Аквапланирование автомобиля, что нужно знать, как избежать

Понятие эффекта аквапланирования

Эффект аквапланирования связан с потерей покрышками способности сцепляться с дорожным покрытием. Причиной такого явления выступает водная пленка, которая покрывает дорогу. В момент движения транспортного средства по дороге при соблюдении определённого скоростного режима возникает гидродинамический клин. Он отрывает колесо от дорожного полотна. В таком случае управление автомобилем становится затруднительным. Аквапланирование часто путают с эффектом скольжения. Хоть возникают эти явления в похожих условиях, но суть у них разная, автомобиль реагирует по-разному, равно как и действия водителя также отличаются. Допустим, сцепление на сухой дороге будет равняться единице. На снежном и грязном покрытии этот показатель снизится до 0,5.

Опасность аквапланирования

Главный риск аквапланирования заключается в потере автомобилем управляемости. Он становится неконтролируемым, совершенно не реагирует на действия водителя. Такая ситуация нередко становится причиной серьёзных ДТП, в которых бывает задействованным большое количество машин. Избежать жертв в таких ситуациях можно лишь в очень редких случаях. Даже скользкая дорога не является такой опасной, как мокрое покрытие. На скользкой поверхности сохраняется сцепление покрышек, пусть оно минимальное, но всё же присутствует.

При глиссировании покрышка полностью отрывается от дороги и вообще не сцепляется с дорогой. Протектор не успевает своевременно отводить воду из точки соприкосновения с дорогой, особенно если он изрядно полысел. Тормозной путь существенно увеличивается, что делает колеса ещё более неустойчивыми

Каждый водитель должен осознавать опасность аквапланирования и обязательно соблюдать осторожность при движении по мокрым дорогам

Аквапланирование уже началось — что делать?

Начало аквапланирования — еще не беда, и водителю необходимо сделать все, чтобы автомобиль не сорвался в занос. Здесь следует придерживаться двух основных рекомендаций.

Держите руль прямо и избегайте маневрирования! У более или менее опытных водителей работа рулевым колесом при возникновении заносов выработана на уровне рефлексов, однако в случае аквапланирования эта работа только ухудшает положение. Дело в том, что занос в данном случае — это не то же самое, что скольжение на обледенелой или покрытой грязью дороге, и отклонение колес в любую сторону здесь может стать причиной еще более серьезного заноса. Так что старайтесь держать руль в таком положении, в каком он находился перед «взлетом» колес.

Тормозите двигателем! При возникновении опасной ситуации не нужно жать педаль тормоза — так вы гарантированно спровоцируете занос. Необходимо полностью убрать ногу с педали газа, и дать автомобилю снизить скорость самостоятельно. И только для заднеприводных автомобилей можно использовать тормоз, хотя и в этом случае необходимо действовать очень аккуратно.

И в этот момент очень важно соблюдать спокойствие, не паниковать, не делать резких движений рулем, не переключать скорости и не жать на все педали. Зная все об аквапланировании, вы сможете избежать этой неприятной ситуации, и чувствовать себя уверенно на любой дороге и в любую погоду

Зная все об аквапланировании, вы сможете избежать этой неприятной ситуации, и чувствовать себя уверенно на любой дороге и в любую погоду.

Условия возникновения водяного клина

Водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия, может наступить при наличии нескольких (необязательно всех перечисленных) ключевых факторов:

  • Критическая скорость
  • Дорожное покрытие
  • Погодные условия
  • Рельеф протектора
  • Давление воздуха в покрышках
  • Изношенность амортизаторов

Разберём подробнее каждый:

Скорость движения

Критическая скорость возникновения аквапланирования варьируется от 70 до 100 км/ч. Но при усилении или ослаблении влияния других факторов, перечисленных выше, скорость может существенно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. Не исключено, что ваш автомобиль начнёт глиссировать даже на 40 км/ч.

Дорожное покрытие

Следующей немаловажной причиной являются качество и вид дорожного покрытия. Например, дорога, покрытая крупнозернистым асфальтом более устойчива к образованию водной плёнки, чем гладкое покрытие современных автобанов

Большую роль играет не только зернистость, но и равномерное распределение материала

Неправильная укладка асфальтобетона на начальном этапе и отсутствие ремонтных работ в будущем приводят к быстрому образованию колейности и ям, где скапливается вода

Большую роль играет не только зернистость, но и равномерное распределение материала. Неправильная укладка асфальтобетона на начальном этапе и отсутствие ремонтных работ в будущем приводят к быстрому образованию колейности и ям, где скапливается вода.

Помимо покрытия дорога должна иметь правильную дренажную систему, включающую принцип поперечного уклона. Он составляет >4%, то есть 4 сантиметра на один метр полотна. Такой уклон способствует эффективному отводу воды.

Погода, толщина водяной плёнки

Угроза возникновения аквапланирования автомобиля зависит от слоя воды на поверхности, по которой движется авто. Однако не существует определённой величины такого слоя, так как степень влияния этого параметра сильно зависит от двух других: скорости вхождения в лужу и глубины протектора шин.

Однозначно можно лишь утверждать, что двигаясь свыше 100 км/ч в сильный ливень, вероятность «поймать водяной клин» максимально высока, так как толщина водяной плёнки в такую погоду составляет не менее 2 миллиметров.

Глубина протектора

Вот мы добрались до ещё одного важного фактора – износа шины. Остаточная глубина протектора установленных шин по правилам дорожного движения должна быть для транспортных средств категорий:. Следовательно, для легковых автомобилей резину с высотой протектора меньше 1,6 мм можно смело называть «лысой»

Следовательно, для легковых автомобилей резину с высотой протектора меньше 1,6 мм можно смело называть «лысой»

Шина, изношенная до глубины протектора 1 мм, сохраняет лишь 11% площади, задействованной при нормальных условиях

Следовательно, для легковых автомобилей резину с высотой протектора меньше 1,6 мм можно смело называть «лысой». Шина, изношенная до глубины протектора 1 мм, сохраняет лишь 11% площади, задействованной при нормальных условиях.

Попасть в аквапланирование на таких колёсах можно даже на незначительной скорости, так как канавки протектора не будут успевать отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Из-за этого перед шиной образуется водяной вал, который сразу же преобразуется в «клин» и слегка приподнимает авто над землёй (начинается аквапланирование автомобиля).

Стоит учесть, что смена грязевого участка дороги на участок, покрытый водой, тоже не сулит ничего хорошего, так как канавки протектора кратковременно забиты грязью. Это равносильно езде на изношенной резине. В таблице показана площадь контакта шины с сухой дорогой в зависимости от остаточной глубины протектора:

Давление воздуха в покрышках

Теперь рассмотрим второстепенные условия, при которых возникает эффект аквапланирования. Одно из них – это давление в шинах. Низкое давление существенно снижает площадь пятна контакта. Это происходит вследствие того, что потоку воды гораздо проще пробиться через середину покрышки, промяв её, чем быть выдавленной в стороны по водоотводящим канавкам.

Изношенность амортизаторов

В результате множества исследований доказано, что амортизаторы, износ которых составляет 40% — 60%, оказывают гораздо большее влияние на попадание в гидропланирование, чем новые амортизаторы, при прочих равных условиях.

Другие факторы

Чуть менее значимый «вклад» в появление аквапланирования вносят:

  • Состояние механизма руля
  • Параметры развала – схождения
  • Состояние подвески автомашины
  • Общий вес транспортного средства
  • Распределение нагрузки по осям
  • Наличие/отсутствие спойлера

Как предотвратить аквапланирование

1. Не въезжайте в лужи на большой скорости.

2. Старайтесь преодолевать водные преграды по прямой.

3. Следите за состоянием подвески. К примеру, амортизаторы, изношенные на 50%, ухудшают управляемость в случае проявления эффекта аквапланирования.   То же самое касается рулевого механизма и прочих элементов ходовой части.

4. Выбирайте водоотталкивающие покрышки.

Запомните, аквапланирование гораздо легче предотвратить, нежели остановить. Но что же делать, если подобная неприятность произошла? Об этом мы и поговорим далее.

Что делать, если вы увидели водную преграду

1. Максимально снизьте скорость движения.

2. Включите щётки стеклоочистителя в максимально быстрый режим, чтобы не потерять обзор во время обильного попадания воды на лобовое стекло.

3. Правильно держите руки на руле (положение 10-2 или 9-3). При этом кисти крепко держат руль, а локти разводят в стороны. Нужно быть предельно сконцентрированным, чтобы при наезде в лужу руль попросту не выбило из ваших рук.

4. Колёса должны смотреть прямо, никаких поворотов.

Как нейтрализовать эффект аквапланирования

Прежде всего, стоит отметить, что поведение автомобиля в данном случае может отличаться в зависимости от его привода. Начнём с заднеприводных машин, на которых данное явление, как правило, начинается с передней оси. В первые мгновения потери контакта с дорогой руль становится «мягким». Это уже сигнализирует об опасности. При последующем наезде в лужу поглубже возникнет аквапланирование.

Совет специалистов: отпустите педаль газа и начинайте плавно притормаживать, резкое нажатие на педаль тормоза приведёт к заносу.

С переднеприводной машиной дела обстоят несколько иначе. Аквапланирование начинается с задней оси. Изначально неопытный водитель, скорее всего, ничего не заметит. Но резкий сброс скорости при торможении может привести к непоправимым последствиям – блокировка колёс, заглушенный двигатель, занос и т.д. Поэтому нужно плавно отпустить педаль акселератора, не прибегая к нажатию педали тормоза.

Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, почему так важен правильный подбор шин. Давайте разберёмся, как выбрать хорошие водоотталкивающие шины.

 Подбор шин

Так называемые дождевые шины маркируются специальной пиктограммой, изображающей капли дождя. На некоторые модели нанесена соответствующая надпись:

1. Rain.

2. Water.

3. Aqua.

В ходе испытаний было доказано, что неприспособленные летние шины склонны к появлению эффекта аквапланирования. На одной и той же скорости дождевая шина гарантирует хороший контакт с дорожным полотном, в то время как обычный протектор подвержен начальному этапу аквапланирования.

Кроме маркировки, есть и другие визуальные признаки водоотталкивающих шин:

1. Присутствие глубокой центральной канавки, которая, в свою очередь, должна быть продольной.

2. Поперечные канавки «навылет».

Эффективно справляются с задачей водоотводы, образующие «ёлочку». Когда вершина этой «ёлочки» контактирует с дорогой, вода, попадая в канавки, выводится по обеим сторонам и сзади покрышки.

ИНТЕРЕСНО: если давление в шинах будет ниже положенного заводом-изготовителем, вероятность аквопланирования увеличивается в несколько раз. Это связано с тем, что на спущенных покрышках сужаются водоотводящие каналы. К примеру, при падении давления на 0,5 атмосферы площадь контакта сокращается вдвое. Если же давление с двух атмосфер упадет до одной – площадь контакта снизится в четыре раза.

Становится понятным, как важно следить за давлением в шинах. Когда оно опустится ниже нормы, это негативно скажется на ходовой части авто, а также на всех показателях, предусмотренных заводом-изготовителем

Потенциальные опасности аквапланирования

Тормозной путь на мокрой дороге с типичным асфальтовым покрытием в три раза больше, нежели на сухой. Он на одну треть больше тормозного пути на дороге, укрытой снегом или льдом. Это, разумеется, ведёт за собой появление определённых рисков. К тому же, как показывает практика, далеко не каждый водитель-новичок способен отличить сухой асфальт от того, который покрыт тонким водяным слоем (он является самым опасным).

Главный риск данного явления состоит в потере управляемости. Следовательно, есть вероятность слёта с дороги или столкновения со встречным автомобилем.

Закрепляем правила минимизации риска аквапланирования

1. При наезде в лужу нельзя крутить рулевое колесо.

2. Никаких резких торможений.

3. Не паникуйте. Вы должны полностью контролировать ситуацию.

И последнее

С одной стороны – осторожность и благоразумие!  С другой – не оправданный риск и лихачество!

Что нужно делать при появлении на пути водной преграды?

1. При появлении лужи нужно максимально снизить скорость движения автомобиля.

2. Заранее включить щётки на максимальный режим, чтобы при попадании воды на лобовое стекло сохранить обзор.

3. Руки на руле держать в правильном положении («без десяти два» или «без пятнадцати три»), полностью охватив рулевое колесо. Кисти должны быть сжаты, локти разведены в стороны, корпус напряжен. Это необходимо для того, чтобы при получении удара по колёсам руль не вырвало из рук и не началось вращение автомобиля.

4. Лужи всегда нужно проезжать с прямыми передними колёсами, без поворота.

5. Как только кромка воды скрылась из поля зрения, быстро, но плавно (не бросая педаль) отпустить «тормоз». Это позволит сохранить прижатие не только на передние колеса автомобиля во время въезда в лужу, но и быстро сместить вес автомобиля назад для прижатия задних колес. Этим действием мы можем сохранить контроль над управляемостью и устойчивостью движения автомобиля в луже.

Если автомобиль входит в поворот (колёса повернуты в ту или иную сторону), то первое колесо попадающее в воду, становится препятствием и точкой, вокруг которой может начаться вращение (занос). Та же ситуация может повториться при выходе из лужи, когда первое колесо, получившее опору, потянет автомобиль по своей траектории.

Поэтому из воды нужно выезжать также на прямых колёсах. Профессиональные водители и спортсмены, как правило, проходят водные преграды в повороте «двойным ходом»: первый «выставляет» машину до лужи, далее вход прямыми колёсами, второй — дальнейший поворот для соблюдения траектории. Также возможно управление автомобилем после входа в воду, но в виде небольшой коррекции рулем.

Типичные ошибки

Что происходит при появлении водной преграды? При торможении сокращается расстояние между днищем машины и дорогой. Если перед входом в воду, резко отпустить педаль тормоза, то «нос» автомобиля поднимается, и масса воды подплывает под днище. Машина садиться на воду, и начинает глиссировать как лодка, потеряв контакт с дорогой. Автомобиль теряет управляемость из-за возникшего аквапланирования.

Аквапланирование возникает на скорости от 90 км/ч, даже на неглубокой воде во время дождя. При высокой скорости движения аэродинамика поднимает кузов над дорогой (именно для борьбы с этим эффектом устанавливаются различные спойлеры и антикрылья), прижимная сила колёс с дорогой снижается, и за счет этого уменьшается сцепление их с поверхностью дорожного покрытия. Слой воды, который находится между протектором и дорогой, не вытесняется и возникает аквапланирование.

За последние два дня на нашем сайте появились две статьи: Занос на трассе в Рязанской области и Занос с ДТП на трассе М4 Дон с видео материалом об авариях при аквапланировании, вот мы и решили написать небольшую инструкцию для начинающих авто любителей, хотя, и для водителей со стажем она лишней не будет.

АКВАПЛАНИРОВАНИЕ – такое неприятное и опасное явление назвали таким красивым словом, а ведь эффект аквапланирования опасен для любого водителя, для профессионала он страшен внезапностью, а для новичка – водителя это вообще ужас.

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины — то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. При этом транспортное средство практически неуправляемо.

Причины аквапланирования.

Высокая критическая скорость при входе в лужу;

Неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);

Толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;

Общее состояние подвески автомобиля.

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно износ шин не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь. Действия при возникновении аквапланирования

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

Здравствуйте, уважаемые читатели сайт. Сегодня подробно разберём довольно редкое, но крайне опасное явление — аквапланирование автомобиля.

Аквапланирование – это эффект, при котором покрышки автомобиля полностью теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образовавшейся под ними водяной плёнки. То есть, двигаясь на определённой скорости при въезде на поверхность, покрытую водой, образуется гидродинамический клин, который слегка отрывает колёса машины от дороги. Автомобиль становится максимально неуправляемым.

Как избежать аквапланирования?

При аквапланировании необходимо в первую очередь плавно сбросить скорость — резкое торможение может спровоцировать занос. Если всплыли оба передних колеса, машина может некоторое время не реагировать на движения руля, но в момент обретения сцепления с дорогой возникнет повторный занос в сторону повернутых колес. В таком случае нужно корректировать транспортное средство с помощью коротких поворотов рулевого колеса на небольшой угол, сразу возвращая его в прямое положение.

Если при движении возникает риск аквапланирования, необходимо следовать следующим правилам:

  • Двигаясь по мокрому асфальту, старайтесь предварительно стабилизировать машину и исключить любые повороты рулевого колеса.
  • При попадании в воду управляемого колеса, задержите реакцию на занос до контакта с плотным грунтом, после чего приступайте стабилизации транспортного средства. Руль нужно крепко держать двумя руками в положении «10 часов – 2 часа» или «9 часов – 3 часа».
  • Преодоление водной поверхности на большой скорости следует осуществлять без резких движений, держа руль силовым симметричным хватом. При выходе колес на передний грунт приготовьтесь к реакции на занос.

Необходимо помнить, что эффект аквапланирования может возникнуть только при движении по воде на высокой скорости — от 70 км/ч. При изношенных шинах этот показатель снижается до 60 км/ч. На такой скорости движения машина приподнимается, а прижимная сила уменьшается — ухудшается аэродинамика и сцепление колес с дорогой.

Что нужно делать при появлении на пути водной преграды?

1. При появлении лужи нужно максимально снизить скорость движения автомобиля.

2. Заранее включить щётки на максимальный режим, чтобы при попадании воды на лобовое стекло сохранить обзор.

3. Руки на руле держать в правильном положении («без десяти два» или «без пятнадцати три»), полностью охватив рулевое колесо. Кисти должны быть сжаты, локти разведены в стороны, корпус напряжен. Это необходимо для того, чтобы при получении удара по колёсам руль не вырвало из рук и не началось вращение автомобиля.

Статья по теме

Как управлять машиной в снегопад

4. Лужи всегда нужно проезжать с прямыми передними колёсами, без поворота.

5. Как только кромка воды скрылась из поля зрения, быстро, но плавно (не бросая педаль) отпустить «тормоз». Это позволит сохранить прижатие не только на передние колеса автомобиля во время въезда в лужу, но и быстро сместить вес автомобиля назад для прижатия задних колес. Этим действием мы можем сохранить контроль над управляемостью и устойчивостью движения автомобиля в луже.

Если автомобиль входит в поворот (колёса повернуты в ту или иную сторону), то первое колесо попадающее в воду, становится препятствием и точкой, вокруг которой может начаться вращение (занос). Та же ситуация может повториться при выходе из лужи, когда первое колесо, получившее опору, потянет автомобиль по своей траектории. Поэтому из воды нужно выезжать также на прямых колёсах. Профессиональные водители и спортсмены, как правило, проходят водные преграды в повороте «двойным ходом»: первый «выставляет» машину до лужи, далее вход прямыми колёсами, второй – дальнейший поворот для соблюдения траектории. Также возможно управление автомобилем после входа в воду, но в виде небольшой коррекции рулем.

Видео: ДТП из-за аквапланирования

Как и во многих ситуациях, самое худшее, что вы можете сделать — это паника. Задействование тормозов и поворот колесе будет малоэффективным, и в худшем случае вы можете приземлиться на крышу, когда ваш автомобиль внезапно восстановит контакт с дорогой.

Что вы должны сделать, так это следующее: если вы используете круиз-контроль, выключите его с помощью переключателя, использование тормозов в воде может нарушить баланс автомобиля и привести вас во вращение

Затем осторожно опустите педаль газа. Поскольку ваши тормоза, рулевое управление и ускорение в настоящее время являются неэффективными, единственная разумная вещь — просто позволить автомобилю замедлиться естественным образом

По мере того, как скорость падает, осторожно попробуйте восстановить рулевое управление, и если оно окажется эффективным, переходите к применению тормозов. Постепенно вы сможете восстановить контроль над своим автомобилем.

Если вы не достаточно медленно двигаетесь, чтобы восстановить контроль, или вы быстро приближаетесь к повороту, вы можете очень плавно попробовать поворачивать руль под очень малым углом и при этом прерывисто и очень быстро нажимать педаль тормоза

Но важно не перестараться

Действия при возникновении аквапланирования

Если уж так вышло, что автомобиль попал в гидродинамический клин, то нужно действовать чётко, быстро и грамотно. Ошибкам места нет, поскольку ситуация очень опасная и может забрать человеческие жизни. Ниже мы расскажем, что делать при аквапланировании. Эту информацию необходимо выучить, чтобы можно было быстро отреагировать и исправить ситуацию.

  1. Нельзя поворачивать руль, более того — его нужно всеми силами удерживать в первоначальном положении. Поверьте, это может быть очень сложно, поскольку при контакте колёс с твёрдым и устойчивым основанием руль может быть круто вывернут. Действия водителя кардинально отличаются от тех, которые должны предприниматься во время скольжения. В этом заключается главная сложность, поскольку у каждого водителя присутствует большой соблазн вывернуть руль. При таких действиях занос не будет погашен, а лишь наберёт свою силу.
  2. Рабочий тормоз не задействуем, для остановки движения используем торможение двигателем.

Вот и все правила, которые должен всегда помнить водитель. Их всего два — не крутим руль и тормозим двигателем, а не рабочими тормозами.

На дороге водителя подстерегает много опасных ситуаций. Одной из них является вероятность появления эффекта аквапланирования. А поскольку вы уже предупреждены о способах устранения вероятности наступления такого эффекта и знаете о правильных действиях, то вам аквапланирование, или глиссирование, не страшно.

Аквапланирование начинается по-разному на машинах с разными типами привода

У заднеприводного автомобиля этот эффект наблюдается вначале на передней оси. Опытный водитель может почувствовать момент начала аквапланирования. Руль становится «мягким», реакции дороги более не ощущается. В этом случае, даже не увеличивая скорость, можно поплатиться: достаточно встретить лужу поглубже — и…

Аквапланирование переднеприводного автомобиля, как правило, начинается с задних колес. Поскольку передние являются ведущими и «вытягивают» автомобиль, водитель может ничего подозрительного и не заметить, даже увеличив скорость. Однако самое незначительное притормаживание, даже сброс газа способны развернуть машину!

Вообще-то и некоторые новые шины с «летним» рисунком протектора могут быть склонны к аквапланированию. При одной и той же скорости специальный «дождевой» рисунок помогает «держать» контакт, тогда как под обычным протектором отчетливо наблюдается начальная стадия возникновения аквапланирования.

Так что любому автомобилисту нужно знать об основных визуальных признаках «водоотталкивающих» покрышек. В рисунке их протектора обязательно присутствуют центральная продольная, довольно глубокая, канавка и разветвленные поперечные прорези «навылет».

Особенно эффективен направленный рисунок протектора, когда водоотводы образуют «елочку». При вхождении вершины этой «елочки» в начало контакта покрышки с дорогой вода вытесняется по ее «ветвям» назад и в стороны от шины.

И еще одно существенное замечание об использовании протектора с направленным рисунком. Если при монтаже покрышки на диск по ошибке установить рисунок «перевернутым», то вода будет не вытесняться, а, наоборот, «закачиваться» от боковин к центру пятна контакта со всеми малоприятными последствиями.

Кстати, если под колесами зеркально гладкий мокрый автобан — риск возникновения аквапланирования неизмеримо выше, нежели на крупнозернистом асфальтобетоне: на нем воде необходимо покрыть на несколько миллиметров все выступающие бугорки, дабы «подготовить» условия для «улета» автомобиля. Стоить помнить и о том, что на обычных дорогах эксплуатационные характеристики шин, имеющих наилучшее сопротивление эффекту аквапланирования (темп износа, тормозной путь, расход топлива), зачастую бывают хуже, чем у «средних» конкурентов.

Что касается двух других упомянутых выше факторов, «способствующих» аквапланированию автомобиля, — толщины водяной пленки и скорости движения, то говорить о каких-то апробированных методиках контроля пока сложно. Почему? Да их попросту нет, Давно подмечено, что вероятность потери управления автомобилем на мокрой дороге связана с толщиной пленки воды и скоростным режимом движения транспортного средства. Но каковы же научно обоснованные критерии этой взаимосвязи? Какая скорость движения при определенной «мокроте» асфальта опасна? Вопросов очень много. Специалисты НАМИ сейчас работают над данной темой, но однозначного решения нет. Да и ожидать его трудно.

Помимо собственно «колесных» факторов, есть немало других, достаточно случайных обстоятельств, влияющих на поведение автомобиля и его склонность к аквапланированию. Упомяну лишь состояние амортизаторов. Многочисленные тесты доказали: вполне работоспособный, на 50% изношенный амортизатор уже активно ухудшает ситуацию. И есть еще рулевой механизм, подвеска в целом, параметры развала и схождения, распределение нагрузки по осям…

Помните, что аквапланирование гораздо легче предотвратить, чем прекратить. Оно опаснее скольжения по льду. Поэтому не экономьте на шинах, не старайтесь обогнать все, что движется, и не летайте по лужам.

Ссылки по теме:
• оглавление статей
• дождевые шины
• летние шины
• консультация на сайте

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий