Что такое смарт-датчик?
Кластеры в настоящее время используются в меньших масштабах для датчиков. Например, традиционный датчик давления содержит устройство, которое выводит изменяющееся напряжение в зависимости от давления, прикладываемого к устройству. Как правило, выходное напряжение не является линейным и зависит от температуры и напряжения низкого уровня, которое требует большого усиления.
Сегодня многие производители производят так называемые смарт-датчики, который уже снабжены всей электроникой, в частности, микропроцессором, который позволяет прочитать напряжение этого датчика, откалибровать его помощью кривых температурных компенсаций и обеспечить преобразование аналогового сигнала в цифровой, таким образом, доставив этот самый сигнал «горячим» и максимально готовым к использованию на шину связи.
Smart-датчик экономит средства автопроизводителя от необходимости знать все «грязные» детали датчика, и сохраняет вычислительную мощность в модуле, который в противном случае должен был бы делать эти расчеты самостоятельно.
Ещё одним преимуществом смарт-датчика является то, что цифровой сигнал при движении по коммуникационной шине менее подвержен электрическим помехам. Аналоговое напряжение, путешествуя через провод, может подобрать дополнительное напряжение в то время, когда проходит через определённые электрические компоненты или даже когда автомобиль проезжает под линией электропередач.
За последнее десятилетие мы стали свидетелями того, как системы безопасности, такие как ABS и подушки безопасности, стали обычным явлением на не самых дешёвых автомобилях. Другие функции безопасности, такие как система контроля против опрокидывания, ESP также начинают становиться всё более распространёнными и внедряться во всё более недорогие автомобили. Каждая из этих систем добавляет новый модуль к бортовому компьютеру машины, и каждый этот модуль содержит несколько микропроцессоров. В будущем будет всё больше и больше этих модулей по всей машине по мере того, как новые системы безопасности будут добавляться. Каждая из этих систем безопасности требует всё больше вычислительной мощности, и, как правило, упаковывается в своём собственном блоке электроники. Но это ещё не всё. В ближайшие годы мы будем иметь все виды новых удобных функций в наших автомобилях, и каждая из них требует больше электронных модулей, содержащих несколько микропроцессоров.
Кажется, что нет предела тому, сколько технологий автопроизводители собираются упаковать в наши автомобили. Добавление всех этих электронных функций является одним из факторов, способствующих увеличить напряжение системы на автомобилях с текущей 12-вольтной до более высоких напряжений. Это поможет обеспечить дополнительную мощность для работы бортового компьютера.
Тенденции развития бортовых компьютеров
В настоящее время, производители цифровых систем стремятся работать в двух направлениях – это объединить все функции компьютера в одну, единственную систему. Другое направление – это создание отдельных компьютеров, которые будут отвечать за конкретные задачи.
Конечно, объединение всех систем позволяет упростить процессы монтажа таких устройств и общей диагностики автомобиля, позволяя выводить наиболее точную информацию о контролируемых параметрах. С другой стороны, применение отдельных компьютеров позволит установить такое устройство даже на те автомобили, которые совершенно не предусматривают монтажа таких систем, однако при этом, количество функций будет ограничено.
Тем не менее, второе тип компьютеров сейчас распространяется намного стремительнее, в отличие от первого и постоянно совершенствуется.
Принцип работы БК на ВАЗ-2114
Не стандартный бортовой компьютер
Принцип работы бортового компьютера с первого взгляда покажется примитивным, однако, на самом деле это технически сложное устройство, которое одновременно принимает, обрабатывает и при необходимости уведомляет о наличии неисправностей. Функция оповещения происходит путём выведения на экран специального значка и подачи определённого звукового сигнала..
Краткая инструкция пользователя
Для всех бортовых компьютеров, поставляемых на ВАЗ-2114, существует своя инструкция пользователя, и если её нет в бумажном варианте, то в сети интернет её можно найти без труда, достаточно, лишь знать марку и модель устройства. Несмотря на то, что вариантов и моделей множество, базовый функционал у них в принципе аналогичен.
Показания бортового компьютера.
Если вы только собираетесь приобрести БК, то вы должны знать, подходит ли конкретная модель к ЭБУ вашего автомобиля
Как правило, вся информация уже есть у продавца, и сложностей в этом возникнуть не должно.
Лучше, в первую очередь при ознакомлении с бортовым компьютером уделить время символам аварийных команд и визуальным значкам, появляющихся на дисплее.
Обратите внимание на расположение кнопок, и правилам работы с ними, для того, чтобы оперативно среагировать на изменение параметров в движении (на некоторых моделях БК клавиши могут блокироваться при определённой скорости автомобиля – прим.).
Коды ошибок на ВАЗ-2114
Так как ЭБУ на всех ВАЗ-2114 аналогичен или, по крайней мере, схож, то заранее записывать, а тем более запоминать их не имеет никакого смысла, благо некоторые модели способны не только вывести её на экран, но и озвучить все неполадки имеющиеся в автомобиле.
Самым лучшим вариантом определения и уточнения неисправностей, будет распечатанная версия кодов ошибок на ВАЗ-2114. Взять их можно на официальных сайтах заводов изготовителей БК для ВАЗ-2114, а ниже мы представим вам, самые частые ошибки, которые встречаются на «четырнадцатых»:
Коды | Описание |
---|---|
0102, 0103 | Неправильный уровень сигнала индикатора контроля массового расхода воздуха. |
0112, 0113 | Неверный сигнал индикатора температуры впускного воздуха — необходима замена элемента. |
0115 — 0118 | Неправильный сигнал элемента измерения температуры ОЖ — нужна замена датчика. |
0122, 0123 | Помехи или неверный сигнал индикатора контроля положения дроссельной заслонки — желательно заменить элемент. |
0300 | Бортовой компьютер (БК) выявил случайные или множественные пропуски зажигания — в этом случае автомобиль может заводиться не сразу. |
0201 — 0204 | Зафиксирован обрыв в цепи управления форсунками. |
0325 | Бортовым компьютером был зафиксирован обрыв в цепи устройства детонации. |
0327, 0328 | Поломка в работе датчика детонации — необходима замена устройства. |
0480 | Вышел из строя вентилятор охлаждения — нужно заменить элемент. |
0505 — 0507 | Имеются сбои в функционировании регулятора холостого хода, которые влияют на количество оборотов (более низкие или более высокие). При возникновении этого кода регуляторы нужно заменить. |
0615 — 0617 | В процессе диагностики были выявлены обрывы или замыкания в цепи реле стартера. |
230 | Этот код ошибки означает поломку реле бензонасоса — устройство нужно заменить как можно скорее. |
1602 | Является одним из наиболее встречаемых кодов при диагностике БК на неисправности. Означает пропадание напряжения бортовой сети на электронном блоке управления. |
Что делать, если перестал работать БК
Случается, что БК перестаёт работать или информацию, которую он должен передавать и анализировать не передаётся
Первым делом, необходимо обратить внимание на целостность электрической цепи. А именно предохранителя F3, отвечающего за его работоспособность, далее следует проверить целостность проводов, которые идут к диагностической колодке, и обеспечивающие его питание. О том, как правильно подключить бортовой компьютер в систему ВАЗ-2114 вы можете в этой статье
О том, как правильно подключить бортовой компьютер в систему ВАЗ-2114 вы можете в этой статье.
Еще несколько лет тому назад электроника в автомобиле являлась настоящим предметом роскоши, она была доступна только в самых дорогих моделях.
Но время летит, технологии меняются. Теперь даже самые простые, доступные автомобили имеют в своем арсенале внушительное количество электронных устройств, обеспечивающих работу буквально каждой системы, следящих за состоянием машины и отдельных ее узлов.
С этой точки зрения модели ВАЗ не отличаются изыском и широким ассортиментом электроники. Потому многие решают самостоятельно установить себе бортовой компьютер.
Лучшие бортовые компьютеры на ВАЗ
Устройства, разработанные исключительно под транспортные средства Волжского автомобильного завода. Разнообразие моделей отличается совместимостью, большими дисплеями, точностью считывания информации. Именно выбранные модели попали в рейтинг исключительно благодаря положительным откликам автовладельцев.
Gamma GF 412
Мощный бортовой компьютер для ВАЗ 2110-2114 с устаревшим типом панели. Дисплей с разделительной способностью 128х64 px с режимом мультиэкран отобразит шесть выбранных автомобилистом параметров. 8-позиционный регулятор оборотов вентилятора поддержит нужную атмосферу в салоне. Работает в десяти режимах с настраиваемыми параметрами информационных блоков. Отображает температуру на улице и внутри, время, состояние кондиционера, скорость вентилятора «печки».
В режиме диагностики считывает коды ошибок, покажет версию программного обеспечения и контрольные суммы различных блоков. Упростит техническое обслуживание транспортного средства – уведомит о необходимости замены масла, свечей, воздушного и топливного фильтров. В спортивном режиме покажет время преодоления участка пути и скоростные характеристики авто: обороты мотора, скорость, время разгона до 100 км/ч. В режиме отчётов сможете просмотреть расход топлива и пробег.
Достоинства:
- Подсказки о необходимости технического обслуживания.
- Тестирование параметров двигателя.
- 9 режимов работы.
- Мощный маршрутный компьютер.
- Настраиваемые информационный блоки.
Недостатки:
Не обнаружены.
Multitronics CL-580
Устройство с цветным 2,5-дюймовым экраном и четырьмя цветовыми схемами. Монтируется на место воздуховода или приборной панели для авто УАЗ, ГАЗ. Автоматически включает ближний свет при старте транспортного средства. Возможно подключение к паре датчиков уровня топлива с одновременным контролем состояния каждого. Определит буксующее колесо при прохождении проблемных участков. На экран выводит до десяти настраиваемых информационных блоков.
32-разрядный процессор оперативно обрабатывает получаемые сведения. При диагностике их количество достигает 200 штук. При возникновении нештатной ситуации уведомит о ней с сопровождающей информацией – позволит понять, можно ли продолжать движение. Совместим с парой парковочных радаров Multitronics. Горячие клавиши открывают заданные (избранные) разделы меню, само меню перестраивается под нужды пользователя. Ведёт статистику последних 20 заправок, поездок.
Достоинства:
- Два графика динамических характеристик.
- Контроль качества топливной жидкости.
- Оценка пробега при оставшемся топливе.
- Предупреждение о нештатных ситуациях.
- Автоматическое обновление прошивки через интернет.
- Передача файлов статистики на ноутбук.
Недостатки:
Не обнаружены.
Штат 115 X23 M
Прибор с двухстрочным 16-символьным дисплеем и нерегулируемой синей подсветкой. Анализатор критических ситуаций звуком уведомит о проблеме. С функцией напоминания об окончании страховки вовремя продлите её. Оснащён парой независимых счётчиков расходованного топлива и пробега – режим «Такси». Сохраняет предыдущие параметры и сформирует общий отчёт. Экран разделён на восемь сегментов, каждый выводит указанные пользователем параметры.
Из дополнительных функций поддерживает «Плазмер» – прогрев, просушка свечей зажигания для запуска двигателя на холодную. Режим «Форсаж» обнуляет память контроллера при переключении между газ/бензин, «Тропик» – автоматически поддерживает заданную температуру в салоне.
Достоинства:
- Звуковое оповещение.
- Много рабочих режимов.
- Настраиваемые информационные блоки на дисплее.
Недостатки:
Не совместим с парктроником.
Штат UniComp 4XE-GRANTA
Прибор со звуковым оповещением при возникновении ошибок. Графический экран с разрешением 128 × 32 точки подсвечивается синим цветом. Отображает до 16 параметров на одном дисплее с их автоматической сменой в зависимости от условий вождения. Отчёты при езде на газе, бензине формируются отдельно. Визуализирует сведения о принимаемых от контроллера ЭСУД диагностических данных и ошибках климат-контроля. Они экспортируются в текстовый файл для дальнейшего анализа на компьютере.
Опция управления холостыми оборотами снизит расход топлива или возникающие в двигателе вибрации. В режиме подсчёта анализирует работу и отображается моторесурс мотора.
Достоинства:
- Шустрое подключение к колодке OBD-2.
- Набор мультидисплейных режимов.
- Автоматическая смена отображаемых величин в соответствии с условиями езды.
- Вычисление стоимости израсходованного топлива.
- Автоматическое управление кондиционером.
- Замер динамических параметров авто.
Недостатки:
Не обнаружены.
Настройка БК
Сделать бортовой компьютер своими руками – задача трудно осуществимая в домашних условиях. Для изготовления устройства вам потребуется множество различных элементов, в том числе дисплей, микросхема, кнопки и т.д. Сделать компьютер своими силами без опыта сборки подобных устройств – невозможно, поэтому если вы хотите, чтобы девайс работал правильно, то лучше заказать эту процедуру или купить новый БК.
Если вы решите поставить на свое авто бортовой компьютер для карбюраторных или инжекторных двигателей, то вам необходимо знать, как правильно настраивается девайс:
- При необходимости всегда можно активировать опцию автоматической настройки – тогда девайс сам примет необходимую конфигурацию.
- Если такой вариант вам не подходит, то зайдите в меню настройки – найдите нужный блок и выберите его. Следует отметить, что в данном случае БК должен быть настроен в качестве основного девайса. Одну из важных ролей в настройке определяет выбор режиме, благодаря которому будет осуществляться фиксация затрат горючего.
- Выставляя этот параметр, у вас есть несколько вариантов. Один из них – это линейная зависимость, в этом случае параметр будет всегда зависеть от блока управления. Если вы решите произвести настройку вручную, то для начала вам нужно будет сделать таблицу по расходу горючего. Учитывая эту информацию, БК будет осуществлять расчеты и выводить соответствующие параметры на экран.
- Помимо этого, понадобится определить параметры, которые начнет демонстрировать экран, в зависимости от модели их количество может быть разным. Отдельно следует выделить параметр, отвечающий за температуру активации вентилятора охлаждения мотора.
Цена вопроса
Минимальная стоимость БК от компании Мультитроникс составит в районе 130 рублей. Более дорогие варианты могут стоит 7500 рублей.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Описание бортового компьютера
Что такое бортовой компьютер в автомобиле и какие задачи он выполняет? Для начала давайте разберемся в некоторых теоретических моментах. БК представляет собой электронный узел, позволяющий реагировать и управлять различными процессами в работе разных систем авто. То есть благодаря БК водитель всегда сможет получать данные о работе тех или иных компонентов. Что такое бортовой компьютер, мы разобрались, теперь расскажем о его назначении.
Что показывает бортовой компьютер:
- устройство демонстрирует расход бензина при разных режимах движения;
- позволяет управлять форсунками, а также системой зажигания транспортного средства;
- производит контроль работы трансмиссии;
- может управлять различными дополнительными системами двухсторонней связью, к примеру, камерой заднего вида, датчиком парковки и т.д.;
- позволяет определить уровень давления моторной жидкости, температуры антифриза;
- регулирует уровень напряжения в электроцепи авто, контролирует заряд аккумулятора;
- если транспортное средство оборудовано системой климат-контроля, то БК управляет и ей;
- одна из основных опций — бортовой компьютер для авто позволяет при необходимости считывать коды ошибок и показать их на дисплей, чтобы водитель мог их расшифровать и узнать, где искать поломку.
БК с дисплеем в центральной консоли
Принцип работы
Принцип функционирования автомобильного БК для карбюраторных двигателей или инжекторных вариантов не особо сложный. Устройство подключается к цепи контроллеров и регуляторов, производит считывание необходимых данных, после чего обрабатывает полученную информацию. Для обработки используется специальное программное обеспечение. К примеру, если БК по схеме получает данные о расходе горючего, то ПО позволит рассчитать возможный пробег на оставшемся объеме бензина.
Все данные выводятся на экран, установленный в салоне транспортного средства. Сам дисплей может быть цифровым, монохромным, цветным либо четырех- или трехразрядным. Как показывает практика, монохромного экрана диагональю 2 дюйма вполне достаточно для того, чтобы показать водителю более десяти параметров. Более современные варианты БК сегодня оснащаются жидкокристаллическим экраном большой точности.
Схема для изготовления БК на микроконтроллере
Виды
На сегодняшний день различаются несколько видов БК:
- Универсальный вариант, такое устройство сочетает в себе различные опции дает автовладельцу возможность не только управлять машиной, но и серфить интернет. Основным предназначение такого устройства является повышение комфорта для автовладельца во время езды. Обычно универсальный бортовой компьютер имеет экран диагональю 6-14 дюймов, к более новым моделям можно подключать клавиатуру. Следует отметить, что по своей конструкции такие БК очень похожи на обычные компьютерные ПК, но одной из особенностей устройств является низкая степень игтеграции с электросистемой авто.
- Маршрутный. Маршрутный бортовой компьютер позволяет определить параметры езды автомобиля, при этом его не обязательно подключать по GPS к спутнику. Тем не менее, более новые модели в любом случае оснащаются GPS-приемниками. С помощью такого устройства водитель сможет определить среднюю скорость машины, расход горючего, оставшееся расстояние до того или иного пункта, пройденный километраж и т.д. Кроме того, в зависимости от модели, которую вы установите в свой автомобиль, устройство может иметь функцию рассчета расхода горючего при экстренном торможении либо быстром ускорении. Обычно БК этого вида устанавливаются в контрольный щиток.
- Управляющий и сервисный БК. Предназначение таких компьютеров заключается в определении поломок основных агрегатов транспортного средства и предупреждении об этом автовладельца. Как правило, такой БК – это составляющая часть системы управления машиной, но в зависимости от модели, это может быть и самостоятельный девайс в обширным функционалом. При проверке автомобиля все комбинации ошибок хранятся в памяти устройства и будут там находиться до того момента, пока ошибка не будет исправлена, а память – обнулена (автор видео — канал AvtoGSM).
Устройство генератора ВАЗ 2107
Конструктивно генератор на «семёрке» имеет форму цилиндра. В литом корпусе спрятано множество мелких деталей, каждая из которых выполняет свои функции. Основными же элементами Г-221А считаются ротор, статор и крышки, которые отливаются только из специального алюминиевого сплава.
Ротор
Ротор Г-221А состоит из вала с рифлёной поверхностью, на который напрессована втулка из стали и полюсы. Втулка и клювообразные полюсы вместе образуют так называемый сердечник электромагнита. Сердечник как раз и вырабатывает электромагнитное поле в процессе вращения вала ротора.
Внутри ротора располагается также и обмотка возбуждения. Она помещается между полюсами.
Подвижный элемент ротора — рифлёный вал — вращается благодаря двум шариковым подшипникам. Задний подшипник установлен непосредственно на валу, а передний фиксируется на крышке генератора.
Ротор запрессован в обмотку генератора и не отделяется от неё при разборке
Статор
Статор собирается из специальных пластин толщиной 1 мм. Пластины изготавливаются из электротехнической стали. Именно в пазах статора и размещена трёхфазная обмотка. Катушки обмотки (их всего шесть) выполнены из медной проволоки. Собственно говоря, электромагнитное поле, поступающее от сердечника ротора, преобразуется катушками в чистое электричество.
Обрывы проволоки или нагар на её поверхности могут повлиять на выработку тока
Выпрямитель
Генератор в описанной комплектации вырабатывает только переменный ток, чего явно недостаточно для бесперебойной работы автомобиля. Поэтому в корпусе Г-221А имеется выпрямитель (или диодный мост), главной задачей которого является преобразование переменного тока в постоянный.
Диодный мост имеет форму подковы (за что и получил соответствующее прозвище среди автолюбителей) и собран из шести кремниевых диодов. На пластине три диода имеют положительный заряд и три — отрицательный. В центре выпрямителя установлен контактный болт.
Конструктивно выпрямитель действительно похож на конскую подкову
Регулятор напряжения
Регулятор напряжения на ВАЗ 2107 выполнен совместно со щёткодержателем. Устройство представляет собой неразборный узел и фиксируется к задней крышке генератора. Регулятор призван поддерживать номинальное напряжение в сети в любом режиме работы двигателя.
Электрическая схема регулятора контролирует напряжение в устройстве
Шкив
Шкив не всегда считают составной частью генератора, так как он насаживается на уже собранный корпус отдельно. Главная задача шкива — передача механической энергии. В составе генератора он связан ремённой передачей со шкивами коленчатого вала и помпы. Поэтому все три устройства работают в неразрывной связи между собой.
Шкив насаживается на вал ротора и связывается ременной передачей с соответствующими деталями помпы и коленвала
Виды, цены
Бортовые устройства можно разбить на две больших группы:
- Универсальные. Эти модели могут устанавливаться на любую модель машины. Чаще всего монтируются как альтернатива внутресалонному зеркалу. Иногда БК универсального типа крепятся на лобовое стекло;
- Индивидуальные. Такие бортовые компьютеры ориентированы либо на одну модель автомобиля, либо на группу схожих. К примеру, ВАЗ 2108, 2109, 2110 – группа определена по старой панели приборов. Это более функциональные и эффективные устройства, которые используют электронный блок управления и монтируются в приборную панель.
Также можно выделить инжекторные и карбюраторные типы. Первый вариант получил большую популярность среди автомобилистов, поэтому моделей на рынке значительно больше. Что касается ВАЗ 2110, то для этого автомобиля требуются компьютеры для старого типа торпеды. Самые популярные производители устройств – это Штат и Гамма. В зависимости от цены, Штат предлагает разный набор функций. Существует даже цветной вариант БК Штат. Устройства Гамма имеют большую цену, но выбор у них меньше, так как модельный ряд ограничен функциональными современными устройствами.
Цены на них следующие:
- Самый дешевый компьютер Штат обойдется владельцу ВАЗ 2110 в 1200-1300 рублей, за 2500 р уже можно приобрести более серьезный вариант с цветным дисплеем и большим набором функций. Последняя модель универсального устройства Штат стоит около 5 тысяч рублей.
- Что касается Гамма, то здесь самый дешевый бортовой компьютер стоит 3200 рублей. Самый дорогой – 7000 тысяч.
Помимо этих фирм на рынке есть Prestige, Орион, Multitronics и другие. Кто лучше, кто хуже – сказать трудно, так как функции почти везде одинаковые.
Что в конечном итоге
Как видно, установка бортового компа на карбюратор дозволяет получить несколько нужных функций, также дает возможность выслеживать принципиальные характеристики во время работы ДВС. Также особо необходимо подчеркнуть возможность на почти всех устройствах данного типа поменять УОЗ, чтоб облегчить пуск мотора.
Не тайна, что для машин с карбюратором неувязка затрудненного запуска очень животрепещуща, по данной для нас причине «многоискровый» режим во время пуска быть может полезен. При всем этом уже опосля старта мотора происходит его автоматическое отключение.
В итоге добавим, что некие БК для карбюраторных авто имеют особенные режимы, которые разрешают продолжить движение в случае выхода из строя датчика Холла. Если просто, бортовой компьютер подает на блок зажигания сигнал, который заменяет штатный от датчика. Еще этот режим полезен по мере необходимости «просушить» свечки и т.д.
Если учитывать, что стоимость таковых устройств даже с очень расширенным функционалом находится на полностью применимом уровне, то для хозяев «классики» ВАЗ либо остальных моделей поставить бортовой компьютер на карбюратор можно считать полностью оправданным и легкодоступным решением.
Источник : krutimotor.ru
Поделиться :
Что в итоге
Как видно, установка бортового компьютера на карбюратор позволяет получить несколько полезных функций, а также дает возможность отслеживать важные параметры во время работы ДВС. Также особо следует отметить возможность на многих устройствах данного типа менять УОЗ, чтобы облегчить запуск двигателя.
Не секрет, что для машин с карбюратором проблема затрудненного пуска весьма актуальна, по этой причине «многоискровый» режим во время запуска может быть полезен. При этом уже после старта мотора происходит его автоматическое отключение.
Напоследок добавим, что некоторые БК для карбюраторных авто имеют особые режимы, которые позволяют продолжить движение в случае выхода из строя датчика Холла. Если просто, бортовой компьютер подает на блок зажигания сигнал, который подменяет штатный от датчика. Еще этот режим полезен при необходимости «просушить» свечи и т.д.
Если учесть, что стоимость таких устройств даже с максимально расширенным функционалом находится на вполне приемлемом уровне, то для владельцев «классики» ВАЗ или других моделей поставить бортовой компьютер на карбюратор можно считать вполне оправданным и доступным решением.