Как проводится контрольно-тренировочный цикл при обслуживании аккумулятора

Как лучше заряжать смартфон?

Важно понимать, что нельзя держать полностью заряженный смартфон постоянно подключенным к зарядному устройству, например,. Нет, перезаряда не произойдет, так как контроллер зарядки прекратит поступление тока, но постоянное падение запаса энергии до 99% и наступающее следом пополнение до 100% приведет к снижению числа циклов заряда

Лучше всего себя зарекомендовала подзарядка аккумулятора, которая происходит под контролем пользователя. Как только достигнут показатель 90-100%, нужно отключить гаджет от сети. Конечно, в повседневной жизни сложно обеспечить идеальные условия эксплуатации батареи, но надо стараться следовать .

На снижение количества возможных циклов заряда аккумулятора и уменьшение его емкости влияют следующие факторы:

  • перегрев АКБ;
  • регулярное исчерпание заряда до 0%;
  • использование неоригинального зарядного устройства ().

Даже если получится продлить жизнь батареи на 2-3 года, естественное старение его составляющих элементов все равно приведет к снижению емкости на 15-20%.

На определенном этапе использования iPhone, пользователь задается вопросом нужно ли менять батарею на смартфоне? И как понять когда нужно все таки менять аккумулятор на iPhone? Одним из показателей «жизни» аккумулятора iPhone, является количество циклов зарядки.

При продолжительном пользовании смартфоном аккумулятор постепенно теряет свои свойства аккумулировать энергию и приходит в негодность. Как правило это становиться заметно по времени автономной работы смартфона. Обычно, срок службы аккумулятора iPhone составляет 500 циклов зарядки. После преодоления порога в 500 циклов аккумулятор уже хуже держит заряд и нужно задуматься о смене или батареи или .

В каких случаях новый АКБ необходимо заряжать?

Наши автовладельцы иногда понятия не имеют о том, что новые батареи для авто иногда надо подзаряжать. Разумеется, обычно виной тому некомпетентные продавцы, которые уверяют покупателей, что продаваемые ими устройства изначально готовы к полноценной эксплуатации. При изготовлении девайсы заряжаются на предприятиях, однако перед тем, как батарея попадет в руки покупателю, она может простоять не один месяц в магазине или на складе. За это время приборы саморазряжаются, в результате чего они теряет часть емкости и, разумеется, они будут нуждаться в зарядке.

Чем дольше аккумуляторные приборы лежат без дела, тем оперативнее они разряжаются. Приобретая АКБ для авто необходимо проверить маркировку и дату производства — в том случае, если с момента изготовления прошло больше полугода, то устройство надо зарядить перед эксплуатацией. Да и в принципе, специалисты не рекомендуют покупать батареи, выпущенные более шести месяцев назад. И хотя срок хранения у большинства АКБ составляет 12 месяцев, фактическое использование девайса начинается с того момента, когда в него заливается электролит. А это, в свою очередь, происходит на производстве.


Таблица соответствия плотности девайса

Чтобы приблизительно оценить, какой заряд имеет батарея для авто, вам потребуется тестер — вольтметр либо мультиметр. Для диагностики приложите черный щуп тестера к выводу «-», а красный — к выводу «+». Если продавец уверяет, что приобретаемый вами прибор полностью заряженный, то параметр напряжения должен составлять от 12.6 до 12.9 вольт. Ели же полученные значения ниже, то перед эксплуатацией необходимо произвести подзарядку. В том случае, если напряжение автомобильной батареи составляет около 11 вольт, то устройство нуждается в полноценной зарядке.

На что обращать внимание при покупке новой батареи?

Что нужно учитывать, покупая новую АКБ:

  1. О зарядке мы уже рассказали — покупая устройство, необходимо проверить его заряд.
  2. То же самое касается даты. Если вы заметили, что после производства батареи прошло больше полугода, то лучше не покупайте ее.
  3. Не лишним будет при покупке произвести замер уровня, а также плотности жидкости — для этого вам потребуется ареометр.
  4. Также ознакомьтесь с основными показателями — его емкостью, пусковым током, классом.
  5. Размеры устройства, а также его расположение клемм. Среди наших соотечественников бытует ошибочное мнение о том, что все батареи одинаковы по конструктивным особенностям, это не верно. Размеры устройств могут отличаться в зависимости от предназначения и возможности эксплуатации в определенных моделях авто. Особенно внимательно при покупке необходимо удостовериться в том, что клеммы покупаемого прибора расположены также, как в вашем АКБ, а не наоборот. Если расположение клемм будет другое, это вызовет трудности при подключении и эксплуатации.
  6. Также перед покупкой следует удалить защитную пленку и удостовериться в том, что на корпусе нет трещины и других видов повреждений. В том случае, если вы заметили какие-либо дефекты, рекомендуем отказаться от покупки устройства (автор видео — Сергей Ротанов (RSV)).

Диагностика состояния системы заряда

Несмотря на то, что эта процедура напрямую не относится к диагностике состояния аккумулятора, обойтись без нее невозможно. От того, насколько полно и правильно заряжается аккумулятор во время езды, зависят его характеристики.

Генератор автомобиля должен обеспечивать подачу напряжения, покрывающую текущие расходы. В идеале – даже если включена всё штатное электрооборудование, АКБ должна заряжаться. Проверить, исправен ли генератор, можно несколькими способами.

  1. При оборотах 2000 об/мин величина подаваемого генератором напряжения должна быть 15,10 В при морозе и 13,80 В при жаре.
  2. Можно запустить двигатель, слегка прогреть его и установить обороты 1500 об/мин. При этом напряжение на клеммах батареи должно быть в пределах 13,8-14,8 В.
  3. При работающем двигателе включите все штатные электроприборы, включая стеклоочистители. Потребление электричества при этом увеличится, но напряжение на клеммах источника питания не опустится ниже 13,1 В.

Если в результате замеров выяснится, что они меньше нормальных, значит имеются неполадки в системе заряда АКБ. Чаще всего речь идет об ослабленном ремне генератора или окисле контактов. В такой ситуации, перед тем как обслуживать сам аккумулятор автомобиля, правильнее будет принять меры к восстановлению работоспособности генератора.

Зачем тренировать аккумулятор

Уход за аккумулятором предполагает регулярную проверку его состояния:

  • уровня электролита;
  • выдаваемого напряжения;
  • проведения внешнего осмотра.

Как правило, такую диагностику осуществляют при проведении планового техосмотра. Но если все показатели в норме, а батарея заряжается не полностью и садится слишком быстро, стоит подумать о проведении контрольно-тренировочного цикла. В ряде случаев он позволяет восстановить первоначальные характеристики АКБ.

Тренировка автомобильного аккумулятора не так сложна, как кажется, хотя и требует немалых временных затрат. Можно, конечно, поручить выполнение этой процедуры специалистам, но многие автовладельцы предпочитают делать это самостоятельно, при условии наличия соответствующих измерительных приборов и проветриваемого помещения

Последнее условие важно, поскольку в процессе зарядки батареи выделяется взрывоопасный водород. В любом случае пользование огнём в непосредственной близости от места проведения работ категорически запрещено

Не забываем и об использовании индивидуальных средств защиты от раствора серной кислоты, являющегося рабочей жидкостью кислотных аккумуляторов.

Подготовительные мероприятия для правильной зарядки

Перед тем, чтобы правильно зарядить аккумулятор, лучше удостовериться в том, что он действительно находиться в разряженном состоянии.

Проверить это достаточно просто, нужно для начала вынуть его из специальной ниши в автомобиле. Бывают случаи, что причиной разрядки может стать механическое повреждение корпуса аккумуляторной батареи, вследствие чего вытекает электролит. Поэтому батарею нужно тщательно осмотреть на предмет нахождения на ней различных трещин — если они есть, то дальнейшая эксплуатация АКБ невозможна.

Степень разряда батареи можно узнать по специальному индикатору, который довольно часто монтируется на корпусе устройства. Рядом с индикатором должна находится поясняющая запись, говорящая о том, какой именно цвет о чем говорит.

Разряженный аккумулятор можно идентифицировать по тому напряжению, которое есть на клеммах. Для этого будет нужен обыкновенный тестер, с помощью которого проверяется напряжение. Если оно ниже номинальных значений, то аккумулятор разряжен.

Чтобы зарядка аккумулятора прошла правильно, нужно перед самим процессом проверить состояние электролита. Сделать это можно через заливные пробки, сам электролит должен быть в чистом состоянии, без дополнительных примесей. Кроме того, уровень его должен быть выше пластин. При необходимости, нужно произвести замену, либо залить нужное количество.

Большое видео про выбор и пользование зарядным устройством (вторая часть ниже)

Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?

Среднестатистический срок службы современного свинцово #8212; кислотного аккумулятора для авто составляет от 5 до 7 лет. Это только в том случае. если хозяин выполняет все требования производителя по обслуживанию и эксплуатации АКБ. Не всегда все можно предвидеть. и смерть наступает внезапно. Аккумулятора это касается тоже. Чтобы не выбрасывать лишние деньги на покупку новой батареи

достаточно уделять ей внимание буквально два раза в год. Тогда она прослужит не просто положенных 7 лет. а может еще простоять в запасе

Для этого нужно всего ничего — тренировка автомобильного аккумулятора

а может еще простоять в запасе. Для этого нужно всего ничего — тренировка автомобильного аккумулятора .

Что такое контрольно #8212; тренировочный цикл ?

Если аккумулятор сильно устал от жизни или долго не использовался. помочь ему может только КТЦ — контрольно #8212; тренировочный цикл. Также он поможет поближе познакомиться с батареей. которая стояла. скажем. на вновь купленном автомобиле. определить ее примерный ресурс и срок жизни. Вся операция легко проводится своими руками без сложного оборудования и энциклопедических знаний. Достаточно дочитать это руководство. и АКБ может зажить новой жизнью. дышать полной грудью и радовать владельца стабильными 12 V. Опытные автомобилисты рекомендуют проводить тренировку и восстановление аккумулятора автомобиля хотя бы раз в год. за исключением новых батарей. Цикл тренировки включает в себя полный заряд батареи. контрольный разряд батареи. после чего проводится повторная зарядка .

Как провести тренировку АКБ ?

Все тренировочные работы с батареей проводят не на автомобиле. Для этого батарею снимают. заряжают по технологии зарядки любым доступным зарядным устройством. после чего проводится замер плотности электролита во всех секциях АКБ. Средняя плотность электролита должна быть в пределах 1. 27 г / см куб. Проверка плотности проводится аэрометром. а в некоторых моделях АКБ встроен индикатор. который сигнализирует об уровне плотности электролита. Если плотность больше номинальной. в банку доливают дистиллированную воду. Если меньше — готовый электролит плотностью 1. 4 г / см куб .

Теперь самое главное — правильно разрядить аккумулятор. Для этого его подключают к мощному реостату. а параметры разрядки контролируют амперметром и вольтметром. Схема подключения настолько простая. что мы нарисовали ее сами. Вот она .

Теперь. когда АКБ подключена. начинается процесс разрядки током десятичасового режима. Величина тока соответствует 9 % от номинальной емкости батареи. То есть. если батарея на 50 А. ч. то ток разрядки должен быть точно 4. 5 А. если 60 #8212; то 5. 4 А. а батарею 75 А. ч разряжают током 6. 8 А

Очень важно при этом поддерживать величину тока разряда на постоянном уровне до тех пор. пока напряжение на клеммах аккумулятора не упадет до 10. 3 В

Меньше этого значения разрядка не допускается

3 В. Меньше этого значения разрядка не допускается .

Тонкости тренировки АКБ

Процесс довольно тонкий. требующий внимания. но чрезвычайно эффективный. Засекаем время от начала разрядки. Первый замер делается в самом начале цикла разряда. при этом необходимо следить за тем. чтобы электролит не перегревался. Последующие измерения проводят не раньше. чем через 3 #8212; 4 часа. Главное. не пропустить момент. когда напряжение опустится до 11 В. После этого порога замеры делаются каждых 10 #8212; 15 минут до тех пор. пока значение напряжения не упадет до 10. 2 #8212; 10. 3 В. Время. потраченное на разрядку АКБ заданным током. красноречиво будет говорить об истинной емкости батареи. Чем меньше время разрядки. тем меньше реальная емкость. Вычисляется это запросто. Ток разрядки просто умножается на время. которое потрачено на разрядку до 10. 2 вольта .

Время зарядки АКБ при постоянном токе

Формула расчета зарядного тока имеет вид: I=Q*k, где Q – емкость батареи, а k – некий коэффициент от номинала (идеальное его значение находится в границах 0,04…0,06, а оптимальное до 0,1). Исходя из такой рекомендации, подсчет времени, которое нужно для полностью посаженого аккумулятора имеет такой вид: Т= Q/ I. Подставив свои значения, вы увидите, что получается достаточно много времени, но поскольку, зачастую требуется не полная зарядка, а лишь восстановление утраченной емкости, то эта цифра будет в два или полтора раза меньше.

Для ориентировочной оценки требуемого времени на зарядку автомобильного аккумулятора постоянным током сначала необходимо определить степень разряженности батареи (в процентах), потом определить потерянную емкость (в Ач), а затем, выбрав величину зарядного тока, рассчитать время полной зарядки. Формула для расчета сколько по времени подзаряжать аккумулятор авто выглядит так:

Умножение данного соотношения в 2 раза, нужна из-за того, что КПД процесса составляет 40-50%, остальное тратится на нагрев, а также связанные с этим электрохимические процессы.

Использование расчетной формулы обязательно должно сопровождаться контролем за ходом процесса зарядки, особенно при его завершении, дабы не упустить начало бурного кипения.

Когда в течение часа на клеммах аккумулятора, при зарядке, напряжение перестает увеличиваться — аккумулятор заряжен на 100%.

Величина конечного напряжения зависит от: величины зарядного тока, температуры, внутреннего сопротивления АКБ, наличия в электролите примесей и от состава сплава решеток.

Какими способами можно выполнить “тренировку”

Самый простой способ выполнить КТЦ – это подключить аккумулятор к зарядно-подзарядному устройству, имеющему такую функцию. ЗПУ зарядит батарею, потом разрядит до нужного уровня, само отследит, чтобы АКБ не ушла в глубокий разряд и вовремя отключит нагрузку. Продвинутые устройства сами измерят емкость и выдадут готовый результат. Проблема только в том, что такие зарядники дороги, и экономически нецелесообразно покупать их для личного пользования.


Зарядное устройство с функцией КТЦ.

Такой сервис декларируется и в более дешевых устройствах, например, «Кедр Авто-4А». Но там тренировочный цикл сводится к чередованию непродолжительной зарядки с кратковременным разрядом. Это эффективно для десульфатации, но замерить в емкость таким методом не получится.


Зарядник «Кедр Авто 4А» с функцией «Цикл».

Наиболее доступный большинству автовладельцев вариант – провести разряд заряд своего аккумулятора, разрядив его вручную и пополнив уровень энергии от обычного ЗУ. Это несложно выполнить в гараже или другом приспособленном помещении.

Зачем нужны тренировки

Не все до конца понимают, для чего проводится подобная тренировка старого или севшего автомобильного аккумулятора.

Можно выделить несколько основных причин:

  • желание отложить покупку новой дорогостоящей батареи;
  • увеличение срока службы используемой АКБ;
  • реанимация аккумулятора, о котором забыли и нашли его через долгое время;
  • восстановление характеристик уже давно эксплуатируемой батареи.

В некоторых случаях, когда батарея пролежала пару лет в гараже либо её просто забыли снять с машины, оставив на длительное хранение без скинутых клемм, удаётся восстановить АКБ, которая кажется уже приговорённой к утилизации.

Правильно проведённая тренировка старого автомобильного разряженного аккумулятора, когда выполняется заряд-разряд, позволяет сэкономить деньги автовладельцу. Плюс АКБ несколько восстановит свои характеристики, а потому двигатель будет запускаться легче даже при сильных морозах.

Почему разряжается батарея

Каждый аккумулятор имеет определённую ёмкость, которая измеряется в ампер-часах. То есть, если на АКБ написано, что её ёмкость 65 А*ч, это значит, батарея способна выдавать ток силой 1 ампер в течение 65 часов. Однако на деле все далеко не так. Аккумулятор разряжается при пуске двигателя и работе электроприборов, а заряжается от автомобильного генератора.

Этот цикл никогда не бывает полным, поэтому со временем батарея «привыкает» расходовать не все электричество, аккумулированное в ней, а только его часть.

На уменьшение ёмкости могут влиять и другие факторы. Среди них:

  • Механические повреждения. Плохо закреплённая батарея может треснуть, из-за этого часть электролита вытекает наружу. Из-за сильного разряда происходит замыкание пластин внутри АКБ, и она перестает работать.
  • Неисправность электрооборудования. Слишком большой ток, вырабатываемый генератором, будет приводить к постоянному «закипанию» АКБ. Слишком низкий не будет успевать заряжать её полностью.
  • Сульфатация. Внутри аккумулятора находятся свинцовые пластины, которые под действием кислоты, содержащейся в электролите, начинают покрываться белым налётом — сульфатом свинца. Если этот процесс запустить, АКБ полностью перестанет работать.
  • Городская эксплуатация без дополнительной подзарядки. Частый пуск двигателя, большое количество включённых потребителей электричества при езде в городском цикле не дают аккумулятору заряжаться полностью. Если время от времени его не подзаряжать дополнительно, он быстро выйдет из строя.
  • Пониженная температура. Каждый градус ниже чем +20 по Цельсию — это минус 1% от ёмкости аккумулятора. Если на улице -30, это значит, что АКБ может работать только «наполовину» своей номинальной мощности. Если батарея старая частично разряжена — и того меньше.

Из-за этих причин нужно периодически проводить осмотр АКБ

Важно проверить как состояние самой батареи, так и токопроводящих клемм. Их нужно регулярно очищать от окислов и смазывать специальной смазкой

https://youtube.com/watch?v=mLHzrTRJByg

Контрольно-тренировочный цикл

Контрольно-тренировочный цикл проводится для контроля технического состояния аккумуляторных батарей, проверки отдаваемой ими емкости, исправления отстающих аккумуляторов.

При контрольно-тренировочном цикле проводятся:

  • предварительный полный заряд;
  • контрольный (тренировочный) разряд током 10-часового режима;
  • окончательный полный заряд.

Предварительный полный заряд при КТЦ проводится зарядным током, указанным в табл. 9 и 10, с соблюдением всех правил заряда.

Контрольный разряд производится по группам при соответствующих переключениях в ЗРУ. Перед началом контрольного разряда температура электролита должна быть 18…27 °C. Величина разрядного тока для аккумуляторных батарей должна соответствовать значению указанному в табл. 15.

Таблица 15. Величина разрядного тока для аккумуляторных батарей при проведении контрольно-тренировочного цикла

Тип батареиРазрядный ток, АТип батареиРазрядный ток, А
6СТЭН-140М12.66СТ-756.8
6СТ-140Р12.66СТ-827.5
12СТ-85Р8.06СТ-908.1
12СТ-70М7.06СТ-1059.5
12СТ-707.06СТ-13212.0
3СТ-15013.56СТ-18216.5
3СТ-21519.56СТ-19017.0
6СТ-454.23МТ-121.2
6СТ-504.53МТ-80.7
6СТ-555.06МТС-90.8
6СТ-605.46МТС-222.0

Постоянство разрядного тока должно тщательно соблюдаться в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 1,7 В на первом вышедшем аккумуляторе батареи. Замер напряжения на аккумуляторах и температуры в среднем аккумуляторе батареи производится при включении на разряд, затем через каждые 2 ч. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замеры напряжения надо проводить через каждые 15 мин, а при снижении напряжение до 1,75 В аккумулятор контролируется непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7 В, следует немедленно измерить напряжение на всех остальных аккумуляторах, отключить батарею от разрядной цепи и восстановить величину разрядного тока для оставшихся в группе батарей.

Разряд автомобильных аккумуляторных батарей со скрытыми перемычками ведется до конечного напряжения на выводах 5,1 В у 6-вольтовых батарей и 10,2 В у 12-вольтовых батарей. При снижении напряжения до 5,55 В на 6-вольтовой батарее и до 11,1 В на 12-вольтовой батарее измерения производят через каждые 15мин, а при снижении напряжения до 5,25 В на 6-вольтовой батарее и до 10,5 В на 12-вольтовой батарее измерения производят непрерывно до конца разряда.

При контрольном разряде необходимо записывать время включения батареи на разряд и начальную температуру электролита, а также время окончания разряда (при достижении 1,7 В на первом вышедшем аккумуляторе или напряжения на выводах 5,1 B y 6-вольтовой батареи и 10,2 В у 12-вольтовой батареи) и конечную температуру электролита.

Подсчет емкости, отдаваемой аккумуляторной батареей, в процентах от номинальной емкости, производится по специальной таблице. Фактическая емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной.

Окончательный полный разряд автомобильных батарей производится нормальным зарядным током, указанным в таблице 10, с соблюдением всех правил с доводкой плотности электролита в конце заряда. Танковые батареи заряжаются током двух ступеней согласно табл. 9. Между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда допускается разрыв по времени не более 12 ч.

Танковые аккумуляторные батареи, не отработавшие гарантийного срока и отдавшие при контрольном разряде емкость менее 100% номинальной, подвергают повторному контрольно-тренировочному циклу. Перед вторым контрольным разрядом в аккумуляторах должна быть установлена плотность электролита 1,28±0,01 г/см3. Если при втором контрольном разряде батареи, не отработавшие гарантийного срока, отдают менее 100% гарантированной емкости, предъявляется акт-рекламация.

“Питер – АТ”
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Зачем тренировать аккумулятор

Аккумулятор нужно регулярно диагностировать: проверять его внешнее состояние, напряжение, которое он выдаёт, уровень электролита в нём. Обычно такую проверку совмещают с проведением сезонного техосмотра. Если аккумулятор плохо заряжается и быстро садится — это первый признак того, что пора провести контрольно-тренировочный цикл. В домашних условиях КТЦ аккумулятора можно провести в любом помещении, где есть вытяжка. Контрольно-тренировочный цикл кислотных аккумуляторов можно делать и в гараже, но обязательно на снятой и отключённой от всех потребителей батарее. Рекомендуем: Методы тренировки и восстановления автомобильного аккумулятора (АКБ) Проведение КТЦ аккумуляторных батарей можно поручить и специалистам. Однако эта процедура совсем несложна, и вполне по силам сделать её самостоятельно. Для этого потребуются:

  • зарядное устройство;
  • два провода;
  • вольтметр;
  • реостат или лампочка подходящей мощности;
  • часы, чтобы засечь время.

Нужно помнить, что при зарядке батарей выделяется водород, поэтому помещение, в котором проводятся работы с АКБ, должно быть хорошо проветриваемым.

Процесс выполнения

В первую очередь батарею надо выдержать несколько часов в помещении, в котором будет проводиться процедура. Это нужно для того, чтобы температура электролита и пластин сравнялись с температурой окружающей среды. Идеально, если температура будет в районе +20..+25 градусов. Неплохо, если +18..+27 градусов. Потом АКБ надо полностью зарядить до напряжения 12,6 вольт. Если батарея в обслуживаемом исполнении, можно дополнительно проверить уровень электролита, а также его плотность – она должна быть около 1,27 г/куб.см. Если что-то не в норме, по необходимости надо выполнить соответствующие операции – доливку электролита или добавление дистиллированной воды.

Рекомендуем: Как мультиметром проверить какой заряд у аккумулятора

Далее аккумулятор надо выдержать еще час-два для того, чтобы повышенное напряжение заряда нормализовалось до уровня напряжения разомкнутой цепи (холостого хода). Попутно температура электролита снова сравняется с комнатной, если во время процесса пополнения энергии жидкость нагрелась.

Во время ожидания можно подготовить дополнительное оборудование и сделать несложные расчеты. Разряжать батарею надо током, составляющим около 10% реальной емкости. За особой точностью гнаться бессмысленно. Реальная емкость на момент сборки схемы разряда неизвестна, ее лишь предстоит выяснить, поэтому можно обойтись приближениями. Так, батарея заявленной емкостью 60 А*ч (эта цифра обычно указана на шильдике АКБ) через два года эксплуатации может снизить емкость процентов на 10. Задавшись предполагаемой цифрой в 54 А*ч, можно выбрать ток разряда в 5..5,5 ампер.

Аккумулятор с начальной емкостью 60 А*ч.

Для этого подойдет эквивалент нагрузки с сопротивлением R=U/I, приблизительно от 2,2 до 2,5 ом. Мощность должна быть P=U*I=12*5=60 ватт. Можно взять резистор соответствующих параметров, но такой найти непросто. Его можно сделать составным, включив несколько резисторов меньшей мощности, но большего сопротивления, параллельно. Подойдет «батарея» из 6 десятиваттников по 15 ом.

Резистор 15 ом мощностью 10 ватт.

Еще лучше в качестве нагрузки применить автомобильную лампу (или несколько параллельно соединенных). Такие лампы имеют ряд преимуществ:

  • рассчитаны на напряжение 12 вольт;
  • их легко приобрести;
  • можно потом использовать как запасные для автомобиля:
  • имеют широкий ряд мощностей – можно составить любую нагрузку;
  • служат стабилизатором тока – при снижении напряжения нить остывает, уменьшая сопротивление;
  • снижение яркости накала сигнализирует о скором окончании процесса.

Лампа (или их группа) подбирается сразу по мощности – в приведенном примере она должна составлять 55..65 ватт.

Разрядка батареи лампочкой.

Подключив нагрузку, надо засечь время. Также желательно измерить разрядный ток. Одного замера, в принципе, достаточно, но можно несколько раз проконтролировать ток в течение всей разрядки, а потом его усреднить – точность будет повыше. Если амперметра нет, можно пользоваться расчетным значением:

  • I=12/R, где 12 – напряжение АКБ, а R – сопротивление резистора в омах;
  • или I=P/12, где P – суммарная мощность ламп в нагрузке в ваттах, а 12 – все так же U аккумулятора.

В этом случае погрешность будет выше, но останется в рамках приемлемой.

Схема контроля параметров.

Напряжение на клеммах аккумулятора надо контролировать каждые 30 минут, а при снижении до уровня 11 вольт – каждые 10..15 минут или чаще. Из разрядных кривых видно, что при снижении напряжения ниже 11 вольт падение выходного уровня резко ускоряется. Есть шанс упустить время и разрядить батарею ниже допустимого уровня.

Разрядные характеристики свинцово-кислотной АКБ.

Как только напряжение достигнет 10,5 вольт, надо:

  • немедленно отключить нагрузку;
  • остановить таймер, отмеряющий время разрядки;
  • не откладывая на долгий срок (не позднее, чем через час-два) поставить аккумулятор заряжаться до полного уровня.

Если первый контрольный разряд аккумуляторной батареи показал, что ее емкость снизилась до 80% от паспортной или ниже, есть смысл сразу же провести повторный КТЦ. Если второй цикл показал, что по итогам первого разряда-заряда емкость батареи частично восстановилась, то целесообразен и третий подряд КТЦ. Если же после первой попытки параметры АКБ не улучшились, надо принимать решение о возможности дальнейшей эксплуатации батареи.

Для наглядности смотрите видео.

Проведение контрольно-тренировочного цикла позволяет не только определить фактическое состояние батареи, но и увеличить срок ее эксплуатации. Это увеличивает надежность эксплуатации техники и приносит заметный экономический эффект.

Что это такое

Аккумуляторы для машин выбирают, исходя из ёмкости и пускового тока. Пусковой ток означает подачу заряда, необходимого для вращения стартера и проворачивания коленвала. Чем мощнее и объёмнее мотор, тем больше Ампер потребуется для запуска. Ёмкость же указана в Ампер*часах. К примеру, если у АКБ ёмкость составляет 70 Ач, тогда в теории в течение 70 часов она сможет выдавать по 1 Амперу за 1 час. Ёмкость отражает время, в течение которого батарея способна питать нагрузку, то есть подключённых к ней потребителей.

На практике всё иначе. При запуске двигателя батарея отдаёт огромный заряд. Его компенсация происходит за счёт генератора и протекающих внутри аккумулятора электрохимических процессов. То есть АКБ обратно накапливает заряд. Но поскольку генератор часто не успевает компенсировать потери, большинство машин эксплуатируются с недозаряженным источником питания.

Ёмкость постепенно падает, и на это влияет несколько факторов:

  • механические повреждения;
  • недостаточно плотное соединение контактов;
  • неисправности электрооборудования;
  • сульфатация;
  • низкая температура;
  • короткие поездки и пр.

Подобные обстоятельства заставляют водителей быть более внимательными к источнику питания.

Не все понимают, почему речь идёт тогда о контрольно-тренировочном цикле для АКБ и что это вообще означает.

Большинство автомобильных батарей основаны на свинцовых пластинах и электролите. При этом могут применяться разные конструкторские решения, легирующие добавки, меняется внутреннее наполнение, что позволяет разделить АКБ на несколько разновидностей. Их средний заявленный срок службы около 5 лет. На практике многим приходится из-за озвученных выше причин менять батареи уже через 2–3 года.

Чтобы минимизировать свои затраты на частую смену батарей, можно прибегнуть к такой процедуре как контрольно-тренировочный цикл. Или просто КТЦ. Рекомендуемая периодичность составляет 1–2 раза за год.

С помощью КТЦ можно хотя бы частично восстановить характеристики, продлить срок службы. Никто не обещает, что после КТЦ батарея станет как новая, только что купленная в магазине. Но хотя бы на 1–2 года она проработает дольше. Некоторые за счёт тренировки продлевают срок эксплуатации и на 3 года.

Контрольно-тренировочный цикл

Контрольно-тренировочные циклы проводит для восстановления нормальных электрических характеристик аккумуляторов и батарей, длительно эксплуатировавшихся токами часового и более коротких режимов или длительно хранившихся в заряженном виде. Эти циклы состоят из трех операций: а) доразряда током нормального разряда для снятия остаточной емкости; б) нормальных заряда и разряда; в) рабочего заряда током нормального заряда.

Схема включения приборов при контрольном разряде и определении емкости аккумуляторной батареи.

Контрольно-тренировочный цикл проводят для проверки технического состояния батареи один раз в год или при ухудшении ее работы.

Контрольно-тренировочный цикл проводят в следующей последовательности.

Контрольно-тренировочные циклы проводят для восстановления нормальных электрических характеристик аккумуляторов и батарей, длительно эксплуатировавшихся токами часового и более коротких режимов или длительно хранившихся в заряженном виде. Эти циклы состоят из трех операций: а) доразряда током нормального разряда для снятия остаточной емкости; б) нормальных заряда и разряда; в) рабочего заряда током нормального заряда.

Контрольно-тренировочный цикл при нормальной эксплуатации должен регулярно проводиться один раз в 5 – 6 месяцев для предотвращения сульфатации.

Контрольно-тренировочный цикл зарядки ( перезарядка) батареи производится один раз в три месяца.

Контрольно-тренировочный цикл заряда батареи производят по эксплуатационному режиму до установления постоянной плотности и напряжения в течение 4 часов. После одного часа перерыва заряд производят 2 часа с часовым перерывом. Эти циклы повторяют до обильного газовыделения в батарее в первые две минуты после начала заряда. Температуру и уровень электролита также7 строго контролируют. Если температура электролита свыше 45, заряд прекращают, а ниже 35 – возобновляют.

Контрольно-тренировочному циклу подвергаются новые аккумуляторные батареи при подготовке их к эксплуатации, которые хранились более срока, рекомендованного заводом; батареи с пониженной емкостью более чем на 20 % и батареи, которые следует проверить на емкость.

Проведением контрольно-тренировочных циклов обеспечивается удаление с пластин кристаллов сульфата свинца и полный заряд аккумуляторов. В результате этого емкость аккумуляторной батареи повышается до величины, близкой к номинальной.

Проведение контрольно-тренировочного цикла предполагает процесс разрядки аккумуляторной батареи с последующей зарядкой ее до номинального напряжения.

После контрольно-тренировочного цикла батареи должны быть подвергнуты контрольному заряду током нормального заряда 7 8 а до достижения обильного газовыделения, постоянства напряжения и постоянства плотности электролита, отмечаемых в течение 2 ч подряд. После этого при непрекращающемся заряде должна быть произведена корректировка плотности электролита.

Плотность электролита аккумуляторных батарей.

Один раз в течение шести месяцев батареи рекомендуется подвергать контрольно-тренировочному циклу заряд – разряд.

Окончательное суждение о техническом состоянии аккумуляторной батареи Тяожно иметь только после проведения контрольно-тренировочного цикла, состояще – го из заряда и контрольного разряда током 10-часового режима.

Замер плотности электролита

Необходим аккумуляторный ареометр, без которого обслуживание аккумуляторов невозможно. Стоит прибор немного и подходит как для проверки плотности электролита, так и охлаждающей жидкости (тосола или антифриза). Делать замер данного параметра можно не только во время полного обслуживания АКБ, но и просто раз в 2-3 недели. Для замера не надо снимать батарею с автомобиля.

Последовательность замера плотности электролита:

  • Открутить пластиковые крышки, закрывающие каждую банку.
  • Опустить носик заборной трубки в электролит, до соприкосновения с пластиной.
  • Грушей закачать немного электролита в трубку.
  • Опустить в трубку измерительный ареометр. Уровень электролита окажется напротив соответствующего показания на ареометре.

Отбор необходимо производить с каждой банки.

Номинальные показания плотности электролита: от 1,27 до 1,29 гр/см3. При низкой плотности электролит лучше всего заменить, при низком уровне – просто долить дистиллированной воды.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий