Мотор не прогревается: причины

Как поменять термостат

Очень часто даже самые надежные детали автомобиля выходят из строя. Если вопрос не требует особых усилий и ремонта, не стоит ехать в автосервис. Нужно всего лишь запастись терпением и располагать свободным временем. Давайте посмотрим, как самостоятельно поменять термостат в случае его выхода из строя.

1

Вначале следует разобраться, что это за деталь и для чего она нужна. Итак, термостат представляет собой важнейшую составляющую устройства охлаждения. Он создает необходимые условия для «эффекта циркуляции» охлаждающей жидкости по кругу. Основное его предназначение – в недопущении перегрева важных деталей автомобиля, электрических приборов, устройств кондиционирования и др. Принцип работы простой: при нагревании данный элемент открывается и работает с целью охлаждения; при нужной температуре он закрывается, позволяя жидкости перемещаться в виде круговорота.

Его основные элементы:

  1. Крышка;
  2. Корпус;
  3. Основной клапан;
  4. Патрубки (в количестве 3 штук): для запускания жидкости, ее перемещения и подачи в нужные отсеки.

2

Если у вас «закипает» автомобиль, это может говорить о неработоспособности термостата. Как правило, это может выражаться в том, что:

  • Малый круг не полностью закрыт (как результат – перегрев двигателя);
  • Малый круг не полностью открыт (недостаточное нагревание двигателя).

Оптимальная температура охлаждающей жидкости (ОЖ) при полной мощности рабочего процесса может доходить до 85-90 градусов. Если вы столкнулись с первой проблемой, а именно с перегревом, нужно остановить машину и следовать к дому, гаражу, автосервису. Несвоевременная помощь в этом случае грозит поломкой двигателя, а это уже большая проблема. В такой ситуации ваши датчики на панели автомобиля «напомнят» о себе.

3

Для того чтобы произвести замену термостата, вам не обойтись без:

  • Отвертки (крестообразной);
  • Гаечного ключа (на 12 или 13);
  • Охлаждающей жидкости;
  • Канистры (или другой ёмкости) на 10 литров;
  • Герметика;
  • Перчаток и пары ненужных тряпок.

Ответственно подойдите к покупке нового термостата: приобретайте только в проверенном месте, следуйте инструкциям, учитывая марку и год выпуска автомобиля. Если для вас тяжело определить нужную модель, обратитесь к специалистам автомагазина. Приобретать термостат «с рук» не рекомендуется.

4

Тщательно осмотрите место работы: определитесь с расположением термостата. Как правило, он находится в том участке, где патрубок (нижний или верхний) граничит с двигателем. Для начала вам понадобится слить охлаждающую жидкость: открутите пробки и вылейте ее в заранее подготовленную канистру ёмкостью не менее 10 литров. Не забудьте прикрутить пробки не место. Используя гаечный ключ или отвертку, выкрутите хомуты, которые удерживают термостат и его патрубки. Затем достаньте патрубки (верхний, средний и нижний). В работе будьте крайне осторожны, так как остатки жидкости при неостывшем двигателе могут причинить вам ожог. Желательно использовать специальные перчатки.

5

Итак, приступите к снятию термостата, предварительно запомнив его местоположение. Чаще всего он надежно крепится к двигателю, поэтому вам следует открутить болты и снять его

Не забудьте обратить внимание на прокладку, которая расположена между корпусом двигателя и основой термостата – ее следует заменить на новую

6

Новую деталь, которую вы собираетесь установить, следует предварительно промазать герметиком. Особенно это касается места прикосновения с патрубками и прокладкой. Очистите место крепления от загрязнений и пыли. Прикрепите с помощью болтов новый термостат к двигателю точно в таком же положении, как он и находился ранее. Затем наложите хомут и закрепите его к патрубкам системы охлаждения. И завершающий этап – заполнение новой охлаждающей жидкостью. Вливать ее нужно в несколько этапов, пока система полностью не будет заполнена. Теперь ваш новый термостат готов к работе!

Не забудьте проверить несколько раз, как будет работать термостат после установки, чтобы у вас не возникло «сюрпризов» в неподходящее время. Для этого необходимо завести мотор и осмотреть его на предмет подтекания. Если возникают проблемы, следует снять термостат и проверить его работоспособность.

На холостых падает температура двигателя: как устранить

  • На холостых падает температура двигателя: как устранить
  • Многие автомобилисты на форумах задают вопрос — почему падает температура мотора на холостых оборотах. 
  • В данном случае, все советуют сразу менять термостат или выключить печку, но стоит разобрать ситуацию более детально.

Конструктивные особенности силовых агрегатов

Прежде чем приступить непосредственно к разбору ситуации с падением температуры в силовом агрегате, необходимо рассмотреть конструктивные особенности движка. Как известно многим автолюбителям, охлаждающая жидкость циркулирует по системе, чем обеспечивает охлаждение всего двигателя. В автомобильном двигателе предусмотрено два круга циркуляции — малый и большой.

Движение охлаждающей жидкости по малому кругу обеспечивает более быстрый нагрев движка на холостых оборотах. Так, двигатель можно разогреть достаточно быстро даже в самый сильный мороз. Когда температура достигает 90 градусов Цельсия (усредненное понятие), то термостат открывается и ОЖ начинает идти по большому кругу через радиатор. Тем самым охлаждая движок до нужной температуры.

Возможные причины неисправности

Когда стал понятен принцип работы системы охлаждения, можно перейти непосредственно к рассмотрению самых распространенных причин появления эффекта — почему на холостых оборотах двигатель тянет температуру вниз. Итак, какие существуют возможные причины:

  • Заклиненный термостат.
  • Забили выключить печку.
  • Включен электровентилятор.

Методы устранения

Конечно, причины достаточно банальные и понятные почти для каждого автомобилисты. Все же стоит более детально рассмотреть все причины и факторы, которые могут повлиять на снижение температуры силового агрегата при холостых оборотах.

Термостат

Первой причиной падения температуры на холостых оборотах может стать термостат, который заклинивает в открытом положении. При движении этого можно не заметить.

А вот на холостых оборотах, когда автомобиль стоит, охлаждающая жидкость должна идти по малому кругу, а она идет по большому, чем не нагревается до 90 градусов. Так, радиатор поглощает большинство полученного тепла.

Чтобы устранить неисправность, стоит провести проверку узла и при необходимости заменить его. Делается это легко, поскольку конструктивно, все производители предусмотрели простую к замене конструкцию.

Включенная печка

Когда на улице зима и требуется нагреть салон автомобиля, автомобилисты включают печку. Этот отопитель неразрывно связан с двигателем, поскольку именно оттуда идет горячая охлаждающая жидкость для нагрева радиатора печки. Но, почему данный узел может послужить причиной падения температуры с самой системе.

Конструктивно сложилось так, что при эксплуатации силового агрегата на холостых оборотах, он не должен перегреваться. Основная рабочая температура при таком режиме эксплуатации становится 80-90 градусов. А если открыть кран печки, то количество теплоотдаваемых элементов увеличится. Да еще и с радиатора вытягивается все тепло в салон.

Когда на улице мороз, это дополнительно охлаждает мотор, что не дает ему нагреться. Поэтому, перед тем, как включить печку, чтобы согреть салон, рекомендуется прогреть мотор до рабочей температуры.

Вентилятор радиатора

Одной из причин падения температуры двигателя на холостых оборотах может стать включенный и не выключающийся вентилятор системы охлаждения. Силовой агрегат в таком режиме работы и так не нагревается полностью, а тут еще и дополнительное охлаждение. Этот фактор срабатывает, если ОЖ циркулирует по большому кругу.

Причин не выключения электровентилятора может быть достаточно много. Одной из них становится сбой в работе электросистем. Так, выход со строя датчика температуры станет причиной неверных показаний, которые приходят в электронный блок управления двигателем, который в свою очередь считает, что мотор горячий и его необходимо остудить. Так, работа электровентилятора не прекращается.

Если датчик температуры вышел со строя, то это может привести к тому, что силовой агрегат перегреется, и двигатель попросту закипит. Такой результат может привести к прогибу головки блока, а даже возможно попадания охлаждающей жидкости непосредственно в цилиндры двигателя. Такой результат означает 100% гидроудар, за этим последует замена мотора.

Вывод

Падение температуры двигателя на холостых оборотах может быть связано с неисправностью термостата, открытой печкой в зимний период или включенным вентилятором системы охлаждения. Так, определить точную неисправность, а также ее устранить достаточно легко.

Источник

Признаки неисправности

Важно! Температура начала открытия клапана должна составлять 78 градусов, а окончания открытия – 87 градусов. Первый признак неисправности – нарушение рабочей температуры при запуске двигателя. Если показатель составляет ниже 87 градусов, термос в скором времени выйдет из строя

Если же агрегат быстро набирает температуру выше заявленной отметки, а вентилятор охлаждения при этом работает нормально, значит – клапан заклинило

Если показатель составляет ниже 87 градусов, термос в скором времени выйдет из строя. Если же агрегат быстро набирает температуру выше заявленной отметки, а вентилятор охлаждения при этом работает нормально, значит – клапан заклинило

Первый признак неисправности – нарушение рабочей температуры при запуске двигателя. Если показатель составляет ниже 87 градусов, термос в скором времени выйдет из строя. Если же агрегат быстро набирает температуру выше заявленной отметки, а вентилятор охлаждения при этом работает нормально, значит – клапан заклинило.

Как показывает практика, длительная эксплуатация автомобиля при заклиненном клапане термостата может привести к полному выходу из строя всего агрегата

Потому крайне важно вовремя выявить поломку и заменить термостат на новый. Сделать это довольно просто:. Прогреваем двигатель так, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной зоны на индикаторе.
Глушим мотор и открываем капот.
Находим верхний шланг, присоединенный к радиатору

Прогреваем двигатель так, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной зоны на индикаторе.
Глушим мотор и открываем капот.
Находим верхний шланг, присоединенный к радиатору

Шланг черного цвета имеет около пяти см в диаметре.
Затем находим такой же нижний шланг.
Осторожно дотрагиваемся поочередно до обоих шлангов.
Если температурный датчик показывает, что мотор нагрелся, но один из шлангов при этом холодный, то, вероятнее всего, клапан термостата заклинило в закрытом положении.. Можно протестировать механизм на работоспособность и другим способом. Для этого нужно будет отсоединить термостат и поместить его в сосуд с горячей водой

Если клапан при этом откроется, значит, термос полностью исправен

Для этого нужно будет отсоединить термостат и поместить его в сосуд с горячей водой. Если клапан при этом откроется, значит, термос полностью исправен

Можно протестировать механизм на работоспособность и другим способом. Для этого нужно будет отсоединить термостат и поместить его в сосуд с горячей водой. Если клапан при этом откроется, значит, термос полностью исправен.

Важно! При покупке нового механизма необходимо узнать точную температуру его срабатывания. Если она будет слишком высокой, агрегат в процессе работы будет постоянно перегреваться

О принципе работы системы охлаждения

После проведения большого количества испытаний ДВС и их опытной эксплуатации, стало ясно, что наиболее эффективное их использование возможно только в том случае, когда рабочая температура моторов близка к порогу 95–97°C

. Для её обеспечения создаются определённые условия. Чтобы охлаждающая жидкость не стояла на месте, а отбирала тепло от горячих деталей силового агрегата, её нужно прогонять по каналам блока цилиндров. Для этого предназначен водяной насос, или по народному «помпа».

Для охлаждения горячей ОЖ установлен радиатор, обычно в передней части моторного отсека. Это сделано специально для обдува радиатора потоком встречного воздуха. При работе мотора в экстремальных условиях дополнительно включается вентилятор. На автомобилях ранних выпусков он приводился во вращение через ременную передачу от коленчатого вала. В современных транспортных средствах для его привода применяют электромотор, который включается датчиком.

Чтобы ускорить прогрев мотора до рабочего режима, в систему охлаждения встроен термостат. Основной его задачей является перенаправление потока охлаждающей жидкости по малому или большому кругу. В первоначальный период работы мотора, когда он ещё холодный, жидкость движется по малому кругу, а по достижении рабочей температуры, она двигается по большому кругу через радиатор.

Для контроля над рабочим режимом работающего двигателя внутреннего сгорания предусмотрен температурный датчик, который устанавливается в системе охлаждения мотора. Сигнал с него поступает на указатель, вмонтированный в панель приборов. На некоторых моделях имеется дополнительная сигнализация в виде звукового сигнала или мигающей лампочки при перегреве охлаждающей жидкости.

Другие причины

Неисправность термостата может быть не единственной причиной, по которой двигатель не набирает рабочую температуру.

Если во время предыдущего ремонта не были хорошо затянуты патрубки, автовладелец сталкивается с подсосом воздуха. Охлаждающая жидкость начинает подтекать. Если проблема в этом, то следует затянуть хомуты для более плотного прилегания трубок и долить жидкость до необходимого уровня в расширительном бачке.

В таком случае на приборной панели автовладелец увидит низкую температуру, недостаточную для работы. На самом же деле двигатель будет перегреваться и может даже закипеть.

Неисправный датчик температуры может вызвать ощущение, что долго греется двигатель или вовсе не может нагреться. При этом двигатель работает исправно. Датчик передает данные о состоянии температуры на приборную панель. Если он работает некорректно, то и показания будут неверными. Замена этой детали приведет все показатели в норму.

Проблема с датчиком достаточно серьезна на современных автомобилях, оснащенных электроникой. Здесь снова придется столкнуться с подачей переобогащенной смеси и заменой множества других деталей.

Любая возникшая проблема должна решаться при помощи компетентного специалиста. При отсутствии необходимых знаний и навыков, стоит обратиться в автосервис. Опытные мастера помогут устранить неисправность и предотвратить ее появление в будущем.

В зимний период времени (от -10 и ниже) автомобиль должен прогреваться до рабочей температуры примерно за 10 минут. Но на моей практике встречалось, что после 5 минут прогрева + 5 км до работы, стрелка температуры охлаждающей жидкости показывала 70-80 градусов. После этого я задумался, в чём же проблема, почему двигатель долго греется и, в конце концов решил эту проблему.

  1. Рано включается вентилятор радиатора, или же вообще работает постоянно. Причиной раннего запуска радиатора является неисправность дтож. Как проверить, заменить данный датчик, читайте в статье: ДТОЖ.
  2. Так же причинной раннего включения радиатора является настройка эбу. Здесь всё зависит от настроек вашей прошивки, но, установив БК (бортовой компьютер) можно регулировать температуру включения вентилятора (не все БК имеют данную функцию). На стоковой ВАЗ 2114 2113 2115 вентилятор должен включаться на 105 градусах.
  3. Причиной долгого прогрева может служить и неисправный термостат. Он может постоянно пускать охлаждающую жидкость по большому кругу, из-за чего мотор долго прогревается. Чтобы проверить термостат, читайте статью: Термостат ВАЗ.
  4. В Системе охлаждения образовалась воздушная пробка. Под воздушной пробкой понимается некий объём воздуха, который находится в системе охлаждения и гуляет по трубкам. Смотрите статью: Как удалить воздушную пробку?.
  5. Последствия неграмотного Чип-тюнинга. В принципе этот и второй пункт можно связать вместе, т.к. опять же причина лежит с настройками ЭБУ.

Грамотная работа автомобильного двигателя внутреннего сгорания возможна только при рабочей температуре, которая находится на уровне около 90 градусов по Цельсию. После пуска двигателя и начала сгорания топливовоздушной смеси, мотор резко разогревается, и система охлаждения берет на себя задачу по его охлаждению. Если система охлаждения неисправна, возможен перегрев двигателя, что негативно сказывается на агрегатах и компонентах мотора: происходит излишний износ деталей, смазочный материал теряет свои свойства, элементы двигателя могут начать заедать и заклинивать, а также происходят другие проблемы. Не менее серьезная проблема, когда двигатель не прогревается до рабочей температуры.

Способы решения проблемы

Система охлаждения ДВС должна обладать такой мощности, чтобы в самый жаркий день, при особо тяжёлых условиях движения, когда мотор отдаёт максимальную мощность, а обдува радиатора встречным воздухом почти нет, стрелка указателя температуры не выходила из положенной нормальной зоны.

Обеспечить это можно лишь применяя термостат — прибор, регулирующий поток жидкости через радиатор. Естественно, в случае отказа термостата в положении максимальной эффективности охлаждения система будет работать на полную мощность всех своих способностей, и нагреть двигатель до приемлемой температуры не получится ни при каких условиях.

Проверка термостата

Простейший способ проверки работы термостата состоит в оценки разницы температур между блоком двигателя и радиатором в процессе прогрева мотора.

Пока температура не дойдёт до начала открытия клапана термостата, а это у разных машин может составлять 60-90 градусов с возможными отклонениями в обе стороны, радиатор должен оставаться относительно холодным. Небольшой подогрев допустим из-за утечек, связанных с организацией потока через рабочий элемент.

После открытия радиатор должен быстро разогреться, и его температура практически сравняется с головкой и блоком цилиндров. Более точно диагностику можно произвести бесконтактным измерителем температуры. Чем меньше ход открытия термостата, тем сильнее охлаждается радиатор при организации через него потока воздуха, например, принудительным включением вентилятора.

Так вычисляется неполное открытие, но если радиатор и блок будут прогреваться синхронно с самого начала, то термостат неисправен, и уже неважно, в каком положении заклинило его клапаны

Удаление воздуха из системы охлаждения ДВС

Воздух в системе охлаждения практически всегда вызывает обратный эффект – перегрев мотора. Но есть машины, где воздушные пробки могут вызвать неверные показания датчика, отправляющего сигнал на приборную панель. Водитель будет введён в заблуждение низкими значениями индицируемой температуры, хотя реально двигатель близок к кипению.

В конечном счёте всё прогреется, и критическую температуру датчик зафиксирует, но момент будет упущен, и двигатель получит повреждения.

Чтобы этого не произошло, необходимо серьёзно относиться к изгнанию воздушных пробок из системы при замене антифриза или доливке взамен утерянного. Обычно ослабляются крепления водяных шлангов на патрубках в самых верхних точках агрегата, после чего воздух выходит.

Некоторые моторы предусматривают наличие специальных штуцеров развоздушивания системы. Их наличие и расположение должны быть известны водителю.

Замена датчика температуры ДТОЖ

Как и всякий измерительный прибор, датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), может отказать не полностью, что было бы мгновенно обнаружено, а частично.

Показания индикатора будут страдать серьёзной погрешностью, водитель обеспокоится пониженной температурой уже горячего двигателя.

Прибор подлежит проверке при помощи заведомо точного термометра. В случае обнаружения обмана, замена сложностей не вызовет, как и больших затрат.

Недорогой датчик легко отворачивается, при некотором навыке можно быстро вставить новый, не потеряв много жидкости и существенно не завоздушив систему. Но убедиться в отсутствии пробки всё же необходимо, как и восполнить утерянный антифриз.

Утепление двигателя

Большинство двигателей не рассчитано на эксплуатацию при низких температурах без дополнительного утепления. Инструкции этот вопрос обходят, поэтому водителю, заметившему, что совершенно исправный и проверенный двигатель всё же не получается прогреть холодной зимой, есть смысл заняться утеплением.

Проблему можно разделить на две. Первые утеплители уменьшают поток холодного воздуха через моторный отсек на ходу, а вторые – не дают быстро уходить теплу после отключения мотора на стоянке.

И то и другое производится в качестве автоаксессуаров для конкретной модели автомобиля. Утеплители, перекрывающие радиатор, могут быть с регулируемой шторкой или в виде жалюзи. Есть даже тенденция возобновить их серийную установку на заводе, как это было принято в середине прошлого века.

Для сохранения тепла применяются защиты типа «автоодеяло». Они размещаются под капотом и сокращают утечки энергии. Самостоятельно их лучше не изготавливать из-за опасности пожара, современные двигатели содержат детали с опасно высокой рабочей температурой.

Другие причины

Неисправность термостата может быть не единственной причиной, по которой двигатель не набирает рабочую температуру.

Если во время предыдущего ремонта не были хорошо затянуты патрубки, автовладелец сталкивается с подсосом воздуха. Охлаждающая жидкость начинает подтекать. Если проблема в этом, то следует затянуть хомуты для более плотного прилегания трубок и долить жидкость до необходимого уровня в расширительном бачке.

В таком случае на приборной панели автовладелец увидит низкую температуру, недостаточную для работы. На самом же деле двигатель будет перегреваться и может даже закипеть.

В зимнее время года на работу двигателя также влияет использование других систем. Так использование отопителя салона, может привести к тому, что двигатель будет плохо греться, поскольку печка забирает части тепла на себя. При этом будет видно, как падает стрелка указателя температуры двигателя.

Неисправный датчик температуры может вызвать ощущение, что долго греется двигатель или вовсе не может нагреться. При этом двигатель работает исправно. Датчик передает данные о состоянии температуры на приборную панель. Если он работает некорректно, то и показания будут неверными. Замена этой детали приведет все показатели в норму.

Проблема с датчиком достаточно серьезна на современных автомобилях, оснащенных электроникой. Здесь снова придется столкнуться с подачей переобогащенной смеси и заменой множества других деталей.

Любая возникшая проблема должна решаться при помощи компетентного специалиста. При отсутствии необходимых знаний и навыков, стоит обратиться в автосервис. Опытные мастера помогут устранить неисправность и предотвратить ее появление в будущем.

Не поднимается температура двигателя. Где искать причину в первую очередь?

Большинство автовладельцев в таком случае первым делом проверяют термостат. Из-за его заклинивания в открытом состоянии охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу, в результате чего двигатель не нагревается до рабочей температуры. Понять, что ОЖ «ходит» именно таким путем, несложно. Для этого заведите авто с холодным мотором, и дайте ему поработать примерно 5 минут. По истечении этого времени пощупайте патрубок, который идет к радиатору (практически во всех авто он – нижний). Если он будет теплым, термостат заклинило в открытом положении. Также не лишним будет и сравнить его температуру с верхним патрубком, через которую ОЖ уходит на малый круг. Если они греются одинаково, это еще раз подчеркивает, что дело именно в рассматриваемом элементе.

ВАЖНО. Если термостат вышел из строя, никакой ремонт его уже не спасет. Только замена (тем более, стоит он не так уж и много)

Выбирая новый элемент, следите за тем, чтобы температура его срабатывания была такой же, как у оригинального. Обычно ее пишут на металлической грани изделия

Только замена (тем более, стоит он не так уж и много). Выбирая новый элемент, следите за тем, чтобы температура его срабатывания была такой же, как у оригинального. Обычно ее пишут на металлической грани изделия.

Не растет температура двигателя при нормально работающем термостате

Причиной того, что двигатель не нагревается, может быть ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости). Из-за того, что он формирует неверные результаты, вентилятор включается в холодную погоду, или наоборот – может выключаться при высокой температуре окружающей среды.

В связи с тем, что на ДТОЖ завязано множество систем, при его выходе из строя, помимо проблем с прогревом мотора до рабочей температуры, могут появляться и другие. Например, движок может троить и неустойчиво работать на ХХ, меняется цвет выхлопа, плавают обороты.

Также причина может быть и в поломке индикатора на панели приборов, либо повреждении цепи, связывающей его и датчик. Если вы явно видите, что двигатель нормально греется, прозвонили ДТОЖ, и он оказался в порядке, а при этом стрелочный или цифровой индикатор не реагирует, ищите проблему в нем. На старых авто может банально осыпаться пайка, в результате чего он просто перестанет показывать температуры, или «сойдет с ума», начав хаотично двигаться.

Довольно редко (но такое бывает) дело может быть в ЭБУ. Если знаете, что предыдущим владельцем проводился чип-тюнинг авто, или вы сами перепрошивали «мозги», следует проверить корректность работы используемой версии ПО.

Можно ли ездить, если двигатель не набирает рабочую температуру

Можно, но без фанатизма. При первой же возможности не поленитесь найти причину и устранить ее. Ведь езда на плохо прогретом моторе – это:

  • Ухудшение процесса сгорания топлива и более интенсивное формирование отложений в ДВС.
  • Снижение динамики авто.
  • Ускоренный выход из строя каталитического нейтрализатора.
  • Повышение расхода топлива.
  • Увеличение показателей токсичности выхлопа.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий