Как работает СО
Схема СО
- На 8 клапанном инжекторном ВАЗ 2110 система охлаждения работает за счет охлаждающей жидкости, принудительно циркулирующей по ней. При нагреве мотора возникает избыточное давление, которое выходит по средствам выпускного клапана.
- Для 16 клапанного инжекторного ВАЗ 2110 система охлаждения имеет оптимальную рабочую температуру в диапазоне 90-95 градусов по Цельсию. А клапан срабатывает при возникновении давления с показателями от 1,2 до 1,4 кгс/см2.
- Когда избыточное давление выходит, двигатель возвращается к нормальной температуре, включается впускной клапан. Так происходит цикл за циклом.
- При нарушении баланса давления происходит перегрев, последствиями которого могут быть различного рода поломки, включая необходимость в полной замене силового агрегата.
- За счет работы термостата и электровентилятора, у ВАЗ 2110 поддерживается необходимая постоянная рабочая температура. На головке блока цилиндров расположен датчик, который передает на блок управления сведения о текущей температуре охлаждающей жидкости.
- От датчика температуры ОЖ идет команда к системе охлаждения, которая начинает работать с целью снизить нагрев двигателя.
- При наличии электронного впрыска в конструкции автомобиля, она также располагает специальным датчиком, который отправляет сообщение на электронный блок управление о перегреве силового агрегата.
- С помощью насоса подается охлаждающая жидкость, распределяемая термостатом.
- При включении двигателя ему требуется нагреться до рабочих показателей температуры. Для этого термостат направляет жидкость охлаждения по малому контуру, не включая циркуляцию через радиатор. Малый контур включает в себя: Отопитель для прогрева салона;
- Блок нагрева карбюратора (естественно, только на карбюраторных ВАЗ 2110);
- Подогрев блока дроссельного узла;
- Впускной коллектор.
Когда двигатель нагревается примерно до 90 градусов по Цельсию, термостат отправляет часть ОЖ к радиатору. При срабатывании датчика перегрева двигателя, вся жидкость охлаждения циркулирует уже по большому контуру.
Рекомендуем: Проверка и регулировка стояночного тормоза
Замена термостата ВАЗ-2110
Демонтаж основного элемента системы охлаждения необходимо уметь производить не только для его замены, но и для периодической проверки. Поэтому подготовьте инструменты:
- две канистры (чистые, из пластика объемом 5 литров);
- тщательно промытую пластиковую бутылку;
- крестообразную отвертку среднего размера;
- малярный конус;
- гаечные ключи (размеры 8 и 12).
Ремонтные работы проводятся по инструкции:
- Разборку следует начинать с корпуса воздушного фильтра. При помощи ключа на 8 открутите болты, держащие его. Их всего два.
- Внимательно осмотрите корпус и удалите датчик, который на нем располагается.
- После этих процедур с фильтра можно снять защитную оболочку. Удалите сам фильтр.
- Сразу после проведения описанных выше процедур вы сможете увидеть термостат. Ослабьте хомут, который скрывался под корпусом.
- Разрежьте одну пластиковую канистру – удалите одну из ее боковых стенок так, чтобы сливное отверстие располагалось снизу. Так вы получите удобную емкость, в которую можно собрать тосол с патрубков. С помощью отверстия с крышкой, можно будет легко переместить жидкость в целую канистру.
- От пластиковой бутылки отделите горлышко.
- Обрезанную канистру подставляйте под патрубки в те моменты, когда вы их отсоединяете. Делайте это в следующей последовательности:
- отделите от расширительного бачка;
- от радиатора;
- от печки;
- от мотора.
- В процессе этого ремонта можно сразу же заменить патрубки. Осмотрите их на предмет износа и при необходимости сразу же проведите монтаж новых.
- После демонтажа термостата в подготовленную канистру попадет еще немного охлаждающей жидкости, поэтому не убирайте емкость раньше времени.
- При помощи фильтра из малярного бумажного конуса процедите тосол в чистую канистру.
- Установите новую деталь и затяните все хомуты. Охлаждающую жидкость залейте в бачок расширителя. Произведите сборку воздушного фильтра.
В процессе ремонта лучше всего заменить тосол и воздушный фильтр. Сразу же после сборки заведите двигатель, чтобы убрать из системы охлаждения воздушные пробки. Не стоит сразу трогаться с места, для этого вам потребуется прогреть двигатель на холостом ходу.
Напоследок проверьте уровень жидкости в расширительном бачке. Если он упал, проверьте качество сборки. При необходимости долейте тосол.
Перераспределением потоков жидкости в системе охлаждения двигателя управляет термостат. Со временем клапан термостата может заклинить на большом или малом круге циркуляции, и система охлаждения будет работать не правильно (перегрев/недогрев двигателя). А на сколько сложно проверить и поменять термостат самостоятельно ?
Проверка термостата
Как проверить термостат. На самом деле есть несколько способов, как это сделать в разных ситуациях:Проверка термостата в домашних условиях :
Для проверки термостата опускаем его в сосуд с охлаждающей жидкостью, подогреваем сосуд и контролируем по термометру начало открытия основного клапана.
Для справки :
При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя.
Проверка термостата на машине :
При проверке термостата на автомобиле после пуска холодного двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен оставаться холодным, а затем быстро нагреваться, указывая на начало циркуляции охлаждающей жидкости по большому кругу.
Проверка термостата при покупке :
Проверить термостат в магазине очень просто, достаточно дунуть в штуцер термостата. Таким образом, мы проверим на сколько плотно в холодном виде закрыт малый контур.
Снятие термостата ВАЗ 2110
Где находится термостат думаю знают все, в крайнем случае это можно узнать по фотографиям.Перед тем как снять термостат, нужно слить охлаждающую жидкость (подробно ). Демонтаж термостата показываем на примере двигателя ВАЗ-2111:
- Ослабить хомуты отводящего шланга радиатора.
- Ослабить хомуты подводящего шланга трубы помпы и шланга, соединяющего термостат с выпускным патрубком.
- Снять термостат.
Установка термостата производится в обратной последовательности. Кстати, в этом фотоотчете показан термостат старого образца. Для более продуктивной работы отопителя рекомендуется заменить его на новый (шести дырочный ), а при желании термостат можно и доработать .
Замена
Перед тем как начать замену термостата, необходимо приобрести нужные расходные материалы. Для работы понадобится:
- Терморегулятор от Лада Гранта. В комплекте должна быть прокладка. Модели с пластиковым корпусом не подойдут для замены.
- Патрубок для соединения с нижней «ванной» радиатора, также от Гранты.
- Стальные шпильки «М8», длинной не менее 9 см. При возможности, лучше приобрести крепления из нержавеющей стали.
- Стальная шайба. Необходима для установки под температурный датчик.
- Соединительные хомуты.
- Металлический тройник.
- Герметизирующее средства на основе силикона с температурным порогом не менее 300 градусов.
Далее пошаговый процесс замены термостата от Гранты.
Дать силовому агрегату остыть.
Слить часть антифриза в емкость.
Со штатного терморегулятора демонтировать все дренажные патрубки. Места соединений патрубков стоит проверить на трещины. Внутри патрубки нужно очистить от грязи и окислений.
Выкрутить крепежные шпильки. Перед демонтажем необходимо очистить место, где шпилька входит в блок. Алюминий часто окисляет металл. Шпилька может сломаться при выкручивании.
Посадочное место очистить от старой прокладки и герметика. Чистить лучше деревянной рейкой, чтобы не деформировать место стыка.
Вкрутить заготовленные шпильки
Очень важно смазать резьбу солидолом. Так крепеж не окислится в контакте с алюминием. Установить прокладку на место
Заводская прокладка не нуждается в смазывании герметизирующим средством.
Установить на место новый регулятор циркуляции.
Установить патрубок от нижней «ванны» радиатора к дренажу двигателя.
Патрубок от дроссельной заслонки заглушить. Для этого используются два стальных хомута и болт «М10».
Провести монтаж всех патрубков. При монтаже патрубок отопления укоротить на 5 сантиметров и закрепить. Необрезанный шланг будет выпирать, его будет сложно установить, а после закрепить.
Сливы с системы отопления и расширительного бака соединить через тройник.
Установить на место температурный датчик.
Залить недостающее количество антифриза в систему.
Запустить силовой агрегат.
Установить прокладку на место. Заводская прокладка не нуждается в смазывании герметизирующим средством.
Установить на место новый регулятор циркуляции.
Установить патрубок от нижней «ванны» радиатора к дренажу двигателя.
Патрубок от дроссельной заслонки заглушить. Для этого используются два стальных хомута и болт «М10».
Провести монтаж всех патрубков. При монтаже патрубок отопления укоротить на 5 сантиметров и закрепить. Необрезанный шланг будет выпирать, его будет сложно установить, а после закрепить.
Сливы с системы отопления и расширительного бака соединить через тройник.
Установить на место температурный датчик.
Залить недостающее количество антифриза в систему.
Запустить силовой агрегат.
Очень важно все соединения промазать герметиком. Это предотвратит разгерметизацию, защитит внутреннюю поверхность патрубков и отводов термостата. Для ВАЗ-2110 лучшим выбором станет термостат с температурным порогом срабатывания 92 градуса
Такой регулятор будет эффективнее прогревать салон автомобиля. При установке стоит внимательно выбирать антифриз под подобный термоэлемент
Для ВАЗ-2110 лучшим выбором станет термостат с температурным порогом срабатывания 92 градуса. Такой регулятор будет эффективнее прогревать салон автомобиля. При установке стоит внимательно выбирать антифриз под подобный термоэлемент.
Как проверить термостат системы охлаждения двигателя
От исправности термостата зависит корректная работа всей системы охлаждения, ведь именно он выполняет основную работу по регулировке температуры охлаждающей жидкости.
Когда двигатель автомобиля прогревается слишком уж резво, при этом практически сразу включается электрический вентилятор, а стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости неумолимо приближается к красной зоне, угрожая перегревом двигателя, имеются все основания говорить о нештатной работе системы охлаждения. Очень часто причиной такой неисправности является термостат.
Грешат на термостат водители и в случае, если двигатель медленно прогревается до рабочей температуры, а стрелка датчика температуры стоит как вкопанная в начале шкалы.
Принцип работы термостата
Назначение термостата – блокировать доступ охлаждающей жидкости к радиатору до тех пор, пока ее температура не достигнет определенного значения (от 85 до 950 С). Эта задача в большинстве термостатов реализуется при помощи клапана, ведущего к нижнему патрубку радиатора.
Такой клапан посредством штыря соединен с цилиндром, наполненным техническим воском, температура плавления которого равна 850 С. При нагревании охлаждающей жидкости до указанной температуры до такой же температуры нагревается и воск. Преходя из твердого в жидкое состояние, он значительно расширяется, выталкивая из цилиндра штырь, который открывает клапан.
В результате охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу системы охлаждения, отдавая большую часть тепла через радиатор и охлаждаясь. По мере снижения температуры двигателя воск в цилиндре термостата уменьшается в объеме, закрывая клапан и запуская циркуляцию охлаждающей жидкости по малому кругу системы охлаждения.
Проверка работы термостата на автомобиле
Для проверки термостата двигатель автомобиля необходимо запустить и прогреть до штатной температуры. Через 1-2 минуты после запуска, когда стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости еще только начала отклоняться от края шкалы, следует проверить нагрев патрубков, ведущих к радиатору. Нижний патрубок должен оставаться холодным, а верхний – понемногу нагреваться. Умеренно теплым должен быть и патрубок, ведущий к печке салона.
По мере прогревания двигателя, верхний патрубок радиатора должен становиться горячим, а нижний – оставаться холодным. При достижении температуры срабатывания термостата (наносится на его корпус или указывается в паспорте), нижний патрубок радиатора станет теплым, а затем и горячим. Это – свидетельство срабатывания клапана термостата. В теплую или жаркую погоду вслед за ним должен включиться и электровентилятор. Такой порядок работы термостата является штатным.
Если же в процессе прогревания двигателя теплыми становятся одновременно оба патрубка радиатора, это свидетельствует о том, что клапан термостата в силу ряда причин постоянно находится в открытом положении, запуская циркуляцию охлаждающей жидкости по большому кругу системы охлаждения.
Возможен и такой вариант – двигатель прогрелся, включился электрический вентилятор, а нижний патрубок радиатора остается холодным. В этом случае клапан термостата остается постоянно закрытым и не открывается даже при нагревании охлаждающей жидкости, запуская ее циркулировать по малому кругу системы охлаждения.
Оба последних варианта явно свидетельствуют о том, что термостат неисправен и подлежит замене.
Проверка работоспособности демонтированного термостата
Проверить исправность термостата в домашних условиях очень просто. Все, что для этого понадобится – кастрюлька с кипятком. Опустив в кипяток термостат, следует подождать несколько секунд, пока он нагреется. В случае его исправности будет прекрасно видно, как переместился шток и раскрылся клапан термометра.
Точно так же наглядно будет происходить и закрытие клапана в случае охлаждения термостата под струей воды или в кастрюльке с холодной водой.
Если же в результате домашнего тестирования окажется, что клапан не открывается и/или не закрывается, следовательно, термостат – неисправен.
Перегрев двигателя может происходить не только из-за неисправности термостата. В некоторых случаях недостаточная циркуляция охлаждающей жидкости может быть вызвана вызвана выходом из строя водяного насоса (помпы) или «завоздушивания» системы охлаждения вследствие неправильно выполненной замены охлаждающей жидкости.
Признаки поломки
Термостат относится к достаточно простым элементом, однако, и он не застрахован от поломок. В норме после запуска непрогретого двигателя отходящий от радиатора нижний шланг еще некоторое время не нагревается, но после превышения ОЖ температуры в 85C (±2C) он начинает стремительно греться (при условии полной исправности термостата). Именно этот аспект точно укажет владельцу авто на момент начала циркуляции охлаждающей жидкости.
В тех случаях, когда клапан не может открыться, ОЖ прекращает циркуляцию, и мотор начинает перегреваться. Перегрев провоцирует и неполное открытие клапана. Задержка в закрытии клапана наоборот, создает условия для более долгого разогрева мотора, особенно – в холодное время года.
Как правило, поломка термостата провоцируется следующими причинами:
- нестабильно работающим двигателем (троение часто приводит к повреждению клапана);
- износом резиновой прокладки;
- коррозией (она является самой распространенной причиной поломок);
- внутрь термостата попадает тосол;
- отмечается вытекание из устройства воска;
- на клапане имеются повреждения механического характера.
Чаще всего неисправность термостата ведет к невозможности дальнейшего передвижения на автомашине, а потому неисправную деталь нужно немедленно заменить.
Различия системы охлаждения
Перед тем как осуществить замену термостата, необходимо знать разницу, между системой охлаждения Гранты и ВАЗ-2110. Именно по причине большой разницы, владельцы испытывают трудности при эксплуатации штатного терморегулятора ВАЗ-2110.
ВАЗ-2110
На 2110 частой проблемой является подтекание охлаждающей жидкости через соединения патрубков. Причина заключается в избыточном давлении антифриза при работе двигателя на различных режимах.
Производители спроектировали систему прогрева на малом круге без учета радиатора отопителя. Его соединили в систему параллельно, через патрубок водяного насоса. Для обеспечения нужного давления применили сужение части байпасного канала перед перепускным клапаном.
Во время прогрева силового агрегата, антифриз движется по магистралям охлаждения двигателя через насос, и только потом в радиатор отопления салона. Термостат при помощи перепускного клапана регулирует подачу жидкости в «печку». Этот клапан открывается по мере увеличения температуры и при повышении оборотов двигателя, так как давление в системе начинает расти.
Таким образом, система с параллельным подключением отопления салона термостата ВАЗ-2110 не является эффективной. Ее минусы в следующем:
- Долгий процесс прогрева салона.
- Зависимость прогрева от оборотов двигателя.
- Уязвимость сочленений перед высоким давлением антифриза.
- Закипание тосола в расширительном баке или в радиаторе. Закипание происходит не от перегрева, а от разницы давления, после открытия циркуляции на большой круг.
Даже замена термостатов с пятью и шестью отводами для разделения циркуляции не помогает устранить главную проблему — плохое отопление. Сужение байпасного канала, которое было сделано для увеличения скорости циркуляции в радиаторе отопления, повлияло на изменение давления на различных скоростях движения.
Автомобили ВАЗ-2110 с 16 клапанным силовым агрегатом оснащали радиатором отопления с большим внутренним объемом, чем, например, у моделей 2109. Это тоже весомая причина, так как нестабильное давление и параллельное подключение не помогло уровнять температуру салона и мотора.
Лада Гранта
Тут вся система намного эффективнее. Во время прогрева, антифриз заполняет силовой агрегат и радиатор отопления равномерно. Это происходит по причине последовательного соединения радиатора отопления в систему первичного прогрева. Теперь отсутствует разность давлений, водяной насос не влияет на количество антифриза в радиаторе «печки». Двигать и салон прогреваются одинаково равномерно. Не стала проблемой и конструкция радиатора. Антифриз полностью заполняет весь объем, без создания воздушных пробок и закипания.
Преимущества последовательного подключения:
- Салон автомобиля начинает получать теплый воздух после достижения температурного порога 55–60 градусов.
- Нет проблем с разгерметизацией соединений.
- Отсутствует перегрев на холостых оборотах (в этом помогает дополнительный вентилятор).
- Силовой агрегат прогревается намного быстрее.
- В зависимости от используемого термостата, рабочая температура всегда поддерживается на уровне 80–90 градусов.
Плюсов у системы охлаждения по принципу Лады Гранта больше. Замена поможет быстрее и эффективнее прогревать салон и силовой агрегат в районах с очень низкими температурами в зимнее время. Далее будет описана установка термостата от Гранты на ВАЗ-2110.
Модернизация «десятки»
Предварительно с «десятки» демонтируют старый термостат:
- ослабление хомутов отводящего и подводящего шлангов радиатора;
- демонтаж устройства.
Следующий этап — сравнительный анализ СОД Гранты и ВАЗ 2110. На первом транспортном средстве печка подключается последовательно, а на втором — параллельно. На Ладе Гранта производительность отопительного устройства не зависит от оборотов помпы. При этом не прогревается тосол в расширительном баке и радиаторе.
Процесс замены термостата производится после покупки следующих деталей:
- прокладки;
- нижнего патрубка;
- шайбы;
- хомутов;
- тосола;
- герметика ABRO.
Установка термостата на ВАЗ 2110 производится после слива антифриза. Для заглушки шланга, идущего из дроссельной заслонки, используют болт М10 и хомуты. Следующий этап — подключение шлангов, монтаж датчика температуры.
Тюнингованная система СОД на ВАЗ 2110: вход печки подключается к термостату, а слив — к саксофону. Обогрев заслонки не подключается. При необходимости на дроссель подключают шланг от радиатора печки, который идет к расширителю. Затем заливают тосол в СОД, заводится мотор. В процессе прогревания рекомендуется следить за температурой тосола и герметичностью соединений. Если нарушения отсутствуют, тогда тюнинг произведен успешно.
К плюсам такой замены специалисты относят:
- теплоту в салоне;
- стабильную температуру при различных режимах работы.
«Новая печка» начнет дуть теплым воздухом при 55°С, а на отметке 70°С из печки пойдет горячий воздух (на холостом ходу и во время перемещения транспортного средства). При движении уровень температуры мотора будет находиться в пределах 85°С. При этом в пробках силовой агрегат не перегревается, а температура находится в пределах 100°С. Это способствует запуску вентилятора.
Дополнительный тюнинг
Чтобы термостат работал лучше, потребуется доработать байпас. Термостат с 6-тью дырками обеспечивает быстрый нагрев воздуха в салоне (из-за уменьшения канала). От диаметра байпаса зависит объем жидкости, которая циркулирует по МК. При уменьшении канала увеличивается проток через отопительное устройство. В салоне «десятки» становится теплее.
При сужении термостата с 5-тью дырками могут возникнуть проблемы с омыванием термического элемента. Для сужения канала до нужного диаметра потребуется алюминиевая пластина. Ее монтируют внутрь байпаса. Для этого используют заклепки либо холодную сварку. В пластине сверлят новое отверстие.
Тюнингованный термостат состоит из корпуса с дополнительным шестым отверстием (для патрубка), самого патрубка, резьбы, дроссельной шайбы, оголовка ТС, термоэлемента и регулировочного болта. Патрубок вкручивают и приваривают холодной сваркой.
Дополнительный патрубок устанавливают параллельно штатному аналогу на печку (для попадания обратки из отопительного агрегата в измерительную полость ТС). Чтобы усилить ток ОЖ на малом круге, потребуется дроссельная шайба. При этом исключается перепад давления.
Регулировочный болт должен упираться в ножку элемента. Это позволит регулировать температуру открытия ТС снаружи. Так как штатные ТС-82 холодные, потребуется дополнительная модернизация. Специалисты советуют переделать карбюраторные ТС-82 в инжекторные. Для этого необходимо просверлить и нарезать резьбу под ДТОЖ.
Для проведения тюнинга используют тройник. На «десятке» его не нужно разворачивать. Термостат с 6-тью дырками, в отличие от предыдущего элемента, легче тюнинговать. После уменьшения такого байпаса температура ОЖ будет зависеть от температуры радиатора.
Доработка системы охлаждения ваз 2110
Зачем дорабатывать систему охлаждения двигателя Ваз 2110 и делать ее похожей на СОД Лада Калина? В этой статье мы постараемся найти ответ на этот вопрос. Рассмотрим СОД Калины подробнее. Под капотом у нее находится расширительный бачок, откуда по шлангам жидкость уходит на большой круг. Получается, что она не нагревается до отметки 85 градусов по Цельсию.
На радиаторе отопителя мы не наблюдаем пароотводящего шланга, а на основном радиаторе пароотвод начинается после открытия большого круга. В чем же заключается превосходство этой системы по сравнению с охлаждением «десятки»? Во-первых, силовой агрегат нагревается значительно быстрее, а значит и салон прогревается. Во-вторых, давление в новой системе значительно меньше, чем в стандартной системе Ваз 2110, это значит, что расширительный бачок больше взрываться и повреждаться не будет. Нет необходимости часто заливать охлаждающую жидкость.
У системы охлаждения двигателя Калины есть всего лишь один минус, по сравнению с системой Ваз «десятой» модели. Недостаток заключается в частом включении вентилятора без внешнего обдува радиатора. Что потребуется для того, чтобы сделать доработку охлаждающей системы? Для начала нам нужно узнать, какой именно отопитель установлен на машине. А еще нужно вовремя «переобувать» резину, чтобы потом не возникло непредвиденных осложнений. Печка может быть старого или нового образца. Отопитель нового образца имеет большую производительность, в нем есть так называемые «завихрители», а еще размер выхода теплообменников меньше, чем размер их входа. Систему охлаждения двигателя Калины можно установить как на старую, так и на новую печку «десятки». Правда на старом отопителе, в случае установки, придется задросселировать выход, то есть уменьшить ее на 6 мм.
Отопитель, работающий на новой системе, будет отлично функционировать, но только на больших оборотах, то есть во время движения. Если же стоять на месте с заведенным мотором, из воздуховода будет дуть только теплый воздух. В этом случае нужно пару раз нажать на педаль газа и из печки снова пойдет горячий воздух. Оказывается, радиатор системы охлаждения создает своеобразное сопротивление, которое может преодолеть на холостом ходу только стандартная система охлаждения двигателя «десятки».
Как правило, подогрев дроссельного узла в конце концов будет завоздушивать, а через некоторое время печка и вовсе перестанет работать. Какие плюсы от уменьшения размера выхода из печки старого образца? Этим мы затормаживаем движение охлаждающей жидкости в отопителе, соответственно, увеличивается давление в дроссельном узле. Уменьшить диаметр выхода печки можно разными способами, к примеру, слева прикрываем дросселем, а справа — шаровым краном.
В процессе доработки нам потребуются такие материалы, как: Калиновский термостат, два Г-образных патрубка, специальный тройник, заглушка для пароотвода отопителя, заглушка для бачка, хомуты. Все необходимое мы приготовили, пора приступать к доработке системы охлаждения двигателя. В первую очередь меняем пятидырочный термостат от Калины. Бачок переносим на большой круг. Заглушаем пароотвод отопителя, из-за нее затормаживает весь поток, далее закупориваем пароотвод бачка.
Другой вариант доработки — использование шестидырочного термостата. В этом случае полностью скопировать систему Калины не получится, но попробовать можно. Заглушаем шестое отверстие термостата, на выход бачка присоединяем нижний патрубок радиатора, закупориваем пароотвод печки, подбираем оптимальную ширину канала байпаса, выполняем это методом заужения. После окончания доработки систему охлаждения двигателя нужно продуть, то есть удалить оттуда лишний воздух. Далее вытаскиваем патрубок с дроссельного узла, который уходит в обратку. Заливаем в бачок охлаждающую жидкость.
Наблюдаем за штуцерами патрубку дроссельного узла, оттуда должна побежать ОЖ. Если жидкость не поступает, то заводим двигатель и закрываем шланг пальцем. После того, как с патрубка начала течь ОЖ, закольцовываем его, прогреваем машину до рабочей температуры и проверяем работу отопителя на холостом ходу. Если дует горячий воздух, то значит работа выполнена правильно, если же воздух еле теплый, то придется заново вытащить патрубок с дроссельного узла и повторить всю последующую процедуру. В конце проверяем уровень жидкости, при необходимости доливаем ее до нормального уровня.
Подводя итог, отметим, что это далеко не новый метод доработки системы охлаждения двигателя, она зарекомендовала себя с лучшей стороны, вне зависимости от образца отопителя. Так что смысл заниматься этим есть, тем более в последнее время зимы начали быть суровыми и без печки ездить некомфортно.