Фирма «Renault» начнёт выпускать легковые автомобили «Москвич»

Есть ли жизнь на том свете?

Бывший гендиректор Рубен Асатрян на заводе больше не появляется. В административном здании «новая метла» – внешний управляющий Александр Комаров – тянет одну сигарету за другой. Мужиков-рабочих ему жалко. Завод – еще жальче. Первое, что он сделал, придя сюда, – нанял охранное агентство.

– Что греха таить, растащено много, – выдыхает клубы дыма Комаров.

Теперь, когда Комаров с помощью московских властей развязал долговой узел с энергетиками, нужно снова перешерстить оборудование, включить его и посмотреть – заработает или нет. А дальше у внешнего управляющего уже есть план, утвержденный советом кредиторов. Почти наполеоновский.

…Вечерами серые коробки цехов тонут в густых сумерках, и завод становится похожим на гигантское кладбище. Каждую среду к его стенам, как на шабаш, съезжаются до сотни машин со всей столицы. Это фан-клуб АЗЛК.

Внешний управляющий Александр Комаров: – Что делать с заводом? Сразу отправить в морг или все-таки в реанимацию?!

– А на втором? – не терпится нам. – Неужели выпускать «Москвичи»?

– О-о-о! – вздыхает Комаров. И становится ясно, что так далеко его планы не простираются. Во всяком случае, пока.

Сегодняшние долги АЗЛК – 29 миллиардов рублей. Развязаться бы хоть с частью…

Комаров раскладывает на столе план заводских помещений и территорий. Если выставить на конкурсные торги два пустующих земельных участка в 22 и 66 гектаров, можно выручить порядка 1,2 миллиарда рублей.

– К чему нам советский гигантизм? Оставляем только необходимое, – по-хозяйски рассуждает Александр Комаров. – У «Москвича» полно недвижимости. Свободные площади можно сдавать и получать доход.

Главный вопрос: выживет ли «Москвич»? – виснет в воздухе.

Досье

Мэр Москвы напомнил, что автозавод на Волгоградском проспекте, также ранее известный как АЗЛК («Автомобильный завод имени Ленинского комсомола»), имеет «большую и славную историю» длинной почти в сотню лет.

История этого завода, а вместе с ним и автомобилей «Москвич» началась в 1930-м. Тогда на предприятии собирали автомобили, используя американские комплектующие в рамках договора с Ford, — легковой Ford Model A и его грузовую версия Ford Model AA.

Ford Model AФото: autowp.ru

В декабре 1946 года с конвейера сошел первый автомобиль под названием «Москвич» — модель «Москвич-400». Машина могла похвастаться гидравлическими тормозами и «дворниками», но у нее отсутствовали «поворотники». В первой половине 1950-х машина сменила индекс на 401 и получила модернизированную коробку передач, более мощный двигатель, а еще — небольшие доработки в салоне. 

«Москвич-400»Фото: autowp.ru

С 1958 по 1963 год на заводе выпускали седан «Москвич-407», который в СССР был любим не меньше 21-й «Волги». Купить машину в то время можно было примерно за 2,5 тыс. рублей. Оценили 407-й и за рубежом: на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе седан удостоился золотой медали. Также авто активно экспортировали, в том числе в Западную Европу.

«Москвич-407»Фото: autowp.ru

Первый внедорожный «Москвич» под индексом 415 был спроектирован в 1958 году. Он с успехом прошел все заводские испытания и получил рекомендацию к выпуску. Однако из-за отсутствия интереса отраслевого министерства и полной загрузки производственных мощностей завода серийный выпуск машины так и не наладили.

«Москвич-415»Фото: autowp.ru

«Москвич-433» — самый известный фургон советской эпохи, как его охарактеризовали СМИ, — начали выпускать на АЗЛК в 1967 году, а спустя год вышла его модификация «Москвич-434».

«Москвич-433»Фото: Всесоюзное объединение «Автоэкспорт»

Последний «Москвич», под названием «Алеко», начали выпускать в 1986 году. 

«Алеко»Фото: АЗЛК

В 1997 году «Алеко» немного изменили и начали продавать под названием «Святогор». 

«Святогор»Фото: АЗЛК

  • Распад СССР и последующие финансовые проблемы сыграли решающую роль в истории «Москвича». Новые разработки не спасли положение (в середине 1990-х на АЗЛК разрабатывали даже электрокары — первые прототипы построили на базе серийных автомобилей «Москвич-2141» и «Москвич-2335»). 
  • Удержаться на рынке не удалось, и конвейер завода АЗЛК остановился, а в 2003-м на предприятии была запущена процедура банкротства. 
  • Сначала на базе АЗЛК работал цех неполной сборки, который выпускал автомобили Renault Megane и Renault 19, а затем Clio Symbol. В 2005-м в Москве построили завод полного цикла для производства Renault Logan, а уже в 2006-м Logan стал самым продаваемым иностранным автомобилем в России. Также на заводе производили Renault Sandero, Lada Largus и Xray. 

В 2022 году город откроет новую страницу в истории «Москвича», заявил Сергей Собянин.

ЗИЛ

Удивительно, но не во всем мире знают о том, что в Советские годы в нашей стране собирали роскошные лимузины, которые производились для высших лиц государства. Самой известной моделью на то время, которая производилась на заводе имени Лихачева, был автомобиль «ЗИЛ-115». Этот бронированный автомобиль использовался строго для перевозок высших лиц государства. Самым известным в мире пассажиром этой машины являлся руководитель Советский  страны Иосиф Сталин.

В настоящий момент эта компания носит название (называется) “Амо-Зил”, она производит автобусы, трактора и грузовые автомашины.

А если переливание крови попробовать?

Законом о банкротстве предусмотрена такая хитрая штука, как замещение активов. Создают коммерческую структуру и переписывают на нее все, что нужно для успешной работы. Акции продаются. Выручка от реализации идет в счет погашения долга. Для осуществления такой схемы нужно согласие кредиторов – раз. И чтобы нашлись покупатели – два.

– Желающие есть, – говорит Комаров. – Вот и самарская группа СОК проявляла интерес, и «Дженерал Моторс», и «Фольксваген»…

То, что на АЗЛК может обосноваться западный автогигант, для здешних рабочих что-то вроде кошмара. Потому как на «Москвиче» остались одни патриоты. Завод стоит третий год, а 2300 человек и не думают увольняться. 650 из них чуть ли не каждый день ходят на работу, не получая при этом ни гроша.

По оценке технического аудита, чтобы заводские мощности вновь «загудели», нужны нешуточные вливания. $10 «лимонов» на ревизию оборудования и восстановление инженерных сетей, еще $15 – 20 миллионов – на запуск прессового и сборочного цехов. И только после этого можно говорить о восстановлении производства. На что потребуется еще порядка $50 миллионов. Где взять такие деньги?

Внешний управляющий может сколько угодно мечтать об инвесторе – ему по должности положено. Но реальность такова, что его мечта обречена остаться только мечтой.

Возрождение «Москвича»

ss=”article-paragraph” style=”text-align:”>Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что столичные власти решили возобновить производство легковушек под отечественным брендом «Москвич». Основным партнером московского завода станет КамАЗ. Сначала планируется производить автомобили с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе завод может начать сборку электрокаров.

Я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич». Мы постараемся сохранить большую часть коллектива, непосредственно работающего на заводе и у его смежников

Сергей Собянин

мэр Москвы

Новый завод «Москвич» возглавил Дмитрий Пронин, сообщила газета «Известия». Ранее он был замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, а до этого занимал должность заместителя гендиректора АГ «Авилон».

Независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев в разговоре с изданием выразил мнение, что для полноценного возобновления производства автомобилей на заводе в Москве партнерства с КамАЗом недостаточно. По словам эксперта, рентабельность предприятия возможно обеспечить, если выпускать 50-60 тысяч авто в год — достичь таких показателей с нуля непросто.

«Заводу нужен стратегический партнер. Например, китайские производители кроссоверов и пикапов, с которым ранее КамАЗ вел переговоры», — сказал Бургазлиев.

Также не стоит забывать, что из-за санкций на рынке наблюдается дефицит деталей и полупроводников. Улучшить ситуацию может параллельный импорт.

Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».

Какая судьба ждет Москвич, после возрождения компанией Рено

В сети некоторое время обсуждали планы Рено на автомобильную марку Моквич, что будет с АЗЛК после возрождения?

Для начала вспомним во всех подробностях ситуацию – то есть пробежимся по тому, о чем в начале октября писали СМИ.

«Застрельщиком» выступило агентство городских новостей «Москва», сообщившее, что 7 октября ЗАО «Рено Россия» подало заявки на регистрацию товарного знака «Москвич» и его эмблемы.

Указывалось также, что бренд регистрируется во всех возможных вариантах написания названия за всю историю существования автомобилей Москвич.

В заметке, в частности, приводилась цитата из заявки, поданной на регистрацию: «Заявляется словесное обозначение «Москвич» и Moskvich, изобразительное обозначение, представляющее собой оригинальную фигуру в виде замкнутой изогнутой линии, представляющей собой композицию из оригинальных фигур». Опустим сомнительную литературность фразы – суть передана довольно точно.

Речь, очевидно, об эмблемах со словом «Москвич», а «оригинальная фигура в виде замкнутой изогнутой линии» – это, вероятнее всего, не что иное, как эмблема самого завода, с 1994 года сменившего вид собственности и переименованного из АЗЛК в ОАО «Москвич».

С такой эмблемой выходили в свет все последние машины Московского автозавода – вплоть до банкротства предприятия в 2006-м.

После этой публикации автомобильные ресурсы принялись тиражировать новость о возможном возрождении марки «Москвич», а также пытаться проводить параллели с ранее звучавшими заявлениями, делать предположения о том, как будет происходить это возрождение, и зачем оно нужно.

Например, «Ведомости» получили подтверждение факта подачи заявки у представителя «Рено Россия», а также привели слова аналитика «ВТБ Капитал» Владимира Беспалова о том, что советский бренд мог понадобиться французам, дабы они могли отделить свои среднеценовые машины от бюджетных путём увода последних под бренд Москвич. Цитата того же Беспалова в «Известиях» более полная – названы, собственно, модели Renault, которые в России могут перекочевать под марку Москвич (и получить маленький фейс-лифтинг), – Logan, Sandero и Duster, как произошло с японским «Datsun» (визуальное сравнение ниже).

Москвич Дастер скорее всего будет разрабатываться по анологии Датсуна Го-кросс (на фото ниже) с Ладой (предположительно выпуск на платформе Икс-Рея или Лады 4*4 нового поколения)

«Что же будет дальше, после внедрения этих моделей?» — возможно спросите Вы. Вот ответ: Рено будет совместно с Москвичем, делать разработки и ставить их на конвейер, если появится успех, немногим позже эта машина появиться у французов.

Примеры: Дача Дастер (на фото ниже — 2010 года выпуска) (под брендом Рено стал одним из самых продаваемых автомобилей сегмента SUV), Дача Логан (на фото еще ниже — 2004 года выпуска) (также стартовала раньше всех в альянсе Рено-Ниссан, на год раньше всех остальных)

Таким образом Москвич скорее всего будет сборочным конвейером для альянса, что очень грустно.

Андрей созерцатель Андрей созерцатель

За чем следить

Власти Москвы приняли и ряд других мер поддержки для москвичей и сохранения рабочих мест в городе.

  • Получить детские пособия стало проще. Доходы граждан, уволенных после 1 марта 2022 года, не будут учитываться при оценке нуждаемости семьи.
  • Также москвичи могут подать заявку на получение гранта Правительства Москвы на обучение новой специальности и повышение квалификации (эту инициативу мэр утвердил в конце апреля).
  • Кроме этого, городские власти утвердили программу поддержки работников, находящихся под риском увольнения, — им обеспечат временную занятость, помогут найти другую работу и адаптироваться на новом месте. 
  • Мэр Москвы также утвердил пакет антикризисных мер для арендаторов городского имущества. В частности, предприятия торговли и сферы услуг, а также организации малого и среднего бизнеса получат отсрочку до 31 декабря 2022 года по уплате арендных платежей за второй квартал этого года. Подробнее о мерах поддержки для малого бизнеса можно узнать на

Фото обложки: Станислав Красильников / ТАСС

Можно ли было его спасти?

В середине 90-х наверняка да. При условии жесточайшего антикризисного управления и ориентации на нишу максимально дешевых, простых в обслуживании машин для самого неприхотливого потребителя. Но, откажись Р. Асатрян от амбиций превратить «Москвич» в «русский БМВ», получил бы он поддержку Лужкова? Не факт. А вот под проекты (точнее, прожекты), подобные «Князю Владимиру», – получил. Тут можно было бы порассуждать о влиянии чиновников на экономику, о роли психологии в деле привлечения финансов, но не станем. Было и быльем поросло.

Но без оценки роли московских и федеральных властей не обойтись. Именно противоборство Москвы и Кремля стало тем камнем, из-за которого «Москвич» улетел в кювет. Федеральное правительство говорило Москве: забирайте завод, но вместе с долгами. Москва отвечала: возьмем с радостью, но без долгов. Так и препирались, пока завод не умер.

Кто виноват?

Кандидатов на роль обвиняемого – хоть отбавляй. Тут тебе и советское руководство автопрома, повесившее на шею АЗЛК кредит на покупку моторного производства, – ящики с оборудованием так и валяются на территории. Те, что не растащили. Да и привезли-то, говорят, не все. Но долг в 700 миллионов долларов теперь числится за «Москвичом». Да, это очень тяжелая проблема, но решаемая.

Еще один «подозреваемый» – федеральное правительство. По версии заводчан, оно сперва развалило всю систему, а потом, когда предприятие начало выкарабкиваться из ямы, устроило дефолт 98-го года и добило автозавод. Версия хорошая, если бы не одно «но»: а почему другим российским производителям дефолт скорее помог, чем помешал?

Любители уголовной хроники и простых ответов на сложные вопросы убеждены, что завод разворовали руководители, чередой прошедшие в 90-е годы. Чаще прочих называют Рубена Асатряна, ставшего генеральным директором в 1997 году и отстраненного в январе 2004-го, после начала процедуры банкротства и введения внешнего управления. Но мы бы с приговором не спешили: то, что Асатрян якобы распродавал по дешевке, вполне могло оказаться разумными шагами по избавлению от непрофильных производств. Проводил сделки через посредников? А кто действовал иначе – покажите?

А вот то, что Асатрян сделал ставку на импортные комплектующие, которые после дефолта задрали цену на «москвичовские» машины до небес и выше, – это не преступление. Это ошибка. Недооценка валютных рисков, неправильный маркетинговый прогноз, неверная стратегия – вот это можно поставить ему в вину.

Но правильно работающая бизнес-система тем и отличается от неправильной, что влияние управленческих ошибок сводится к минимуму. В решении гендиректора должен был усомниться собственник предприятия – а кто был собственником? Юридически – федеральное правительство как обладатель контрольного пакета. А фактически – правительство Москвы, выбивавшее для завода кредит за кредитом, подкреплявшее «своего» гендиректора политическим и финансовыми ресурсами. Двоевластие (а точнее, безвластие) привело к тому, что все факторы, каждый из которых в отдельности не так уж страшен, наложились один на другой и так врезали по «Москвичу», что шансов на выживание у него не осталось.

Renault возродит бренд «Москвич» и будет выпускать под ним свои модели

Компания Renault подал заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Москвич», а также его фирменного логотипа. Ожидается, что французский автопроизводитель станет выпускать под этим брендом свои бюджетные модели Logan, Sandero и Duster

Автомобиль «Москвич» 2140 «Люкс», 1980 год. Анатолий Морковкин/Фотохроника ТАСС

Российский офис компании Renault подал заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Москвич» и Moskvich, а также его фирменного логотипа. Об этом сообщает агентство «Москва». Причем «Рено Россия», согласно документам Роспатента, регистрирует бренд во всех возможных вариантах написания за всю историю автомобильной марки «Москвич», в том числе самые ранние варианты.

Это может говорить о реальных планах по возрождению бренда на российском рынке. Однако в пресс-службе Renault комментировать ситуацию пока отказываются. Предполагается, что если Renault решит выпускать под брендом «Москвич» автомобили, то это будет бюджетная линейка Logan, Sandero и Duster.

Игорь Моржареттоавтомобильный эксперт

Косвенным подтверждением планов компании могут служить и недавние заявления о запуске в России нового кроссовера Capture. Чтобы сделать машину доступнее, специально для России ее построят на базе Duster.

Она будет лучше оснащена,у нее появится современный кузов, но останется надежной и относительно недорогой.

Два Renault Duster будут конкурировать между собой, а вот Moskvich Duster и Renault Capture теоретически смогли бы ужиться на российском рынке.

На снимке модель «Москвича» — «Долгорукий» перед заводским автосалоном, 1998 год. Сергей Величкин/ТАСС

Заместитель главного редактора «Авто Mail.Ru» Юрий Урюков напоминает, что, несмотря на нелучшую репутацию «Москвича» сегодня, в прошлом марка была довольно успешной.

Юрий Урюковзаместитель главного редактора «Авто Mail.Ru»

«Москвич» просуществовал 66 лет. Производство автомобилей прекратилось осенью 2001 года, а через год остановили и выпуск запчастей. Причина — финансовые трудности и фактическое банкротство предприятия.

В последние годы «Москвич» пытался делать относительно новые автомобили на старых платформах, но из-за падения качества они не пользовались спросом. Последней удачной моделью была «Москвич 2141». Помимо современных форм машина получила удачную салонную компоновку.

У нее был самый просторный интерьер среди российских и советских машин. Кстати, позже, когда 2141 после модернизации стал называться «Святогор», на машину стали устанавливать 2-литровые двигатели Renault.

Может быть, сейчас на моделях Renault появится логотип столичного автогиганта.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Дизайн

Стилистически новый кроссовер «Москвич» приближен к дореформенной версии Hyundai Tuscon. Российская модель также выделяется несколько угловатой задней частью кузова. Но при детальном рассмотрении становится понятно, что она отличается уникальным для своего класса исполнением, сохранив при этом особенности, характерные для многих потенциальных конкурентов.

Верхняя часть кузова у представленной новинки как будто бы «срисована» с Creta. Передние стойки у «Москвича» оказались широкими. Они достаточно сильно завалены назад, что помогло увеличить площадь лобового остекления. Передние стойки под острым углом переходят в крышу, линия которой идет практически параллельно дорожному полотну. Это в сочетании с удлиненным кормовым антикрылом придает кроссоверу некоторую угловатость.

Представленный «Москвич» обладает одной интересной деталью, которая присуща последнему Tucson: новинка получила покатый и достаточно объемный капот, который быстро опускается в сторону радиаторной решетки. Вдоль ее боковых граней идут выемки, которые переходят в подоконную линию и останавливаются на корме, зрительно соединяя переднюю и заднюю части кузова.

Российская новинка получила относительно крупную головную оптику, в которой скрываются 2 сегмента светодиодных огней. Сверху передние фары очерчивают LED ленты ДХО. Между ними разработчик проложил декоративную полоску, которая визуально разделяет капот и остальную часть кузова. Радиаторная решетка у представленной новинки, выполненная в форме многоугольника, скрывается под стеклом. Но данное решение, более характерное для электрокаров, не появится на серийном «Москвиче». То, что Renault действительно возродит российскую марку как производителя электрокаров, маловероятно.

Передний бампер у «Москвич» АЗЛК 2021-2022 дополняется крупными пластиковыми вставками, встроенными по бокам. Они отведены под дополнительную оптику. По центру переднего бампера расположился достаточно узкий воздухозаборник с несколькими тонкими горизонтальными ламелями. От него вниз и в стороны отходит пластиковый обвес, который обрамляет периметр колесных арок и расширяется у подножек боковых дверей.

Российская новинка отличается еще одной примечательной деталью, которая «роднит» ее с Hyundai Tuscon: возле задних компактных стоек расположилось дополнительное стекло. Кроссовер «Москвич» получил широкие колесные арки, что также призвано улучшить его внедорожные способности.

Корма у новинки имеет ступенчатую конфигурацию. Относительно компактное заднее остекление, расположившись под заметным углом, таким образом формирует незначительный выступ на багажном отсеке, на который разработчик вынес удлиненный стоп-сигнал. Последний соединяет суженную кормовую оптику с вертикально ориентированными светодиодами. Данное решение тоже делает новый «Москвич» похожим на Hyundai Tucson. В центре багажная дверь немного изгибается во внутрь, а расположенный ниже бампер, наоборот, выпирает назад. Он практически полностью укрыт защитным пластиковым обвесом и дополняется двумя выхлопными патрубками, один из которых, вероятно, выполняет декоративную функцию.

Спящие

«Спящих» автомобильных брендов в мире не единицы и даже не десятки — они, как правило, продолжают оставаться в собственности действующих компаний, причем вне зависимости от прижизненной репутации и причин сворачивания выпуска самих автомобилей. Так сказать, про запас.

Вот несколько примеров «спящих» марок, которые скоро проснутся. В первую очередь — это Datsun, принадлежащий компании Nissan. В следующем году бюджетные автомобили под этой маркой появятся в Индии и Юго-Восточной Азии, а ВАЗ начнет выпускать Датсуны на основе Гранты.

Фирма Renault в свою очередь готовит возрождение спорткаров Alpine, последний из которых был выпущен «в прошлой жизни» в 1995 году.

В загашнике концерна FIAT есть бренд Autobianchi, под которым с 1955 по 1995 год делали стильные компактные автомобили, а теперь ему пророчат роль итальянского оппонента марки Dacia.

Под крылом BMW «спят» британские марки Triumph и Riley — их помимо подразделения Mini баварцы оставили себе после продажи в 2000 году компании Rover. Слухи о том, что Triumph может стать бюджетным BMW, уже не первый год появляются и в Англии, и в Германии.

Вывести на рынок внедорожник под возрожденной маркой Lagonda недавно собирался Aston Martin.

Вот еще примеры «летаргического сна», но пока без явных признаков пробуждения.

Daimler (ягуаровский бренд принадлежит фирме Tata), Talbot и Simca (правами владеет Группа PSA Peugeot Citroen),Imperial и Plymouth (во владении компании Chrysler).

У концернов Ford и General Motors «спящих», в том числе и «уснувших» совсем недавно брендов без счету — фордовские Mercury и Edsel, джиэмовские Pontiac, Oldsmobile, Geo…

Нам же особо любопытно наследие стран соцлагеря.

Имидж автомобилей Trabant и Warburg немногим лучше москвичовского, тем не менее за проект возрождения Trabi, выкупив права на имя Trabant, взялась известная «игрушечная» фирма Herpa (АР №19, 2009).

А завод в Айзенахе, где делали Wartburg, в 1991 году вместе с правами на бренд отошел фирме Opel — и пока Европу не накрыл кризис, воскрешение этого имени воспринималось как возможный стратегический ход Опеля.

Но еще интереснее наше, советское наследие. Летом 2009 года Группа ГАЗ вернула себе права на названия Победа и Чайка. В 90-е газовцам, видимо, было не до забот о собственном наследии, поэтому в 2003 году Чайку и Победу в качестве товарных знаков зарегистрировал на себя петербургский миллиардер Павел Андреев.

Но ни через три года, ни через шесть лет он не воспользовался этими брендами по назначению, поэтому, когда газовцы все же озаботились вопросами своей интеллектуальной собственности, оба легендарных имени без лишних препятствий вернулись заводу.

С середины 2010 года и Чайка, и Победа — защищенные товарные знаки ГАЗа как в классе транспортных средств, так и в категории игрушек.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий