Как отремонтировать радиатор охлаждения самому

Как найти неисправность в радиаторе

Для того, чтобы вовремя заметить, что в системе охлаждения есть течь, или она просто неисправна, нужно внимательно следить за температурой двигателя и осматривать место стоянки автомобиля. В случае нарушения целостности радиатора, под машиной будет лужа.

Если такая утечка замечена или происходит перегрев двигателя, нужно определить место.

Для этого нужно:

  • Поднять капот автомобиля. В первую очередь осмотреть патрубки, идущие к двигателю и печке на предмет повреждений, расслоений, трещин.
  • Провести осмотр самого радиатора. Если он потёк, следы жидкости будут заметны.
  • Осмотреть термостат, есть движение хладагента по нему или нет. Если нет, значит термостат нужно заменить. Если это не помогло, значит забит сам элемент.
  • Кроме того, нужно проверить работу термостата, запустив холодный двигатель. По мере его прогрева, должна начаться работа системы охлаждения. При этом холодные патрубки будут горячими, а выходные должны быть холодными. Если это не так, стоит поменять термостат.

Причины и пути устранения утечки

Важно следить за уровнем хладагента в системе. Для этого в расширительном бачке есть специальные отметки

Если уровень постоянно падает и приходится доливать жидкость, то система негерметична. Надо искать причину и побыстрее устранить её. Рассмотрим основные причины появления протекания и способы решения проблемы:

  1. Если радиатор имеет горловину, то необходимо проверить крышку. Охлаждающая жидкость нагревается до 120 градусов Цельсия и циркулирует в системе под высоким давлением. Если крышка не способна удерживать давление, то антифриз испаряется из теплообменника и уровень падает. Эта проблема решается путём замены крышки на новую.

Одна из причин утечки антифриза — это плохая герметичность крышки радиатора

Большое отверстие в радиаторе заметно, через него идёт густой пар и брызгает антифриз

Обнаружить большое отверстие не составит труда – из него будет валить горячий пар. Устранить такой дефект в дороге сложно. Доберитесь побыстрее до ближайшей станции техобслуживания и проведите ремонт или замену теплообменника. В любом случае предстоит демонтаж старого радиатора и его осмотр. Некоторые мастера умеют заваривать отверстия. Если радиатор изготовлен из меди или латуни, то он поддаётся пайке. Алюминиевый ремонтируют с помощью аргоновой сварки.

Теплообменник из меди или латуни поддаётся пайке при помощи мощного паяльника. Алюминиевый радиатор заваривают с помощью аргоновой сварки

Как показывает опыт, такой ремонт редко удаётся провести качественно, и уже через несколько месяцев автовладелец вынужден поменять радиатор на новый.

Обнаружить небольшую течь сложнее, но в поиске поможет сам антифриз. В его химическом составе содержится краситель, который подсвечивается в ультрафиолетовом свете. Достаточно посветить на радиатор специальной лампой и увидите места протекания охлаждающей жидкости.

Обнаруженный дефект в условиях гаража устраняют с помощью холодной сварки. Это двухкомпонентная эпоксидная смола. Приготовленный состав похож на пластилин и его наносят на обнаруженный дефект. Предварительно зачищают поверхность: удаляют грязь, масло и пыль. Через 15-30 минут сварка затвердевает и течь устранена.

Двухкомпонентная эпоксидная смола помогает устранить течь радиатора в гаражных условиях

Есть мнение, что устранить небольшую течь можно народными способами, например, с помощью сухой горчицы. Этот продукт добавляют в радиатор, под действием температуры частицы увеличиваются в размере, разносятся по системе и где есть течь собой закрывают отверстие. Помните, что с устранением дефекта инородные вещества забивают и всю систему: каналы двигателя, соты радиатора. Не применяйте народные способы. Найдите другой вариант добраться до сервисной станции или используйте герметик для радиатора.

Менять или ремонтировать? Аргументы «за» и «против»

Применяемые сегодня методы ремонта радиаторов способны в большинстве случаев практически полностью восстановить эту деталь автомобиля. В наиболее типичных случаях повреждений, на ремонт радиатора потребуется почти в два раза меньше денег, чем будет стоить его замена на новый. Особенно, если речь идёт о дорогостоящих моделях автомобилей. Кроме того, стоит учитывать, зачастую решение вопроса неисправности радиатора системы охлаждения автомобиля, посредством замены детали на новую, может вынудить прождать необходимую запчасть месяц и более.

Так, если для отечественных моделей машин и большинства бюджетных иномарок, радиаторы очень часто бывают в наличии специализированных магазинов, то для остальных автомобилей, вот так сразу радиатор можно и не купить. При этом восстановление и ремонт поврежденного радиатора займет не более пары дней.

Однако не стоит думать, что с ремонтом всё так безоблачно и однозначно. К сожалению, нередки  случаи, когда и ремонт радиатора  не приносит ожидаемый эффект. Скорее стоит говорить о случаях, при  которых ремонт не уместен. Ведь не все неисправности этой детали подлежат ремонту. Так, например, если неисправность  вызвана засорением трубок радиатора  агрессивными химическими веществами, то любая его чистка бесполезна. Трубки не будут пропускать через  себя охлаждающую жидкость. В таком  случае единственный эффективный способ — замена радиатора на новый. 

Случается и так, что после  самостоятельного гаражного ремонта, радиатор подлежит только замене. Особенно это часто происходит после использования  всевозможных герметиков, неправильное применение которых, закупоривает не только течь, но и весь радиатор в целом. Не стоит забывать, что неправильный ремонт радиатора может навредить всей системе охлаждения автомобиля, а это уже совсем иные масштабы работ и затраты на них.

Всегда ли возможен ремонт

Не всегда целесообразно выполнять ремонт радиатора. В некоторых случаях будет проще и даже дешевле установить новый. Но как понять, что перед вами именно такая ситуация и не тратить впустую время на восстановление? Мы поможем разобраться.

  1. Протечки, которые располагаются в месте соединения радиатора с пластиковым патрубком, не подлежат ремонту. Можно устранить течь, но только для временного эффекта. Лучше применять эпоксидный клей или герметик.
  2. От коррозии, которая стала причиной разгерметизации системы, ничего не спасёт. На такой радиатор не стоит тратить ни время, ни деньги, ни материалы. Он подлежит утилизации.
  3. Нарушение конструкции в результате ДТП часто не подлежит устранению. Даже если имеются шансы на успех, затраты на ремонт будут немалыми.

Любая протечка начинается с небольшой трещины, устранить которую будет намного проще и быстрее. При своевременном ремонте радиатор может ещё долго служить и исправно справляться со своими обязанностями. Помните, не все дефекты можно устранить, в некоторых, особенно запущенных случаях, придётся выполнять замену детали.

Применение клея

Для ремонта пластикового радиатора подходят только двухкомпонентные клеевые смеси. Они отлично справляются с ситуациями, когда трещина в радиаторе достаточно велика или нет возможности соединить части корпуса из-за нехватки мелких осколков. Если устраняется небольшая трещина – достаточно просто смешать компоненты клея и нанести его на трещину в два слоя. 

В некоторых случаях трещина появляется в труднодоступном месте. В этом случае герметик наносится по всей длине радиатораИсточник Chebo.pro

При значительных повреждениях или полном отсутствии частей пластика ремонт выполняют поэтапно. На корпус наносится клеевой состав, затем мастер дожидается высыхания. Процедура повторяется несколько раз для формирования нескольких защитных слоев. Для заделки крупных трещин каждый слой присыпается специальным полимеризующим порошком – ускорителем твердения. При применении гранулированного клея его частицы засыпают в трещину, а после наносят жидкий компонент. Такая пропитка обеспечит надежную адгезию вещества с корпусом радиатора.

Виды и причины неисправностей радиаторов охлаждения

Радиатор автомобиля нужен для понижения температуры охлаждающей жидкости – антифриза, который в свою очередь отводит избыток тепла от корпуса двигателя. Конструктивно этот элемент выполнен из двух металлических резервуаров, соединенных между собой тончайшими трубками, по которым циркулирует жидкость. Поток воздуха, направляемый вентилятором или идущий самотеком через специальные отверстия в кабине или бампере, охлаждает корпус, а, соответственно, и жидкость, находящуюся в нем.

Основные неисправности, которые могут возникнуть в радиаторе:

  1. Утечка охлаждающей жидкости из-за разрыва ванн и трубок, которые чаще всего появляются из-за попадания камней и посторонних предметов.
  2. Нарушение циркуляции антифриза в результате образования накипи и отложений в тонких трубках. Данная ситуация происходит, если использовать некачественный охладитель или обычную воду. Тут поможет обычная промывка и знания о том, как почистить радиатор авто.
  3. Поломка клапана в пробке радиатора приводит к тому, что при нагревании жидкость расширяется, и ее излишек не может уйти в бачок. И наоборот, когда нужны дополнительные объемы антифриза, он не может перетекать из расширительного бачка в радиатор.
  4. Нарушения герметичности соединений патрубков – в этом случае также наблюдается уход жидкости из корпуса устройства.

Оценка масштабов повреждения радиатора

Сам радиатор принято устанавливать в подкапотное пространство, а точнее в его переднюю часть. Именно так удается создать эффект обдува встречным потоком воздуха во время движения транспортного средства. Недостатком теплообменника авто является хрупкость. Часто это устройство называют самой уязвимой частью любого автомобиля.

Даже если произойдет самый незначительный удар, вероятность механического повреждения рассматриваемой запчасти достаточно высока. Особенно часто ломаются теплообменники, бачки для воды которых произведены из пластика. Поэтому принимая решение, как отремонтировать радиатор, нужно ориентироваться в первую очередь на свои возможности. Внимательно изучите все представленные выше способы и постарайтесь сориентироваться в том, какой метод будет самым удобным и простым с практической точки зрения.

Также важно предварительно оценить масштабы повреждения. Если оно достаточно сильное, рекомендуется ориентироваться на прямую спайку

Так можно разобраться с действительно большими трещинами, которые невозможно устранить обыкновенным клеем. Если трещина не самая большая – вполне подойдет замазка по типу холодной сварки. Клей же станет оптимальным решением для восстановления небольших трещинок.

Если не уверены в том, что знаете, как заклеить систему охлаждения авто, лучше ориентируйтесь на ремонт системы в автосервисе. К тому же, на проведение механиком восстановительных работ не придется тратить слишком много денег, ведь сам процесс сложным не считается.

Подготовка к ремонту

Итак, неожиданное все-таки случилось. В результате происшествия или естественным путем радиатор потек. Как говорил один отечественный политик: «Никогда этого не было, и вот опять!» Теперь нужно принимать какие-то меры, иначе может потребоваться ремонт системы охлаждения двигателя.

В первую очередь необходимо извлечь агрегат из моторного отсека. Для этого сначала сливают из системы антифриз в подставленные емкости. Для этого открывают все сливные пробки, имеющиеся на блоке и нижнем бачке охладительного устройства, или снимают резиновый шланг с нижнего патрубка.

Заливные крышки радиатора и расширительного бачка при этом должны быть открыты. Перед снятием вентилятора охлаждения двигателя отсоединяют все шланги и электрические разъемы.

После выполнения этих операций отвинчивают крепеж и вынимают аппарат. Визуально оценивают его состояние. Когда радиатор в результате происшествия скорее мертв, безусловно, требуется приобретение нового прибора. Если повреждения незначительны, радиатор можно восстановить.

При наличии гаража и минимальных навыков обращения с паяльником ремонт радиатора охлаждения двигателя можно выполнить своими руками. Перед началом ремонта необходимо произвести внешнюю чистку и мойку радиатора от насекомых, грязи, частиц мусора, жировых и масляных отложений. Для этого сначала нужно очистить воздушные промежутки тонкой деревянной палочкой, после чего продуть их сжатым воздухом и промыть струей воды.

Чтобы определить место повреждения, следует заткнуть все подводы и погрузить радиатор в емкость с водой. Для большей надежности можно подкачивать внутрь корпуса воздух через одно из отверстий. После того, как будет выявлен поврежденный участок, его нужно подготовить к ремонту: зачистить поверхность металла стальной щеткой и обезжирить растворителем или бензином.

Устройство прибора

Прежде чем рассматривать способы восстановления поврежденного прибора, следует немного рассказать об его устройстве. Конструкция радиатора представляет собой два бачка, соединенных между собой рядом трубок, по которым проходит охлаждающая жидкость (ОЖ). Расположение бачков бывает как горизонтальным, так и вертикальным. Охладительные трубки в сечении могут быть круглыми или сплющенными.

Для увеличения охлаждающей поверхности служат плоские пластины или петлеобразные ленты, заполняющие все пространство между бачками. Теплоотдача пластинчатых радиаторов хуже, чем ленточных, поэтому они в последнее время применяются реже. Материалом служит медь, латунь или алюминий, который сегодня используется наиболее часто.

Из-за большей, чем у латуни или меди, теплопроводности алюминиевые трубки выполняют более широкими, что повышает прочность изделия.

Конструктивно изделие выполняется как цельнопаяным, так и составным (сборным). В сборных приборах присутствует большое количество стыков, снижающих жесткость конструкции и являющихся очагом возникновения окислов. Бачки составных радиаторов изготавливают иногда из пластмассы. Надежность, долговечность и теплоотдача паяных радиаторов выше.

Кратко о конструкции теплообменника

Чтобы заниматься поиском неисправности и последующим ремонтом радиатора, нужно понимать его устройство. «Специалисты», утверждающие, что протекающий агрегат надо просто заварить, не слишком разбираются в конструкции и материалах, из которых изготавливаются теплообменники охлаждения автомобильных моторов.

Радиатор состоит из следующих элементов:

  • система медных либо алюминиевых трубок (иначе – соты), объединенных с помощью теплообменных пластин, сделанных из соответствующего металла;
  • 2 пластмассовых бачка с горловинами подачи и выхода антифриза (существуют модели с дополнительным заливным патрубком);
  • кронштейны крепления к кузову машины и кожуха электрического вентилятора;
  • другие элементы – пароотводящий патрубок, гнездо установки датчика температуры и так далее.

Пластиковые емкости представляют собой открытые с одной стороны короба, закрывающие торцы всех трубок и посаженные на уплотнительные прокладки. Приходящий антифриз заполняет первый бачок, проходит сквозь соты и после охлаждения собирается во второй емкости, откуда снова течет в двигатель.

Рекомендуем: Как понять, что нужна раскоксовка двигателя: делаем своими руками

Способы ремонта радиатора своими руками

Несложный ремонт радиаторов автомобиля, например, устранение небольшой течи, по силам выполнить самостоятельно большинству автолюбителей.

Другое дело – пайка радиатора охлаждения двигателя. Здесь без опыта не обойтись (смотрите видео ниже). Как мы уже отмечали, большинство проблем с радиатором автовладелец может устранить своими руками. В одних случаях удастся обойтись только потерей драгоценного времени, а в других придется приобрести в магазине специальные ремонтные составы и материалы. Все зависит от поломки и вида ремонта.

Снятие радиатора. Практически любой ремонт радиатора требует снятия его с автомобиля. И здесь автомобилиста ожидают неприятные сюрпризы.

  1. Сначала необходимо слить охлаждающую жидкость из системы. Если двигатель перед этим был сильно разогрет, то необходимо выждать около часа, чтобы случайно не получить ожоги при сливании. В некоторых авто имеются сливные отверстия в нижней части радиатора или блока цилиндров. Если же производитель не предусмотрел отверстий для слива, то придется снимать гибкий шланг с нижнего патрубка радиатора. Перед сливом жидкости необходимо поставить под моторный отсек емкость для сбора антифриза.
  2. Когда жидкость будет слита, нужно отсоединить гибкие шланги, которые соединены с радиатором, отключить электрическую проводку от датчиков и вентилятора, и открутить крепежные элементы. Радиатор можно извлечь вместе с вентилятором или без него. Все зависит от удобства действий.

Очистка внутренних полостей радиатора. Одним из простых способов ремонта радиатора является очистка внутренних полостей от загрязнений и отложений. Желательно иметь под рукой проточную воду, чтобы создать необходимый напор.

  • Для удаления накипи и других отложений лучше всего приобрести специальное средство. Останется развести его в воде согласно рекомендациям изготовителя и залить внутрь радиатора. Предварительно отверстия радиатора необходимо заглушить, чтобы жидкость для очистки некоторое время могла растворять загрязнения. Когда будет выдержано время очистки, останется слить “жижу” и промыть внутренние полости в проточной воде.
  • При удалении маслянистых загрязнений можно воспользоваться органическими растворителями, например, бензином, сольвентом или уайт-спиритом. Но сначала нужно при помощи деревянной лопатки или палочки удалить густую массу в районе патрубков. Затем в радиатор вливается небольшой объем растворителя, отверстие закрывается, после чего радиатор следует слегка потрясти. После полной очистки останется промыть внутренности радиатора проточной водой.

Далее рассмотрим способы ремонта и устранения течей в радиаторе охлаждения.

Методы ремонта радиатора авто

Если заметили, что радиатор автомобиля стал неисправным – нужно позаботиться о его скорейшем восстановлении. Иначе придется вкладываться уже в более дорогостоящий ремонт двигателя. Для того, чтобы качественно запаять радиатор, потребуется определиться с наиболее подходящим для этого дела методом. Самыми популярными являются такие способы восстановления целостности данной запчасти:

Пайка. Пластиковые корпусы запчасти всегда изготавливаются из устойчивого к воздействиям высоких температур материала. Это означает, что изделие допускается паять самым обыкновенным паяльником. Так можно добиться достаточно долгосрочного эффекта.
Холодная сварка. Под этим названием понимается специальная масса из пластических смол, железа и химических добавок. Метод холодной сварки позволяет максимально быстро справиться с восстановлением детали от повреждений. Кроме того, данный способ дает возможность максимально быстро соединить две поверхности и образовать между ними качественный прочный шов.
Склеивание. Такой метод наиболее оптимален для устранения не самых больших повреждений

Важно, что для этих целей подойдет далеко не каждое клеящее средство: оно должно по своим характеристикам идеально подходить для работы с материалами теплообменника.

Ремонт алюминиевых радиаторов автомобилей

Алюминиевые радиаторы выходят из строя чаще медных по причине, что автопроизводители в целях экономии используют в структуре таких агрегатов пластик, который частенько растрескивается.

Здесь работы включают в себя:

  1. Снятие агрегата, промывка загрязнений.
  2. Диагностика повреждений.
  3. Сварка аргоном или наращивание отдельных деталей.

Пайка алюминия доступна только в автосервисе. Если у вас нет возможности попасть в мастерскую, можно временно остановить проблему при помощи герметиков и клеев:

  1. «Холодная сварка» для маленьких свищей, трещин и пробоин. Материал продается небольшими брусочками, в основе которых катализатор и клеящий компонент. По свойствам «холодная сварка» чем-то похожа на полиэфирный или эпоксидный клей. Оба компонента разминаются вместе до однородного состояния, затем из полученной массы формируют конус, который острием вдавливают в повреждение,
  2. Эпоксидный клей и средства на его основе — ремонт трещин на входных и выходных трубах, на трубках радиаторной решетки. Для пущего эффекта в клей добавляют немного алюминиевого порошка — в пределах 15 % от общей массы. Перед процедурой поврежденное место зачищают и обезжириванием. Чтобы жесткость была выше, обматывают стекло материалом, пропитанным клеем. После работ нужно сутки не использовать машину, чтобы клеевой состав успел просохнуть.
  3. Пайка пластмассы — для устранения повреждений в расширительном баке. Чтобы ремонт имел успех, используется тот вид пластика, из которого сделан компонент.
  4. «Внутренние» герметики — устранение течи в дороге. Средство засыпают или заливают внутрь авторадиатора. Но будьте внимательны: подобные герметики способны забить собой узкие трубки.

ремонт алюминиевых радиаторов автомобиля

Чтобы необходимость ремонта настигла вас как можно реже, обратите внимание на простые профилактические мероприятия, которые рекомендуется проводить перед каждой поездкой:

  1. При остывшем моторе обследуйте расширительный бак: там не должно быть намеков на протечки. Уровень охладителя, между «минимумом» и «максимумом».
  2. Если охлаждающая жидкость близка к критической отметке, долейте ее перед поездкой. Можно заменить дистиллированной водой, но не заливайте более 0,5 л.
  3. В заключение проверьте уровень охладителя уже при разогретом моторе. Откручивая крышку бачка помните, что она может быть очень горячей. Если уровень охладителя, бывший нормальным, опустился до минимального, можно говорить о повреждениях в трубах и патрубках.

Способы ремонта радиатора охлаждения

Ремонт радиатора с помощью герметиков

Внешний ремонт герметиком

при условии соблюдения соответствующих технологических требований на каждом этапе работы:

  • охлаждающая жидкость должна быть полностью слита из радиатора;
  • наружная поверхность, предназначенная для ремонта, должна быть тщательно обезжирена и слегка обработана надфилем или наждачной шкуркой до образования легко шероховатой поверхности;
  • для заделки больших отверстий (более 2 мм) можно использовать металлические заплатки с также обезжиренной и обработанной поверхностью.

Внутренний ремонт химическим герметиком

Сразу отметим, что с помощью химического герметика с заливкой внутрь радиатора можно устранять только незначительные протечки (не более 2 мм) и только временно. По сути, это экстренная мера, чтобы дотянуть до гаража или СТО.

Однако у этого метода есть серьезный недостаток – герметик засоряет систему охлаждения

Ремонт радиаторов охлаждения с помощью паяльника (пайка)

Ремонт латунных радиаторов с помощью паяльника

Для запаивания радиатора из латуни потребуются:

  • паяльник мощностью не менее 50 Вт;
  • паяльная кислота (раствор кислоты и цинка) – для очистки металла от окиси;
  • порошок буры (флюс) – для нейтрализации оксидной пленки и лучшего растекания жидкого припоя;
  • припой.
  • металлощетка, наждачная бумага или надфиль.

Сначала на поврежденную поверхность наносится толстый слой флюса, затем по этой поверхности с флюсом паяльником распределяется жидкий припой

Пайку рекомендуется выполнять круговыми движениями, как бы втирая жидкий припой в трещину (отверстие).

Важно!

Ремонт радиатора методом заглушки поврежденных трубок

Обычно поврежденные трубки плотно пережимают (сплющивают) плоскогубцами с двух сторон как можно ближе к поврежденному месту.

Видео о профессиональном ремонте радиатора:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий