Устройство и принцип работы
В основе любого стартера лежит мощный электрический двигатель кратковременного действия.
Работа стартера при попытке завести автомобиль выглядит следующим образом:
- после поворота ключа зажигания на обмотки электродвигателя начинается поступление напряжения;
- бендикс выталкивает шестерню, которая соединяется с маховиком;
- после успешной раскрутки коленвала шестерня бендикса отбрасывается в исходное положение, одновременно с этим размыкается электрическая цепь и стартер прекращает свою работу.
Несмотря на то, что существуют несколько типов стартеров, их электрическая часть одинакова, и отличия заключаются лишь в механизмах автоматического разъединения с маховиком. Также может отличаться и фрикционный амортизатор. Помимо классической конструкции, наибольшее распространение получил стартер с планетарным редуктором – он устанавливается на дизельные и мощные бензиновые двигатели. Такие конструкции имеют некоторые преимущества перед классическими вариантами:
- более компактные размеры;
- увеличенный КПД;
- более легкий запуск мотора при слабом заряде АКБ;
- такому стартеру требуется меньший пусковой ток, что повышает надежность пуска на морозе.
Конечно, более сложная конструкция существенно затрудняет самостоятельный ремонт устройства.
Проверка
Прежде чем приступать к ремонту, необходимо проверить наличие и суть поломки. Как это сделать самостоятельно? Надо понимать, что можно быть уверенным только в поломке контакта или втягивающего реле, остальные полоски можно идентифицировать только в сервисе.
Если при попытке завести двигатель и перемещении стартер в положение старта ничего не будет происходить, то вам следует отверткой переключить силовые контакты. Если при этом стартер начнет работать, то это скажет о том, что неисправность кроется либо во втягивающем реле, либо с цепи управления.
Чтобы понять, что именно работает неправильно, воспользуйтесь мультиметром и измерьте уровень подаваемого напряжения. Если оно в норме, то это говорит о том, что сломано именно реле.
Замена масла в двигателе своими руками — пошаговая инструкция как правильно, быстро и просто заменить масло в моторе и трансмиссии (125 фото и видео)
Регулятор оборотов своими руками — как сделать простое устройство регулировки или плавный спуск (120 фото)
- Может ли не собственник оформить ОСАГО?
Неисправность стартера
Какие же первые признаки возможной поломки?
Мотор не заводится при том, что стартер крутится
Если вы на 100% уверены в исправной работе ГРМ, питания, зажигания и иммобилайзеров, то вам стоит обратить внимание на стартер. Скорее всего, неисправность кроется именно в нем
Но прежде чем заниматься серьезным ремонтом, проверьте состояние клемм, очистите их от грязи и подтяните крепления.
Слышен щелчок при запуске стартера, но он не крутит. Скорее всего, у вас просто износились щетки или сел АКБ.
Не крутит коленный вал при том, что запуск стартера проходит успешно. Скорее всего, проблема кроется в бендиксе, которые стоит заменить.
Поломка и неправильная работа втягивающего реле. Проявляется поломка в том, что после поворота ключа в стартовом положение, напряжение не подается. В таком случае, неисправность может быть либо в стартере, либо в втягивающем реле.
Вероятные неисправности
Разумеется, магнетон тоже может запросто сломаться или выйти из строя, несмотря на свои улучшенные характеристики и повышенную долговечность. Если активно и регулярно эксплуатировать что-либо — хоть пожарный лом, то сломать (или погнуть) можно и его. Тем не менее, существует ряд причин, по которым редукторный стартер выходит из строя, предлагая мотористу отдохнуть и заняться ремонтом:
- Отсутствие передачи тока по причине ржавого налёта на контактах цепи или обрыв электропровода.
- Появление окислительной плёнки и/или нагара на контактах.
- Износ по времени одного или нескольких контактов.
- Полная или частичная разрядка аккумуляторной батареи
Вдобавок к этим четырём электрическим пунктам, рекомендуется периодически осматривать натяжение ремня на приводе.
Спасательно-ремонтные действия (рекомендации)
По первым трём пунктам, в принципе, всё должно быть просто и понятно. Если вы при осмотре обнаружили накипь, нагар, следы окисления или ржавчины, то их, соответственно, нужно немедленно устранить и проверить прочность крепления электрических клемм на проводах. Только при очистке от ржавчины, накипи и продуктов окисления не пользуйтесь агрессивными методами, вроде крупной наждачной бумаги или грубого напильника. Сделайте всё элегантно: возьмите любую ветошь, смочите в бензине или скипидаре и аккуратно удалите все лишние образования на контактах.
И всё же, если дела обстоят гораздо хуже и причина неисправности к электрическим контактам отношения не имеет, а редукторный стартер требует замены других изношенных деталей, то вам необходимо сначала привести его в божеский вид — очистить от грязи внешний корпус и каждую деталь в отдельности.
Только затем вы можете проверить состояние зубьев шестерёнки и маховик, а при обнаружении износа или ржавчины купить новые и заменить
При покупке обращайте внимание на производителя. Нынче на рынке (барахолке) запросто можно наткнуться на дешёвые китайские подделки
Что надо смазывать
Когда работает стартер, возникают нагрузки, которые хоть и кратковременные, но довольно большие по своей величине. В момент вхождения шестерни стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика, появляется сила, действующая в поперечном направлении к валу стартера.
Такая направленность нагрузки со временем приводит к износу (истиранию) втулок, и они приобретают форму эллипса. При этом происходит смещение вала и зазор между шестернями увеличивается, т. е. происходит перекос зубьев. Стартер с трудом справляется с такой нагрузкой, повышается потребляемый им ток, чем обусловлен повышенный нагрев обмотки и силовых проводов.
В этом случае страдает аккумулятор. В особо тяжёлых ситуациях износ втулок настолько велик, что стартер практически не в состоянии вращать коленчатый вал двигателя, и аккумулятор быстро разряжается. При многократных неудачных попытках возможен почти полный разряд батареи. Если нет возможности прикурить от другого авто или зарядного устройства, то ждать придётся долго.
К тому же пластины батареи могут осыпаться, это чревато покупкой новой АКБ. Получается, что своими неразумными действиями его и погубили. Продлить жизнь втулкам и, соответственно, аккумулятору можно, если вовремя смазать стартер. Каждый может сделать это своими руками, не посещая автослесаря.
Смазать надо не только втулки, но и вал стартера, чтобы продольный ход обгонной муфты не был затруднён
Важно это потому, что при заклинивании муфты с шестерней есть вероятность поломки зубьев. Определить это можно по характерному звуку
Редуктор позволяет снизить потребление тока от аккумулятора. Разобрать его своими руками несложно. Практически весь стартер можно раскидать по запчастям. Наличие шестерён редуктора создаёт сопротивление, которое значительно больше, когда смазки внутри нет либо она превратилась в очень густую мастику.
Смазывание редуктора
Как правило, обращать внимание на стартер нужно раз в 45 000 км, в противном случае своими действиями (или бездействием) можно нарваться на неприятности. Можно ещё смазать якорь тягового реле, если он заржавел
Перед этим, соответственно, очистить его поверхность от коррозии, чтобы она стала гладкой. Но, желательно, оставить эту деталь без смазки либо нанести её очень тонким слоем, чтобы не затруднить ход при низких температурах и не сделать пылесборником
Можно ещё смазать якорь тягового реле, если он заржавел. Перед этим, соответственно, очистить его поверхность от коррозии, чтобы она стала гладкой. Но, желательно, оставить эту деталь без смазки либо нанести её очень тонким слоем, чтобы не затруднить ход при низких температурах и не сделать пылесборником.
Итак, смазать при техническом обслуживании своими руками нужно:
- Втулки;
- Вал стартера;
- Редуктор (если есть);
- Якорь тягового реле.
Устройство стартера и принцип его действия
Конструктивно стартерный узел на авто включает в себя следующие элементы:
- Корпус устройства или сам электромотор. Выполнен в виде цилиндрического механизма. Внутри электродвигателя устанавливаются обмотки возбуждения, а также сердечники.
- Якорное устройство. Этот элемент выполняется в виде оси, изготовленной из легированной стали. На якорном устройстве устанавливается сердечник, а также коллекторные пластины.
- Тяговое реле. Используется для подачи напряжения на электрический моторчик стартерного узла от выключателя зажигания. Тяговое реле также предназначено для выталкивания обгонной муфты. Этот элемент оборудуется силовыми контактами, а также подвижной перемычкой.
- Бендикс или обгонная муфта с приводной шестеренкой. Выполнен в виде роликового устройства, который осуществляет передачу крутящего момента к венцу маховика посредством шестеренки зацепления. Когда выполняется старт двигателя, бендикс отсоединяет приводную шестеренку, а также венец, что способствует сохранности стартерного узла.
- Щеточное устройство. Используется для подачи тока к коллекторным пластинчатым элементам якорного механизма. Щетки используются для увеличения мощности электрического моторчика, когда стартерный узел выполняет основной рабочий цикл.
На большинстве конструкция аналогична, все без исключения узлы оснащаются вышеописанными элементами. Различия обычно незначительные и касаются механизма для автоматического отсоединения шестерен. Кроме того, на транспортных средствах с АКПП стартерный узел оснащается дополнительными обмотками. Они используются для предотвращения запуска силового агрегата, когда рычаг трансмиссии расположен в любом режиме, кроме нейтрали или паркинга.
Составляющие компоненты стартерного узла
Весь процесс работы устройства условно проходит несколько этапов:
- Подключение приводной шестеренки к венцу.
- Запуск стартерного механизма.
- Отключение маховика и приводной шестеренки.
Весь цикл работы стартерного устройства авто кратковременный, этот узел не используется при езде автомобиля, а применяется только для пуска ДВС.
Принцип действия стартерного механизма более подробно выглядит так:
- Водитель проворачивает ключ в выключателе зажигания в положение пуска. Начинается передача тока от аккумуляторной батареи к замку, а затем на втягивающее реле.
- Приводная шестеренка бендикса входит в зацепление с маховиком.
- Шестеренка зацепляется, что приводит к замыканию электроцепи и подаче напряжения на электрический моторчик.
- Производится пуск силового агрегата. В момент, когда обороты последнего будут выше оборотов стартерного узла, обгонная муфта отсоединит приводную шестеренку с валом электрического мотора.
Схема соединения стартерного механизма на примере ВАЗ 2101
Перечень требуемых для ремонта инструментов
Для ремонта стартера требуется приблизительно одинаковый набор в зависимости от модели и производителя узла. В таблице ниже представлен ориентировочный перечень инструментов, которые понадобятся для ремонта.
Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки
Название | Примечание |
Головка TORX | Требуется преимущественно при ремонте стартеров с иномарок |
Головка | «на 8», «на 10», «на 12», «на 13», «на 14», «на 15». Размер варьируется от марки и модели стартера. |
Рожковый ключ | Для доступа там, где не подлезть головкой или накидным ключом |
Вороток | С трещоткой и удлинителем |
Мультиметр | Для проверки электрических параметров стартера |
Кардан для воротка | Требуется если усложнен доступ к креплениям стартера или проводов |
Отвертка | С плоским или крестовым лезвием. На иномарках иногда требуется жало специальной формы, например, плоское с выемкой или «звездочка» |
Лента изоляционная | Для восстановления изоляции |
Проникающая смазка | Для отворачивания прикипевших резьбовых соединений |
Ветошь | Для очистки загрязнений и остатков смазки |
Для того, чтобы починить неисправный стартер, рекомендуется приобрести специальный ремкомплект. В него входят основные элементы узла, которые наиболее подвержены износу. Иногда в такой набор для ремонта входят некоторые инструменты, необходимые для восстановления работоспособности узла.
Смазка стартера
Бендикс в момент вхождения в зацепления с шестерней маховика испытывает большие поперечные нагрузки. Происходит постепенное смещение вала, износ втулок привода, увеличение зазора между зубьями бендикса и венчика. Возникает потребность смазки втулок, вала стартера с тем, чтобы облегчить перемещение обгонной муфты.
Смазка элементов стартера
Смазывается втулка привода, вал, якорь реле. Если стартер оснащён редуктором, то маслом покрываются его шестерни. Процедуру смазки можно выполнить руками водителя.
Чем смазывать (выбор)?
Бендикс стартера с другого ракурса. Следов износа практически не видно.
Связано с областью применения и характеристиками смазочного материала. Смазка должна не терять свойство вязкости при минусовых температурах, не коксоваться в жаркую погоду. То есть подбираются морозостойкие смазки, к которым относятся:
- Моторное синтетическое. Сохраняет свойства вязкости при низких температурах с длительным сроком удержания масляного покрытия на движущихся, вращающихся сочленениях.
Смазка ШРУС. Используется в шарнирах равных угловых скоростей автомобилей высокой проходимости (4х4), (6х6). Свойства масла сохраняются в условиях −30+90°C. Это пластичное, минеральное вещество, смешанное с литиевым мылом, присадками. Можно применять при −40+120 °C. Например, ШРУС отличается от ЦИАТИМ-201, так называемыми, трибологическими свойствами.
Смазка ШРУС может использоваться для смазки бендикса
Это означает, что смазка противодействует появлению задира, заусениц на теле трущихся деталей. То есть под чрезмерной нагрузкой, шестерня бендикса сильно прижимаясь к другой подобной детали, выдавливает масляную плёнку. Факт приводит к жёсткой притирке, создавая задиры на металле вплоть до сварки трением. В нашем случае, ШРУС-4 можно заменить ЛИТОЛом-24, имеющим более высокие смазочные свойства.
Кастрол. Выпускается с литиевой составляющей. Температурный диапазон составляет −35+140°C, с относительно низкой величиной вязкости. Включает в состав топливные присадки, трансмиссионные масла, консистентные смазки.
Смазка литиевой составляющей Castrol
- Графитовая. Используется в узлах, работающих в режиме чрезмерных нагрузок в пределах температур−20+70°C. Смазки с температурой остывания−15°C считаются летней, а −20°C зимней. Обладает антифрикционными свойствами, улучшенной притиркой сочленений. Кальциевые добавки в качестве присадки проявляют устойчивость смыванию струй воды.
- Смазка для бендикса относится к категории трансмиссионных масел. Кстати, вал стартера и шлицевую часть желательно не смазывать. Дело в том, что они должны пребывать в сухом, чистом состоянии. Поскольку пара метал-латунь предусмотрена для лучшего скольжения, то втулку бендикса и якоря можно без риска покрыть тонким слоем ЦИАТИМ-201.
Литол — это многоцелевая, морозоустойчивая, водостойкая, литиевая смазка. Применяется в трансмиссионных узлах не только транспортных средств.
Смазка ЛИТОЛ
Рабочий, температурный диапазон, например, ЦИАТИМ 201 −60+90°C. Применяется в червячных, зубчатых передачах, подшипниках качения, скольжения, узлах трения.
Как проверить бендикс стартера
Если двигатель автомобиля не заводится либо момент пуска сопровождается неприятными металлическими звуками, то, прежде чем принимать решение о ремонте или замене, необходимо проверить бендикс стартера. Первоначальный этап диагностики может основываться именно на слуховом восприятии неправильной работы этой детали. Чтобы воспользоваться этим методом, необходимо находиться в непосредственной близости от двигателя, поэтому рекомендуется к мероприятию по звуковому определению качества работы бендикса привлечь помощника. Если в момент запуска двигателя электромотор стартера работает, и со стороны расположения этой детали доносится металлический скрежет, то, с высокой вероятностью, обгонная муфта является неисправной.
Не следует полагаться только на свой слуховой орган при проверке бендикса. После обнаружения шумов, локализованных в области расположения стартера, необходимо демонтировать эту деталь и тщательно осмотреть. Первое действие, которое позволяет сразу определить возможность дельнейшего использования детали, представляет собой проворачивание ведущей шестерни в различных направлениях. Если подвижный элемент вращается в обе стороны, то бендикс необходимо будет поменять. Наличие слизанных зубьев также говорит о невозможности дальнейшей эксплуатации детали. При наличии люфта на якоре, а также чрезмерного износа вилки бендикс потребуется заменить новой деталью.
Ремонт бендикса стартера
Стоимость нового бендикса даже на дорогие марки автомобилей является относительно невысокой, но в качестве эксперимента, можно попытаться восстановить деталь своими руками. Следует отметить тот факт, что при наличии чрезмерного износа обойм ремонтная операция является практически невозможной. Нарастить металл этих деталей нельзя, но если в муфте подверглись изменению геометрии только ролики, то можно отремонтировать деталь, заменив эти элементы подходящими по диаметру отрезками металла. С этой целью могут быть использованы, например, куски сверл подходящего диаметра или подходящие по размеру фрагменты гвоздей. В последнем случае для повышения прочности металла рекомендуется закалить его таким образом, чтобы внешняя поверхность приобрела большую прочность, а внутри металл не был слишком хрупким.
При поломке пружин роликов или прижимной пружины, также можно подобрать детали подходящей жесткости и диаметра для замены. При наличии еще одной неисправной детали возможна комбинация элементов таким образом, чтобы в результате получить один исправный бендикс. Наличие нескольких поломанных элементов существенно увеличивает возможность подобных заимствований хорошо сохранившихся элементов.
Как разобрать бендикс
Если принято решение заняться ремонтом бендикса стартера, то потребуется разобрать эту деталь. Выполняется эта операция следующим образом:
- Снять стартер с автомобиля. Перед выполнением этой операции следует отсоединить клеммы аккумулятора, открутить крепежные элементы и отсоединить провода от детали.
- Открутить болты крепления стартера и разобрать корпус.
- Снять втягивающее реле.
- Разобрать бендикс.
Для того чтобы разобрать бендикс необходимо снять стопорное кольцо, удалить шайбу и разъединить внешнюю и внутреннюю часть элемента. Перед сборкой шестерни бендикса необходимо вымыть в ацетоне, высушить и смазать температурной смазкой.
Ремонт стартера на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112
Добро пожаловать! Стартер — вещь в автомобиле очень нужная, вить благодаря ней двигатель у машины и заводится, но в последнее время стартеры начинают подделывать и делать некачественными и поэтому многие автовладельцы, при установки нового стартера через очень короткий промежуток времени едут снова в сервис и меняют его на новый, хоть его можно вовсе и не менять, а просто самому хорошенько отремонтировать и при этом заложить в шестерёнки смазки, которую так мало кладут на заводе где изготавливают новые стартера для автомобилей.
Примечание! Для осуществления ремонта стартера, из инструментов понадобится взять: Ключи, а именно гаечные, торцевые, накидные, кроме этого разжимные пассатижи потребуются и отвёртка (Всё зависит от того что именно вы будете менять в автомобиле, если лишь одно втягивающее реле к примеру, то в этом случае кроме гаечных ключей больше вам ничего не понадобится)!
Когда нужно ремонтировать стартер? Если у вас автомобиль перестал заводится или плохо заводится, то это говорит о том, что возможно стартер пришёл в негодность, но кроме него ещё и замок зажигания может вызывать проблемы и автомобиль заводится не будет или даже те самые провода, поэтому однозначно сказать что именно стартер сломался не так то просто, но всё же самые частые причины это когда при повороте ключа что то щёлкает и автомобиль не заводится, или когда стартер крутится но делает это очень слабо и двигатель завестись в связи с этим не может (В этом случае ещё аккумуляторная батарея может быть разряжена), ну и последнее, это когда при повороте ключа, слышаться посторонние звуки (Скрежет металла и тому подобное) если у вас слышны такие звуки, то вообще не рекомендуем в ближайшее время пользоваться автомобилем, а иначе в будущем венец у маховика менять придётся, снимая для этого сам маховик с автомобиля.
Причины неисправности
Всякая деталь может выйти из строя. Но мало ее просто сделать. Надо еще и выяснить, что привело е неисправности и не допустить этого вновь. Ведь причина может быть не в самой детали, а к примеру неисправность может быть скрыта в цепи, которая находится еще до нее. Давайте подумаем над причинами неисправности. Которых может быть несколько:
- Одной из причин может являться износ щёток коллектора, их неплотное прилегание. В таком случае проверяется, насколько свободно они перемещаются в щёткодержателе. Цена новой щётки невысока, водители чаще предпочитают их просто заменить.
- Часто причина неисправности стартера заключается в реле: перегорает обмотка или подгорают контакты. Иногда коррозия якоря становится причиной его заклинивания. В случае, когда при запуске двигателя, вместе с маховиком вращается и стартер, тоже «виновато» реле. Эти неисправности наиболее типичны для втягивающего реле стартера — ремонт ВАЗ 2107 редко обходится без его замены.
- Если стартер вращает двигатель, но очень медленно, виноват, скорее всего, генератор. Его диагностику выполняют на стенде, где определяется напряжение, которое не должно превышать 14,5В, и сила тока включения генератора. Обязательно нужно проверять, как натянут ремень привода. Если он проскальзывает, то генератор не может развить полную мощность, что неминуемо сажает аккумулятор.
- Поломка, встречаемая наиболее часто: происходит обрыв в цепи, подающей питание на обмотку реле. Тогда нужно проверить соединение проводов, подтянуть болты, которыми крепится провод, идущий на массу и проверить разъём управления стартером, так называемый 50 контакт. Возможно, требуется замена разъёма.
Совет! В случае проблемы с контактом — обжать провод круглым медным наконечником и, вместе с креплением, прикрутить массу к реле. Это будет самым простым решением данной проблемы.
Убедившись, что и реле, и замок зажигания в порядке, производя у ВАЗ 2107 ремонт, стартер тщательно обследуют. Для этого его нужно снять и произвести визуальный осмотр контактов на втягивающем реле. Иногда причиной плохого контакта являются слабо затянутые гайки.При этом клеммы нагреваются и подгорают. Как определить рабочую способность втягивающего реле?
Совет! Это проще сделать так: взять кусок провода сечением 8-10мм2 и присоединить его к плюсовой клемме. Положить стартер на аккумулятор, упирая его корпус в минусовую клемму. Вторым концом провода прикоснуться к клемме на втягивающем реле.
Внимание: Если после такой манипуляции стартер заработал, значит, причина неполадки — в реле. При отсутствии реакции можно предположить, что проблема кроется в щётках
Есть ещё одна проблема у всех автомобилей, а не только ВАЗ 2107: стартер, ремонт которого необходимо произвести, имеет завышенное энергопотребление. Об этом может свидетельствовать сильное снижение освещения панели приборов и яркости ламп. Здесь могут возникнуть три варианта неполадок:
- Недостаточный контакт проводов
- Повышенное механическое сопротивление
- Низкое сопротивление.
Совет! Если зачистка наружных контактов электрической цепи не помогла устранить поломку, нужно проверять контакты внутри стартера, а так же щёточные узлы.
Существуют также и механические причины, препятствующие бесперебойной работе стартера:
Износ втулок способствует замыканию между обмотками и заклинивает подвижные элементы.
Сопротивление вала коленчатого вследствие ошибки при подборе вкладышей или неправильно залитого, чересчур вязкого, моторного масла.
Обрыв в обмотке якоря. Этот дефект способствует искрению на коллекторе. Электрическая дуга, которая образуется на месте разрыва, способна прожечь сталь, а не то, что изоляцию. На страницах интернета можно увидеть подобное видео. В случае распайки обмотки потребуется лишь наждак, припой, да паяльник.
Как отремонтировать стартер
Представить себе автомобиль без стартера достаточно сложно. Несмотря на свои малые габариты, он является важным компонентом, отвечающим за бесперебойную работу авто. Как и любое устройство, по мере эксплуатации, агрегат может прийти в негодность. И здесь, можно либо сразу заменить устройство на новое, либо попытаться выполнить ремонт стартера своими руками. В рамках данной статьи, мы разберём данный вопрос более подробно.
Предназначение стартера
Что же являет собой стартер? По сути, это электродвигатель короткого периода действия, используемый при запуске обычного автомобильного двигателя. Поскольку он не рассчитан на длительную работу, излишняя нагрузка на него, как правило, и становится причиной поломки. Выхода из подобной ситуации всего два – ремонт стартеров или же их полная замена. Давайте попытаемся «реанимировать» наше устройство.
Демонтаж агрегата
Прежде чем начинать ремонт стартера своими руками, необходимо выполнить его демонтаж, проводить который, для большего удобства и комфорта, рекомендуется на смотровой яме. Операция проводится в такой последовательности:
- Отключается питание аккумулятора;
- Отсоединяются клеммы с контактов стартера и шпилек втягивающего реле;
- Снимается защита двигателя;
- Откручиваются болты, удерживающие стартер и снимается само устройство.
Для того чтобы провести качественный ремонт стартеров, требуется заряжённый по максимуму аккумулятор. Суть проверки состоит в том, что масса подключается на корпус агрегата, а посредством «плюса» диагностируется неисправность. При соединении «плюса» с контактным болтом на втягивающем реле, оно должно сработать, выдвинув бендикс наружу. При отсутствии реакции, элемент нуждается в замене.
При контакте клеммы с проводом после реле, должен запуститься сам стартер, имеющий одинаковое строение, как у иномарок, так и у отечественных образцов.
Если этого не произошло и вращение отсутствует, можно приступать к разборке и начинать ремонт стартеров.
Наиболее часто встречающиеся поломки и способы их решения
Итак, как отремонтировать стартер? Рассмотрим наиболее распространённые поломки и варианты их исправления:
- Реле – для его проверки устройство разбирается, после чего болты-контакты меняются на новые или же обрабатываются на особом притирочном ремне. При большой ступеньке на болте, его можно повернуть на 180 градусов и использовать по второму разу. Не рекомендуется проводить ремонт стартеров с сильно изношенной резьбой – такие элементы подлежат немедленной замене. Пятак реле, замыкающий контакты при прохождении тока, также нуждается в очистке, провести которую можно «мягким» напильником или же обычным надфилем.
- Проверка бендикса – выполнить данную процедуру достаточно просто. Для этого, следует зажать звёздочку бендикса в тиски, использовав для этого мягкую прокладку и провернуть в обе стороны. При исправном кольце, вращение возможно лишь в одну сторону. Если же вращение происходит в обе стороны – пришла пора подумать о замене данного элемента.
- Износ щёток стартера – проверка данного компонента проходит следующим образом. Откручиваются крепёжные болты и снимается крышка стартера. Отсоединяется винт, фиксирующий контактные провода, после чего отжимается пружина и извлекается щётка. Нормальная высота составляет 12 мм – при меньших размерах её необходимо поменять.
- Ротор – как у иномарок, так и у отечественных образцов, операция проводится следующим образом: в первую очередь выполняется очистка коллектора, в месте его соприкосновения со щётками. Затем, тормозное кольцо устанавливается в крышку щеточного узла. Если имеется трещина, кольцо склеивается или меняется на новое.
- Проблемы с втулками и подшипниками – зачастую, ситуация исправляется посредством замены испорченных элементов на новые.
По окончании всех операций проводится сборка стартера. Предварительно, он очищается от пыли, а все его пластмассовые составляющие покрываются специальной смазкой. Сама сборка проводится в обратной разборке последовательности.
Вот и всё, ремонт стартера своими руками окончен. Надеемся, что изложенная в данной статье информация, поможет вам, без особых проблем выполнить данную процедуру и обеспечит длительную эксплуатацию вашего автомобиля.
https://youtube.com/watch?v=jt6FZC8rGwg
https://youtube.com/watch?v=VsOgYmJxeSM
https://youtube.com/watch?v=yy7u4smyNDI
Замена щеток стартера ВАЗ
Процесс замены щеток не займет более 20 минут. Все, что вам нужно сделать, это открутить контактные провода каждого из элементов на щеткодержателе, и подсоединить аналогичным образом новые.
Далее каждая щетка стартера 2110 или 2109 помещается в свое посадочное место поверх прижимной пружины. Когда и это будет сделано, щеточный узел необходимо посадить на коллектор. Для этого щетки поочередно утапливаются внутрь ячейки, а якорь прокручивается в одну сторону. После этого производим сборку стартера по обратному алгоритму. Перед установкой пускового устройства проверяем его вышеописанным способом. Если стартер заработал, значит, вы все сделали правильно.
Устройство
Механизм включает в себя электродвигатель, который состоит из ротора и статора, щеткодержателя, втягивающего реле и бендикса.
Якорь, или ротор, отвечает за вращение шестерни бендикса. Когда мотор запустится, якорь переходит в изначальное положение. Он оснащен возвратной пружиной, посредством которой размыкаются контакты.
Бендикс, или же обгонная муфта, как ее еще называют, необходим для контролирования скорости вращения вала. Ведущий вал должен работать на больших оборотах, нежели ведомый. Щетки, а также щеткодержатели предназначены для подачи напряжения на якорь. За счет щеток также увеличивается мощность электрического мотора.
Втягивающее реле стартера – для чего оно необходимо и как работает
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Прежде, чем любой автомобиль, подчиняясь желаниям владельца, выедет из гаража и поедет из пункта «А» в пункт «Б», его необходимо завести. Большинство современных автопользователей, которых автолюбителями можно назвать с большой натяжкой, доверяют ремонт и обслуживание своего авто специалистам сервисных центров.
Плохого в этом ничего нет, если не учитывать, тот факт, что автомобили эксплуатируют бездумно, неаккуратно. Уважающий себя водитель, даже если не принимает лично участие в ремонте машины, должен знать её устройство, основные признаки неисправностей, порядок их устранения. Это необходимо хотя бы для того, чтобы не выглядеть глупо в разговоре с автослесарем и не попасться в руки мошенников от ремонта.
Так как движение автомобиля начинается с запуска мотора, то в первую очередь, необходимо освоить устройство системы пуска. Одно из самых уязвимых мест – это втягивающее реле стартера. Об этой детали слышали все, но принцип её работы и устройство понимают не многие.
Сравнительно небольшой узел играет ключевую роль в запуске мотора. Если в случае поломки иных частей эксплуатация автомобиля возможна, то сломанное реле стартера полностью парализует автомобиль.
Тяговое реле стартера – для чего оно необходимо
Втягивающее реле стартера
Прежде, чем приступить к изучению устройства втягивающего реле, необходимо уяснить, что за работу стартера отвечает два реле, которые не следует путать. Первое – реле включения стартера, находится в моторном отсеке.
В зависимости от марки и модели автомашины оно может быть выполнено в самостоятельном корпусе или монтироваться в общий блок вместе с другими реле.
Второе – это втягивающее реле, которое установлено непосредственно на стартере и выполняет следующие функции:
- перераспределение электроэнергии между электромагнитом реле и мотором стартера;
- синхронизация работы узлов стартера при запуске мотора;
- подача шестерни бедикса до зацепления с зубами венца маховика;
- возврат шестерни в исходное положение после пуска.
В литературе можно встретить чуть измененной название одного и того же реле – тяговое реле стартера. В народно-автомобильном обиходе это устройство называют просто – «втягивающее».
Для того, чтобы мотор запустился, необходимо принудительно вращать коленчатый вал до того момента, как в камерах сгорания не начнёт воспламеняться топливная смесь. В исправном моторе для этого необходима «секунда» времени.
Задача втягивающего реле заключается в том, чтобы синхронизировать работу стартера, обеспечить зацепление рабочих частей шестерён и убрать бендикс от маховика после запуска двигателя.
Устройство втягивающего реле стартера и принцип его работы
Тяговое реле стартера находится над стартером в прочном соединении с ним. При необходимости оно достаточно просто снимается, но сделать это можно только на демонтированном стартере. Разные производители предлагают реле в двух вариантах: разборное, которое при необходимости можно подвергнуть диагностике, ревизии и ремонту, и неразборное, которое в случае поломки меняется целиком.
Основными частями реле являются:
- корпус;
- якорь;
- магнит с обмотками (втягивающая и удерживающая);
- возвратная пружина;
- контакты.
После поворота ключа в замке зажигания, в катушке возникает электромагнитное поле на втягивающей обмотке и якорь, притягиваясь, перемещается в сердечник, который посредством рычага вводит в зацепление с венцом маховика рабочую шестерню бендикса.
Как только сердечник достигает крайнего положения, «втягивающий» стартера замыкает пару контактов, которые называют «пятаками». В этот момент включается удерживающая обмотка и подаётся ток на обмотку мотора, который начинает вращать вал и маховик, находящийся в зацеплении с шестернёй.
С пуском мотора контакты в замке зажигания размыкаются, подача электроэнергии на стартер прекращается, и возвратная пружина возвращает якорь в исходное положение, а вместе с ним и шестерню с обгонной муфтой. Вот, собственно, такой принцип работы втягивающего реле стартера.