Один центр проката автомобилей приобрёл сразу 500 легковушек «Renault»

Переходный период

По мнению многих западных СМИ, истинная цель арестов — снизить политические риски для нынешнего наследного принца Мухаммада бин Салмана, который планирует вскоре сменить своего отца на саудовском троне.

Также по теме


Меньше нефти, больше пляжей: сможет ли Саудовская Аравия развивать светский туризм

Саудовская Аравия планирует стать лидером в области светского туризма и намерена привлекать не только паломников, совершающих хадж, но…

«Многие саудовцы и иностранные официальные лица полагают, что король Салман может отречься от престола в пользу своего сына. Ходят слухи, что аресты направлены на то, чтобы сделать этот переход более гладким, снизив критику его политики», — пишет The New York Times.

«С большой вероятностью Мухаммад бин Салман станет следующим королём, а голос любого, кто противоречит ему и может осложнить эту преемственность, может расцениваться как дестабилизирующий фактор с точки зрения режима», — отметил в комментарии Reuters эксперт Женевского центра политики безопасности Жан-Марк Рикли.

«Мухаммад бин Салман, конечно, готовится стать королём, — заявил источник газеты The Wall Street Journal в правительстве Саудовской Аравии. — Он стремится блокировать дебаты внутри страны по поводу своего восшествия на трон и сфокусироваться на укреплении власти, не отвлекаясь на инакомыслящих».

«Речь идёт не о том, отречётся ли король, а о том, когда он это сделает», — утверждают специалисты американского аналитического центра Stratfor, который называют «теневым ЦРУ».

По мнению Гафурова, это решение во многом вынужденное. У 32-летнего Мухаммада бин Салмана много врагов, однако сейчас вызовы, с которыми сталкивается королевство, столь значительны, что необходима сильная и решительная личность на троне. А Мухаммад бин Салман неоднократно демонстрировал, что может брать на себя ответственность за сложные решения, хотя не все они привели к успешным результатам, примером чего может служить кампания в Йемене.

«Видимо, альтернативной кандидатуры нет. Поделиться же с кем-то властью королевская семья не готова», — объяснил ситуацию Гафуров.

Ещё одной причиной распространения слухов о якобы нестабильности внутри королевства, по мнению экспертов, могут быть изменения во внешней политике государства, в частности грядущий в октябре 2017 года визит короля Салмана в Москву.

По утверждению Гафурова, король, скорее всего, постарается поставить точку в конфликте в Сирии.

«Несомненно, запланированный визит короля Салмана в Москву поможет саудовцам уйти из конфликта в Сирии, который поглощает большие деньги и ничего хорошего саудовцам не даёт», — считает политолог.

Что за фестиваль ресторанов?

Раньше Саудовская Аравия инвестировала в основном в город Джедда, который находится на западном побережье. А после того как открыли границы, государство решило развивать и столицу Эр-Рияд. С этой целью и был организован фестиваль ресторанов, суть которого заключается в том, что в различные рестораны на несколько дней приглашают именитых шеф-поваров со всего мира.

Удовольствие это недешевое: только для того, чтобы попасть на территорию фестиваля (с ресторанами-участниками и сценой, где выступают известные арабские артисты), нужно заплатить 50 риалов (около 15$), а минимальный депозит в заведениях – 500$.

И это первый год, когда в Саудовской Аравии стали организовывать такие крупные мероприятия. До этого страна была закрытой, и попасть в нее можно было только по деловым вопросам или транзитом.

«Умные города» как антиутопия

Сама же идея технологичного и инновационного города далеко не нова. В Китае построено уже несколько «умных городов». Они позволяют власти к взаимной выгоде сотрудничать с высокотехнологичным бизнесом. Так, к примеру, Пекин работает с корпорацией Alibaba в Ханчжоу – 9-миллионном мегаполисе, где жизнь горожан постепенно приближается к научной антиутопии, когда действия жителей почти полностью контролируют компьютерные системы, а большинство населения с радостью участвует в социальном рейтинге, который отражает финансовое состояние гражданина и учитывает его общественное поведение, включая правонарушения.

Западных наблюдателей китайский опыт скорее пугает: технологии распознания лиц позволяют оплачивать покупки в магазинах без кредитной карточки или телефона, искусственный интеллект управляет дорожным трафиком, видеонаблюдение на улицах тотально, а большие данные позволяют знать о каждом горожанине почти все. Такие условия лишают человека анонимности и индивидуальной свободы – власти применяют технологический арсенал для обнаружения и наказания несогласных с политикой государства. Очевидно, «умные города» подталкивают научные и технические разработки, но ставят под вопрос базовые принципы свободы. В том числе поэтому западные страны пока отстают от Китая, где исторически нет демократической культуры, а ценность человеческой жизни гораздо ниже.

Однако Саудовская Аравия не отражает в своей концепции NEOM негативный опыт городов будущего. В отношении свобод, социального и политического устройства, Королевство намерено построить собственный островок свободы – своеобразный Гонконг. Несмотря на это, преобразования социально-политического характера редко перекидываются из одной точки на всю карту страны – тот же Китай давно настаивает скорее на «одной стране», нежели «двух системах» в отношении Гонконга и со временем собирается поглотить и растворить в себе свободолюбивый город.

«Идеальное общество», которое должно возникнуть в NEOM, также имеет мало шансов на выживание, несмотря на отдельную налоговую систему и электронное правительство. Ведь ему, скорее всего, будет противостоять авторитарная машина большого государства. Между тем инвесторы так далеко не заглядывают и оценивают усилия наследного принца Салмана всего лишь как пиар, цель которого – привлечь инвестиции в страну, остающуюся архаичной, нетерпимой и неприветливой к не мусульманам.

У России в плане строительства «умных городов» тоже свой путь. Для правительства и его главы по сей день актуален пример Кремниевой долины, взятый за идеал для отечественных инновационных кластеров. Правда, в отличие от американской долины, российские «иногорода» пока ничего экономике не дали. На проект «Скольково» с 2009 года потратили более 7 млрд долларов, из которых 120 млрд руб. – бюджетные средства. Вот и в Петербурге Дмитрий Медведев анонсировал строительство своего «Сколково» за 41 млрд руб. Сумма, по сравнению с размахом Саудовской Аравии, небольшая, но для российского бюджета существенная.

«Те, кто не умеет мечтать, не должны приходить к нам для сотрудничества. Мы ждем только мечтателей», – заявил принц Салман на презентации NEOM. Представители России на форуме в Эр-Рияде подтвердили – в стране мечтатели не перевелись.

Проблема с женским бельем

Женщинам фактически запрещено работать вне дома. Это вызывает неловкие ситуации, например, когда продавец в отделе женского белья – мужчина. Смущенные женщины, которые не могли из-за этого совершать интимные покупки, сделали попытку изменить законодательство. К ним прислушались, и в 2012 году был издан указ, запрещающий мужчинам работать в магазинах женского нижнего белья.

Но указ противоречил Шариату, из-за чего около ста магазинов проигнорировали нововведение. Через несколько месяцев после вступления закона в силу их закрыли. Указ действует до сих пор, и разнообразные инспекции регулярно следят за его выполнением. В случае обнаружения продавца-мужчины магазинам грозят закрытием.

На рынке заканчиваются запчасти

Другие крупные поставщики автозапчастей тоже остановили поставки, а уже ввезенные запчасти по текущим ценам продавать невыгодно. Под особым ударом — автопром Кореи: в прошлом году эта страна экспортировала в Россию автозапчастей на $1,5 млрд. На их долю приходится 15,1% всего экспорта Кореи в Россию, для нее РФ — крупнейший рынок после США и Китая.

Большие потрясения переживает и авторынок Дальнего Востока, передает ИА PrimaMedia. Его участники сообщают об отмененных рейсах с подержанными автомобилями из Японии. Часть японских компаний прекратила принимать ставки российских импортеров на авто-аукционах. «Мы не сможем закупать авто в Японии: рубли они не берут, наличные йены мы купить не сможем, а наши банки транзакции в требуемой инвалюте провести не смогут», — цитирует автобизнесмена ИА «Восток-Медиа».

Авторемонтники ожидают, что в марте-апреле начнутся сложности с закупкой самых популярных расходных материалов: фильтров, тормозных колодок, дисков, амортизаторов и т.п. Уже сейчас большинство дистрибьюторов повысили цены в 1,5-2 раза. Во всяком случае, корреспондент «Компании», не успевший оплатить счет за запчасти на сервисе Exist.ru в феврале, вместо девяти тысяч рублей был вынужден 1 марта заплатить за них 15 тысяч.

Но главная проблема ожидается с автомобильными чипами, мировое производство которых контролируют пять крупнейших компаний — голландская NXP, немецкая Infineon, японская Renesas, американская Texas Instruments и швейцарская STMicroelectronics. Найти замену их компонентам невозможно, говорят эксперты «Автостата». Если без радаров, датчиков света и дождя, а также мультимедиа машины выпускать могут, то без ESP, ABS и других систем активной безопасности их уже нельзя выпускать по закону. Отечественные чипы тут положение не спасут, потому что большинство из них производят на тайваньской TSMC, которая уже объявила о прекращении поставок.

«Самый амбициозный проект в истории»

О главном «мечтателе» Саудовской Аравии мировая пресса начала писать почти три года назад, когда в королевстве сменился монарх. Мухаммед бин Салман с тех пор перешел в статус наследного принца. И это несмотря на довольно молодой возраст – сейчас ему 32 года. По его заказу американские инвестиционные банки разработали для зависимой от нефти страны программу экономических реформ. Документ получил название «Видение 2030» и обошелся более чем в миллиард долларов. Самой привлекательной его частью для иностранных инвесторов до сих пор была частичная приватизация крупнейшей в мире нефтяной компании Saudi Aramco, запланированная на вторую половину 2018 года. Однако на международном форуме Future Investment Initiative в Эр-Рияде принц Салман предложил еще один масштабный проект.

Последние тридцать лет Саудовская Аравия жила неправильно и должна вернуться к умеренному и открытому всему миру исламу, заявил принц в интервью Bloomberg. Доказательством экономических, социальных и идеологических реформ в его концепции призван служить «город нового поколения» – высокотехнологичное поселение NEOM. Пока у двигателя прогресса Королевства есть красочная презентация и ряд технических параметров.

Место для города размером 25 тыс. квадратных километров выбрали вблизи Красного моря – рядом с Суэцким каналом. Причем он должен располагаться не у границы с Иорданией и Египтом, а на территории всех трех государств, символизируя мост между Африкой и Азией. Климат в выбранной точке Аравийского полуострова намного благоприятнее, нежели в остальной его части. По крайней мере, за счет близости к воде средняя температура в городе будет ниже на 10 градусов, а это уже привлекательно.

В рекламных роликах проекта женщины ходят без платков и трудятся плечом к плечу с мужчинами – для Саудовской Аравии картина фантастическая. Ведь женщины в Королевстве ограничены во многих правах, во многих случаях и в праве на труд. Наибольшим проявлением либерализма до сих пор считалось то, что женщинам разрешат с середины 2018 года водить автомобили. В городе NEOM они, по-видимому, избавятся от архаических культурных установок и смогут в значительной степени вестернизировать свой образ жизни.

Помимо индивидуальных свобод городу предоставят статус свободной экономической зоны. По замыслу, он объединит в себе передовые достижения науки и технологий. Так, энергию в NEOM будут добывать из возобновляемых источников, преимущественно используя солнечные батареи. Из транспорта будут исключительно экологически чистые виды. Продовольствие станет продуктом новейших биотехнологий и инноваций. Концепция предполагает полное самообеспечение города – как энергетическое, так и продовольственное. И это в самой богатой нефтяной стране, где добывается больше всего сырья и производится недостаточно продуктов питания.

Строительство города укладывается в программу «Видение 2030» – первая очередь должна быть сдана к 2025 году, а еще через пять лет от NEOM ждут вклада в ВВП Королевства в размере 100 млрд долларов. Однако и стоить «самый амбициозный проект в истории» будет немало – 500 млрд долларов. Деньги наследный принц надеется найти у инвесторов и уже привлек первых: японский банк Softbank и Российский фонд прямых инвестиций.

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев пообещал вложить в проект несколько миллиардов долларов. Организация тесно работает с партнерами на Ближнем Востоке и в Азии, в частности с Эр-Риядом удалось создать совместный фонд на 10 млрд долларов для вложений в российскую экономику, однако пока из этих средств инвестировано лишь 10%. Поэтому заявление российской стороны могло быть ответной вежливостью.

Никаких выборов, парламента, политических партий и инакомыслия

Здесь царит абсолютная монархия, отсутствуют национальные выборы, политические партии и представительный парламент, есть лишь символический советный орган Меджлис аш-Шура, или Консультативная ассамблея, не имеющий полномочий принимать законы и обеспечивать их соблюдение. Это открытое пренебрежение демократическими нормами продолжается не одно десятилетие. Наряду с жесточайшими диктаторскими странами, Саудовская Аравия регулярно получает самые низкие баллы гражданских и политических свобод от аналитических организаций наподобие Freedom House.

Нет и Конституции, хотя устав, известный как Основной закон Саудовской Аравии, принятый в королевским указом в 1992 году, обязывает монарха править, соблюдая вместо Конституции Шариат и Коран. Под строгим запретом критика и инакомыслие: активистов регулярно сажают в тюрьму и приговаривают к жестоким наказаниям.

Примеры: Абд аль-Карим, требовавший перехода к конституционной монархии и получивший за это 8 лет тюрьмы и блогер Раиф Бадави, получивший 1000 ударов плетьми за призывы к свободе слова.

Какие автомобили исчезнут

Концерн Renault с его 40-миллиардным годовым оборотом – одно из самых успешных и технологичных автопредприятий в мире. 

С уходом Рено российский сегмент теряет передовые достижения по изготовлению гибридов, электромобилей, современных систем управления и безопасности. Периферия России выдержит и устаревшие атмосферные двигатели, и отсутствие электроники, но в крупных мегаполисах вроде Москвы и Санкт-Петербурга, где количество машин увеличивается каждые 10 лет на 3-4 миллиона – это очень существенно. 

Столицы лишаются перспективного электромобиля Megane E-Tech Electric (470 км на одной зарядке), легких модификаций Twingo и ZOE, запуск которых в курьерских службах и такси позволял очистить смог над городом. 

Кроссовер Renault Duster, который конкурировал с “Нивой” по проходимости (обгоняя ее по всем остальным параметрам), неубиваемый Logan, экономичный Sandero и престижный Arkana также уйдут из продаж. Эти машины – неприхотливые, современные, одни из немногих, которые выдерживают большие пробеги в российских реалиях.

Последние новости

19 мая. На заводе Рено будут выпускать автомобили JAC. Это китайский производитель, поставлявший в Россию малотоннажные грузовики и электромобили. Предполагается крупноузловая сборка, о полном цикле не идеи и речи. 

16 мая. Завод Рено переходит в собственность мэрии Москвы. На нем собираются возродить производство “Москвича”. Помощь в производстве окажет КАМАЗ. Наполеоновские планы Собянина предполагают даже производство электромобилей. ОАО “Москвич” ликвидировали в 2010 году из-за банкротства. 

13 мая. Судьба Renault Sandero Stepway 2022 для России остается неизвестной. Модель с атмосферным двигателем 1,6 была создана специально для рынка РФ, но в связи с уходом производителя, выпуск могут отложить. 27 апреля. Renault продает пакет акций АВТОВАЗ. 68% продали институту НАМИ с возможностью обратного выкупа через 5-6 лет. На заводе будут производится другие автомобили. 22 апреля. Падение продаж Рено Групп составило 50% в России. Показатель касается автомобилей Лада, оригинал марки упал сильнее. 20 апреля. Завод Renault все еще не работает. Но поступает информация, что на ВАЗе готовят выпуск Taliant (турецкий аналог Dacia Logan III) и модели Sandero. 8 апреля. Рено спелись с Мицубиси. Обе компании остановили поставки в РФ, но будут выпускать совместный хэтчбек на шасси Рено Клио на основе гибридной установки E-Tech. На ВАЗ тем временем внедряют новый 8-клаппанный атмосферник, в котором будут использоваться 48 деталей российского производства. 

«Днем 25–27 градусов, но это не жарко»

Летом, говорят, температура может доходить до 50 градусов, но переносится она легче, чем в том же Катаре: в Рияде нет выхода к морю, и воздух более сухой.

Сейчас температура днем около 25–27 градусов, но это не жарко – из-за ветра лучше надеть легкую кофточку. Ночью еще холодно, особенно в пустыне: сразу после заката температура резко падает и может доходить даже до -1. Мы, когда ездили туда на фотосессию, вечером надевали зимние куртки.

– В целом страна достаточно развитая и не такая страшная, как пишут о ней в интернете, – подытоживает Ирина. – Камнями на площадях здесь никого не забивают и публично не наказывают. За хождение за ручку пары тоже никто не осуждает. Но целующихся я не видела.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: личный архив героини.

«Что ты тут делаешь? Ты же женщина!»

Рияд – достаточно развитый город. Он мне нравится больше, чем Доха. Например, если в столице Катара все ездят на машинах и там абсолютно негде гулять пешком, то здесь ситуация как в Европе: можно гулять по улицам, зайти в кафе, взять кофе с собой – в общем, все как в обычном городе в привычном для нас понимании.

Единственное, на что нужно обращать внимание, это встречающиеся надписи «Family only», «Single only» или «Men only». То есть если я девочка и одна зайду в магазин с пометкой «Family only», то меня попросят выйти

Причем такие ограничения встречаются как в магазинах, так и кафе. Как-то знакомая гуляла в городе и решила зайти в кофейню за кофе, где ее встретили возгласами: «Что ты тут делаешь? Ты же женщина!» – а она просто не заметила пометку «Men only».

Тренажерные залы тоже только для мужчин. В бассейнах для женщин выделены определенные часы – например, в нашем отеле это с 10 до 12 утра.

В будущем страна с высочайшим в мире зданием

Самое долгожданное событие для всех людей земного шара – постройка «Самого высокого здания в мире». На данный момент эту должность занимает Бурдж-Халифа в Дубае. В 2018 году титул гордо примет Башня Джидды в Саудовской Аравии, также известная как Королевская Башня. Она станет первым в истории зданием, достигнувшим километровой высоты и будет блестящим центром нового прибрежного города Саудовской Аравии.

Чтобы вообразить, как это будет выглядеть, представьте Всемирный торговый центр в Нью-Йорке (541 метр) – вот он чуть больше половины предполагаемой высоты Королевской башни. После завершения строительства в башне будут гостиница, обсерватория, офисы и неприлично дорогие пентхаусы. Предварительная стоимость $1,2 млрд. Сейчас проект называют «пределом инженерных возможностей».

Европейская автоcборка схлопнулась

Накануне WSJ
сообщил, что концерн Stellantis, владеющий брендами Jeep, Opel, Citroen и Peugeot, собирается перенести свой завод из Калужской области или ограничить объемы производства в России. Ранее в той же Калуге из-за перебоев с комплектующими остановился завод Volkswagen. Московский завод Renault, где использовалось около 40% румынских комплектующих, приостановил производство с 28 февраля по 5 марта, когда Польша закрыла их транзит через свою территорию.

Все это происходит на фоне блокады поставок новых машин в Россию. Остановлена отгрузка Jaguar, Land Rover, Audi, Volkswagen, Skoda, Porsche и General Motors, PSA. Daimler Truck решил прервать сотрудничество с КАМАЗом, из-за чего на совместном предприятии в Набережных Челнах прекратятся производство грузовиков и поставки запчастей.

Под угрозой закрытия оказалась локальная автосборка других грузовиков глобальных концернов — Isuzu, Volvo Trucks, MAN. Сложности возникают и с компонентами для «Соллерс-Форд», которые привозят через порт Новороссийска из Турции, пишет «Коммерсант».

Кто собирает и производит автомобили в России

По данным «Автостата», доля импортных машин на российском рынке составила в 2021 году 18% или 271 тыс. машин. В основном это авто из Китая (58 тыс.), Японии (56 тыс.) и Германии (34 тыс.). Но 82% или 1,2 млн машин, продаваемых в России, собраны здесь же.

К началу 2022 года на 13 российских предприятиях производились 58 марок автомобилей. В основном это сборка из импортных комплектующих, хотя степень локализации в последние годы росла.

  • «АвтоВАЗ» собирает: Lada X-Ray, Vesta, Granta, Largus, Lada 4×4, Nissan Almera, Renault Sandero и Logan. 

  • «Автофрамос» производит Renault Logan, Sandero, Fluence, Megane и Duster. 

  • «Хенде Мотор Мануфактуринг Рус» собирает Hyundai Solaris, Creta и KIA Rio. 

  • «Автотор» — BMW, Cadillac, Chevrolet, Hyundai, Genesis и KIA.

  • Завод Toyota в Петербурге выпускает Camry и RAV4.

  • Рядом Nissan выпускает Qashqai, X-Trail и Murano.

  • Завод Volkswagen в Калуге выпускает Tiguan, Polo и Skoda Rapid.

  • ГАЗ в Нижнем Новгороде собирает Skoda Octavia и Kodiac.

  • Завод PSA там же выпускает Mitsubishi Outlander, Peugeot 408 и Citroen C4

  • «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» — Haval F7.

  • «Соллерс» на Дальнем Востоке собирает Mazda.

  • В подмосковном Солнечногорске выпускают Mercedes E-klasse.

  • В Елабуге «Форд Соллерс» собирает Ford Transit.

Отечественным производителем в полной мере можно называть только АвтоВАЗ, хотя и его последние модели — плод кооперации с Renault-Nissan.

Интересно, что японские автосборщики в России — Toyota и Nissan, входящий в PSA, — продолжают работу. И это несмотря на то, что Япония одной из первых присоединилась к санкциям ЕС и США против России. Казалось бы, отечественный АвтоВАЗ должен был выиграть от происходящего, но 28 февраля его конвейер тоже закрылся, а компания ищет новых поставщиков на случай адресных санкций. Потому что АвтоВАЗ тоже на 20% зависит от импортных комплектующих. Lada XRAY, например, в значительной степени собирается из румынских деталей, которые больше не поставляются.

Кроме того, все модели Lada, включая старые Niva, оснащаются электрикой и электроникой от Bosсh. Сегодня стало известно, что компания прекратила поставки автокомпонентов на склады всех своих партнеров в России из-за резкого падения рубля, неясности перспектив работы на российском рынке и проблем с логистикой.

Вечером во вторник, 1 марта, конвейер АвтоВАЗа возобновил работу.

«Приходится как-то приспосабливаться»

В магазинах нет примерочных. Во время покупки дается 3 дня на возврат товара и 14 дней на обмен. Приходится как-то приспосабливаться. Кто-то идет примерять в туалет – но не всегда там есть условия для этого. Я однажды была в длинной юбке и примеряла штаны прямо в зале, пока никого не было рядом.

Что еще интересно, так это то, что в магазине кассир может сказать, что закрывается, прямо у тебя перед носом. Тут никто не кричит, как у нас: «Скажите, чтобы за вами не занимали!» Здесь, бывает, стоишь на кассе, перед тобой один человек, ты уже и товар на ленту выложил – а кассир рассчитывает предыдущего покупателя и говорит, что больше не работает.

Палаточное поселение

Изначально паломники брали с собой в путешествие палатки и устанавливали их на равнинах Мины. В 1990-х годах правительство Саудовской Аравии упростило религиозным туристам жилищный вопрос, установив кемпинг с регулярными палатками из хлопка. Но в 1997 году в поселении произошел пожар, унесший жизни 350 паломников.

После чего был организован новый лагерь с огнестойкими тентами. В городе Мина есть 100 000 аккуратных огнеупорных палаток с кондиционером, кухней и ванной. По сути это современный жилой комплекс.

Ультрасовременные палатки вмещают около 3 миллионов человек. Около 5 дней в год они заняты паломниками, а все остальное время пустуют. Королевство получило шквал мировой критики в свой адрес после отказа размещать там сирийских беженцев.

Суровые наказания

Мы уже упоминали жестокие законы Саудовской Аравии, как насчет наказаний? Оказывается, они ничем не лучше: правовая система использует ту же ультраконсервативную и традиционалистическую школу Ханбали в качестве основ юриспруденции, как и террористическое Исламское государство. Судебный процесс происходит исключительно на основе определенного толкования исламского права.

Среди наказаний властей – отрубание рук и ног за кражу, плети и избиение камнями за прелюбодеяние и другие поступки, отсечение головы – за мятежи, политические преступления, контрабанду наркотиков и колдовство. Смертные приговоры выносятся и за богохульство, гомосексуализм и грабеж в применением насилия. Саудовская Аравия не реагирует на постоянно растущее давление с целью либерализации ее правовой системы и неизменно применяет наказания и смертные казни.

«Сойти с нефтяной иглы»

Востоковед Саид Гафуров отмечает, что главная проблема, которую должны решать власти Саудовской Аравии, — экономическое положение страны.

«Ситуация очень тяжёлая, — утверждает собеседник RT. — Закрываются такие важные проекты, как сельскохозяйственный, например. Нужны деньги, которых не хватает на разработку железных руд, строительство железных дорог. Ситуация в экономике разбалансирована».

Однако сейчас, как сообщает Financial Times, саудовское руководство вынуждено скорректировать эту инициативу, которая оказалась слишком амбициозной.

  • Reuters

Сообщается, что из плана выведены предложения по гражданскому строительству, реформированию финансового сектора и приватизации в отраслях, не связанных с нефтяной индустрией. В то же время планы по передаче к 2018 году в частные руки 5% государственной нефтяной компании Saudi Aramico остаются неизменными.

Дударев отмечает, что реформы, которые продвигает принц Салман, призваны создать более конкурентную и рыночную среду в экономике страны.

Однако сложности переходного периода приведут и к появлению недовольных, которые могут стать питательной средой для экстремистов. Поэтому жёсткие полицейские меры борьбы с противниками династии — это игра на упреждение.

«Эти радикальные реформы, в первую очередь экономические, осложнят положение населения, которое привыкло жить в тепличных условиях, когда бензин был дешевле воды, а электроэнергия не стоила ничего. Теперь предстоит затягивать пояса, — пояснил Дударев. — Одна из серьёзнейших экономических проблем в стране — это безработица, особенно среди молодёжи».

Эта проблема усугубляется присутствием миллионов мигрантов, которые готовы работать за гроши, в то время как 11% молодых саудовцев не могут трудоустроиться.

У них есть «Волшебная полиция»

В Саудовской Аравии под запретом все, что прямо или косвенно связанно с волшебством, колдовством и магией. Это считается тяжким преступлением, людей даже обезглавливали за якобы практику магии. Правительство настолько серьезно воспринимает магическую угрозу, что даже запретило книги о Гарри Поттере и создало специальные антиколдовские отряды полиции.

Созданная в 2009 году группа по противодействию колдовству состоит в Комитете по поощрению добродетели и предотвращению беспорядков религиозной полиции Саудовской Аравии. Им поручено задерживать колдунов и предотвращать их заклятия. С 2009 года за практику магии к уголовной ответственности были привлечены более 500 человек.

Люди, якобы шепчущие заклинания, проводящие ритуалы или пойманные с талисманами могут попасть в очень серьезные неприятности. Но вопрос ведьмовства очень тонкий, ведь оригинальные и общепризнанные особенности ведьм таковы: у них есть метла, на которой они летают. Юридический кодекс Саудовской Аравии оставляет решение этого вопроса за судьей, который и должен резюмировать, виновен ли человек в колдовстве и получит ли он смертную казнь. Недаром Саудовская Аравия входит в рейтинг 15 стран, в которых до сих пор верят в колдовство.

С женскими правами там еще хуже, чем вы думали

Перед путешествием в Саудовскую Аравию настоятельно рекомендуется ознакомиться с ее законами. В последнее время права женщин в Персидском заливе были предметом социального противостояния. Сейчас это последняя страна на земле, где женщинам не разрешают водить машину. Этот факт повсеместно привлекает представителей средств массовой информации.

Это всего лишь верхушка айсберга, без позволения мужчины женщинам запрещено покидать дом, совершать покупки, открывать банковский счет, наниматься на работу, посещать школу, выступать в качестве юридического и другого официального лица и соглашаться на операцию.

До недавнего времени женщины не могли голосовать и заседать в консультативной палате палате, что сделало Саудовскую Аравию последней страной, давшей женскому полу право голоса. Перед смертью король Абдалла отвел пятую часть советной палаты женщинам и позволил им голосовать, но это было скорее символическим жестом, который по сути не повлиял на жизнь саудовских женщин.

«Зато очень дешевый бензин»

Цены здесь высокие, все достаточно дорого. По цифрам ценники примерно как в Катаре, но получается дороже за счет того, что саудовский риал дороже по отношению к доллару.

Например, вода Evian в ресторане – 35 риалов (около 10$), кофе – 20 риалов (5$). Большая банка Nutella в магазине – 25 риалов (около 7$). Зато очень дешевый бензин – 1,5 риала (0,40$) за литр.

Я работаю в итальянском ресторане высокого класса, и у нас цены примерно следующие: салат из шпината – 90 риалов (24$), киноа-салат с сезонными овощами – 100 риалов (27$), салат с осьминогом и картофелем – 140 риалов (37$), капрезе – 90 риалов (24$), пицца «Маргарита» – 95 риалов (25$), кальцоне – 115 риалов (30$). Из десертов, например, есть мороженое за 65 риалов (17$) или Lava cake за 95 риалов (25$).

Среди местных, кстати, много вегетарианцев. Поэтому в кафе и ресторанах хватает позиций без мяса – и можно съесть не только салат.

«Абайя! Пожалуйста, надевай абайю!»

Люди в Саудовской Аравии очень разные. Есть из Египта, Ирака, Сирии. Самую грязную работу выполняют индийцы и бангладешцы. Однако приезжих, в отличие от той же Дохи, не очень много. Среди обслуживающего персонала есть и местные – например, консультанткой в каком-нибудь магазине или бутике спокойно может быть женщина в абайе, у которой будут видны только глаза.

Как рассказали нам местные, раньше в стране действовали такие же правила, как в Катаре и ОАЭ: после окончания учебы государство выделяло каждому участок земли и выплачивало 50 000 риалов (почти 15 000$). Но в конце 1990-х все поменялось, и такие выплаты больше не предусмотрены. Поэтому местные тоже работают, и видно, что люди не избалованные и умеют считать деньги.

Сами местные тоже разные. Например, люди из Джедды более открытые и европеизированные. Если такие приезжают на выходные на фестиваль, то по ним сразу видно.

В Рияде люди пока только перестраиваются на новый лад. Некоторые не принимают эти правила, другие спокойно к этому относятся. Например, однажды я поехала в торговый центр в широких джинсах и майке «под горло» и с рукавом до локтя. Ко мне подошла местная женщина и сказала: «Абайя! Пожалуйста, надевай абайю!» Мне стало как-то не по себе, и я спросила у консультантки в одном из магазинов, действительно ли я должна одеваться как арабские женщины. Та ответила, что еще год назад это требование было бы справедливо, потому что даже туристки обязаны были носить абайю, но сейчас все поменялось – и даже некоторые локалы ее снимают.

Женщины в Саудовской Аравии одеваются намного свободнее и разнообразнее, чем в Катаре. Есть, конечно, и те, кто все еще ходит в черных одеяниях, но в то же время хватает и тех, кто носит яркие, разноцветные, очень красивые, я бы даже сказала «королевские», абайи. Многие носят их просто как халат, накинув на плечи. Некоторые вообще снимают, ходят с распущенными волосами и ярким макияжем.

Что касается пластики, которую в Катаре делает чуть ли не каждая, то в Саудовской Аравии женщины, по-моему, более красивы. У многих «сделаны» губы и подправлены носы – но смотрится это достаточно аккуратно и гармонично.

Местные мужчины одеваются очень по-разному. Например, если в Катаре все ходят в белых длинных одеяниях, то здесь и в джинсах с майкой встречаются. Единственное, шорты нельзя – ноги все-таки должны быть прикрыты.

По отношению к туристам прописанных законов нет, но одеваться лучше достаточно консервативно: плечи, колени и живот должны быть закрыты. В этом плане здесь немного строже, чем в Катаре.

Закрытие навсегда?

Renault прошел в России длинный путь, от первых поставок Clio и Twingo и сотрудничества с “Москвичом”, до строительства завода полного цикла. Причем, вхождению Рено в РФ способствовало Правительство Москвы, пожертвовав родимым АЗЛК. 

Многие эксперты придерживаются мнения, что Renault, активно вкладывавший деньги в российское производство, не захочет терять рынок и автозавод, поэтому постепенно вернется к сборке машин. 

Но здесь есть есть некоторые важные аспекты: 

  1. Комплектующие для сборки и автомобильная электроника попадают под экспортные санкции ЕС. Это не Ашан с торговлей продуктами питания, где можно сочинить легенду о необходимости заботы о потребителях. 

  2. Блокада логистики и перевозок. Запчасти для Рено невозможно доставить в Россию, поэтому завод физически не сможет осуществлять сборку. 

  3. Имиджевые потери. Рынок Renault огромный, под натиском общественности продажи машин в остальном мире могут саботировать из-за работы в РФ. 

  4. Проблемы с экономикой. Для приобретения комплектующих в Европе, автозавод Рено должен платить поставщикам в долларах. А машины продаются в рублях с нестабильным курсом, цикл производства длинный, необходимо закладывать резервы. А Минфин с ЦБ наложили на валютные операции ограничения. 

  5. Падение спроса. Доходы населения падают, продажи в 2022 в автомобильном секторе упали на 61% по сравнению с прошлым годом. Неизвестно что выгоднее – законсервировать завод на несколько лет, сославшись на подвернувшиеся санкции, либо тянуть нерентабельное производство. 

Большая проблема возникнет, если Renault достигнет с Министерством промышленной торговли соглашение о полной продаже активов в России. Это более чем вероятно при затягивании противостояния с Западом. В этом случае закроются и сервисные центры Рено, прекратится поставка запасных частей. 

Учитывая, что официальные дилеры этой фирмы в последние годы и так чрезмерно задирали цены, окончательный отказ от обслуживания вызовет у поклонников марки большое огорчение. 

Место Renault в России может занять китайский производитель, благо перестройка сборочных линий не столь сложное явление, как модернизация советского завода полного цикла. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий