Чем отличается настоящий внедорожник от кроссовера? О главных различиях
Различия проявляются в особенностях конструкции и геометрии кузова, технических возможностях трансмиссии, наличии или отсутствии дополнительных внедорожных инструментов и т.д
1. Система полного привода
Внедорожник Nissan Patrol 2016
Во внедорожниках используется «честная» система AWD, то есть все колёса постоянно подключены к двигателю. Называется «full-time». Более эффективная на пересечённой местности, особенно в труднопроходимых болотах и грязи, по сравнению с «part-time» и «torque on-demand» у кроссоверов.
Настоящая внедорожная трансмиссия должна иметь блокировку межосевого дифференциала. Она обеспечивает возможность вращения ведущих осей машины с разными скоростями. Система повышает проходимость ТС. В современных внедорожниках работает в ручном или автоматическом режиме.
Паркетник Toyota RAV4
«Torque on-demand» – усовершенствованная система полного привода для городской эксплуатации. Имеет электронное управление с автоматическим перераспределением крутящего момента. В более дорогих автомобилях (например, Audi и BMW) быстродействующие мини-компьютеры собирают следующую информацию с многочисленных датчиков:
- угол поворота рулевого колеса;
- крен кузова;
- скорость движения;
- тип дорожного покрытия и т.д.
На основе собранных и проанализированных данных в автоматическом режиме регулируется соотношение крутящего момента между передней и задней осями. В наиболее функциональных полноприводных системах возможна переброска различной мощности на колёса одной оси.
Система «torque on-demand» лучше проявляет себя в городских режимах. Автомобиль стабильнее и устойчивее на асфальте. Ещё одно преимущество заключается в высокой топливной экономичности.
Однако на серьёзном бездорожье могут возникнуть трудности. Система полного привода «по требованию» не всегда корректно реагирует на добавление тяги (нажатие педали газа). Более того, водителю приходится ловить момент включения режима 4х4, что затрудняет преодоление препятствий.
Понижающая передача – ещё один важный инструмент в арсенале настоящего внедорожника. Позволяет медленнее крутиться колёсам при высоких оборотах силового агрегата. Улучшает проходимость машины, способствует беспрепятственному подъёму на крутые склоны.
Понижающая передача имеет передаточное число. Чем оно выше, тем более хорошими тяговыми характеристиками и ездовыми качествами на бездорожье обладает автомобиль. Высокое передаточное число также позволяет крутить в труднопроходимых местах более крупные «грязевые» покрышки (устанавливаются в ходе тюнинга) со специальным протекторным рисунком.
2. Конструкция кузова
Toyota Land Cruiser
Классический внедорожный автомобиль имеет рамный кузов. Отличается жёсткостью, высокой прочностью и простотой конструкции. Состоит из системы швеллеров. К ним крепится ходовая часть, двигатель, трансмиссия и кузов автомобиля.
Прочная рама способна выдерживать серьёзные нагрузки при «скачках» по препятствиям. В частности, рамные автомобили устойчивы к диагональным перекосам на бездорожье.
Важное достоинство рамного кузова заключается в возможности боди-лифта. Опытные джиперы поднимают кузов над рамой, увеличивают проходимость автомобиля за счёт установки дополнительных проставок и колёс большего диаметра
Mitsubishi Outlander 2016
В кроссоверах используется безрамный несущий кузов с подрамниками. Весит меньше (особенно из алюминия). Отличается меньшими показателями прочности, несмотря на дополнительные распорки, косынки и мощные балки. Способствует более точной управляемости автомобиля. Увеличивает полезный объём кузова, снижает общую массу машины.
Ещё один важный момент – улучшенная безопасность. При разработке цельнометаллических несущих кузовов рассчитываются области деформаций (при дорожно-транспортных происшествиях) для защиты людей внутри салона.
Существует особый тип несущего кузова – интегрированный. Главная особенность конструкции – встраивание облегчённых частей обычной рамы (например, продольных лонжеронов) в силовой каркас кузова. Интегрированные кузова используются в Suzuki Grand Vitara, Range Rover Sport и других моделях.
Типичные представители
Кроссоверами в полном значении слова являются:
- Nissan X-Trail;
- Land Rover Freelander3;
- Infinity FX 35;
- Mercedes-Benz GLK-Class;
- Renault Duster;
- Nissan Qashqai;
- Geely Emgrand X7;
- Nissan Juke.
Представленный список далеко не полон и он продолжает пополняться.
Nissan X-Trail
Благодаря техническим качествам и презентабельному внешнему виду, кроссоверы успели заслужить уважение и любовь миллионов водителей. А некоторые, как Ниссан Джук, к примеру, и вовсе стали почти именем нарицательным в классе автомобилей компактных, надежных и красивых.
Любопытно, что если сравнить фото и видео тест-драйв разных типичнейших (с технической точки зрения) кроссоверов, визуально они могут значительно отличаться. В этом заключается еще одна причина их популярности – машина может быть незаметной, как легковая или брутальной, как рамный внедорожник. Все согласно желаниям владельца.
Infinity FX 35
В свою очередь, это означает, что ценовой диапазон также очень широк: можно найти как автомобиль эконом-класса, так и настоящий эксклюзивный вариант. А наличие опционных функций позволяет полностью настроить машину под себя.
Различия по области применения
Внедорожники
Главная суть внедорожников — без проблем проезжать по бездорожью, легко преодолевать препятствия и возможность буксировки. Именно эти три качества должны быть у внедорожника в приоритете, а комбинировать все это с экономным расходом горючего практически невозможно. Кроме того, даже самые новаторские достижения в области механики не позволяют добиться качественного управления внедорожником на ровной дорожной поверхности.
Наглядные примеры качественных и настоящих внедорожников можно наблюдать в «лице» Jeep Grand Cherokee, УАЗика, Land Rover и Nissan Patrol. Несмотря на то, что каждый из них имеет огромные размеры и очень просторный салон, о комфорте тут говорить не приходится. За «комфортную» модификацию придется неслабо доплачивать. В основной массе случаев внедорожники задействуются как транспорт для путешествия по экзотическим местностям и в роли рабочей «лошадки». Ну и, даже просто иметь у себя в гараже первоклассный внедорожник — это всегда модно!
Кроссоверы
А вот кроссоверы хоть и выглядят словно внедорожники, ездят они преимущественно по ровному дорожному полотну. Эти автомобили идеально подходят чисто для городских жителей, которые хотят передвигаться с комфортом. Главная «изюминка» кроссовера заключается в том, что у него платформа легковушки, что делает автомобиль легче внедорожника и серьезно улучшает показатели его управляемости.
Популярные кроссоверы, это Honda CR-V, Hyundai Santa Fe, VW Tiguan и Toyota RAV4. Автомобили такой направленности идеально подходят на роль семейного транспорта. Большие размеры, высокий клиренс, просторный салон позволяют с повышенным комфортом совершать длительные поездки в путешествии, на пикники и прочие выездные мероприятия.
Особенности внедорожников
Под » внедорожником » имеется в виду весьма широкое понятие, в которое входят разные виды транспортных средств, характеризующихся высокой степенью проходимости. Предназначение таких автомобильных категорий сводится к их эксплуатации на автомагистралях, имеющих особое значение, а также бездорожье. Любая категория внедорожников отличается посредством следующих характерных признаков:
- рамной конструкции;
- наличием различных возможностей привода, составляющих оптимальный набор для внедорожников, в виде блокировок между колесами или осями и других;
- пониженным ряд передач.
Наиболее яркие представители внедорожников — это:
Toyota Land Criuser-200 2019
Range Rover 2019
Nissan Patrol 2019
Lexus LX-570 2019
Jeep Grand Cherokee 2019
Область применения внедорожников
К основным функциям внедорожников стоит отнести:
- преодоление любых видов препятствий;
- езда по сложному бездорожью;
- буксировка.
В процессе производства «вездеходов» представленные характеристики становятся основополагающими, что отрицательным образом сказывается на экономичном потреблении топлива кроссовера. Также стоит отметить, что даже посредством современных высоких технологий в области автомобилестроения отсутствует возможность создания точного управления внедорожниками на асфальтированной поверхности.
Что касается комфорта, то в случае с внедорожниками, далее понятие становится относительным в сравнении с большим и просторным размером кузова. Во многом высокая степень комфортабельности достигается за счет дороговизны автомобиля. Внедорожники идеально эксплуатировать в качестве транспорта для работы или путешествий по местам, отличающихся неровным рельефом.
Проходимость:
- Благодаря минимальным передним и задним свесам кроссовера обеспечивается большой угол съезда и подъема на возвышенные пространства.
- Идеальная геометрия данных типов автомобилей позволяет с легкостью преодолевать высокие неровности рельефа.
- Устойчивые колесная база и колея способствуют преодолению неровностей проскочили вывешивания одного из колёс.
Трансмиссия
К отличительным признакам истинного внедорожника стоит отнести:
- Постоянный полный привод. В некоторых случаях в качестве альтернативы используется полный привод, имеющий августе свойство к подключению и отключению. Однако «включение» второго моста классического варианта внедорожника должно осуществляться ручным способом вместо активации вискомуфт.
- Дифференциал между осями или колесами, отличающийся возможностью блокировки механического типа. Межколесный вариант отличается наибольшей оптимальностью.
- Понижающая передача. Настоящий внедорожник должен быть оснащен пониженным рядом передач, что является обязательным условием беспрепятственного преодоления жесткого бездорожья. Идеальный вариант раздаточной коробки — понижающая и прямая виды передач.
Кузов
Чтобы лучше понять, чем отличается джип от кроссовера, необходимо обратить внимание на особенности кузова. Классический вариант внедорожника характеризуется обязательным наличием конструкции рамного типа
Однако в настоящее время производители все чаще делают выбор в пользу других элементов, поддерживающих необходимую степень жесткости кузова.
Подвеска
Все внедорожники характеризуются наличием зависимой подвески частичного или полного типа, что не самым приятным образом сказывается на комфорте в процессе езды. Однако посредством данных видов подвески достигается высокая степень безопасности. Также рассматриваемая техническая особенность внедорожников должна иметь определенный запас прочности. У большого количества автомобилей, предназначенных для езды по бездорожью, отмечается значительно больший ход подвески, что напрямую связано с необходимостью удерживания колеса на поверхности вне зависимости от положения кузова.
Колеса
Минимальный размер диаметра колес у внедорожников составляет 30 дюймов. Также отличительным признаком является наличие у колес заметной боковины.
Четырехдверные кроссоверы в кузове купе
Этот тип транспортных средств является истинным свидетельством того, что потребители стали более разборчивы в своих вкусах и более требовательны к новым моделям. Так как популярность автомобилей купе уже не падает долгое время, а также в связи с невероятной популярностью кроссоверов и внедорожников, логично, что на рынке должны были обязательно появиться кроссоверы в кузове купе.
Это и произошло вскоре после появления первых в мире современных кроссоверов. Например, первой кто массово пошел на смелый эксперимент стала компания БМВ, которая выпустила четырехдверный кроссовер Х6 в кузове купе, который сначала публика встретила с настороженно, но затем Х6 быстро набрала популярность несмотря на критику экспертов.
Благодаря большому дорожному просвету, габаритам и просторному салону четырехдверные кроссоверы и внедорожники в кузове купе начали отвоевывать популярность у легковых четырехдверных автомобилей в кузове купе. Ведь надо признать, что универсальность и практичность кроссоверов ни у кого не вызывает сомнения. Плюс изящество линий кузова купе придает внедорожникам роскошный внешний вид.
В том числе кроссоверы в кузове купе, как правило, легкие и мощные в отличие от обычных внедорожников и кроссоверов.
Что такое внедорожник: определение
Итак, что значит внедорожник, или оффроад? Если давать краткое определение, это – класс машин для передвижения по пересеченной местности или бездорожью, обладающий повышенной проходимость за счет ряда технических характеристик, отличных от аналогичных характеристик легковой машины. Отличаются:
Разберем каждую особенность более подробно.
Трансмиссия
Трансмиссия полноценного джипа имеет следующие отличительные особенности:
Механическая коробка передач. Она позволяет лучше контролировать передвижение (в отличие от «автомата») и обладает большей надежностью (по сравнению с вариатором).
Усиленное сцепление. При передвижении по бездорожью сцепление испытывает очень большие нагрузки, поэтому оно должно обладать повышенной прочностью и высоким уровнем трения между обеими его частями.
Раздаточная коробка с понижающей передачей. С раздаточной коробкой все понятно – она вращает вторую колесную ось. А вот пониженная передача на ней нужна, чтобы равномерно распределять крутящий момент с двигателя на все колеса
Это очень важно при медленной езде по бездорожью, так как повышает проходимость транспортного средства, заставляя и передние, и задние колеса вращаться с одинаковой скоростью.
Наличие системы блокировки дифференциала. Она нужна для того, чтобы в случае, если одно из колес или целая ось окажется в воздухе (а на пересеченной местности такое – не редкость), они были остановлены и не отнимали крутящий момент у колеса или оси, которые сохранили сцепление с почвой.
Ходовая часть
Ходовой части оффроада присущи следующие черты:
- Привод на все четыре колеса. Для чего он нужен, вполне понятно: на плохой дороге четыре вращающихся колеса с большей вероятностью заставят автомобиль двигаться, чем два. Кроме того, если два из четырех колес машины намертво застряли и не могут вращаться, остаются еще два, которые могут вытянуть ее.
- Длинноходовая подвеска, позволяющая колесам перемещаться в нескольких направлениях: относительно своих осей и относительно кузова. Это нужно для лучшего сцепления с дорогой. Например, если авто окажется на участке местности с небольшими возвышениями, одно колесо будет выше другого. Если колеса не смогут перемещаться в вертикальной плоскости, это приведет к тому, что одно из них повиснет в воздухе и будет вращаться вхолостую. При наличии длинноходовой подвески такого не произойдет: колесо опустится и все равно окажется на земле. Наилучшим вариантом такого рода подвески является зависимая подвеска.
- Использование в подвеске рессор. Рессоры – наиболее прочный тип подвески, который может выдержать серьезные нагрузки, которые нередко испытывает подвеска автомобиля при езде по бездорожью. Правда, есть у них и минус: они передают водителю вибрацию узлов и деталей, а также удары с колес.
- Мощная колесная база. Колеса должны быть большого диаметра и достаточной ширины. Это обеспечивает большую скорость передвижения и лучшее сцепление колес с поверхностью, по которой передвигается транспортное средство.
- Обязательно наличие гидроусилителя руля. Нередко чтобы повернуть передние колеса на бездорожье, требуется приложить серьезные усилия. Снизить их помогает гидроусилитель руля, который в данном случае просто незаменим.
- Большой дорожный просвет (или клиренс). Если дорожный просвет будет низким (например, как у седанов), то велика вероятность, что машина своим дном заденет неровности, которыми изобилует пересеченная местность. Клиренс у авто для пересеченной местности не должен быть менее 200 мм.
Кузов
Кузов описываемого класса машин тоже имеет свои особенности. Во-первых, он должен быть достаточно прочным, чтобы получать минимальные повреждения от ударов или соприкосновения с окружающими предметами. Во-вторых, он не должен быть несущим. На оффроадах устанавливают раму, которая гасит нагрузку на кузов, а также все контакты кузова с препятствиями. Например, если машина, у которой несущий кузов, проедет по серьезному бездорожью или пересеченной местности, это может привести к возникновению на таком кузове вмятин – ведь все нагрузки, которые испытывает авто, будут передаваться именно на него. А в случае с рамочной конструкцией основная их часть придется на подвеску и ходовую часть. Несущий кузов несет в себе и еще один риск, неприемлемый для оффроад-авто. Дело в том, что этот класс автомобилей нередко приходится вытаскивать с помощью трактора или другого автомобиля, если он застрял. Если кузов будет несущим, при таком вытаскивании он может просто расползтись по швам.
Список основных отличий паркетника от кроссовера
- У паркетника клиренс меньше, так как он рассчитан на городские дороги;
- Кроссоверы часто выпускают в версиях с полным приводом;
- На кроссоверах обвес, бамперы и крылья рассчитаны на более тяжёлые условия;
- На кроссовер ставится более мощный двигатель, в следствие чего растёт расход топлива;
- Паркетник – машина не рассчитанная на серьёзные нагрузки, в то время, как кроссовер создан если не для бездорожья, то для загородных поездок;
- Классические кроссоверы — Honda CR-V и Toyota RAV4;
- Если посмотреть на паркетник и кроссовер отличия будут не заметны. Зато, когда машины проходят тестовые заезды, результат налицо.
Полный привод
Если ваш путь на дачу лежит вот по такой дороге, то для того, чтобы преодолеть трудный участок, нужен рамный внедорожник или пикап. Кроссовер же здесь, скорее всего, застрянет. Если ваш путь на дачу лежит вот по такой дороге, то для того, чтобы преодолеть трудный участок, нужен рамный внедорожник или пикап. Кроссовер же здесь, скорее всего, застрянет. | Или хлебнет воды при переезде речки. Достаточной величиной преодолеваемого брода обладают только полноценные внедорожники. Или хлебнет воды при переезде речки. Достаточной величиной преодолеваемого брода обладают только полноценные внедорожники. |
История
Lohner-Porsche — возможно первый полноприводный автомобиль
Первые машины повышенной проходимости для езды по бездорожью стали появляться в 1930-х годах. Это были армейские внедорожники – на гражданский рынок подобные машины тогда не выходили. Их появление было обусловлено опытом Первой мировой войны, которая показала, что для передвижения личного состава вооруженных сил по пересеченной местности или по местности, рельеф которой сильно изменен в ходе бомбардировок, простого автомобиля недостаточно. В начале 1930-х годов мировому сообществу уже было ясно, что скорая война неизбежна. Вполне резонно предполагали, что по своему характеру она будет очень напоминать предшествующую. А значит, армии потребуется транспорт повышенной проходимости. Поэтому многие страны приступили к разработке машин, способных передвигаться по бездорожью и пересеченной местности.
Изначально авто для бездорожья, поступавшие в армии различных государств, не имели тех характеристик, что современные. Их отличия от обычных машин заключались преимущественно в наличии привода 4х4. Кроме того, они не выпускались массово, а производились ограниченными партиями. Это было обусловлено тем, что на таких машинах передвигался в основном офицерский состав армии. Для перевозки простых солдат использовали полноприводные грузовики. На их основе нередко и делали авто для армии. Также в качестве базы для армейских авто повышенной проходимости служили обычные легковые машины.
ГАЗ-61 — семейство советских легких автомобилей повышенной проходимости с приводом на все колёса
Ярким примером такого подхода может служить советский джип ГАЗ-61, созданный для Красной армии на основе серийно производившегося легкового автомобиля ГАЗ М-1. По сути, это был все тот же ГАЗ М-1, только с полным приводом. Аналогичным образом конструировали авто и в других странах. Японский Курогане, немецкий Хорьх-901, американский Мармон-Херрингтон – все это не что иное, как переделанные серийные машины, дополненные полным приводом.
Модель 95 4×4 Scout Car «Kurogane – Black Medal»Вездеход Horch-901 был выполнен на типовом рамном шасси с постоянным полным приводом колес
Впрочем, очень скоро неэффективность такого подхода оказалась очевидной: для передвижения по пересеченной местности или бездорожью лучше подходит увеличенный дорожный просвет, нужна совершенно иная подвеска, кроме того, для использования в военных целях автомобиль должен иметь другую эргономику и обустройство салона. Поэтому американское министерство обороны в 1940 году объявило конкурс на автомобиль повышенной проходимости для армии. Выиграли его две компании – Оверлэнд-Уиллис и Форд. Они создали принципиально новые машины, которые до них не делал никто, и которые как нельзя лучше подошли американской армии. От применявшихся до этого полноприводных переделок легковых машин новый американский армейский транспорт Форда и Уиллиса отличали следующие особенности:
- большой размер дорожного просвета;
- рессоры повышенной прочности;
- улучшенный баланс благодаря продуманному размещению силового агрегата и трансмиссии;
- открытый верх;
- отсутствие дверей;
- конструкция кузова, благодаря которой в салоне появилось 7 мест и возможность перевозить достаточно габаритные грузы;
- крепления для саперной лопаты и других инструментов на внешней части кузова;
- откидывающееся на капот лобовое стекло;
- расположение бака в наиболее безопасном месте – под водительским сиденьем;
- наличие по бокам кузова специальных ручек, помогающих не вывалиться во время езды или вытащить транспортное средство, если оно застрянет.
История создания и технические характеристики джипа Willys
Все это делало Уиллис очень привлекательным для американской армии, так как изделия такого класса пригодны для эффективной езды по бездорожью. Аналогичными характеристиками обладала и машина от Форда. Поэтому 1941 года министерство обороны США заключило с автозаводами контракт на снабжение армии их продукцией, и как Уиллис, так и Форд начали выпускать свои разработки серийно.
Справедливости ради надо сказать, что Форд и Уиллис не являются авторами концепции авто подобного класса. Впервые ее хотел реализовать другой американский автоконцерн – Бентам. Правда, он так и не успел этого сделать, так как прекратил свое существование, и его продукции покорить бездорожье было не суждено, равно как и послужить в американской армии. Широко применялась продукция Форда и Уиллиса и в советской армии, будучи поставленной в СССР по программе американского лендлиза.
Делаем выводы
Lexus Pebble Edition RX350
Итак, мы разобрались что, несмотря на свою схожесть, эти два типа автомобиля имеют отличия по конструктивным особенностям, размерам, проходимости и ценовым характеристикам.
UAZ Patriot
Под капотом кроссовера установлен мощный двигатель, который может работать на дизельном и бензиновом топливе. Кузов имеет независимую и жесткую подвеску и сзади и спереди. Он оборудован полноприводной системой.
Если выбор останавливается на кроссовере, то необходимо учесть все достоинства и недостатки данного автомобиля, чтобы все аспекты потребностей были удовлетворены
Внедорожники имеют облегченную конструкцию и несущий кузов, они также оборудованы полноприводной системой или принудительно подключаемым передним приводом.
Подвеска внедорожника может быть частично зависимой и обладать запасом прочности в элементах. Внедорожники также отличаются большим диаметром колес.
Если бездорожье – ваша основная дорога, то выбор должен быть в пользу внедорожника
По размерам кроссоверы более компактны, но и клиренс у них значительно меньше, чем у внедорожников. По проходимости выигрывает внедорожник, он легко преодолевает даже самое сложное бездорожье.
Цены на внедорожники превышают стоимость кроссоверов практически в два раза, а вот в обслуживании эти два типа авто зачастую сравниваются, все зависит от типа вождения и любви автолюбителя к своему детищу.
Подведем итоги
Как уже говорилось выше, кроссоверы возникли на рынке не просто так, а по причине возникшего спроса на них. В переводе с английского «crossover» значит «смешивание, перемещение», что, в принципе, отражает его суть. Самый первый автомобиль этой категории на заре 80-х выпустила американская компания Motors Corporation, это был AMC Eagle. Изначально AMC был самым настоящим внедорожником, но потом спрос на такие авто начал стремительно падать, и производитель решил усовершенствовать машину, «скрестив» ее с легковушкой. Это было что-то, продажи на него очень быстро взлетели. Но самый пик спроса на кроссоверы пришелся на рубеж столетий, когда к выпуску «городских» машин приступили такие гиганты как Mercedes, BMW и Audi.
Выигрышная позиция кроссоверов перед внедорожниками заключается в стоимости. Так, например, популярный в России Renault Duster в самой тривиальной комплектации можно приобрести в районе 500 000 рублей. А вот внедорожники, даже самые дешевые, стоят гораздо дороже. Кроссоверы значительно экономичнее в расходе топлива, они лучше в управлении на ровном дорожном полотне. Но в то же время там, где кроссовер «встанет» как вкопанный, внедорожник спокойно проедет препятствие и поедет дальше.
Вообще, нельзя сравнивать эти две категории на предмет выявления лучшего — это автомобили, предназначенные для разных эксплуатационных условий. Выбирая между кроссовером и внедорожником, нужно учитывать, куда автомобиль будет чаще ездить. Так, например, если потребность в поездке по бездорожью возникает раз в полгода-год, тогда лучше выбирать кроссовер, и наоборот.