Концерн «PSA» вместе с «Ford» будут подключать автомобиль к Интернету

Что плохого в Renault Master и Fiat Ducato

«Рено» больше внимания уделяет комфорту водительского пространства — посадка удобная, эргономика салона на высоте. Этим «Фиат» похвастаться не может — салон тесный, нелогично расположены элементы управления (например, рычаг стояночного тормоза, расположенный слева от водительского сиденья).

У Fiat Ducato есть неоспоримые сильные стороны в виде надёжных неприхотливых двигателей 2.3 литра. Расход дизеля по городу составляет около 10 литров на сотню, а тяги с низов достаточно, чтобы начинать движение со второй передачи, не раскручивая обороты на первой.

По качеству сборки машины разные. «Фиат» хвалят, а «Рено» ругают. Отсюда вытекают проблемы с запчастями и ремонтами. Ведь от того, как собран автомобиль, зависит и повышенный износ некоторых деталей.

Обе машины страдают слабой подвеской. Ремонтировать её (хотя бы частично) приходится раз в 50 тысяч километров. Но на «Дукато» запчасти стоят недорого, и почти все есть в наличии. Например, рычаг подвески стоит 3500 руб., а на «Мастера» тот же рычаг — 5300 руб.

На «Рено» тяжело найти некоторые детали (например, картридж турбины), приходится заказывать и ждать. То же касается и ремонтопригодности — «итальянец» имеет более простую конструкцию, которую обслуживать легче. «Француз» же требует хорошей квалификации мастеров для выполнения некоторых типов ремонта. Ремонт головки блока цилиндров в кустарных мастерских вряд ли выполнят качественно.

Если сравнить стоимость на машины, то станет окончательно понятно, почему для маршрутного такси чаще выбирают Fiat Ducato.

Будущее подключенного транспорта

В некотором смысле подключенный транспорт развивается послойно, аналогично интернету: от «железа» и инфраструктуры, связи и пользовательских устройств до операционных систем и платформ. Поверх этого строятся сервисы, приложения для конечных пользователей и аналитика данных.

В интернете путь до сегодняшнего расцвета сервисов занял порядка 20 лет. И похожий горизонт может ожидать подключенный транспорт. Сейчас мы только подходим к переходу между вторым и третьим слоем.

Очень много усилий сосредоточено на вопросах продуктивности: передачи данных и построении платформ, которые эти данные могут собирать. Но совсем немного мы видим сервисов и приложений, ориентированных на конечных пользователей, для которых это всё делается.

J’son & Partners Consulting выделяют несколько основных сдерживающих факторов развития подключенного транспорта:

  • ожидания высокоспециализированных сервисов по низким ценам;
  • длительные сроки развёртывания;
  • фрагментированность рынка;
  • проблемы информационной безопасности;
  • недостаточная осведомлённость о наличии функционала connected cars;
  • неготовность нормативно-правовой базы.

Бо́льшая часть нерешённых вопросов кроется именно в законодательстве и регулировании. Интернет был более свободен в своём развитии. Но зачатки технологий уже есть, просто их нужно развить.

Подключенный транспорт только начинает появляться. И кейсов, заметных каждому, не так уж много. Но через 100 лет сегодняшние достижения техники вроде автомобилей Tesla, которые позволяют обновлять прошивку на ходу, нашим внукам будут казаться такими же анахронизмами, какими мы сейчас видим старые автобусы и трамваи.

Как сказал писатель-фантаст Уильям Гибсон:

«Будущее уже наступило. Просто оно ещё неравномерно распределено».

Источник тизера: BBC

Силы и слабости каждой стороны

Как отмечал выше, сегодня PSA находится в довольно хорошем положении: имеется сбалансированный портфель автомобильных брендов, множество новинок в разных классах, компания прибыльна и располагает передовой техникой. Прежде всего, речь идет о платформах СМР и ЕМР2, которые позволяют строить автомобили разных классов и размеров. Также платформа СМР (е-СМР) предполагает электрические версии автомобилей, которые фактически уже готовы к серийному запуску – хэтчбеки Peugeot 208/e-208 и Opel Corsa, компактный кроссовер DS 3 Crossback, пр. А платформа ЕМР2 позволяет создавать подзаряжаемые гибриды с приводом задних колес при помощи электромотора: к примеру, Peugeot 3008 Hybrid4 и Opel Grandland X Hybrid4. Ничего подобного у FIAT нет. Хотя вообще-то у Chrysler подзаряжаемый гибрид есть: речь идет о модели Pacifica – но все-таки данный минивэн ориентирован на рынок США, а не Европы

Для понимания важности техники: в будущем 2/3 автомобилей альянса должны строится на платформах СМР и ЕМР2, включая их электрические и гибридные версии. К важным плюсам PSA также относится хорошие позиции в разных странах Европы – в том числе, и благодаря покупке брендов Opel/Vauxhall (Германия и Великобритания). Однако у PSA есть желание выйти на рынок США к 2023 году, для чего необходимо иметь крупную дилерскую сеть

Как раз здесь поможет FCA: концерн имеет сеть из более, чем 2,5 тыс. дилеров в США, а также успешно ведет бизнес в Северной и Латинской Америке. Словом, FCA может решить первый вопрос PSA – о выходе на американский рынок. Плюс добавить исторически-хорошие позиции FIAT в Италии, а также опыт работы с премиальным брендом Alfa Romeo и люкс-брендом Maserati, что отмечал выше. К сильным сторонам относятся исконно-американские бренды Jeep, Dodge, RAM. И еще один бонус: новый альянс станет крупнейшим производителем коммерческой техники в мире. Что неудивительно – ведь PSA и FCA (изначально просто как FIAT) уже порядка 40 лет вместе создают коммерческие автомобили разных классов

Однако у PSA есть желание выйти на рынок США к 2023 году, для чего необходимо иметь крупную дилерскую сеть. Как раз здесь поможет FCA: концерн имеет сеть из более, чем 2,5 тыс. дилеров в США, а также успешно ведет бизнес в Северной и Латинской Америке. Словом, FCA может решить первый вопрос PSA – о выходе на американский рынок. Плюс добавить исторически-хорошие позиции FIAT в Италии, а также опыт работы с премиальным брендом Alfa Romeo и люкс-брендом Maserati, что отмечал выше. К сильным сторонам относятся исконно-американские бренды Jeep, Dodge, RAM. И еще один бонус: новый альянс станет крупнейшим производителем коммерческой техники в мире. Что неудивительно – ведь PSA и FCA (изначально просто как FIAT) уже порядка 40 лет вместе создают коммерческие автомобили разных классов.

Главное в объединении – использование сильных сторон друг друга. Группа PSA располагает новыми платформами и сильными позициями в Европе, FCA предлагает успешную работу в Америке и массу брендов: почти вдвое больше, нежели у PSA. Но не все марки одинаково сильны. Кто сможет выжить, а кто под угрозой?

Чего ждать от авто на вторичке

На одной из досок объявлений нам приглянулся этот вариант. Проверяем его историю через Автокод…

При проверке через сервис выясняется, что машина была в ДТП. И не в одном.

Было 4 расчета страховых ремонтных работ на 6, 25 и 21 тысячу рублей.

Рассмотрим, что есть на рынке у «Рено». Может, этот вариант?

С виду автомобиль без повреждений, и в описании сведения о ДТП отсутствуют. Проверка показывает, что автомобиль все же попадал в аварию.

Ещё у машины есть проблема с пробегом.

В 2020 году был зафиксирован 217 тысяч километров. А в 2020 уже 160 тысяч. Плюс факт неоплаченных штрафов. Если продавец вовремя не оплатить штрафы, это может помешать покупателю переоформить машину на себя в ГИБДД. А штрафов тут 19 штук на общую сумму 10500 руб.

Преимущества Фиата Дукато

Несмотря на потуги конкурентов, среди отечественных потребителей наибольшее число поклонников в нише коммерческих фургонов имеет именно Фиат. Во многом свою роль здесь сыграла сборка авто в РФ, отчего запчасти Дукато Елабуга стали более доступными по стоимости. Другие причины — в экономичности и адаптации автомобиля к нашим условиям, а также широкая сервисная сеть. Поэтому частные перевозчики и выбирают Дукато для своего бизнеса чаще, чем другие марки.

Приобрести все необходимые запчасти дукато 244, 250 по заводским ценам можно в нашей компании. Местонахождение клиента не имеет значения, поскольку электронная версия каталога с актуальными ценами доступна на сайте, а заказы принимаются через специальную форму или по телефону. Мы работаем в Москве и других регионах России, перечень которых можно увидеть на сайте.

При необходимости у нас можно подобрать, как отдельные детали, так и целые узлы и механизмы в сборе. Имеются в наличии и контрактные запчасти, что дает возможность купить коробку (кпп) фиат дукато или силовой агрегат с ощутимой скидкой за счет имеющегося пробега. При этом, любой покупатель может посетить наш московский офис и ознакомиться со многими запчастями воочию. Это для тех скептиков, которые не доверяют покупкам по интернету.

Покупка электрооборудования в нашей компании также имеет свои преимущества. Как известно, некоторые «умельцы» гробят электронику неправильным подключением. Желающим купить стартер Фиат Дукато, мы предоставляем консультацию профильного специалиста, либо направляем клиента в партнерское СТО.

Не обходим стороной мы и кузовные проблемы. Как известно, у фургонов из-за больших нагрузок, частого открывания дверей и пробега по бездорожью часто страдает кузов. Износ петель и дверных замков порой имеет такую стадию, что впору менять все комплектом. У нас можно купить двери Фиат Дукато в сборе вместе с замками, петлями и сдвижными роликами, что обеспечит вашему кошельку реальную экономию.

Посетив нашу компанию однажды, вы очень быстро ощутите выгоду сотрудничества с нами. Всегда рады помочь, обращайтесь.

Когда разговор заходит про коммерческий транспорт, уровень комфортабельности авто уходит на второй план. Наиболее важными становятся другие параметры: объём багажника, длина помещаемого в кузов груза, условия хранения груза при транспортировке.

Тревожные контуры будущего

Эксперты «Автостата» подсчитали, что из-за санкций автопроизводителей Россия лишится 441 115 автомобилей, а это четверть рынка. Рынок сократится предположительно до 1 млн автомобилей в год. Цена оставшихся легковушек вырастет вдвое, даже новые LADA станут роскошью, доступной немногим. По дорогам будут ездить машины-конструкторы, собранные из вторичных запчастей, вырастет число угонов машин для разбора на запчасти. Зато в легковом сегменте резко вырастет статус отечественного и китайского автопрома, а в грузовом начнется триумф белорусских МАЗа и БелАЗа.

«На горизонте трех-пяти лет, учитывая санкционную политику Европы, которую нельзя расценивать как независимую, наш рынок покинет группа VAG: не будет официальных поставок запчастей, не будет машин, — прогнозирует основатель авторемонтной компании «Клубный сервис» Илья Свиридов. — Тем самым немцы обрекут на банкротство свою дилерскую сеть в России, похоронив то, что строили 30 лет. Но как только конъюнктура изменится, произойдет то же, что было после 2014 года с GM: они заявили, что покидают рынок России, но через три года вернулись на него подпольно, создав на узбекском заводе бюджетную марку Ravon. Деньги, знаете ли, делают чудеса.

Toyota уже заявила, что не будет уходить из России, проблемы с конвейером они списывают на хакерскую атаку, видимо выжидают. Единственная проблема с азиатскими поставщиками — это транспортная компания Maersk, которая заявила сегодня, что не будет возить грузы контейнерами по морю из России и в Россию. Но страна у нас большая, мы граничим со многими, поэтому логистические цепочки будут пересмотрены».

Но в России очень много автомобилей покупалось последние годы. Эти машины будут на ходу еще 5–10 лет, и запчасти для них будут поставляться. Часть освободившейся ниши займут китайцы (пока что на них приходится 7% авторынка). В первую очередь, это Haval и Geely.

Дилеры, скорее всего, перейдут на сервисное обслуживание, ремонт и тюнинг. Не менее половины из них закроется, говорят эксперты.

«Учитывая наличие завода Haval под Тулой, китайцы, которые не могут продавать свои машины во многих странах, заинтересованы в нас как в рынке сбыта, — уверен владелец сервиса. — Да, конечно, в диапазоне от 1,5 млн до 4 млн рублей эти машины будут превалировать в продаже. Людям же надо на чем-то ездить».

Подписывайтесь на нас:

Бензиновые двигатели

Последнее поколение бензиновых двигателей серии ЕР (в случае с 3008 объемом 1,6 л) концерна PSA по-прежнему вызывает противоречивые реакции. Однако когда мотор только появился, все было иначе. Вся автомобильная пресса выражала восторг и не жалела слов для похвалы.

Атмосферный вариант VTi, несмотря на жесткие ограничения по нормам выбросов, довольно быстро реагирует на нажатие педали газа. Модификация с турбонаддувом ТНР ускоряется еще стремительней. Развитию этих двигателей очень помог BMW. Однако в моторах каждого из производителей имеются небольшие отличия. Кроме того, для концерна PSA  двигатели собираются исключительно на французском заводе «Francaise de Mecanique».

Если вы нуждаетесь в Пежо 3008 с бензиновым двигателем, то выбирайте атмосферный VTi. Его единственная проблема – привод ГРМ. Как правило, во всем винят растянувшуюся цепь ГРМ, но чаще причина бед в натяжителе. Серьезных последствий обычно не бывает, так как при растяжении цепи блок управления двигателем фиксирует несоответствие данных от датчиков положения коленчатого и распределительного вала. Недуг сопровождается загоранием индикатора неисправности двигателя, что вынуждает большинство владельцев обращаться в сервис.

В первые годы некоторым приходилось сталкиваться с дефектом всего лишь после 20 000 км. Сегодня ситуация намного лучше, а ремкомплект доступен за 200 долларов. Вместе с приводом ГРМ меняется масло, включая фильтр. Итоговая стоимость с работой составит около 300 долларов.

Еще более «интересным» является бензиновый 1,6 с турбонаддувом. Помимо турбонагнетателя агрегат получил другую головку блока. Вместо распределенного впрыска бензина в 1.6 ТНР применяется прямой впрыск, а для регулирования производительности используется обычная дроссельная заслонка вместо дорогостоящей технологии плавного (бесступенчатого) подъема впускных клапанов (называемой БМВ Valvetronic).

К отмеченной выше проблеме с цепным приводом ГРМ (15 000 рублей за комплект с работой по замене) добавляются и другие, возможно еще более серьезные. Самое худшее то, что турбомоторы склонны к накоплению нагара. Углеродистые отложения образуются вокруг впускной корзины масляного насоса, во впускном коллекторе и на клапанах, а также в камере сгорания. При образовании нагара появляются сбои в работе двигателя, и управляющая электроника переход в «аварийный режим».

Нагар в камере сгорания вызывает детонацию. Электроника пытается предотвратить ее, увеличивая опережение зажигания. Но это влечет за собой снижение производительности. Детонация – очень опасное явление. В крайнем случае, она может привести к растрескиванию или даже к разрушению поршней. С подобными инцидентами владельцы уже встречались!

Механики PSA пытаются предотвратить проблемы очисткой впускного коллектора и камеры сгорания, распыляя внутрь специальное средство. Однако, на практике, эффект есть только в краткосрочной перспективе. Второй способ избежать проблем – добавлять в топливо специальные присадки каждые 5000 км. Довольно спорное решение.

Кроме того, ближе к 100 000 км существенно возрастает расход масла. Обычно победить недуг удается после замены маслосъемных колпачков – 12-17 тыс. рублей с работой. Более серьезный круг работ со снятием головки блока и очисткой клапанов потребует порядка 50 000 рублей.

Вместе с тем 1.6 THP порой заставляет бороться с утечками масла. Например, со временем начинают течь трубка подачи масла к турбине и корпус масляного фильтра.

В список уязвимых деталей 1.6 THP попали дроссельная заслонка (8000 рублей за аналог) и ТНВД. Оригинальный насос довольно дорогой – 30 000 рублей, но иногда его можно отремонтировать, что окажется существенно дешевле.

PSA и FCA: слияние или покупка?

Изначально я полагал, что это покупка: явно находящаяся «на коне» Группа PSA (PSA Groupe) покупает FCA (FIAT Chrysler Automobiles). Да, итало-американский концерн выпускает больше автомобилей и располагает большим портфелем брендов – но ведь память уже знает подобные истории: достаточно вспомнить слияние Renault и Nissan. Все думали, что «французы» исторически слабы, а «японцы» сильны. Но в конце 1990-х все оказалось с точностью до наоборот. Вот и сейчас: выпуская меньше автомобилей (около 3,9 млн. штук ежегодно) и располагая меньшим портфелем брендов, Группа PSA имеет более высокую капитализацию, дает трудоустройство большему числу людей, работает с более высокой маржей (ранее около 6%, но выросла до 7,6% за последний год). В тоже время, FCA выпускает 4,8 млн. автомобилей в год, но капитализация ниже, трудоустроенных людей меньше (заводы FCA не полностью загружены), маржа находится у отметки 6%. Добавьте к этому наличие новых платформ СМР и ЕМР2 у Группы PSA, недавнее удачное приобретение Opel/Vauxhall, пропорциональное разделение мест в совете директоров (5+5), но с перевесом в виде исполнительного директора Карлоса Тавареса из PSA (одиннадцатый член совета директоров). Словом, все выглядело так, что PSA покупает FCA.

Но все-таки лучше использовать слова «объединение» или «слияние» Почему? Потому, что FCA имеет ряд своих козырей. Во-первых, речь идет о дилерской сети в США, которая крайне необходима PSA. Во-вторых, FCA располагает солидным портфелем брендов, где имеются как полноценные внедорожники и пикапы, так и роскошные премиальные и люксовые автомобили. В-третьих, просто эффект масштаба: за счет увеличения использования совместных компонентов, новая компания DutchCo (зарегистрирована в Нидерландах) может достичь впечатляющей экономии денег – в ближайшей перспективе около 3,7 млрд. евро без необходимости закрытия заводов. Да и в целом: данный альянс станет четвертым в мире производителем автомобилей с годовым выпуском 8,7 млн. единиц (по итогам 2018 года, суммарно для PSA и FCA). Причем имеется потенциал для увеличения объема выпуска до 14 млн. автомобилей ежегодно, что может сделать новый альянс лидером автомобильного мира.

Кратко в цифрах про объединение PSA и FCA: суммарный выпуск 8,7 млн. автомобилей, четвертый по величине производитель автомобилей в мире с потенциалом к росту, суммарная капитализация около 50 млрд. евро, экономия 3,7 млрд. евро. В конце 2019 года объединение двух компания только началось, весь процесс потребует 12-15 месяцев. Все-таки следует говорить не о «покупке», а о «слиянии»: у FCA есть свои сильные стороны.

Экосистема

Экономическое и технологическое значение рынка подключенных автомобилей иллюстрируется множеством промышленных игроков, участвующих в его развитии. Производители и поставщики автомобилей, производители электронных компонентов, операторы связи, международные интернет-компании и компьютерные компании разрабатывают продукты, приложения и услуги. Они также образуют отраслевые группы и альянсы для определения стандартов и разработки открытых программных платформ .

Системы exve и nevada должны позволять брендам централизовать данные своих клиентов и выбирать компании, которые будут иметь к ним доступ.

Производители автомобилей

В 2015 году почти все производители предлагают подключенные модели и разрабатывают приложения и услуги, в частности PSA, BMW, Ford, Honda, Renault, General Motors, Toyota, Audi, Volkswagen.

Другие актеры

Среди поставщиков автомобилей Valeo реализует стратегию приобретения, а Bosch представляет свою концепцию подключенных автомобилей на выставке Consumer Electronic Show 2016 (CES). Во время выставки CES 2017 новые стартапы, посвященные существующим автомобилям, демонстрируют использование подключенных транспортных средств: Cariboo или Xee.

Intel расширяет свои партнерские отношения с производителями и предлагает набор автомобильного оборудования и программного обеспечения In-Vehicle Solutions. На выставке CES 2016 Qualcomm представляет ряд автомобильных процессоров. В 2014 году Nokia создала инвестиционный фонд на 100 миллионов долларов в секторе стратегических подключенных автомобилей.

Microsoft , Google (Open Automotive Alliance ( Android ) и Apple ( CarPlay ) присутствуют на рынке подключенных автомобилей со своей соответствующей программной платформой, автомобильной версией своей операционной системы.

Телефонные операторы, собравшиеся в GSMA и напрямую заинтересованные в доходах от мобильной связи от подключенных автомобилей, объединили усилия с крупными производителями автомобилей, чтобы ускорить развитие телематических и информационно-развлекательных услуг.

Альянсы и группы

Глобальные промышленные проблемы, связанные с подключенными автомобилями, побудили вовлеченных игроков объединиться в несколько межотраслевых ассоциаций и партнерств для разработки открытых программных платформ:

С Сентябрь 2003 г., партнерство AUTOSAR (автомобильная открытая системная архитектура) направлено на разработку открытой электрической / электронной архитектуры для автомобиля.

Консорциум Car Connectivity Consortium, основанный в 2009 году, занимается разработкой автомобильных решений для подключения смартфонов. Она разработала MirrorLink , открытый стандарт связи между смартфонами и автомобилями.

Альянс Genivy поддерживает создание и внедрение информационно-развлекательного программного обеспечения с открытым исходным кодом .

В 2012 году Linux Foundation сформировал рабочую группу Linux автомобильного уровня, чтобы сделать Tizen эталонной платформой автомобильного программного обеспечения, а в 2015 году он интегрировал Tizen IVI, платформу разработки автомобильных решений с открытым исходным кодом.

По запросу Европейской комиссии в 2014 году Европейский институт телекоммуникационных стандартов ( ETSI ) и Европейский комитет по стандартизации ( CEN ) утвердили стандарты для разработки подключенных автомобилей в Европе.

Сколько «сил», 114 или 110?

В арсенале Renault мотор H4M появился в 2009-м году – он тогда развивал 110 л.с. Затем конструкция обновилась: мощность повысилась до 117-ти «сил», а «имя» сменилось на H4Mk. У фирмы Nissan аналогичный двигатель называется HR16DE, и в разных вариантах он развивает 108-118 «сил». АвтоВАЗ, в свою очередь, использует 110-сильный вариант – такие двигатели устанавливают на кроссоверы X-Ray.

Планируется, что такие двигатели будут установлены на модели линейки Веста в кузовах: универсал, кросс и купе.

Мощность и тяговое усилие в зависимости от числа об/мин

Выше представлен график, соответствующий значению 80,9 кВт (110 л.с.). Крутящий момент, равный 153 Н*м, достигается при 4400-4900 об/мин.

Основные параметры:

  • Экология – Евро-5;
  • Объём – 1,598 л;
  • Клапанов на цилиндр – 4;
  • Мощность – 110-117 л.с. при 6000 об/мин;
  • Наибольший крутящий момент – 153 Н*м при 4400 об/мин;
  • Пороговая частота – 6500 об/мин.

Главное, что мотор HR16DE вместо зубчатого ремня снабжается цепью – погнуть клапаны будет не возможно. Кроссовер X-Ray с японским двигателем ценят именно за это.

На рынке заканчиваются запчасти

Другие крупные поставщики автозапчастей тоже остановили поставки, а уже ввезенные запчасти по текущим ценам продавать невыгодно. Под особым ударом — автопром Кореи: в прошлом году эта страна экспортировала в Россию автозапчастей на $1,5 млрд. На их долю приходится 15,1% всего экспорта Кореи в Россию, для нее РФ — крупнейший рынок после США и Китая.

Большие потрясения переживает и авторынок Дальнего Востока, передает ИА PrimaMedia. Его участники сообщают об отмененных рейсах с подержанными автомобилями из Японии. Часть японских компаний прекратила принимать ставки российских импортеров на авто-аукционах. «Мы не сможем закупать авто в Японии: рубли они не берут, наличные йены мы купить не сможем, а наши банки транзакции в требуемой инвалюте провести не смогут», — цитирует автобизнесмена ИА «Восток-Медиа».

Авторемонтники ожидают, что в марте-апреле начнутся сложности с закупкой самых популярных расходных материалов: фильтров, тормозных колодок, дисков, амортизаторов и т.п. Уже сейчас большинство дистрибьюторов повысили цены в 1,5-2 раза. Во всяком случае, корреспондент «Компании», не успевший оплатить счет за запчасти на сервисе Exist.ru в феврале, вместо девяти тысяч рублей был вынужден 1 марта заплатить за них 15 тысяч.

Но главная проблема ожидается с автомобильными чипами, мировое производство которых контролируют пять крупнейших компаний — голландская NXP, немецкая Infineon, японская Renesas, американская Texas Instruments и швейцарская STMicroelectronics. Найти замену их компонентам невозможно, говорят эксперты «Автостата». Если без радаров, датчиков света и дождя, а также мультимедиа машины выпускать могут, то без ESP, ABS и других систем активной безопасности их уже нельзя выпускать по закону. Отечественные чипы тут положение не спасут, потому что большинство из них производят на тайваньской TSMC, которая уже объявила о прекращении поставок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий