Фильтр масляный: устройство и принцип работы

Зачем в автомобиле масляный фильтр

Автомобили с двигателем внутреннего сгорания начали появляться еще больше ста лет назад. Конечно, моторы тех времен существенно отличались от сегодняшних. В эпоху зарождения автопрома производители еще не знали, что такое масляный фильтр, и ресурс моторного масла составлял всего 600–800 километров пробега.

Прогресс не стоит на месте, и вскоре появились первые неполнопоточные фильтры, через которые проходила только часть масла. Однако это позволило существенно увеличить сроки замены, и уже в 1940-х годах в производство поступили первые полнопоточные МФ. За долгие годы развития автомобилестроения ресурс моторного масла вырос в разы и сегодня составляет порядка 10 000 километров. Так всё же, зачем в двигателе моторное масло и почему оно требует постоянной замены?

Любая энергия в конечном итоге стремится перейти в тепловую. Данный принцип называется энтропия, и избежать ее практически невозможно. Нельзя изобрести вечный двигатель, так как часть механической энергии за счет трения переходит в тепло. В двигателе внутреннего сгорания большое количество трущихся частей, это поршни внутри цилиндров, коренные и шатунные подшипники, соприкасающиеся с шейкой коленчатого вала. Только благодаря моторному маслу ресурс двигателя может составлять многие годы и сотни тысяч моточасов.

Современные производители двигателей внедряют все более совершенные технологии, позволяющие увеличить мощность и КПД агрегата. Прямой впрыск топлива, турбонаддув, увеличение степени сжатия и рабочей температуры – всё это существенно увеличило мощность и производительность двигателей. Однако такая конструкция стала более требовательна к качеству смазывающих и охлаждающих свойств моторного масла.

Подобная тенденция развития технологий вынуждает и производителей масляных фильтров (далее по тексту МФ) не стоять на месте. С увеличением требований к качеству смазывающего материала выросло качество и фильтрующих элементов тонкой очистки.

Благодаря усовершенствованию фильтрующего материала на сегодняшний день современные фильтры улавливают 95 % частиц размером от 25 до 40 мкм. При этом фильтры еще и задерживают масло после остановки двигателя, что позволяет снизить вероятность запуска «на сухую». В остальном с момента изобретения первого МФ в металлическом корпусе в 1923 г. (типа spin-on) каких-то особых изменений в конструкции не произошло.

Главная основа любого фильтра – это фильтрующий материал, в данном случае бумага. Несмотря на большое количество производств, мало таких предприятий, которые могут самостоятельно производить фильтрующую бумагу должного качества. Для того чтобы добиться необходимых свойств, таких как пропускная способность и грязевая емкость, требуется достаточно сложный технологический процесс. При изготовлении используются особые породы древесины с добавлением синтетических волокон, смол и специальных пропиток.

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать определение МФ как устройства тонкой очистки моторного масла от различных типов загрязнения, являющегося важным компонентом в механизме двигателя внутреннего сгорания. Основными задачами этого устройства являются:

  • Уменьшение риска загустевания масла, возникающего в процессе накопления мелких частиц продуктов сгорания, изношенных деталей, а также продуктов разложения и окисления компонентов самого масла.
  • Сохранность эффективности масла в течение всего регламентированного периода.
  • Существенное снижение износа трущихся деталей, так как любая посторонняя примесь выступает в роли абразива и негативно сказывается на сроке службы механизма.

Стоимость МФ тонкой очистки относительно небольшая, но при этом категорически нельзя недооценивать его важность в конструкции двигателя. Малейшие нарушения в работе этого устройства, такие как загрязнение, поломка, исчерпание ресурса, могут привести к необратимым последствиям. Достаточно короткого промежутка времени в работе двигателя с неисправным фильтром, чтобы существенно снизить его эффективность

МФ является расходным материалом и требует регулярной замены. При выборе нового фильтра важно понимать, каких типов он бывает и какие существуют особенности конструкции.

Достаточно короткого промежутка времени в работе двигателя с неисправным фильтром, чтобы существенно снизить его эффективность. МФ является расходным материалом и требует регулярной замены

При выборе нового фильтра важно понимать, каких типов он бывает и какие существуют особенности конструкции.

Возможные неполадки

Наиболее распространёнными неполадками, с которыми встречаются автомобилисты, является выход из строя деталей масляного насоса, фильтров (чаще – из-за износа), потеря герметичности узлов, нарушение регулировок или механические проблемы с редукционными клапанами.

Неисправности системы смазки двигателя, как правило, связаны с двумя группами неполадок.

  • Неполадки, которые приводят к понижению давления масла. Они могут быть результатом деформации, износа, повреждения масляного насоса, низкого уровня масла, засорения фильтра, выхода из строя датчика масла, заедания редукционного клапана.
  • Неполадки, которые приводят к повышенному расходу масла. Это результат выхода из строя газораспределительного механизма, износа прокладки насоса, засорения вентиляции картера, повреждения КШМ (кривошипно-шатунного механизма), ослабления масляного фильтра (или изначально ошибки при его закреплении).

Для выявления показателей давления используют сигнальные лампы на панели приборов транспортного средства. Пониженное давление масла – прямой сигнал, свидетельствующий о том, что на транспортном средстве нельзя ездить, и требуется ремонт или техническое обслуживание.Для определения расхода масла у современных автомобилей с автоматикой есть специальная контрольная лампа на панели приборов. Для определения проблемы у транспортных средств без такой лампы традиционно применяют щуп.

Износ и деформация

Если диагностика показывает, что детали износились, то есть отслужили свой срок эксплуатации, в большинстве случаев не стоит пытаться восстанавливать их. Её нужно менять. У прокладок, колпачков, сальников фильтров есть ресурс (указан в документации на детали), и, если их не заменить, количество проблем можно только увеличить. Например, несвоевременная замена фильтра приводит к критической концентрации вредных примесей, что может привести к деформации не только самого фильтра, но и корпуса. К деформации корпуса может привести, например, износ наружной поверхности втулок насоса.

Кстати, о деформации. Она может наступить гораздо раньше самого износа. Но, чтобы решить проблему, придётся не просто менять деформированную деталь, но и устранять причину, которая привела к этой неприятности.

Например, при механической деформации часто корень проблемы – в неисправностях иных узлов, взаимодействующих с ССД. В частности, деформация деталей системы смазки может быть ответной реакцией на выход из строя сайлентблоков, нарушение крепления ДВС. Впрочем, здесь важна именно комплексная диагностика. Сразу «обвинять» крепление ДВС или сайлентблоки не стоит. Например, в ситуации, когда деформированы детали клапанной группы ГРМ, часто виновато качество масла.

Профилактика неисправностей

Самая эффективная профилактика неисправностей – регулярное квалифицированное техобслуживание:

  • Систематическая замена масляного фильтра.
  • Систематическая замена моторного масла.

При это нужно четко знать сколько моторного масла требуется системе, учитывать объем системы смазки двигателя. Недостаточное количество масла – это создание нагрузки на детали, увеличение сухого трения, ускорение износа. Переизбыток масла – риск создать избыточное давление и вывести из строя сальники распредвала, коленвала, «убить» уплотнители и нарушить герметичность.

Важно! Вместе с заменой масляного насоса всегда важно не лениться заменять масляный фильтр. Важный элемент профилактики – это и грамотная эксплуатация ДВС. Особенно важно корректно запускать двигатель в морозное время

При низких температурах вязкость масла густеет, и путь масла к трущимся деталям ухудшается. Прогрев двигателя перед запуском в этой ситуации – необходимая операция

Особенно важно корректно запускать двигатель в морозное время. При низких температурах вязкость масла густеет, и путь масла к трущимся деталям ухудшается

Прогрев двигателя перед запуском в этой ситуации – необходимая операция

Важный элемент профилактики – это и грамотная эксплуатация ДВС

Особенно важно корректно запускать двигатель в морозное время. При низких температурах вязкость масла густеет, и путь масла к трущимся деталям ухудшается. Прогрев двигателя перед запуском в этой ситуации – необходимая операция

Прогрев двигателя перед запуском в этой ситуации – необходимая операция.

Своевременное техническое обслуживание и профилактика – это обеспечение смазочными веществами всех деталей, вступающих в трение, защита ДВС от перегрева, остаточных продуктов сгорания, гашение колебаний и подавление шумов.

Источник

Как устроен масляный фильтр и зачем его менять

Многие современные фильтры имеют неразборную конструкцию.

Устройство современного масляного фильтра достаточно простое

Устроены масляные фильтры достаточно просто — они состоят из следующих элементов:

  1. Корпус, выполненный из металла.
  2. Фильтрующий элемент.
  3. Обратный (или противосливной) клапан.
  4. Противодренажный клапан. Он устанавливается на входе. В тот момент, когда осуществляется запуск двигателя, клапан открывается. В таком положении он находится в течение всего времени работы мотора. После остановки мотора происходит закрытие клапана, благодаря чему масло удерживается в фильтре.
  5. Перепускной клапан. Он срабатывает в тех случаях, когда маслу не удаётся пройти через полость очищающего элемента свободно.

Проблемы с очищением случаются, если:

  1. Сильно загрязнён фильтр.
  2. Показатель вязкости масла повышен из-за низкой температуры окружающего воздуха.

Часто ли нужно менять

Как правило, фильтрующий элемент и моторное масло меняются одновременно. На периодичность этой процедуры оказывают влияние несколько факторов:

  1. На какой основе было изготовлено масло.
  2. В каких условиях происходит эксплуатация автомобиля. При интенсивном городском движении процедуру по замене придётся проводить чаще — подобная езда сопряжена с постоянными торможениями и ускорениями. Так же следует поступить и в случае использования автомобиля в режиме повышенных нагрузок на двигатель.

С учётом основы, на которой было изготовлено масло, рекомендуется соблюдать такую периодичность:

  1. Масло, имеющее минеральную основу, необходимо менять после того, как автомобиль «пробежал» 7 000 км.
  2. На полусинтетике двигатель может работать без ущерба для себя около 10 000 км.
  3. Синтетическое масло качественно выполняет свои функции на протяжении 15 000 км.

Фильтры тоже меняются в зависимости от пробега машины.

При забитости фильтра двигатель автомобиля начинает сильно перегреваться

Если в двигатель заливается новое масло, то замена фильтра должна производиться в обязательном порядке. Ведь после прохождения автомобилем 10 000 км (на полусинтетике) эта деталь загрязняется до такой степени, что происходит открытие перепускного клапана и масло начинает поступать в двигатель неочищенным.

Иногда менять фильтр приходится отдельно от масла. Такая необходимость возникает, если фильтрующий элемент вышел из строя по причине заводского брака или механического повреждения.

Как исправить поломку масляного фильтра

Помимо этого моторное масло в процессе смазки уносит вместе с собой различные загрязнения, абразивный износ, отложения углерода и сажи, тем самым защищая двигатель от поломок.

Двигатели автомобилей имеют картерную систему смазки замкнутого типа, т.е. один и тот же объем масла проходит несколько циклов смазки до состояния непригодности. Масляный насос забирает масло из поддона картера и направляет его сначала в масляный фильтр, и только потом непосредственно в сам двигатель.

Таким образом, важнейшим звеном в системе смазки двигателя является масляный фильтр, который принимает на себя самую «грязную» работу, отделяя от масла абразивный износ, нагар и различные отложения. Существуют различные виды масляных фильтров, но в основном это магистральные устройства грубой очистки, тонкой очистки и комбинированные масляные фильтры.

В процессе работы не редко случаются поломки масляного фильтра. Поэтому возникает закономерный вопрос: Как исправить поломку масляного фильтра? Найти решение можно исходя из причины, по которой произошла та или иная поломка. Чаще всего масляный фильтр имеет неразборную конструкцию, а меняется фильтр на новый одновременно с плановой сменой масла в двигателе. Чаще всего фильтрующий элемент просто забивается механическими примесями, что может привести к снижению или абсолютной потере давления в системе смазки двигателя. Такая поломка масляного фильтра устраняется его заменой на новый, чисткой (промывкой) или заменой фильтрующего вещества или материала масляного фильтра. В качестве фильтрующего материала выступают сетчатые фильтры, фильтрующие элементы из микроволоконной бумаги, пропитанной феноловой смолой, различные адсорбирующие и задерживающие материалы.

Чтобы исправить поломку масляного фильтра, первое, что необходимо сделать — это слить масло из масляного насоса, далее отсоединить насос от масляного фильтра вместе с приемным патрубком, а затем отсоединить непосредственно сам масляный фильтр от патрубков, соединяющих его с двигателем. При необходимости можно проверить масляный фильтр на сопротивление и определить величину гидравлического сопротивления масляного фильтра. Для устойчивой работы фильтра эта величина имеет строго фиксированные значения для каждого масляного фильтра.

Любой масляный фильтр состоит из жесткого корпуса, вставленной в него фильтрующей кассеты или элемента, перепускного, обратного и дренажного клапанов, и премного и распределительного патрубков. Большинство масляных фильтров выпускаются с заменяющейся фильтрующей кассетой или элементом, но существуют и такие фильтры, при поломке которых, меняется полностью вся конструкция масляного фильтра. Гораздо удобнее иметь масляный фильтр разборной конструкции. Это экономит и деньги и время на устранение поломки масляного фильтра.

Очищать масляный фильтр от механических частиц и примесей и продуктов сгорания можно различными способами: замена некоторого количества фильтрующего материала, продувка и промывка фильтров. Промывать масляный фильтр необходимо в следующем порядке: извлекают кассету с фильтрующим материалом, затем простукивают ее молотком для удаления грубых механических примесей, далее фильтрующую кассету опускают в горячую ванну с содовым раствором, температура содового раствора должна быть порядка 60-70С. Затем фильтрующую кассету промывают в чистой воде при температуре 40-50С, а затем дают воде стечь несколько минут. А во избежание коррозийного эффекта фильтр погружают в весциновое масло на 40-60 секунд. Вот советы, как исправляют поломку масляного фильтра.

Практически любую поломку масляного фильтра можно избежать, если правильно подобрать моторное масло как для двигателя, так и для масляного фильтра, а так же если производить грамотное и своевременное техническое обслуживание вашего автомобиля. И не забывайте следить за уровнем и качеством масла системы смазки вашего автомобиля, а так же за уровнем давления подачи моторного масла и тогда никакая поломка масляного фильтра вам и вашему автомобилю не грозит.

Почему мотор может выйти из строя даже при свежем масле и новом фильтре?

Одной из наиболее часто встречающихся ситуаций становится такая, что после замены масла в машине вместе с фильтрами, через некоторое время фильтр раздувает до такой степени, что он трескается по шву.

Принцип работы фильтра. Среди всех разновидностей современных моторов большое распространение получили так называемые масляные фильтры полного потока. Отличительной особенностью подобной конструкции становится прохождение смазки через систему фильтрации, что позволяет фильтру задерживать частички нагара, которые появляются в процессе работы. Получается, что данный тип фильтра обеспечивает намного более высокую степень защиты, в сравнении с неполнопоточными фильтрами. Стоит также напомнить, что если будет принято такое решение, то через фильтр будет проходить только небольшое количество масла, большая же его часть будет проходить мимо. Целью такого действия становится предотвращение выхода агрегата из строя, если фильтр будет забит грязью.

Помимо этого, поточные фильтры также имеют в своей конструкции перепускной клапан, задачей которого становится регулировка давления масла в системе смазки мотора. При резком возрастании давления, вне зависимости от его причины, происходит открытие клапана для пропуска неочищенного масла и спасение мотора от масляного голодания. Но, даже несмотря на эти меры, лопнувшие фильтры — явление довольно частое.

Причины засорения и разрушения фильтров. Одной из наиболее часто встречающихся причин становится неправильно подобранный тип масла или же просто излишняя торопливость. Например, с наступлением весны водители начинают заливать летнюю смазку, а в ночное время еще холодно, что приводит к ее загустеванию. Утром, при начале запуска мотора, масло такой густой консистенции начинает проходить через фильтры, что приводит к возрастанию давления и раздуванию фильтра. В особо тяжелых случаях результатом становится повреждение корпуса.

Нередко до такого доводит стандартная попытка водителей снизить финансовые затраты, например, приобретение фильтра, произведенного неизвестной китайской компанией. Особенностью таких запчастей становится использование дешевых деталей, таких как фильтрующий элемент и перепускной клапан. В ходе использования происходит быстрое засорение фильтра, а также неполному открытию клапана, что может приводить к быстрому выходу мотора из строя.

Помимо этого, не следует забывать и о возможностях подделки деталей. Под названием знаменитого бренда часто могут продавать неизвестно что. При обнаружении доступной стоимости на ценнике, люди часто не задумываются о причинах установки такой цены и легко приобретают подобный вариант. Ответ же на вопрос находится на поверхности — это использование при его создании наиболее дешевых деталей и компонентов, совместно с низким качеством сборки. Это и становится причиной увеличения давления в корпусе машины и разрыву масляного фильтра.

Для предотвращения такого развития событий, не стоит вестись на слишком привлекательную стоимость запчастей

При выборе не оригинальных расходных материалов обязательно следует обратить внимание на наличие сертификата качества, и на содержащуюся в нем информацию, а также сравнить цены в разных магазинах. Если стоимость будет очень низкой, это должно стать поводом для возникновения подозрений

Итог. Чтобы предотвратить возникновение неисправностей в масляном фильтре, вплоть до его выхода из строя, необходимо следить за его чистотой и условиями эксплуатации, и не допускать засорения. Кроме того, стоит правильно выбирать моторное масло требуемого типа.

Суть продукта. Тест-драйв нового Renault Kaptur с турбированным мотором

Смотреть все фото новости >>

Симптомы загрязненного фильтра

Определить, нормально ли функционирует масляный фильтр, не так просто: лампочка контрольного давления не загорается и водитель спокоен, не подозревая, что, возможно, в двигатель идет уже нефильтрованная моторная жидкость. Но в некоторых случаях стоит присмотреться к работе двигателя, чтобы увидеть симптомы неисправности фильтра:

  1. Перегрев. Присутствие в смазочном материале неотфильтрованных частиц вызывает повышенное трение между деталями двигателя, что создает излишнюю нагрузку на охлаждающую систему. К тому же загрязнения постепенно превращаются в отложения, накапливающиеся в виде осадка на стенках БЦ и ГРМ. В результате теплопроводность падает, и мотор начинает перегреваться.
  2. Утечка. У забитого фильтра могут совершенно не работать внутренние элементы: например, клапаны. В результате возможен разрыв или частичное повреждение изделия, ведущее к протечке смазочного состава.

Рейтинг производителей масляных фильтров

В данном случае лучше ориентироваться именно на производителя, нежели на конкретный товар. Разнообразие фильтров впечатляет, кроме того, они не универсальны и рассчитаны на определенные модели (хотя многие фильтры подходят к разным авто разных марок). Впрочем, цены на фильтры невелики и обычно колеблются в диапазоне от 300 руб. до 1 500 руб. за изделие неразборного типа.

Это значит, что при покупке рекомендуется обращать внимание на товары от компаний, уже завоевавших признание на рынке

Bosch – Германия

Не зря фильтры этой компании завоевывают первые места во всевозможных исследованиях. Ведь фирма все время работает над собственной продукцией. В частности, для фильтров от Bosch характерно использование микроволоконной бумаги (фенольной) в качестве материала для изготовления фильтрующих элементов. За счет значительной площади фильтрации и пористости гарантируется отменная очистка масла.

Корпус фильтров с небольшими насечками, которые заметно облегчают монтаж и демонтаж фильтра. Немаловажен увеличенный размер фильтров, что повышает эффективность их работы.

Mahle – Австрия

Как заявляет компания-изготовитель, ее фильтры ориентированы на сохранение окружающей среды. По этой причине фильтрующие элементы изготовлены из специальной бумаги, причем выполнены они в виде рулона, что повышает эффективность очистки. Фильтры нацелены на работу с синтетическими и полусинтетическими маслами. Протечки масла исключаются благодаря использованию тугого перепускного клапана. А вот для выпуска противодренажных клапанов используется мягкая резина.

Mann – Германия

Фильтры этого концерна устанавливаются на многие модели современных авто прямо с завода – Opel, Volvo и др. Высокая технологичность производства гарантирует высочайшее качество продукции. «Изюминка» фильтров от Манн – применение в их конструкции мощных магнитов, за счет чего достигается высокая эффективность и скорость фильтрации. Манжеты, выполненные из особой резины, обеспечивают плотную фиксацию. Надежность и качество на высоте!

Filtron – Польша

Эта компания наладила экспорт своих фильтров во многие государства – страны ЕС, США, Россию и другие. А о высоком качестве свидетельствует выбор фильтров от Filtron гигантами автостроения – Фольксваген, Сузуки, Дженерал Моторс, Мерседес и другими.

Goodwill – Великобритания

Основными покупателями фильтров этой фирмы являются европейские концерны Рено и Фольксваген. Продукция Goodwill ценится за высокое качество фильтрации, что достигается за счет использования бумаги, пропитанной особым составом. Причем даже повышенное давление и высокая температура не снижают производительность фильтров.

Fram – США

Это уже американский бренд, которым владеет SogefiFiltration. Его фильтры идут на линии многих автоконцернов – Форд, Мазда, Фольксваген, Пежо, Вольво, Хонда и др. Особенность фильтров от Фрам заключается в том, что они выдерживают температуру до 160° С.

Finwhale – Швейцария

Это уже более дешевая и простая продукция, неудивительно, что фильтры от Finwhale покупают многие владельцы отечественных авто. Собственно, к качеству фильтрации претензий нет, так как для создания фильтрующих элементов применяется бумага высокого качества. Кроме того, надежные противодренажные клапаны не допускают масляного голодания мотора. Да и процесс монтажа и демонтажа предельно прост. Однако ресурс таких фильтров невелик, поэтому применение их на авто, для которых интервал замены масла определен производителем в 15 000 км, не рекомендуется.

Hengst – Германия

Фильтры данной компании более полувека поставляются на сборочные линии многих мировых автоконцернов.

Впрочем, данный список не полный, ведь в продаже можно увидеть фильтры и других известных компаний – NAFIL Filter Co (КНР), Fleetguard (США), ASAS Filter Ind. (Турция), PEKO Inc. Ltd. (Тайвань) и т. д.

Особенности обслуживания

Практика показывает, что замена фильтра должна происходить одновременно с заменой масла. То есть, это должно происходить каждые 10 – 15 тысяч километров пробега авто. Для сложных стационарных механизмов рекомендации по замене установлены требованиям ГОСТ и ТУ.

Для замены фильтра требуется снять его с двигателя. Из-за воздействия высоких температур он сильно прилипает к мотору, поэтому удалить бывает нелегко. Для решения проблемы можно использовать:

  • специальную головку;
  • накидной ключ;
  • ключ в размер;
  • ключ-краб;
  • веревку и рычаг;
  • отвертку и молоток.

То есть, сам процесс обслуживания заключается в необходимости менять фильтры через определенный пробег. Когда речь идет об использовании масла низкого качества или о грузовых машинах, проверять состояние этой детали рекомендуется каждые 2 – 3 тысячи километров. Задержка с заменой фильтра негативно отражается на основных узлах машины, что может привести к дорогостоящему ремонту.

  • По популярности
  • Сначала дешёвые
  • Сначала дорогие
  • По рейтингу и цене
  • По размеру скидки
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий