несколько дельных советов!
- Совет первый. Если у вас возникли проблемы с кат. нейтрализатором, убедитесь в том, что это не просто разводняк сервисменов на деньги. Потребуйте какие-то пруфы или найдите другое СТО, где смогут подтвердит диагноз. Даже если вам будут доказывать, что катализатор посыпался и от него задиры в цилиндрах, это не значит, что так оно и есть. Тема с задирами от разрушенного ката довольно больная и есть немало тех, кто в это верит. Однако я склоняюсь к версии о том, что проблема слегка преувеличена и на самом деле, чтобы создать серьезные задиры, необходимо ложкой засыпать эту керамическую пыль в цилиндры. Прежде чем верить во все эти сказки убедитесь в адекватности и авторитетности сказочника. Поскольку есть немало причин, по которым возникают задиры в цилиндрах, и они не всегда связаны с разрушением каталика.
- Второй совет. Не спешите удалять катализатор, а на его место ставить стронгер или пламегаситель с обманками и прошивкой. Намного более приемлемый вариант — замена керамического блока на неоригинальный ремонтный, или же на вариант от другого более бюджетного авто. Не обязательно покупать оригинальный каталитический нейтрализатор и попадать на бешенные деньги, есть более доступные альтернативы.
- Третий совет. Решились удалять, тогда найдите специалистов, способных качественно выполнить работу. НЕ скупитесь на бюджетное удаление, которое по итогу в перспективе может обойтись в разы дороже. И, что самое главное, работа должна быть выполнена в полном объеме, то есть: удаление ката, установка стронгера или пламегасителя, установка обманок на лямбды и прошивка мозгов под Euro-2. И конечно же, после завершения работ не забудьте забрать ваш керамический блок. Прошли те времена, когда его выбивали молотком и выбрасывали в ближайший мусорник. Сегодня за эту деталь можно выручить неплохие деньги, особенно если выйти на нужных людей, а не скупых скупщиков.
Как узнать неисправность катализатора?
Некоторые автовладельцы не обращают внимание на поломку данного устройства, поскольку думают, что оно нужно исключительно для поддержания экологии. Данная проблема — очень серьезная, и игнорировать ее ни в коем случае не стоит
Катализатор в процессе работы используется, как индикатор поломок автомобиля. Причины выхода из строя катализатора существуют не просто так. Именно поэтому, при обнаружении нестабильностей в работе данного элемента, вы должны понимать, что существует возможность поломки в каком-либо другом приборе машины. Последствия неисправного катализирующего элемента:
- Топливо расходуется быстрее. Сопротивление газам из выхлопа повышается, и для борьбы с ними водитель должен будет нажимать на педаль сильнее. Соответственно, автомобилю будет требоваться на это большее количество топлива, чем обычно. Вы будете ехать с той же скоростью и динамикой, как и всегда, однако топливо на это будет расходоваться быстрее.
- Система выхлопов резко нагревается. Выхлопные газы останавливаются в месте, предшествующем катализатору на некоторое время. Это плохо, поскольку при правильно функционирующем аппарате они отправляются в катализаторный отдел мгновенно. Как следствие, урон получают двигатель авто, поскольку разница между температурами разных частей автомобиля довольно обширная.
Статья в тему: Загорелась лампочка АБС на панели приборов: причины проблемы, что делать
Обработка внутренних полостей системы газоотвода
Если глушитель действительно засорен, необходимо обработать внутренние полости системы газоотвода. Для этого нужно сделать следующее:
- Снять деталь с автомобиля.
- Развести купленное моющее средство для чистки глушителя автомобиля (Domestos, «Мистер Мускул», «Крот», «Аргон») в воде. Температура воды должна быть 50-90 C.
- Залить через лейку внутрь приготовленный раствор.
- Прикрыть оба отверстия и сильно встряхнуть металлические детали 1-2 минуты.
После встряски нужно дать глушителю полежать с закрытыми отверстиями сутки, чтобы залитый в него состав «схватился».
Промывка
Спустя сутки необходимо довести до конца процесс очистки глушителя:
- Снова взболтать находящееся внутри средство для чистки глушителя автомобиля.
- Открыть оба отверстия и слить излишки раствора.
- Протереть изнутри замшей (до блеска). Нужно избегать движений рукой по кругу (они повреждают слой полироли на металлической поверхности).
- Залить холодной водой и промыть.
- Быстро высушить стройфеном.
- Установить обратно на автомобиль.
Промывка глушителя автомобиля проводится не только холодной водой, но и пароочистителем Karcher. Он также хорошо избавляет от нагара.
Очистка труб
Очистка выхлопной трубы от посторонних загрязнений и предметов проводится двумя способами: вручную (болгаркой) и с помощью паяльной лампы. В первом случае действия будут такими:
- Снять с машины выхлопную трубу.
- Взять в руки болгарку и разрезать деталь вдоль.
- Тщательно вычистить изнутри моющими средствами.
- Заварить и обработать место сварки антикоррозийным составом (из графитовой смазки и растворителя).
- Установить обратно на машину.
Чистку от засоров можно проводить и паяльной лампой. При равномерном нагревании вылетают сажа от выхлопа и трубные загрязнения.
Чистка глушителя от засоров
Труба нагревается до появления красного цвета. После накаливания нагрев прекращается, и деталь начинает остывать сама.
Недостаток этого способа в том, что при нагревании трубы металл становится более хрупким и подверженным коррозии. Этот факт тоже нужно иметь в виду.
Как проверить катализатор на неисправность
Диагностировать агрегат можно и самостоятельно, но для этого надо владеть должными знаниями и специальным оборудованием. Для более точно проверки мы рекомендуем обращаться в специализированный автосервис, где есть специалисты, обладающие нужными навыками и оборудованием.
Разберем 3 основных способа проверки на неисправность.
Визуальный осмотр
В таком случае осматривается он снаружи. Наличие механических повреждений, деформаций могут являться причиной повреждения сот внутри. Однако, выяснить точно, повреждены ли соты снаружи невозможно, для этого его надо демонтировать.
Также узел можно демонтировать и проверить на просвет. Целые соты говорят и исправном катализаторе. Однако не у всех авто — это можно сделать, конструкция может отличаться.
Проверка противодавления
Действенный способ проверки – определение противодавления в выпускном коллекторе. Диагностика осуществляется путем измерения давления выхлопа авто, а затем сравнивания его с нормальным. Здесь будет необходим манометр.
Первым делом необходимо будет извлечь лямбда-зонд и на него место подсоединить манометр. Главное, подсоединить так, чтобы было герметично. Заведя автомобиль, повысить обороты двигателя до 2.5-3 тыс. и удерживать в течении секунд 10.
Давление по показаниям манометра не должно быть выше 0,3 кгс/см2. Если выше, в таком случае катализатор забит.
Диагностика мотор-тестером
Для данной проверки Вам будет необходимо специально оборудование, позволяющее узнать состояние многих элементов и узлов авто на основе осциллограммы. Данное оборудование устанавливается на место свечи зажигания, и на заведенном моторе снимаются показания.
Диагностика мотор-тестером в автосервисах в Москве:
Загружаем автосервисы…
+7 Станция метро: Алтуфьево
«МИКА», Москва, ул. Лобненская, дом 17
Записаться сейчас
Однако диагностировать на неполадки достаточно проблематично, когда автомобиль уже перестал заводится, либо сразу глохнет. Различное оборудование и сканеры уже не покажут ошибку по поломке катализатора.
В таком случае точно понять, исправлено ли устройство, можно только путем его демонтажа, либо выкрутив датчик кислорода, попытаться запустить двигатель.
Так как же проводится диагностика агрегата:
- Первым делом выполняют компьютерную диагностику;
- Анализируют симптомы;
- Проверяют чистоту выхлопов;
- Проводят эндоскопию;
- Проверяют всю систему отходов выхлопных газов и проводку;
- Проверяют ПО транспортного средства.
Чтобы узнать подробнее о том, как вас «разводят» в автосервисе, кликните на любой из мессенджеров ниже
Почему это происходит?
Проблемы с катализатором возникают, как правило, у автомобилей с большим пробегом, чаще всего причиной является топливо низкого качества, из-за использования которого происходит оплавление сот катализатора, которые препятствуют нормальному выхлопу. Бензин или дизельное топливо низкого качества не полностью сгорает в цилиндрах и отлагается коркой на катализаторе и стенках всей выхлопной. Из-за этого температура катализатора увеличивается, происходит перегрев и оплавление сот. Отработанные газы не могут покинуть систему выхлопа, из-за чего ухудшается вентиляции цилиндров, силовой агрегат не может “вдохнуть” свежего воздуха, который необходим для образования топливно-воздушной смеси (ТВС). Остатки выхлопных газов, которые собираются в цилиндрах, не позволяют ТВС заполнять камеру сгорания, в результате чего происходит падение мощности или, как я уже писал выше, “тупняк” в случае если вы жмете “в пол”.
Вторая причина почему забивается каталитический нейтрализатор — мотор берет масло. В случае нарушений в работе мотора (двигатель закоксован, проблемы с поршневой, кольцами и т. д.). Маслосъемные кольца не могут убрать излишки масла, и оно уходит вместе с выхлопными газами в коллектор, со временем остатки масла забивают узкие проходы катализатора — соты, в результате происходит вышеописанное.
Причина третья — механическое повреждение. Езда по неровным дорогам чаще всего сопровождается ударами, из-за которых происходит разрушение катализатора.
Какие катализаторы не принимают скупки
При приемке автомобильных нейтрализаторов компании, занимающиеся утилизацией, следуют общепринятым требованиям:
- керамическая масса б/у детали должна быть отделена от сажевого фильтра;
- недопустимо наличие в керамической массе асбеста, элементов керамической сетки, отпилков, сажи, песка и прочих инородных вкраплений. Сдаваемый на утилизацию материал должен соответствовать естественной влажности не более 2%;
- металлический элемент носителя должен представлять собой цельный кусок. В противном случае он утрачивает не менее 50% драгоценного напыления.
Нетрудно сделать вывод, что выгоднее всего сдать каталитический нейтрализатор, не доведенный владельцем авто до крайней степени износа.
Можно ли удалить катализатор
При удалении катализатора его очень часто заменяют на пламегаситель. Последний выравнивает поток выхлопных газов. Его установка рекомендуется для устранения неприятных шумов, которые возникают при удалении катализатора. При этом, если вы выбрали именно удаление, лучше полностью снять устройство и не прибегать к рекомендациям некоторых автомобилистов пробить в нем отверстие. Подобная процедура улучшит ситуацию только на время.
В автомобилях, соответствующих экологическим стандартам Евро-3, помимо удаления катализатора необходима перепрошивка электронного блока управления. Ее обновляют до версии, в которой отсутствует каталитический нейтрализатор. Также можно установить эмулятор сигнала кислородного датчика, который избавит от необходимости перепрошивать ЭБУ.
Наилучшим решением при поломке каталитического нейтрализатора будет его замена на оригинальную деталь в специализированном сервисе. Таким образом будет исключено вмешательство в конструкцию автомобиля, а его экологический класс будет соответствовать заявленному производителем.
Удаление каталитического нейтрализатора
Это самый радикальный способ избавится от проблем с ним. Но владельцев подстерегает некоторые сложности после его «вырезания» – нужно правильно настроить всю систему работы двигателя, так как блок управления считывает данный от датчиков кислорода, которые находятся на входе и выходе из катализатора. Так как его уже нет в выхлопе, его нужно как-то обмануть.
Для этого используют обманки лямбда-зондов. Их есть несколько разновидностей, подробно я писал про них в статье, ссылка выше. У каждой есть свои плюсы и минусы.
Можно выделить важные моменты, после его вырезания:
- Нельзя скупится на покупку качественных обманок, желательно использовать электронные лямбда-обманки;
- В случае перепрошивки «мозгов» обращаться только к профильным специалистам. В противном случае получить большие проблемы в работе и надежности двигателя.
Как это работает?
Каталитический нейтрализатор призван очищать выхлопные газы методом доокисления до водяного пара и углекислого газа. Процесс проходит на поверхности керамических сот, покрытых тончайшей пленкой благородных металлов (платины, родия и палладия). Перед блоком каталитического нейтрализатора установлен первый, управляющий, датчик кислорода (лямбда-зонд). Он измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах, и блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания в цилиндрах так, чтобы кислорода оставалось достаточно для доокисления вредных веществ в нейтрализаторе. За нейтрализатором ставят второй, диагностический, лямбда-зонд. Он проверяет, как прошел процесс нейтрализации — много ли осталось кислорода.
Почему вообще возникает идея вырезать каталитический нейтрализатор отработавших газов? Ведь очень немногие отключают сами у себя климат-контроль или, например, систему АБС. Чем же это сравнительно новое устройство помешало?
Решение или вредительство?
Каталитические нейтрализаторы на некоторых моторах начинают разрушаться при пробегах меньше 50 000 км. И владельцы, начитавшись страшилок, едут их ликвидировать. Удалить «каталик» можно двумя способами. Просто извлечь всю керамическую начинку и слои пристеночного уплотнителя. Только надо делать это на снятом устройстве, потому что можно затолкать частицы в цилиндры через открытые клапаны. Звук выхлопа после такой процедуры может стать несколько громче на определенных режимах. Кому это не нравится, вскрывают катколлектор и вместо керамических блоков вваривают пламегаситель.