Что такое ГБО?
ГБО — это газобаллонное оборудование, оно же — газовое баллонное оборудование, оно же — газовое оборудование для автомобиля. Создан для того, чтобы можно было подавать газообразное топливо в двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
ГБО — это специальное оборудование, которое хранит газовое топливо и осуществляет его подачу в систему двигателя внутреннего сгорания.
Благодаря дешевой цене газа, получил широкое применение. Газобаллонное оборудование устанавливают как на коммерческие автомобили, так и на частные легковые.
Существуют два вида газообразного топлива для двигателей с ГБО:
- Компримированный, то есть сжатый природный газ (КПГ). Сюда относится газ МЕТАН (СН4).
- Газ сжиженный нефтяной (ГСН). Сюда относится газ БУТАН (С4Н6), ПРОПАН (С3Н8), их смесь.
Метан — это очень опасный вид газа. Попадание незначительного его количества на человека приводит к потери зрения или к летальному исходу. Поэтому много случаев бывают — потеря или ухудшение зрения у людей, которые пили поддельные спиртные напитки, разбавленные метиловым спиртом (СН3ОН). Поэтому используются пропановые, бутановые баллоны.
Какие лучше форсунки ГБО 4 поколения? Полный обзор »
Часто автолюбители задаются вопросом, какие лучше форсунки ГБО 4 поколения. Газовое оборудование становится все более популярно. Связано это с высокой эффективностью и экономичностью ГБО
Но, при установке нового оборудования, важно правильно подобрать к нему комплектующие
Особое внимание следует уделять форсункам. От правильности их работы во многом зависит эффективность всего комплекса
Поэтому, ошибкой является покупка первых попавшихся форсунок, без учета их особенностей и технических характеристик. Цена такой ошибки обычно повышенный расход топлива и низкая приемистость автомобиля.
Общие характеристики
Какие лучше форсунки ГБО 4 поколения? Перед ответом на этот вопрос, необходимо разобраться в основных технических особенностях этих деталей. Газовая форсунка является последним звеном топливной системы. В ее задачу входит точная дозировка газа, подающегося в цилиндр. Управление форсунками производит блок управления ГБО. Таким образом, получается произвести наиболее точное распределение газа по цилиндрам, и подавать его в нужный момент. Использование таких управляемых форсунок смогло привести к устранению многих проблем, связанных с использованием газа, и распространенных на более ранних поколениях ГБО.
По сути, форсунка представляет собой электромагнитный клапан. Блок управления подает сигнал в виде импульса, и клапан открывается. Время открытия напрямую зависит от длительности импульса. Таким образом, и достигается подача требуемого количества газа. Большая часть форсунок, представленных на рынке, являются штоковыми. Иногда их называют «тип 30».
Рекомендации по выбору
Разобравшись с некоторыми особенностями форсунок, можно переходить к выбору конкретной детали. Первое, что вам следует решить, это какую цену вы готовы потратить на их приобретение. Иногда люди, стремясь сэкономить, покупают самые дешевые варианты. Такие детали обычно быстро выходят из строя. Потратив меньше денег при покупке, вы будете вынуждены вскоре приобретать и устанавливать новые. В итоге, никакой выгоды вы не получите.
Оптимальным вариантом многие считают форсунки в средней ценовой категории. Но, тут имеются ограничения. Если автомобиль мощный и с современной системой управления мотором, бюджетные форсунки не справляются с нагрузкой. Отражается это в первую очередь на динамике и мощности. Для таких автомобилей лучше всего приобретать хорошие форсунки, рекомендованные производителем.
Учтите, что на работу форсунок влияет их положение в пространстве. Особенно, это относится к модификациям с боковой подачей газа. Перед покупкой определите, как в вашем автомобиле расположены форсунки. Приобретайте только детали, в документации к которым указано рабочее положение после установки. Если не обращать внимания на этот фактор, то вскоре возникнут проблемы с загрязнением форсунок. Двигатель начнет работать нестабильно, и станут проявляться прочие неприятные особенности, связанные с засорением системы питания.
Также следует учитывать, что все форсунки делятся на ремонтируемые и неремонтируемые. Вторые обычно немного дешевле, но они одноразовые. После отказа придется заменить их на новые. Ремонтируемые форсунки более надежны в эксплуатации, некоторые детали у них могут заменяться на новые. Такой вариант исполнения обычно обходится дороже.
Марки
На рынке существует довольно большое количество разнообразных торговых марок, которые предлагают форсунки различного качества. Назовем самые надежные и популярные из них:
Valtek tape 30. Основным преимуществом является низкая цена. Они ремонтопригодны. В среднем, ремкомплект меняется раз в 30-40 тысяч километров. Известны случаи, когда такие форсунки служили по 400000 километров.
Принцип работы
Работает газовая установка 4 поколения по такому принципу.
Электронный блок управления подключается к проводке между блоком управления штатной топливной системы и бензиновыми форсунками.
Сигнал, идущий от блока к форсункам, считывается блоком управления газовой системой и на основе данного сигнала производиться расчет количества газа, требуемого для подачи в цилиндр в данный момент.
После этого сигнал передается на газовую рампу. Газ в ней находиться постоянно под определенным давлением, которое он получил от газового редуктора.
Поступивший на рампу сигнал производит открытие клапана электромагнитной форсункой, и газ поступает во впускной коллектор.
Этот сигнал также и произведет закрытие клапана форсунки, чем обеспечивается высокая точность подачи топлива.
В итоге получается, что управление топливной системой производиться штатным электронным блоком управления на основе датчиков лямбда-контроля.
Блок управления газовым оборудованием лишь преобразует сигнал штатного блока под требования, которые нужны для нормальной работы силовой установки на газу.
В этом и заключается особенность работы ГБО 4 поколения.
Принцип работы
Необходимые инструменты
ГБО на авто можно установить самому или обратиться в сервисный центр. В любом случае, чтобы работу провести качественно, понадобится заранее позаботиться о нужном инструменте и оснащении. Так, необходимы:
- комплект газобаллонного оборудования четвертого поколения;
- газовые шланги с хомутами, длина которых составляет 0,6-0,8 м, а диаметр – 4-5 мм и 12 мм для 0,5-1 м (для двигателя с 4 цилиндрами);
- газовые трубки длиной 40-70 см и диаметром 6 мм;
- шланг системы охлаждения с двумя металлическими тройниками соответствующие размеру входа/выхода на редукторе;
- газовая трубка из термопластика. Подойдет также изделие из меди и алюминия;
- автомобильные инструменты;
- дрель;
- плоскогубцы;
- шуруповерт;
- сверла по металлу диаметром 4,8 мм, коронка 3 см;
- метчик резьбы — 6 мм;
- изолента, стройфен, термоусадочная трубка;
- паяльник и все необходимое для пайки проводов;
- мультиметр;
- хомуты из металла иди скобы с саморезами – понадобятся для крепления магистралей под дном ТС;
- автоэмаль или средство для антикоррозийной обработки;
- болты, гайки;
- прокладка впускного коллектора ДВС
Внимание!
Длина все трубок, шланг и диаметр хомутов определяется с учетом модели автомашины.
Работы удобно проводить в смотровой яме или на эстакаде. Инструкция по установке евро оборудования поможет не допустить ошибок. Но без инструмента это сделать вряд ли удастся.
Сравнение технических данных основных узлов ГБО Lovato
Форсунки
В составе ГБО Lovato они бывают четырех типов. Минимальное время открытия каждой из форсунок составляет (мс):
- EP – 3,0 (медленные);
- LP – 2,7 – 3,0 (среднескоростные);
- KP – 2,0 (премиум — скоростные);
- DP – 1,8 (для автомобилей с непосредственным впрыском топлива).
Редукторы
Lovato RDJ – 3,2: мощность 140 лошадиных сил. Применяется для автомобилей с мощностью мотора от 90 до 140 лс (70 – 105 кВт).
Редуктор – RDJ UHP: мощность 350 лошадиных сил (220 – 260 кВт). Применяется для автомобилей, имеющих двигатель мощностью до 354 лс (до 260 кВт).
Электронные блоки управления
ЭБУ Lovato Smart Easy Fast C-OBD II отличается от бюджетных блоков управления. Кроме их функций он имеет расширенные настройки. Способен снимать и обрабатывать данные с диагностического разъема автомобиля. Анализирует их и имеет постоянную обратную связь с бензиновым блоком управления. Это позволяет ЭБУ Smart Easy Fast C-OBD II постоянно оптимизировать настройки управления подачей газа.
В завершение о ГБО Lovato
Оборудование производится в Италии с 1958 года. Поставляется в 50 стран мира при ежегодном выпуске более одного миллиона комплектов. Чтобы проверить оригинальность, например, редуктора, нужно посмотреть на его составляющие.
На каждой из них должна быть выбита дата и серийный номер производства. Компания публикует эти данные на своем сайте. Сверив цифры, делаем вывод, был ли этот узел сделан именно в Италии на заводе Lovato.
Мультиклапаны этого производителя являются одними их лучших среди аналогов. Гарантия на оборудование составляет два года без ограничения пробега.
Форсунки Lovato работают без проблем в условиях нашего качества сжиженного газа более 300 тысяч километров. Цена оборудования логически меняется в зависимости от его уровня.
Внимание! Это статья защищена законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещено любое копирование без моего разрешения
После принятия решения о переводе своего транспортного средства на газовое топливо и выбора подходящего оборудования, перед автовладельцами появляется возможность окупить оснащение гораздо быстрее. Отличный способ сокращения расходов при монтаже ГБО 4 поколения – установка своими руками.
Выбор подходящего комплекта
В наши дни, производителей комплектов ГБО довольно много, поэтому приобрести сразу весь комплект не составит труда. Самые известные бренды весьма надежные и выпускают качественный товар. Примером качества может быть бренд Digitronic.
Если же хочется сэкономить, то можно покупать комплектующие в разнобой. Но при таком выборе лучше проконсультироваться со специалистом. Часто покупая элементы оборудования по отдельности владельцы сталкиваются с проблемами калибровки форсунок из-за их несовместимости с ЭБУ ГБО. Покупать же оборудование, которое уже было в употреблении, не стоит, за исключением, разве что ЭБУ. Выбирая комплект оборудования руководствуйтесь принципом безопасности.
Процесс регулировки
При правильной настройке, важно чтобы автомобиль находился в полностью исправном состоянии. Системы, зажигания (свечи, катушки, провода) и топливная, должны работать безотказно
Двигатель нужно прогреть до рабочей температуры (80-95˚C). Выключить все потребители (освещение, кондиционер, магнитолу), а также оставить гидроусилитель в покое. Затем подсоединить соответствующие разъёмы диагностического кабеля к колодке электронного блока управления ГБО и к компьютеру. Как правило, фишка/коннектор находится под капотом рядом с газовым ЭБУ.
Автонастройка
Войдя в интерфейс программы (рассмотрим пример программы Stag (Стаг), более детально ознакомиться с софтом возможно тут), надо установить основные данные. Для этого во вкладке «параметры» — «параметры автомобиля», выставляем нужные значения:
Колич. цилиндров (тут всё ясно).
Количество цил. на катушку (зависит от типа системы зажигания авто). Правильность выставленных значений можно проверить, сравнив показания из правой колонки программы. Холостые обороты (ХХ) двигателя должны максимально совпадать с показаниями тахометра на панели приборов авто.
Если обороты ДВС снимаются с датчика распредвала, устанавливаем соответствующую галочку, но здесь нужно знать количество импульсов выдаваемых за один оборот вала (в большинстве случаев это 1 импульс).
«Сигнал оборотов» можно оставить 2,5 V.
При плавающих оборотах мотора, нужно поставить галочку «фильтр сигнала RPM».
Выбираем тип двигателя стандарт/турбо.
Если не известен тип лямбда-зонда, лучше оставить заводские настройки программы и пропустить этот пункт
А вот бензиновый впрыск важно знать — фазированный или попарный (чаще всего это фазир.).
Далее переходим во вкладку «установки газового контроллера»:
- Температуру включения (перехода на газ) ставим в диапазоне от 30-35˚C (если редуктор-испаритель изношен или зимнее время года, можно установить 40-45 градусов).
- Обороты двигателя, при которых машина перейдёт на газовое топливо можно поставить в интервале 500-650 об/мин.
- Время включения – это время задержки запуска ГБО при пуске прогретого мотора. Ставим 3-60 секунд, не очень важный параметр, нужен для стабилизации работы бенз. форсунок.
- Отключение цилиндра оставляем как есть. Параметр нужен для более незаметного перехода на газ, настраивается индивидуально.
- В регионах с жарким климатом, допускается «тёплый старт». При иных условиях лучше пропустить этот пункт.
- Минимальную температуру газа оставляем, так как есть. При снижении фактической ˚t газа ниже этого параметра, система перейдёт на бензин.
- Минимальные обороты на газе ставим 300-400 об/мин. В случае снижения этого значения ДВС перейдёт на бензин.
- Макс. нагрузку на газе оставляем 100%.
- Время ошибки по давлению можно оставить 300 мс.
- Тип топлива LPG – пропан-бутан или CNG – метан.
- Рабочее давление редуктора настраивается в ходе автокалибровки (до 1.4), а минимальное выставляем 0,5-0,6 бар (при его уменьшении система включит бензин).
- Тип форсунок ставим в соответствии с установленными.
- Прогрев форс. можно включить, это приведёт к активации инжекторов после длительной стоянки.
- «Экстра-впрыски» оставляем как есть.
- Маркировку датчиков температуры редуктора и газа, также нужно знать при установке. Температура редуктора должна примерно совпадать с темпер. ДВС на штатном указателе.
- Указатель уровня газа устанавливаем согласно маркировке.
Во вкладке «дополнительные настройки» указаны параметры для более продвинутой/тонкой настройки. Здесь следует только разрешить аварийные запуски на газе и их количество.
После чего переходим в опцию «автонастройка». Активируем кнопку «старт».
Программа начнёт автоматическую калибровку, которая длиться 1-3 минуты. По завершении входим во вкладку «карта». Оранжевая линия должна находиться в интервале 1-1.4 коэффициента.
Если линия находится выше этого порога, значит неправильно подобраны дюзы форсунок, их пропускная способность занижена. В таком случае надо рассверливать жиклёры, либо подбирать другие. Ну а если кривая ниже данного диапазона, это указывает на то, что отверстия дюз слишком большие. Тут следует выбирать другие жиклеры/форсунки или запаивать имеющиеся и регулировать (сверлить) их под нужный размер.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УСТАНОВКИ ГБО 4 ПОКОЛЕНИЯ СВОИМИ РУКАМИ.
После всех проделанных работ нужно «правильно» завести автомобиль.
Для этого нужно:
- В первую очередь одеть клеммы аккумулятора;
- Присаживаемся в авто, включаем зажигание. Просто включаем, заводить пока что не нужно;
- Включение и выключение делаем несколько раз. Это нужно для того, чтобы бензонасос системы закачал магистральное давление в форсуночную рампу;
- Пробуем заводить, немного подгазовывая акселератором;
- Если автомобиль завелся но работает с перебоями, это означает, что в коллектор попала стружка, когда вы «засверливали» распылительные штуцера. Не стоит пугаться, через несколько минут стружка «выгорит» и работа автомобиля придет в норму;
- Поработайте педалью акселератора несколько секунд, так, чтобы стрелка тахометра была в зоне высоких оборотов. Если у Вас нет тахометра в автомобиле, поработайте педалью «на слух». Это необходимо для того, чтобы остатки стружки полностью сгорели, если они попали в коллектор;
- Проверьте циркуляцию охлаждающей жидкости. Редуктор должен быть теплым;
- Уберите воздушную пробку, если она образовалась;
- Посмотрите визуально все тосольные тройники и переходники, они должны быть сухими;
- Долейте охлаждающей жидкости в бочок, если потребуется.
ПОСЛЕ ИНСТАЛЛЯЦИИ ГБО 4 ПОКОЛЕНИЯ ЕЩЕ РАЗ КОНТРОЛЬНО ПРОВЕРИТЬ ВСЕ СОЕДИНЕНИЯ И ОБЖАТЬ ХОМУТЫ И ПРОВЕРИТЬ НАТЯЖЕНИЕ ВИНТОВ КРЕПЛЕНИЯ МУЛЬТИКЛАПАНА!
ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО «ПРОМЫЛИТЬ» ВСЕ СОЕДИНЕНИЯ МАГИСТРАЛИ И МУЛЬТИКЛАПАНА МЫЛЬНЫМ РАСТВОРОМ!
Пошаговая инструкция по снятию ГБО с автомобиля
Несложно разобраться, как снять газовое оборудование с авто, но все же рекомендуется довериться в подобном деле специалистам. Работа по демонтажу включает несколько основных этапов:
- «Избавление» от основного оборудование.
- Отключение систем управления в салоне.
- Установка заглушки на проводящей магистрали в случае частичного отключения.
С легкового авто
Легче всего разобраться, как снять ГБО с автомобиля своими руками, если установлена система старого образца. Демонтаж же современной модели последнего поколения все-таки стоит доверить специалисту. Последовательность отключения описана далее.
- Всю систему полностью освобождают от газа. Если использовалась модель старого образца, рекомендуется снять баллон и завести машину, так полностью выработается остаток газа в системе.
- Система полностью обесточивается.
- Отсоединяются трубки, проводящие газ.
- Снимается газовый баллон. При снятии баллона должны быть перекрыты все вентили. Чтобы ничего не мешало при последующей эксплуатации, удаляется и система крепления баллона.
- Извлекаются элементы электроники и выходящие в салоне на панели управления датчики и включатели, форсунки.
- Освободившиеся отверстия герметично упаковываются заглушками.
- Патрубки системы охлаждения меняются на новые.
- Заглушка ставится на горловину.
- В местах крепления деталей при длительном использовании чаще всего проявляется коррозия или ржавчина. Такие участки следует обработать антикоррозийным и покрыть защитным средством.
Преимущества ГБО давно оценили миллионы наших соотечественников, популярность такого решения в условиях преодоления экономического кризиса продолжает расти. занимаются как производители, так и специализированные мастерские, а иногда, автовладельцы предпринимают даже самостоятельные попытки, в условиях собственного гаража. В среде автолюбителей неоднозначное, при этом его применение обосновано долговечностью и выгодой его работы, но, в силу разных обстоятельств, иногда возникает необходимость провести демонтаж газового оборудования на авто.
В чем преимущества газа
Многие спрашивают, зачем вообще устанавливать ГБО? Ведь, по сути, вам приходится ездить с газовым баллоном в машине. Это ой как опасно.
На самом деле, когда речь идет о профессиональной установке оборудования согласно всем нормам и требованиям безопасности, баллон с газом ничем не опаснее, чем бак с бензином или дизельным топливом.
Стоимость установки и самой покупки оборудования внушительная, если вы хотите действительно качественное устройство от именитых брендов. Потому стоит подумать, почитать отзывы и решить для себя, нужен ли вам газ.
Скажу лично свое мнение. Ставить ГБО актуально тем, что активно эксплуатирует автомобиль. Та же рабочая Газель, проходящая ежегодно по несколько десятков тысяч километров, полностью оправдает затраты и будет экономить владельцу деньги, если сравнивать с бензином или дизелем.
ГБО позволяет экономить только в случае, если машина постоянно в движении. Я не вижу смысла тратить 2-4 тысячи долларов на доработку, если авто 80%!времени проводит в гараже и в день проезжает не более 10-20 километров. Чтобы окупить затраты на установку газового оборудования, потребуется не один год.
Так что основное преимущество — это экономия на АЗС. Но она условная, как вы понимаете.
Пропан бутан или метан
Еще один актуальный вопрос — ГБО под какой тип газа лучше ставить? Ответ однозначный — пропан-бутан.
Да, есть установки, где предусмотрено использование ГБО. Если брать сугубо эксплуатационные характеристики, то метан не уступает пропан-бутану.
Рекомендуем: Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах для Лады Весты
Есть только одна проблема — отсутствие инфраструктуры. Найти даже в крупном городе заправку, где был бы метан, достаточно сложно. Основная масса АЗС специализируется на пропан-бутане. Вот и вся хитрость выбора.
Какие бывают поколения ГБО
Газовое оборудование прошло длинный путь модификаций и преобразований. Сегодня на рынке представлено 6 поколений, однако самым востребованным считается именно четвертое.
- I – предназначено для карбюраторных двигателей. Простое в монтаже и обслуживании, но не отвечает нормам безопасности.
- II – более усовершенствованная модель, устанавливают на моноинжекторные и инжекторные двигатели. Недостаток гбо 2 поколения – короткий срок эксплуатации свечей и хлопки в выпускном коллекторе.
- III – на 80% похоже на 2 поколение. Отличие – электронная дозировка топлива.
- IV- оборудование претерпело множество преобразований и на данный момент наиболее востребовано.
- V и VI – используют для двигателей с высокой цилиндрической мощностью.
Диагностирование и регулировка
После полной установки ГБО 4-го поколения можно приступать к таким мероприятиям, как диагностика и настройка. Понадобится адаптер, который будет подключаться к ноутбуку, и программное обеспечение, необходимое для настройки и диагностики.
Программу лучше приобрести от того же производителя, что и газобаллонное оборудование. Для соединения блок управления следует запитать, т. е. включить замок зажигания без запуска двигателя. Если нет соединения, возможно, на ноутбуке используется устаревшая версия программы или недостаточная плотность прилегания контактов питания.
При успешном соединении на мониторе появится вся информация по двигателю: полярность, тип форсунок, количество цилиндров, давление и температура в системе. В салоне автомобиля блок управления системой обязан отображать работу сигнальными лампочками. Зеленая укажет на работу двигателя на бензине (она светится постоянно), а красная должна мигать, указывая на возможность переключения на газ. При правильной настройке сигналы поступают на блок при определенных режимах работы.
Настройка ГБО
Получив в свою эксплуатацию автомобиль с газом, или же установив соответствующую аппаратуру, многие автомобилисты задаются вопросом «Как настроить ГБО?». На самом деле отрегулировать или просто подрегулировать имеющуюся газовую установку очень просто. Верная регулировка ГБО проходит в следующем порядке:
Для начала убедитесь в том, что на вашей установке имеется специальный разъём под диагностический кабель (как правило, располагается на блоке управления аппаратуры). Если он отсутствует – установите и найдите под него кабель;
- Затем подготовьте оборудование для настройки ГБО своими руками. Этой цели достичь также не сложно, ведь достаточно найти ноутбук, установить на него диагностическую программу для вашей модели газовой аппаратуры и, опять же, найти ранее отмеченный кабель (зачастую он идёт в комплекте с газобаллонным оборудованием, но при желании его можно сделать собственноручно или приобрести);
- После этого начинается непосредственно диагностика ГБО. Осуществляется таковая посредством подключения диагностической аппаратуры к блоку управления газовым оборудованием через соответствующий разъём. В общем случае настройка ГБО 4 поколения и выше проводится по рекомендованным производителем показателям. В режиме же диагностики любому автомобилисту удастся выявить нарушения в работе тех или иных элементах оборудования.
По сути, именно описанным выше образом осуществляется управление ГБО любой формации, так как данный подход позволяет:
- провести настройку всевозможных составляющих аппаратуры при наличии такой необходимости (к примеру, при изменении конфигурации автомобиля);
- выявить поломки газобаллонного оборудования;
- отследить наличие неправильной работы тех или иных узлов газовой установки.
Подводим итог
Сейчас ГБО 4 поколения является самым распространенным. При его установке не нарушаются параметры работы бензиновой системы питания.
Высокая точность дозировки обеспечивает более экономичный расход. В случае какого-то нарушения работы оборудования автомобиль автоматически переходит на использование бензина.
Конструкция этого ГБО четвертного поколения является универсальной, что позволяет ее использовать на двигателях с разным количеством цилиндров, нужно лишь подобрать редуктор по производительности и установить рампу с требуемым количеством электромагнитных форсунок.
При этом установка этого оборудования не нарушает заданную норму токсичности. Продолжение, установка ГБО 4 поколения своими руками.
Рассмотрим основные правила монтажа на основе электрической схемы подключения газового компьютера TE-PM.
Схема электрического монтажа TE-PM