Что такое гидрокрекинговое масло
Гидрокрекинг – способ переработки нефтяной основы для производства базовых масел с высокими характеристиками вязкости. Технология НС-синтеза разработана американскими химиками в 1970-х годах. Во время гидрокаталитической переработки «плохие» фракции нефти преобразуются в углеводы. Превращение обычной «минералки» в «синтетику» более высокого качества происходит под воздействием химических процессов. С одной стороны, HC-масло производится из нефти, подобно минеральному, а с другой – молекулярная структура основы кардинально меняется. Полученный в результате состав полностью теряет характеристики минерального масла.
Существует несколько видов гидрокрекинга
Технология производства
Получить полное представление о ГК-масле позволит изучение технологии производства. Гидрокрекинг – способ очистки базового минерального масла, который позволяет приблизить характеристики конечного продукта к синтетике. Основу масла составляет нефть, молекулярную структуру которой изменяют с помощью специальных химических процессов. Очистка состоит из трёх этапов:
- Депарафинизация. Удаление из нефти парафинов способствует повышению температуры замерзания состава.
- Гидроочистка. На данной стадии углеводородные составляющие насыщаются водородом и этим изменяют их структуру. Масло приобретает устойчивость к процессам окисления.
- Гидрокрекинг – удаление соединений серы и азота. На данной ступени очистки производится расщепление колец, насыщение связей и разрыв парафиновых цепей.
Трёхступенчатая очистка позволяет избавить нефть от ненужных примесей и получить масляный состав, отличающийся от привычных минеральных, синтетических или полусинтетических. Поэтому производители относят НС-масло к отдельной категории смазочных материалов.
Технология гидрокрекинга
После процедуры очистки в масло вводят синтетические присадки для придания ему окончательных свойств и возможностей высококачественных смазочных материалов.
Основные свойства
Основа моторных масел влияет на их вязкость. Самые густые масла минеральные, самые жидкие – синтетические. Гидрокрекинговое масло, наряду с полусинтетическим, располагается на средней позиции. Особенность данной смазки в том, что по технологии производства она ближе к минеральным, а по физическим и химическим свойствам – к синтетическим.
Данный тип масла обладает свойствами как минерального, так и синтетического
Основа, созданная технологией гидрокрекинга, имеет улучшенные свойства по сравнению с минеральной. По параметрам чистоты такие масла приближены к синтетическим, однако имеют гораздо меньшую стоимость.
Преимущества и недостатки
Многоступенчатая перегонка нефти с последующим обогащением присадками делает ГК жидкость высококачественным смазочным маслом. Преимущества этой смазки состоят в следующем:
- Эффективная работа при механических или температурных перегрузках;
- Минимальная агрессивность к эластомерам;
- Стойкость к формированию отложений;
- Устойчивость к деформациям;
- Оптимальная вязкость;
- Низкий коэффициент трения;
- Высокая растворимость присадок;
- Экологичность.
Гидрокрекинговые масла имеют отличительные преимущества и недостатки
При явных преимуществах данный вид масла имеет ряд существенных минусов:
- Повышенная испаряемость;
- Склонность к провоцированию образования коррозии;
- Быстрое старение и, как следствие, необходимость частой замены.
Несмотря на некоторые недостатки, многие автовладельцы отзываются о его использовании вполне положительно. По качеству оно немного уступает только высококлассным синтетическим маслам с максимальной стоимостью. Преимущество в сравнении с синтетикой аналогичных характеристик состоит в гораздо меньшей цене.
Что такое гидрокрекинговое масло
Гидрокрекинг – способ переработки нефтяной основы для производства базовых масел с высокими характеристиками вязкости. Технология НС-синтеза разработана американскими химиками в 1970-х годах. Во время гидрокаталитической переработки «плохие» фракции нефти преобразуются в углеводы. Превращение обычной «минералки» в «синтетику» более высокого качества происходит под воздействием химических процессов. С одной стороны, HC-масло производится из нефти, подобно минеральному, а с другой – молекулярная структура основы кардинально меняется. Полученный в результате состав полностью теряет характеристики минерального масла.
Существует несколько видов гидрокрекинга
Технология производства
Получить полное представление о ГК-масле позволит изучение технологии производства. Гидрокрекинг – способ очистки базового минерального масла, который позволяет приблизить характеристики конечного продукта к синтетике. Основу масла составляет нефть, молекулярную структуру которой изменяют с помощью специальных химических процессов. Очистка состоит из трёх этапов:
- Депарафинизация. Удаление из нефти парафинов способствует повышению температуры замерзания состава.
- Гидроочистка. На данной стадии углеводородные составляющие насыщаются водородом и этим изменяют их структуру. Масло приобретает устойчивость к процессам окисления.
- Гидрокрекинг – удаление соединений серы и азота. На данной ступени очистки производится расщепление колец, насыщение связей и разрыв парафиновых цепей.
Трёхступенчатая очистка позволяет избавить нефть от ненужных примесей и получить масляный состав, отличающийся от привычных минеральных, синтетических или полусинтетических. Поэтому производители относят НС-масло к отдельной категории смазочных материалов.
После процедуры очистки в масло вводят синтетические присадки для придания ему окончательных свойств и возможностей высококачественных смазочных материалов.
Основные свойства
Основа моторных масел влияет на их вязкость. Самые густые масла минеральные, самые жидкие – синтетические. Гидрокрекинговое масло, наряду с полусинтетическим, располагается на средней позиции. Особенность данной смазки в том, что по технологии производства она ближе к минеральным, а по физическим и химическим свойствам – к синтетическим.
Данный тип масла обладает свойствами как минерального, так и синтетического
Основа, созданная технологией гидрокрекинга, имеет улучшенные свойства по сравнению с минеральной. По параметрам чистоты такие масла приближены к синтетическим, однако имеют гораздо меньшую стоимость.
Это важно! НС-синтез позволяет получить смазку с индексом вязкости 150 единиц, тогда как минеральные смазки имеют вязкость всего 100 единиц. Введение присадок максимально приближает гидрокрекинговые составы к синтетическим
Преимущества и недостатки
Многоступенчатая перегонка нефти с последующим обогащением присадками делает ГК жидкость высококачественным смазочным маслом. Преимущества этой смазки состоят в следующем:
- Эффективная работа при механических или температурных перегрузках;
- Минимальная агрессивность к эластомерам;
- Стойкость к формированию отложений;
- Устойчивость к деформациям;
- Оптимальная вязкость;
- Низкий коэффициент трения;
- Высокая растворимость присадок;
- Экологичность.
Гидрокрекинговые масла имеют отличительные преимущества и недостатки
При явных преимуществах данный вид масла имеет ряд существенных минусов:
- Повышенная испаряемость;
- Склонность к провоцированию образования коррозии;
- Быстрое старение и, как следствие, необходимость частой замены.
Несмотря на некоторые недостатки, многие автовладельцы отзываются о его использовании вполне положительно. По качеству оно немного уступает только высококлассным синтетическим маслам с максимальной стоимостью. Преимущество в сравнении с синтетикой аналогичных характеристик состоит в гораздо меньшей цене.
Liqui Moly 5W30 Longtime High Tech
Данный продукт входит в линейку универсальных масел Ликви Моли. Создан на основе гидрокрекинга нефти, а также присадок последнего поколения различного назначения. Характерной особенностью продукта является низкое содержание серы, фосфора и хлора, что позволяет использовать данное масло в современных бензиновых и дизельных двигателях, оснащенных новейшими системами нейтрализации отработавших газов, в том числе сажевыми фильтрами DPF. Аналогично, противоизносная присадка на базе фосфора заменена молибденовой добавкой. Масло Ликви Моли 5W30 Longtime High Tech имеет допуски SN/CF и ACEA C3, а также именные допуски BMW Longlife-04, MB 229.51, VW 502 00/505 00/505 01. А Полностью соответствует ACEA A3/B4, Ford WSS-M2C917-A и MB 229.31.
Гидрокрекинговые масла от других производителей
Выпуском столь экономичных типов масел занимается не только Тойота, но и ряд других производителей.
Так, к наиболее популярным маркам можно отнести:
Castle 0W20.
Современное гидрокрекинговое масло от известного производителя Castle.
Преимущества смазывающего состава — наличие всех необходимых сертификатов, четкое соответствие действующим стандартам (ILTAC и API), экономичность, экологичность и высокие эксплуатационные качества.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Франшиза при КАСКО: что это такое, достоинства и недостатки кому это выгодно
Масло отлично подходит для всех ДВС, установленных на автомобилях производства Японии.
Также масло Castle 0W20 заливается в большинство моделей Тойота.
Softec Plus 5w-40.
Качественное моторное масло от компании CASTROL. Отличительные качества — отличный состав противоизносных присадок, надежная защита мотора от износа, небольшая вязкость и устойчивость к окислению.
Средний интервал между обслуживаниями — около 30 тысяч километров.
Данное масло отлично подходит для легковых авто с бензиновыми и дизельными моторами.
Ravenol LLO 10w-40.
Масло, которое относится к категории «полусинтетики». Место производства — Германия.
Уникальные характеристики состава позволяют использовать его на легковых авто с бензиновыми и дизельными моторами (в том числе и с турбонаддувом).
Преимущества — уменьшенное пенообразование, надежная защита от износа, уменьшение нагара и шлама, повышенный срок службы, отличные температурные и вязкостные свойства.
Оптимал ЭлитМото 2Т.
Полусинтетическое масло. , Украина. Назначение — 2-тактные моторы высокой и средней мощности.
Преимущества масла — качественное смазывание, защита от засорения свечей, совместимость со многими типами моторов.
Total Quartz 9000 5w-40.
Качественное синтетическое масло, производство компании Total, Франция.
Предназначено для современных авто, имеющих разные типы моторов — дизель, бензин, с непосредственным впрыском, без или с турбиной, с сажевым фильтром и так далее.
Основные преимущества — надежная защита от износа, стойкость к окислительным процессам, долговечность.
HC или синтетическое: что выбрать и как отличить
По окончании химического преобразования основы ГК по характеристикам значительно опережает минеральное масло, но до уровня качественной «синтетики» не дотягивает. Основная задумка разработчиков нового масла – приближённость к синтетическим разновидностям при одновременном снижении себестоимости производства. Теоретически строгое идеальное соблюдение всех технологических процессов может гарантировать получение продукта, практически не отличающегося от синтетического. Однако такая сложность сразу отразится на цене, поэтому вряд ли цель будет оправдана. Поэтому производители предпочитают «золотую середину»: свойств минеральных смазок в новом продукте нет, но и синтетикой он ещё не является.
Выбирать масло следует с учётом потребностей двигателя автомобиля
Но ничего идеального химическая промышленность автовладельцам пока предложить не может. Синтетика и гидрокрекинг имеют свои преимущества и недостатки:
- Синтетическое масло выдерживает невероятные перегрузки, повышенные обороты, попадание в состав горючего без снижения качества. «Синтетика» работает в два раза дольше ГК и стойко выдерживает перегрев.
- Однако в плане стойкости во время перепада температур гидрокрекинг отличается явным преимуществом. Этот продукт сохраняет вязкость как при высоких, так и при аномально низких температурах. Поэтому его можно безбоязненно использовать зимой и летом. Достаточно только менять или доливать смазку чаще, чем «синтетику».
- При использовании ГК-масла улучшаются параметры пуска двигателя и характеристики его мощности. Продукт обладает лучшими по сравнению с «синтетикой» смазывающими свойствами. однако заявленные свойства присадки теряют достаточно быстро, и смазка стареет.
Переход с синтетического на гидрокрекинговое масло
Технология процедуры перехода с синтетического масла на гидрокрекинговое зависит от возраста и состояния двигателя. На старом автомобиле после слива лучше снять поддон и удалить всю грязь и нагар, избавиться от которых не помогает никакая промывка.
Процедура замены масла несложная и под силу любому автовладельцу
В относительно новых автомобилях достаточно произвести двойную замену масла. После слива синтетики заливают гидрокрекинг и проезжают 200–300 км. Затем эту порцию масла сливают и заливают новую.
Как отличить гидрокрекинговое масло от синтетического
Если автовладелец остановил свой выбор на гидрокрекинговом масле, у него может возникнуть некоторая сложность с его идентификацией. Единственный ориентир для большинства неискушённых потребителей – соответствующая надпись на упаковке. Некоторые производители обозначают гидрокрекинг латинской аббревиатурой HC. Но зачастую такой идентификационный знак на упаковке отсутствует, поэтому потребителю стоит познакомиться с отличительными особенностями продукта:
- Стоимость. Себестоимость производства ГК продукта намного меньше «синтетики», поэтому цена конечного продукта значительно меньше. В то же время это масло стоит в разы дороже минерального.
- Расплывчатые по смыслу характеристики. Американский Институт Нефти приравнял гидрокрекинговые масла к синтетическим, поэтому многие производители вносят некую двусмысленность в обозначение категории продукта: они не ставят на этикетку маркировку «Синтетика 100%», а пишут о применении «синтетических технологий». Если на банке присутствует подобная формулировка, перед покупателем HC-масло.
Чтобы отличить гидрокрекинговое масло от синтетического, нужно знать некоторые нюансы
Данные показатели лишь косвенно указывают на применённую производителями основу. Реально отличить гидрокрекинг от синтетики можно только лабораторным путём
Но есть несколько явных показателей, на которые стоит обратить внимание при выборе смазки:
- Надписи «Vollsynthetisches» достаточно, когда смазка произведена в Германии: здесь понятие синтетического масла чётко определено на законодательном уровне;
- Масла с маркировками 5W, 10W, 15W, 20W – это, скорее всего, «гидрокрекинг» или «полусинтетика»;
- Масла фирмы «ZIC» и почти все оригинальные смазки для японских авто исключительно гидрокрекинговые.
Видео: HC смазочные материалы
Благодаря соотношению цены и качества гидрокрекинговые масла приобретают всё большую популярность. Специалисты прогнозируют, что при постоянном совершенствовании технологии производства этот тип смазки может обогнать «синтетику» по частоте использования.
Главная →
Эксплуатация → Расходные материалы →
Особенности технологии производства
Теперь нужно более конкретно понять, что это за технология и в чём её особенность. Здесь мы рассмотрим гидрокрекинговое масло с позиции его изготовления. Гидрокрекингом (ГК) называют современный способ производства моторных масел, в рамках которого очищаются и улучшаются свойства базового минерального масла. Это и позволяет приблизить их характеристики к синтетике. При изготовлении ГК масла используют нефть, как и в случае с классическими минеральными смазками. Затем применяют специальные химические процессы, с помощью которых молекулярная структура меняется практически полностью. Потому от базовых свойств и характеристик, актуальных для минералки, ничего почти не остаётся. Такая глубокая очистка и синтез нужны для уменьшения количества ненужных примесей, которые присутствуют в базовой нефти. Результатом обработки становится масляный компонент, который нельзя охарактеризовать как минеральный, синтетический или полусинтетический. Потому ГК принято относить к отдельной категории.
Всего существует три этапа очистки, благодаря которым удаляются примеси и создаётся конечная молекулярная структура жидкости:
- Начинается обработка с депарафинизации. Из названия вы уже поняли, что на этом этапе удаляются парафины. Они способствуют повышению температуры застывания смазочного моторного масла. За счёт только такой технологии от всех примесей избавиться не получится. Потому требуются дальнейшие манипуляции.
- Вторым этапом является гидроочистка. Когда углеводороды насыщаются водородом, происходит процесс изменения их структуры. Это называется гидрирование. В итоге у масла повышается стойкость к окислительным процессам.
- Завершается производство гидрокрекингом. При обработке происходит несколько разных реакций. С их помощью удаляются азотные и серные соединения, происходит расщепление колец, насыщение связей и разрыв парафиновых цепей.
Дальше в состав ГК масла добавляют соответствующие синтетические присадки. С их помощью создаётся окончательный перечень свойств, возможностей и характеристик смазки. Чем технологичнее и сложнее присадки, тем выше поднимается ценник на гидрокрекинг. Потому и такие жидкости могут оказаться достаточно дорогими. Хотя опять же, по сравнению с синтетикой ГК всегда будет дешевле при прочих равных свойствах. Если сравнивать процесс с традиционным синтезом, актуальным при изготовлении синтетических моторных масел, на гидрокрекинг требуется меньше технологических и временных затрат. Это предопределяет более низкую стоимость готовой продукции. Вы теперь более точно понимаете, что такое гидрокрекинговое моторное масло и в чём заключается суть его производства.
Преимущества гидрокрекингового масла
Для гидрокрекинговых смазок характерны следующие преимущества:
- высокие показатели вязкости;
- большая устойчивость к окислителям;
- высокая степень растворимости присадок;
- устойчивость к деформации сдвига, возникающей при сильных термических и механических воздействиях;
- обеспечение высокой износостойкости деталям двигателя;
- способность не образовывать отложения;
- невысокий коэффициент трения;
- безопасность для резиновых деталей;
- способность работать в режиме перегрузок.
Гидрокрекинг является достаточно сложной и глубокой технологией обработки вещества, состоящей из нескольких параллельно протекающих химических реакций.
Эксперты положительно отзываются о гидрокрекинге ещё и потому, что он экологичен. В нём не задействованы токсичные растворители, а продукты гидрокрекинга не представляют опасности для окружающей среды.
Технические параметры
Из всего сказанного выше можно сделать объективный вывод, согласно которому ГК-масла являются промежуточным решением между минеральными и синтетическими смазками. Потому возникают соответствующие вопросы касательно технических характеристик составов. Хотя ГК очень близки к синтетическим маслам, у них нет таких же выдающихся параметров, если сравнивать со 100% синтетикой самого высокого качества. Но ведь на рынке доступны и не самые выдающиеся синтетические масла, которые ГК существенно превзойдёт. Это уже понятие относительное. Параллельно с этим у гидрокрекинга есть очевидные преимущества в плане высокотемпературных свойств и антиокислительных возможностей. Такие составы гарантируют оптимальную вязкость, которая может применяться зимой, летом, в течение всего сезона в условиях сильной жары и экстремальных морозов.
Важно отметить объективно слабое место, характерное для гидрокрекинга. Несмотря на применение передовых технологий по обработке минеральной основы, полностью очистить минералку в наше время невозможно
Потому ГК пользуется спросом за счёт доступности технологии производства. Это позволяет сделать смазки оптимальными в плане соотношения цены и качества. За сравнительно небольшие деньги вы покупаете полноценное моторное масло, которое остаётся устойчивым к химическому воздействию, температурным перепадам, окислению и коррозии. Возьмите в качестве аналога похожую по свойствам синтетическую жидкость, и вы увидите, насколько гидрокрекинговое масло доступнее в плане стоимости.
Сильные и слабые стороны
Как и все остальные решения, гидрокрекинговые масла имеют свои объективные преимущества и недостатки. Говорить, что они лучше остальных, нельзя. Так же, как нельзя утверждать о тотальном превосходстве синтетики перед гидрокрекингом. Всё относительно и познаётся исключительно в сравнении. По своим характеристикам оба вида составов очень близки. Потому и сами производители моторных жидкостей не стесняются называть их одинаковыми. Но давайте всё разбирать более детально. Да, характеристики и свойства на высоком уровне. При этом за довольно сложным понятием гидрокрекинга скрывается переработанная по особой технологии минеральная основа. Это не считается недостатком. Скорее, главным преимуществом, поскольку из этого вытекает доступная стоимость. Возьмите для сравнения синтетические жидкости. Для их производства требуется очень сложная технология синтеза. А раз она сложная, то и дорогая. В плане стоимости объективно выигрывает гидрокрекинг.
К остальным положительным сторонам ГК-масел относят:
- отличные показатели вязкости и возможность их применения в различных эксплуатационных условиях,
- устойчивость гидрокрекинга к образованию отложений,
- минимальное агрессивное воздействие по отношению к сальникам и уплотнителям, используемым в конструкции двигателя,
- устойчивость к окислительным процессам и коррозии,
- способность эффективность снижать трение между трущимися поверхностями,
- включение в состав большого количества присадок,
- широкий ассортимент,
- возможность применения ГК на современных двигателях, требовательных к качеству смазочных материалов.
Эти достоинства были тщательно изучены и проверены, что позволило доказать справедливость таких утверждений. Если говорить про отрицательную сторону, то гидрокрекинговые масла имеют некоторые недостатки.
В основном выделяют такие минусы:
- предрасположенность к более быстрому процессу испарения,
- менее продолжительный жизненный цикл, чем у синтетики (ГК начинает быстрее стареть),
- необходимость чаще менять смазку,
- состав не адаптирован под очень жёсткие условия эксплуатации.
Если взять все озвученные преимущества использования гидрокрекинговых масел, сопоставить их с недостатками и ценником, то минусы выглядят вполне сносно. С ними можно смириться, поскольку в своей среде ГК ведут себя великолепно. Если вы не занимаетесь автогонками или температура в вашем регионе зимой не падает до экстремально низких значений, эти смазочные моторные жидкости покажут себя с самой лучшей стороны. Не забывайте, что производители бывают разные. Некоторые создают ГК по всем канонам и правилам, используют самые передовые технологии и современное оборудование. Другие же себе этого позволить не могут. Тут и возникает существенная разница между гидрокрекингами разных брендов. Выбирайте только лучшие. Именно они максимально близки к синтетическим маслам.
А что с присадками
Задача присадочных веществ – снижение скорости окисления, придание смазке моющих способностей и, в конце концов, повышение антифрикционных характеристик состава в целом. Изначально их концентрация рассчитывалась с прицелом на максимум. По мере развития жестких экологических норм присадочный пакет стали урезать в угоду увеличения ресурса катализатора/сажевого фильтра.
Основные присадки – это:
- Фосфор и цинк –противоизносные.
- Кальций и магний – моющие.
- Молибден и бор – антифрикционные.
В продолжение слов об одобрениях автопроизводителей и, в более широком смысле, допусках API, ACEA, можно заявить следующее: промышленные гиганты готовы экономить на таких присадках, как фосфор и понижать концентрацию золы, которая является природным моющим средством в угоду экологическим нормам. В практическом смысле такая тенденция мало чем приятна: внутренности мотора плохо моются, отчего простаивание в пробках способствует коксованию отложений на деталях, а полное окисление наступает гораздо быстрее. Что примечательно, если двигатель не расходует масло, то такие мероприятия ни к чему. Когда же наблюдается потребление смазки, то и без всяких мероприятий это быстро добьет катализатор.
И напоследок
В последние годы всё больше автолюбителей отдают предпочтение полусинтетическим маслам. Практически все производители ГСМ используют для выработки масел основы, полученные гидрокрекинговым путём.
Резюмируя, можно сказать, что, выбирая смазочный материал, ориентироваться следует не столько на основу, какой бы она ни была, а на характеристики вашего авто, на те требования и допуски, которые указаны в руководстве по его эксплуатации. Учитывайте одновременно и те условия, в которых вам придётся пользоваться машиной – в некоторых местностях дороги находятся в таком состоянии, что скорость засорения смазки очень мало зависит от технологии производства её основы, то есть платить за масло более высокую цену, при прочих равных, не имеет смысла.
Как отличить одно от другого?
По-сути никак, если нет прямого указания на упаковке или пластмассовой таре. Знатоки и специалисты могут по вязкости и стоимости определить, но основная масса то этого не знают. Вот и будут наживаться автосалоны или рынки на таком продукте, который внешне не отличишь.
В США, по настоянию Института нефтяной промышленности, на упаковках начали маркировать такие масла с нежным названием «сделано на основе синтетических технологий». Европа пока такой пометкой не увлекается.
Так безопасно ли использовать?!
Полезно ли автомобилю кушать такую жидкость? И снова возвращаемся к ответу старцев: есть всего две категории масел, пригодные и непригодные для двигателя и все. Поэтому если есть соответствующие маркировки и стандарты ГОСТов, то почему бы и не покупать такого типа масло. Главное не наткнуться на подделку, вот здесь проблема куда важнее.Для стран СНГ этот вопрос имеет 10-е место потому что:
- Повышенная запыленность;
- Плачевное состояние дорог;
- Некачественное топливо
эти показатели и не только просто не дают маслу «умереть» своей смертью. По научному называется «окислиться».
Срок эксплуатации такой смазывающей жидкости такой же, как и аналога, так что трудностей с заменой водитель не будет испытывать. В целом не стоит глубоко внедряться в подобные тонкости. Главное чтобы вы сопоставили требования, которые написаны в инструкции по эксплуатации автомобилем и фактическому маслу, если показатели не ниже, то покупайте, заливайте, ездите на здоровье.
Главное для двигателя:
новое, чистое, качественное и с пакетом необходимых присадок. Что такое гидрокрекинговое моторное масло уже понятно и вопрос ясен. Какой жидкостью пользоваться вам и заливать в ваш автомобиль – решать только тоже вам.
Масло холодного и горячего отжима и экстракция
Для производства масла холодного отжима
сырьё не нагревают, а масло получают путем механического прессования. При самом прессовании масса нагревается из-за трения, но не выше 50°С. Такое масло сохраняет полезные вещества сырья, но производить продукт этим способом невыгодно — в сырье остаётся много масла. Ещё такое масло требовательно к хранению — ему нужна темнота и прохлада, а срок хранения у него сравнительно небольшой — чем быстрее оно попадёт к потребителю, тем лучше.
Ещё один способ, при котором сырьё не нагревают — центрифугирование. Его обычно применяют для производства оливкового масла, но вообще у него свои обозначения. Об оливковом масле читайте здесь.
Масло горячего отжима
получают тоже механически, но из нагретого сырья. В случае подсолнечника мятку из семечек обжаривают при температуре 100-110°С. Этой температуры достаточно для того, чтобы масло лишилось части витаминов. Если производимое масло неустойчиво к нагреву (как подсолнечное, кукурузное, льняное) образуются активные формы кислорода.
Если на масле не указан способ отжима, то скорее всего его произвели методом экстракции с помощью бензиновых растворителей
, таких как гексан. Этот способ помогает получить из сырья больше масла, чем механический отжим, в процессе сырьё также могут нагревать — например, сою нагревают до 90°С. Если в сырье изначально мало жира, как в сое, кукурузе и гречке, то экстрагирование — единственный оптимальный вариант достать из него масло. Рафинированное оливковое масло обычно производят из сырья оставшегося после первого отжима, остатки масла из него тоже проще получить экстрагированием.
В экстрагированном масле остаются следы растворителя. По стандартам США это не больше 5 мг/л, российские нормы мы так и не нашли. Насколько строго проверяют содержание растворителя в масле — неизвестно.
Где применяются и как маркируются
Область, где применяют такие виды масла, довольно обширна. Их используют в гидравлических приводах автомобильной и специальной технике. К тому же они используются в угледобывающей отрасли и сельском хозяйстве. Именно с целью разделения и была придумана маркировка гидравлических масел.
- ВМГЗ – это масло, которое применяют для гидравлических систем оборудования и механизмов, работающих под открытым небом. Чаще всего используется для строительных, транспортных и дорожных устройств.
- МГЕ марка используется в сельскохозяйственной технике.
- Марка А определяет масло предназначенное для АККП и гидротрансформаторов.
- Масло с маркировкой Р используют в гидроусилителях руля автомобилей, а также для гидроподъемной передачи.
- Маркировка АУП применяется для масляных жидкостей, которые заливают в гидравлические установки морских и наземных механизмов специального назначения.
- Марка АУ обозначает масло, предназначенное для гидравлических приводов, которые работают в температурах от -30 до 100 градусов Цельсия.
- Масляная жидкость с маркировкой ГГ используется в гидропередачах дизельных поездов, для смазки турбированых редукторов.
- Масло марки ЭШ используется для смазывания гидравлических систем техники, которая работает под воздействием большой нагрузки. Чаще всего такое масло заливают в гидравлику шагающих экскаваторов.
К тому же все масла этой категории имеют буквенные обозначения МГ, цифры и буквы. В таком обозначении МГ подразумевается масло гидравлическое. Цифры указывают на величину вязкости жидкости. Степень вязкости указывается цифрами от 5 до 150. Буква написанная следом за цифрами, указывает группу, к которой относится масло.
Классификация авто масел предназначена для определения компонентов и присадок, которые входят в его состав. К тому же это дает понимание того, где может использоваться данный вид жидкости. Это могут быть амортизаторы и тормозные системы, передачи, приводы, а также системы циркуляции.
При этом гидравлическое масло делится на три группы:
- нефтяное;
- синтетическое
- водно-гликолиевое.
Что в итоге
Как видно, гидрокрекинг является технологической особенностью производства базовой масляной основы, позволяя получить результат, приближенный к синтетической смазке. Также многие производители не без оснований позиционируют гидрокрекинговое масло на одной ступени с синтетическим.
Еще раз напомним, при выборе масла для двигателя нужно приобретать подходящее
При этом не так важно, минеральное это будет масло или синтетическое. Главным критерием в этом случае являются допуски производителя ДВС
Гидрокрекинг позволяет увеличить межсервисный интервал (такое масло медленнее стареет и окисляется), у него более стабильные вязкостно-температурные показатели по сравнению с минералкой и полусинтетикой. Лучшим вариантом в плане срока службы и зависимости показателя вязкости от температуры окажется синтетическое масло, при этом оно самое дорогое.
Напоследок добавим, что не стоит полагаться на заявленные интервалы замены масла. При учете эксплуатации на отечественном топливе и постоянной езде по пыльным дорогам или же в режиме «старт-стоп» в крупных городах любая смазка быстрее загрязняется, чем стареет. Также низкое качество горючего приводит к тому, что ресурс любого масла заметно сокращается.
Другими словами, минералку и полусинтетику желательно менять каждые 6-7 тыс. км, а гидрокрекинг или синтетику не позже 10 тыс. В случае с гидрокрекинговыми маслами также становится очевидно, что более доступная цена делает такой продукт оптимальным для многих своременных моторов на фоне дорогих синтетических масел.
Вязкость моторного масла, чем отличаются масла с индексом вязкости 5w40 и 5w30. Какую смазку лучше залить в двигатель зимой и летом, советы и рекомендации.
Как правильно подобрать моторное масло для двигателя автомобиля. Масляная основа смазки, маркировка и классификация по SAE, API и ACEA. Полезные советы.
Проверка уровня масла в моторе, определение точного показателя. Когда лучше проверять уровень смазки, на холодном или горяечем двигателе. Полезные советы.
Почему моторные масла смешиваются, виды масел, переход на другую группу, присадки. Можно ли смешивать разное моторное масло, советы и рекомендации.
Что лучше использовать: синтетическое или полусинтетическое масло. Когда оптимально заливать в мотор синтетику и в каких случаях полусинтетический продукт.
Какое масло лучше заливать в дизельный двигатель: синтетическое, полусинтетику или минеральное. Какой тип масла лить в турбодизель, эксплуатация и замена.