Ремонт и восстановление автомобильных аккумуляторов своими силами

Способы борьбы

Десульфатация — это процесс очистки пластин АКБ от солей сульфата свинца. Есть несколько способов, которые помогут исправить ситуацию с «закупоренным» аккумулятором. Они разнятся по методу работы, необходимым расходным материалам и, естественно, денежным и трудозатратам. Кроме того, каждый из способов имеет свои особенности, которые применимы в одних ситуациях и совершенно невозможны в других.

Десульфатация специальным устройством

Существуют специальные зарядные устройства, которые чередуют короткие и слабые разряды. Это постепенно растворяет кристаллы и повышает ёмкость аккумулятора. После подобной обработки не лишним будет промыть аккумулятор и заменить электролит, хотя это и не обязательно.

Как бороться при помощи химических присадок?

Все они рассчитаны на то, чтобы очистить пластины от налёта и остановить уже начавшийся процесс сульфатации. Средняя стоимость таких присадок расходится, от 300 до 500 рублей и они бывают в виде жидкости, либо же порошка. При их использовании идет химическая реакция, которая растворяет имеющиеся кристаллы, блокирующие рабочую поверхность свинцовых пластин.

Общие правила пользования заключаются в следующем:

  1. Отогреть АКБ, если на улице холодно.
  2. Протереть поверхность батареи салфеткой, вымоченной в слабом растворе соды.
  3. Открыть крышки банок АКБ.
  4. Добавить присадку в каждую банку. Если смесь порошковая, то ей нужно предварительно растворить в небольшом количестве дистиллированной воды и только затем приступать к зарядке.
  5. Заряжать АКБ 10-12 часов, на мощности не более 2 ампера.

В некоторых случаях инструкция может отличаться, перед использованием стоит внимательно изучить приложенную документацию. Некоторые присадки не нуждаются в подаче электричества, а иные требуют предварительной очистки аккумулятора от электролита, тут всё строго индивидуально.

Электрохимический способ

Существуют и специальные средства, которые работают только в предварительно заряженных аккумуляторах или требуют тока высоких мощностей. К таким относится и Трилон-б. Этот способ предполагает, что АКБ ещё способен держать заряд и процесс сульфатации либо в процессе, либо ещё не начался. Если же аккумулятор не может держать заряд, то никакой из электрохимических способов не поможет и придётся искать другие варианты.

Как устранить своими руками?

Есть народные рецепты, предполагающие использование не промышленных средств. К примеру, предлагают очищать АКБ пищевой содой, для чего надо:

  1. Извлечь аккумулятор, слить с него старый электролит и залить внутрь кипящий раствор соды. Раствор готовится в соотношении 1 столовая ложка соды на один литр воды.
  2. Через час, после того, как раствор залит внутрь, нужно его слить, промыть внутренности АКБ и залить новый электролит.

Стоит обратить внимание, что многие народные методы бывают неэффективными, а учитывая то, что в интернете пишется много заведомо ложной информации, то и вовсе вредными, а то и опасными

Следует относится к подобным советам крайне осторожно и, если возможно, пользоваться только теми методами, которые были успешно опробованы кем-то из ваших друзей или близких, что является гарантией надёжности и работоспособности метода

Зарядные устройства


В данном случае используются, как специальные виды зарядки, подающие ток короткими пучками, так и более радикальные методы. Например, некоторые советуют такую схему зарядки:

  1. Снять с АКБ пробки и подключить с противоположной полярностью, то есть минус на плюс, а плюс на минус.
  2. Ток нужно подавать 40 минут, во время которых электролит начнёт кипеть.
  3. В итоге, налёт будет удалён, а сам АКБ навсегда поменяет полярность.
  4. После отключения, нужно слить электролит, промыть АКБ горячей водой, залить новый электролит и поставить на зарядку с учётом новой полярности.

Если говорить в общем, про методы очистки при помощи зарядных устройств, это наименее трудозатратный способ, хотя и не такой дешёвый, как использование химических присадок.

Необслуживаемый аккумулятор

Сейчас есть две конструкции АКБ, это так называемые обслуживаемые и необслуживаемые. Принцип работы у них похож, но немного отличаются пластины внутри:

У «обслуживаемого» – они сделаны с добавлением СУРЬМЫ (Sb), она добавляется для прочности, но минус в том, что процесс электролиза начинается уже в 12,7 – 13,0В. Соответственно вода в банках теряется и ее постоянно нужно добавлять. Для этого сделаны сверху пробки

У «необслуживаемого» — пробок сверху нет. В пластины этого АКБ, добавляют Кальций (Ca), также для прочности. Процесс электролиза тут менее явный, и он проявляется только при 14,4 – 15В. То есть потеря жидкости минимальна. Поэтому конструкторы решили, убрать пробки сверху

НО по моей практике, все же влага из необслуживаемых аккумуляторов уходит, да не так быстро как из обычных, но через 5 – 7 лет, уровень может критически упасть. Водитель подумает, что просто пришло время его менять, а вот и нет. Просто добавьте «дистиллята», зарядите АКБ и характеристики могут восстановиться

Когда требуется ремонт

Чаще всего это встречается на грузовиках. На необходимость ремонта укажет плохой контакт с проводами АКБ. Так как на грузовых авто токи протекают большие, то на участках с плохим контактом клемма подгорает и плавится. В один прекрасный момент токосъем либо отламывается, либо расплавляется полностью. Такое может часто случаться, когда автовладелец подключает два АКБ последовательно и в месте соединения одной из батарей плохой контакт.

Второй частый случай вытекает из первого. Клеммы разрушаются из-за плохого контакта минусового провода АКБ с кузовом авто. В народе это называется “плохая масса”. Если контакт с “массой” ненадежный, тогда плюсовой контакт греется и выгорает или требует ремонта.

Третий случай, когда нужно восстановление аккумулятора автомобиля, – это механические повреждения клемм. Существует масса вариантов повреждений. Чаще случается, что АКБ устанавливают на машину, затем надевают контактные клеммы с проводами. Затем затягивают крепко-накрепко болты на клеммах ключом, чтобы добиться лучшего контакта. Когда болт уже достаточно затянут, автовладелец тянет еще и еще. Токовыводы из свинца, и от таких силовых воздействий они гнутся и отламываются.

Вот еще один популярный пример механических повреждений. АКБ не закрепляют под капотом автомобиля. И когда водитель едет по дорогам, батарея болтается так, как ей хочется, и весело подпрыгивает на кочках. Что там уже с ним может случиться, автовладелец не подозревает. А ведь часто клеммы не выдерживают подобных издевательство и ломаются.

Последний вариант – это короткие замыкания. Вследствие их генерируются огромные токи, способные расплавить не то что свинцовые клеммы, но и гаечный ключ на “13”.

Оперативное восстановление аккумулятора

Способ оперативного восстановления позволяет произвести ремонт прибора за достаточно короткое время. Для этого полностью разряженный прибор необходимо максимально зарядить. Когда процедура зарядки завершена, из конструкции необходимо удалить весь электролит, то есть слить всю воду. После того, как устройство будет пустым, его необходимо промыть несколько раз, для этого также используется дистиллят (автор видео, на котором представлен один из наиболее эффективных вариантов восстановления батареи — Evseenko Technology).

После выполнения этих шагов вам потребуется аммиачный раствор

В результате необходимости применения раствора ремонт батареи необходимо осуществлять с полной изоляцией тела, важно не допустить попадания раствора на кожу

Следует отметить, что в основе применяемого состава должно быть:

  • 5% аммиака;
  • 2% трилона.

Подготовленный вами химический раствор является активатором в процедуре дисульфатации. Для оперативного восстановления прибора длительность этого процесса должна занимать от 40 минут до одного часа. Необходимо отметить, что процедура восстановления с применением химической смеси обычно сопровождается выделением газов, а также образованием мелких брызг. Саму процедуру можно считать завершенной в том случае, когда газы перестанут выделяться из устройства.

Когда вы заметите, что из батареи перестали выделяться газы, химический раствор необходимо слить из системы, после чего внутреннюю полость АКБ опять нужно будет промыть дистиллятом. После промывки в устройство заливается новый электролит, а затем осуществляется полная зарядка батареи. Подробнее о том, как правильно заряжать устройство, мы уже писали, все нюансы этого процесса описаны в этой статье.

Когда АКБ будет заряжена, можно проверить ее работоспособность и, если все получилось успешно, отремонтированный прибор можно ставить на свое авто. Не каждый захочет играться с кислотами, но это на любителя. Соблюдайте технику безопасности (автор видео — Аккумуляторщик).

Распространенные неисправности батарей

Восстановление автомобильного аккумулятора возможно далеко не всегда и зависит от вида неисправности. Также играет роль тип батареи:

  • обслуживаемая АКБ оснащена пробками, установленными сверху над каждой банкой;
  • необслуживаемый источник питания отличается цельным пластиковым корпусом – моноблоком без пробок.

При наличии откручивающихся крышек можно проверить и откорректировать плотность электролита либо слить жидкость с целью ремонта. Герметичный моноблок реанимируется одним способом – путем зарядки по определенному алгоритму, но положительный результат не гарантируется.

Неисправности аккумулятора условно делятся на 2 группы – внешние и внутренние. Каждую разновидность стоит разобрать отдельно.

Устранение внешних дефектов

В процессе эксплуатации батарей автолюбителям приходится сталкиваться с двумя наружными неисправностями: окисление свинцовых клемм и трещины в корпусе. Последние возникают по таким причинам:

  • корпус лопнул в результате механического повреждения (например, падение аккумулятора);
  • вздутие разряженной АКБ, находящейся на сильном морозе;
  • пластик стал хрупким от старости.

Окисление клемм препятствует надежному контакту источника с бортовой сетью и зачастую служит причиной отказа стартера. Дефект «лечится» простой зачисткой с помощью крупной наждачной бумаги, в запущенных случаях – мелкого напильника. Аналогичным образом слой окиси удаляется с контактов, насаживаемых на клеммы и прикручиваемых болтами.

Если в корпусе образовалась трещина, восстановить необслуживаемый аккумулятор не выйдет – отсутствуют отверстия для опорожнения и заливки электролита. АКБ, оборудованная пробками, ремонтируется так:

  1. Слейте из всех банок электролитическую жидкость и промойте корпус изнутри дистиллированной водой, чтобы при пайке горячий инструмент не контактировал с кислотой.
  2. Просушите корпус со стороны трещины, затем тщательно пропаяйте ее по всей длине.
  3. Вырежьте заплатку из пластмассы и приварите ее поверх трещины, заделывая швы без пропусков.
  4. Другой вариант – использование клеевого пистолета. Дефект нужно слегка расширить, заполнить полимерным составом, а затем наложить латку.

По окончании проверьте аккумуляторную батарею на герметичность, залив доверху дистиллированной водой. При отсутствии протечек заполните АКБ электролитом и пробуйте заряжать. Если блоки пластин не повреждены, аккумулятор «возьмет» заряд и продолжит служить на автомобиле.

Внутренние неполадки

Большинство внутренних неисправностей однозначно приводит батарею в негодность, если проблема обнаружена слишком поздно. На ранних стадиях реанимация вполне возможна. Список распространенных неполадок выглядит так:

  • сульфатация электродов – отложение на пластинах толстого слоя сернокислого свинца, не позволяющего электролитической жидкости нормально контактировать с активным наполнителем;
  • осыпание наполнителя со свинцовых решеток;
  • замыкание электродов и блоков между собой.

Справка. Короткое замыкание пластин – следствие осыпания большого количества активного наполнителя с решеток. Дефект является критическим – АКБ восстановлению не подлежит.

Причины возникновения указанных неисправностей следующие:

  • многократная полная разрядка кислотно-свинцового аккумулятора «в ноль»;
  • эксплуатация источника питания с низким уровнем зарядки из-за неполадок генератора либо электрической части автомобиля;
  • длительное хранение в разряженном состоянии.

Если проблема обнаружена на последней стадии – глубокая сульфатация, тотальное осыпание – реанимировать аккумулятор автомобиля не удастся. Непоправимый дефект диагностируется просто – батарея абсолютно не воспринимает зарядку, электролит постоянно кипит. В остальных случаях пробуйте реализовать описанные ниже способы реставрации АКБ.

Причины выхода аккумуляторов из строя

Основные причины выхода АКБ из строя выглядят следующим образом:

  • повреждение корпуса аккумулятора, пластин по разным причинам;
  • замыкание пластин АКБ разной полярности по разным причинам;
  • разрыв внутренней цепи аккумулятора;
  • сульфатация пластин.

Повреждения корпуса и пластин аккумулятора

Одной из основных причин таких повреждений становится механическое воздействие на АКБ. Это может быть сильный удар, падение и так далее. Кроме того, к разрушению корпуса и повреждению пластин может привести замерзание электролита в аккумуляторе (ссылка на материал). Поскольку при замерзании происходит расширение, это вызывает трещины в корпусе и коробление пластин.

При механическом повреждении корпуса, если не затронуты пластин, ремонт возможен. Он сводится к тому, что нужно будет починить полипропиленовый корпус. Этот ремонт можно выполнить своими руками. Если к разрушению корпуса и пластин привело замерзание электролита, то здесь уже нужно оценивать последствия в каждом конкретном случае. Если в результате замерзания пластины не покоробились, и не произошло замыкания, то вы легко отделались. А если произошло замыкание в одной или нескольких банках, то аккумулятор можно отправлять на утилизацию и приобретать новый.

Замыкание пластин

Замыкание пластин может быть вызвано следующими причинами:

  • заводской брак;
  • механическая деформация или замерзание электролита;
  • осыпание активной массы электродов;
  • повреждение сепаратора.

В случае заводского брака существует гарантия на автомобильные аккумуляторы. Это однозначно гарантийный случай, который проявляется, как правило, в первые полгода эксплуатации АКБ. Все остальное не попадает под гарантию и в большинстве случаев не подлежит ремонту.

Сульфатация пластин

Сульфат свинца образуется во время разряда батареи и растворяется при заряде, но процесс идёт не до конца. В результате его часть так и остаётся на электродах в виде белого налёта.

Этот вид неисправности аккумулятора может быть исправлен. Но сразу стоит сказать, что сульфатация в большинстве случаев успешно «лечится» на ранних стадиях. Если аккумулятор уже проработал несколько лет и потерял значительную часть своей ёмкости, то проще купить новый. В таких запущенных случаях помимо сульфатации ещё добавляется коррозия пластин и соединительных мостиков, значительное осыпание активной массы и так далее. Восстанавливая такую АКБ, вы просто потеряете время.

Как восстановить объем АКБ?

Одним из вариантов восстановления неисправности аккумуляторных батарей является зарядка прибора. Следует отметить, что зарядка должна осуществляться многократно при небольших перерывах, такой вариант является одним из наиболее доступных для наших автомобилистов. В результате многочисленные заряды позволяют увеличить напряжение прибора, в результате чего он уже не сможет воспринимать воздействия током (автор видео о восстановлении прибора — Avto-Blogger.ru).

Но в этом случае есть и другая сторона вопроса. При многократных зарядках, вернее, в интервалах между ними, запускается процедура выравнивания электродных потенциалов. В данном случае нормализация состояния пластин приводит к тому, что плотный электролит начинает переходить в пространство, расположенное между электродами на поверхности пластин. В конечном итоге, в перерывах между зарядками уменьшается уровень напряжения на батарее, а когда прибор заряжается, он понемногу начинает набирать объем.

Такой способ отремонтировать аккумулятор автомобиля дает возможность восстановить устройство с таким же составом от других типов оборудования, а при необходимости — и от электронных гаджетов. В конечном итоге повышается уровень плотности электролита, соответственно, прибор обретает необходимое для нормального функционирования состояние. Что касается времени зарядов, то этот параметр определяется для конкретной модели АКБ, в среднем он составляет около 6-8 часов. А вот перерывы должны быть более длительными — от 8 до 16 часов.

Способы восстановления

При глубоком разряде

После глубокой разрядки шансы восстановить аккумулятор минимальны, особенно если это батарея литиевого типа. В данном типе АКБ пластины начинают разрушаться, проще купить новый источник питания.

Разрушение пластин АКБ.

При попытке реанимировать аккумулятор, потребуется в течение нескольких минут дать на батарею повышенное напряжение, затем уменьшить его до значения 1/10 от ёмкости аккумулятора. Чтобы убедиться в успешности процедуры, следует провести замеры параметров напряжения в банках – оно должно начать расти.

При падении емкости

Состарившийся аккумулятор, у которого существенно упала ёмкость, можно восстановить методом неоднократной зарядки. Особенность – использование зарядного устройства, способного передавать ток небольшого номинала.

Отличие от других способов – зарядный прибор должен работать с перерывами. Это позволит выровнять разность потенциалов на положительных и отрицательных пластинах. Воздействие малого тока считается безопасным, не разругает свинцовые пластины. Эффект достигается за счёт перенаправления более плотного электролита от пластин к свободному пространству.

При замыкании банки

Если замкнуло несколько банок, восстанавливать АКБ нет смысла – проще купить новый. Аналогично и с необслуживаемыми батареями, где потребуется потратить много сил и времени на ремонт.

В первую очередь необходимо найти поврежденную банку. Сделать это можно, визуально оценив качество электролита. Далее, необходимо:

Как слить электролит из поврежденной банки?

  1. Отключить клеммы.
  2. Переставить источник питание в место, удобное для работы.
  3. Выкрутить пробки.
  4. При помощи груши слить электролит из банки, где случилось замыкание.
  5. Разрезать ножом пластик вокруг сегмента, вышедшего из строя.
  6. Отсоединить перемычки от соседних банок.
  7. Извлечь пластины, выполнить их тщательную промывку.
  8. Далее, осмотреть пластины, выявить причину замыкания, устранить её.
  9. Промыть секцию дистиллированной водой, таким образом избавиться от осадка на дне и стенках банки.
  10. Вернуть резервуар на штатное место.
  11. Промываем секцию, чтобы избавиться от всех скопившихся на дне и стенках осадков.
  12. Устанавливаем реанимированный пакет на штатное место.
  13. Производим обратную операцию по припаиванию пластин для соединения банки с соседними секциями.
  14. Припаять пластины, объединив банку с соседними.
  15. Залить свежий электролит до необходимого уровня.
  16. При помощи эпоксидной смолы загерметизировать место разреза.
  17. Поставить аккумулятор на зарядку.

При сульфатации пластин

Устранить сульфатацию пластин, если она достигла критической, можно при помощи химической промывки банок. Для восстановления севшего аккумулятора потребуется 2 реагента: раствор аммиака и «Трилон-Б». Оба компонента есть в свободной продаже. Алгоритм выглядит так:

Раствор для промывки АКБ.

  1. Перед химической промывкой потребуется полностью зарядить аккумуляторную батарею.
  2. Слить весь электролит из банок в предварительно подготовленную ёмкость.
  3. Сделать раствор, добавив в дистиллированную воду 2% «Трилон-Б» и 5% аммиака
  4. Аккуратно наполнить банки жидкостью.
  5. Дождаться, пока внутри аккумулятора закончится химическая реакция (жидкость перестанет кипеть).
  6. Слить жидкость.
  7. При необходимости выполнить процедуру химической промывки аккумулятора повторно.

Альтернативный вариант избавиться от результатов сульфатации – замена электролита на дистиллированную воду с последующей подачей напряжения в 14 вольт. На первом этапе технологическая жидкость доводится до кипения, после чего уровень напряжения снижается.  Далее, требуется медленное растворение сульфата в воде. Для этого дистиллят меняется на новый, напряжение ставится на минимум. Восстановление АКБ таким способом может занимать 2-3 недели.

Результатом реставрации станет рабочий аккумулятор, который проработает ещё некоторое время. В Зависимости от состояния пластин, качества батареи, её можно будет использовать сроком до 3 лет.

Восстановление АКБ, не подлежащих обслуживанию

Понятие необслуживаемых батарей специально было введено их производителем, чтобы владельцы автомобилей меняли их как можно чаще. Здесь автомобилисты тоже могут рассказать, как осуществить восстановление аккумулятора, якобы не подлежащего никакому обслуживанию.

Вначале нужно, надев перчатки, осторожно перелить электролит из АКБ в подходящую емкость, после чего начать зарядку батареи, выставив напряжение в 14 В. Пару часов спустя нужно прислушаться к процессам, которые будут происходить в аккумуляторе: начало образования газов всегда происходит при специфическом шипении

Если газы образуются слишком интенсивно, подачу тока следует уменьшить и через некоторое время прекратить зарядку. Батарею оставить в таком положении в течение двух недель.

За 14 дней вода превратится в электролит, а свинцовый сульфат станет серной кислотой. Затем жидкость сливается из батареи, и процесс опять повторяется. После того, как пластины максимально очистятся, можно залить внутрь АКБ обычный электролит и зарядить батарею в обычном режиме.

О том, как восстановить гелевый аккумулятор, читайте здесь →

2 Простая десульфатация – применяем обычное зарядное устройство

Если аккумулятор засульфатирован, а пластины не осыпались (электролит чистый), то восстановить его можно с помощью простого зарядного устройства. Нам нужно разбить налет на пластинах. В серьезной литературе рекомендуется импульсная зарядка, чередование с разрядкой, строгое придерживание режимов. Вручную это делать довольно сложно, а специальные зарядные устройства дорогостоящие.

На практике все можно сделать гораздо проще. Используем самое простое ЗУ с небольшой переделкой. Выбрасываем сглаживающие фильтры на выходе понижающего трансформатора. Вместо них устанавливаем диодный выпрямитель. Каждый из четырех диодов рассчитан на ток 10 А.

Потребуется ареометр для контроля плотности электролита. Проверяем ее во всех банках, записывая показатели. Если имеются 1,20 и ниже, пора действовать. Смотрим за уровнем: если недостаточный, доливаем электролитом стандартной плотности, чтобы он закрывал пластины на 1 см. Подключаем зарядник, устанавливаем ток 10 % от емкости. Если у нас батарея 60 Ач, то 6 А, можно меньше: 3–5 А.

На простом ЗУ без фиксирования параметров амперметр сначала покажет некоторое увеличение тока, потом он уменьшится, и стрелка замрет в определенном положении. Время от времени наблюдаем за процессом, чтобы не пропустить начало кипения. После него ток уменьшаем до 2 А, продолжаем заряжать, пока опять не начнет кипеть, и еще 2 часа после этого.

После окончания проводим замер плотности: она вырастает несильно. Оставляем отключенный от зарядника аккумулятор на такое же время, что он заряжался. Опять замеряем – наблюдаем небольшой рост плотности. Если она еще не пришла в норму, повторяем цикл. На один уходят сутки, обычно восстановление происходит после 3–4, иногда придется повторить 5–6 раз.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий