Общая информация
Суть работы фрикционного тормоза катушки — тормоз настраивается на определенное усилие, путем вращения соответственного регулятора. Допустим, если шнур или леска выдерживает 7 кг (именно выдерживает, а не на шпуле написано), то фрикцион настраивают примерно на 4-5 кг. Тогда, в случае если засеченная крупная рыба совершит рывок с усилием, равносильным, скажем 10 кг — леска не порвется, как этого следовало бы ожидать. Сработает фрикционный тормоз и шпуля начнет вращаться под действием рывка рыбы, отдавая ей леску. Вот для этого-то и наматывают на катушки по сто и более метров лески. Надо же что-то отдавать рыбе при рывках. Для вываживания на обширном водоеме большого сома или щуки — такой запас, в самый раз.
Причины выхода из строя фрикционов
По мнению автоэкспертов, уже через 100-150 км. автовладелец начнет замечать неисправности в работе фрикционов. На это может указывать задержка, резкие рывки, что наблюдается во время переключения АКПП. Чтобы диагностировать фрикционный износ нужно залазить в коробку передач, что вызывает некие сложности.
Среди основных причин нарушения работы фрикционов выделяют следующие:
- Загрязнённое масло. Обычно производители рекомендуют осуществлять замену своего масла каждые 60 тыс. км. пробега. После этого около 50% свойств масла теряются, и тогда оно начинает пригорать, в нём появляется загрязнения, что в результате затрудняет прохождение масла по каналам гидроблока и насоса. А из-за падения давления диски начинают гореть, вот почему в данной поломке водитель чувствует запах горелого. При игнорировании смены масла, у машины на 80-100 тыс. км. пробега возникают такие проблемы.
- Недостаточный масляной уровень или загрязнён масляной фильтр. Это приводит к таким же проблемам, как при предыдущей причине.
- Вода попала в масло. При данной ситуации наблюдается быстрое разрушение мягких фрикционных накладок, речь идёт о тех, которые изготовлены из прессованной бумаги. К примеру, такая проблема может быть у утопленных автомобилей.
- Забился радиатор. Нарушается циркуляция масла, которое приобретает густую консистенцию. Результатом проблемы станет полный отказ АКПП.
Также список можно дополнить длительной пробуксовкой, динамической ездой и т. д.
Фрикционы в нормальном состоянии
Основные признаки неисправности фрикционов
В процессе эксплуатации автомобиля часто возникают тревожные симптомы, по которым определяются дефекты отдельных узлов и деталей. При поломке и износе фрикционных дисков появляются следующие признаки:
- Трансмиссионное масло приобретает темный оттенок и характерный запах гари.
- Снижение уровня смазочного материала в картере АКПП (ниже минимальной отметки на замерном щупе или контрольной пробке).
- Машина продолжает движение при переводе селектора АКПП в нейтральный режим N.
- Затруднения при переключении передач.
- Отказ режима заднего хода.
- При переходе на другую скорость машина дергается и пинается.
- Возникновение характерного металлического шума на холостых оборотах.
- Автомобиль движется только при непрогретом масле в АКПП, пока оно густое и вязкое (на холодную). Горячее масло обладает меньшей вязкостью, толкатель не может полноценно сжать изношенные диски.
При возникновении одного или нескольких симптомов рекомендуется проверить работу механизма сцепления. В современных автомобилях проверка фрикционов осуществляется при подключении к бортовому компьютеру через специальные диагностические разъемы.
Схема работы реактора
Также происходит блокировка вращения, когда автомобиль стоит на месте или притормаживает, снижая обороты силового агрегата.
Различные датчики дают информацию в ЭСУ, клапаны гидравлики срабатывают на открытие/закрытие, давление масла от насоса в магистралях становиться импульсным, приводя в работу толкатель. Вся система работает по заданному алгоритму программного обеспечения ЭСУ.
Основное отличие автоматической коробки от механической состоит в том, что число передачи меняется на автомате без потери мощности. Время срабатывания – практически кратно меньше секунды, поэтому переключение происходит без рывков (перепады нагрузок гасятся гидротрансформатором). Современные спортивные автомобили и внедорожники, оснащённые мощными агрегатами, комплектуются разными типами коробок-автоматов. Эксплуатационные характеристики вариантов автоматической трансмиссии зависят от их конструктивных особенностей.
Советы по использованию
- После рыбалки не забывайте ослаблять фрикцион вашей катушки. Это продлит ей жизнь!
- При регулировке тормозного механизма не прилагайте чрезмерных усилий, т.к. это может привести к поломке катушки или удилища.
- Сильно затянутый фрикцион может повлечь за собой обрыв лески, если рыба достаточно большая или делает мощные рывки. Если фрикцион недостаточно затянут, это может помешать подсечь рыбу.
- Настраивать фрикцион нужно на 2/3 — ¾ от разрывной нагрузки лески.
- В зависимости от условий лова, фрикцион можно затягивать или ослаблять. Это можно делать и в процессе вываживания.
- Если случился зацеп, ни в коем случае не закручивайте фрикцион до упора, так вы поломаете удилище. Попробуйте направить удилище параллельно леске, прижав ее к бланку и постучать рукой по нему – бывает, что такой метод помогает.
Замена фрикционов АКПП
Фрикционные накладки начинают разрушаться при температуре трансмиссионного масла ATFвыше 140°С. При длительном превышении допустимого температурного диапазона мягкие фрикционы горят и осыпаются. Если толщина фрикционных дисков меньше установленных параметров, необходима срочная замена на новый пакет. Длительное использование истонченных прогоревших прокладок приводит к преждевременному выходу из строя рабочих узлов и деталей АКПП.
Замена фрикционов бывает полная либо частичная. Каждая передача имеет свой пакет фрикционов. При износе дисков можно поменять изношенные элементы или полностью сменить весь комплект. Работы по замене фрикционов проводятся после демонтажа трансмиссии. Данная операция очень трудоемкая. Для ее выполнения необходимы профессиональные навыки, специальные приспособления, подъемное оборудование. В условиях гаража не рекомендуется проводить замену фрикционов АКПП своими руками. На базе специализированных сервисных компаний квалифицированные специалисты выполняют следующие работы:
- определяют степень износа дисков;
- производят замену фрикционных пакетов;
- восстанавливают функции механизма сцепления.
Замена фрикционов осуществляется в подготовленном помещении, очищенном от грязи, пыли. В ремкомплект, кроме фрикционных дисков, входят:
- новые фильтрующие элементы;
- сальники;
- уплотнители;
- прокладки.
Известно, что пакеты фрикционов стоят сравнительно недорого, однако, повышенная трудоемкость данного мероприятия приводит к увеличению стоимости ремонтных работ.
Устройство сцепления
Было изобретено несколько видов механизма сцепления. Однако стали основными и получили самое широкое распространение механизмы, основанные на использовании одного или нескольких фрикционных дисков, которые плотно сжаты пружинами друг с другом, или с маховиком. Фрикционный материал этих дисков схож с тем, что используется на тормозных колодках.
Классический механизм сцепления состоит из ведомого и нажимного дисков, плюс привода, который побуждает их прижиматься или одномоментно разъединяться друг с другом. Закреплена данная конструкция в кожухе, который твёрдо прикреплён к маховику коленвала. Нажимной диск является достаточно массивным и также твёрдо крепится в кожухе. Ведомый диск сцепления гораздо тоньше ведомого-нажимного и находится на шлицах основного (первичного) вала коробки переключения передач автомобиля или трактора. Шлицы обеспечивают его подвижность вдоль оси вала, а также жёсткую сцепку с валом. Нажимной диск не имеет сцепки с валом КПП.
Ведомый диск сцепления оборудован пружинными пластинами, к которым прикреплены две фрикционные накладки. Центральная часть ведомого диска – ступица – снабжена шлицевым соединением и может перемещаться по первичному валу коробки переключения передач. С основной частью диска ступица соединена подвижным образом, посредством демпферных пружин и фрикционных шайб гасителя крутильных колебаний.
Все составные части механизма сцепления расположены в картере, который при помощи болтов крепится к силовому агрегату. Все детали сцепления являются закрытыми кожухом (корзина сцепления), приворачиваемым к маховику болтами; оси выжимных рычагов через проушины крепятся к кожуху.
Устройство и основные компоненты
Многодисковая фрикционная муфта конструктивно представляет собой пакет из стальных и фрикционных дисков, которые чередуются между собой. Их количество напрямую зависит от того, какой крутящий момент необходимо передавать между валами.
Принцип работы многодисковой муфты
Итак, в муфте присутствует два вида дисков – стальные и фрикционные. В чем же их различие? Все дело в том, что второй вид дисков имеет специальное покрытие, называемое «фрикционным». Оно изготовлено из материалов, которые имеют повышенный коэффициент трения: керамика, углеродные композиты, кевларовые нити и проч.
Чаще всего фрикционные диски – это стальные диски с фрикционным слоем. Однако, их основой не всегда выступает сталь, иногда эти части муфты изготавливают из прочной пластмассы. Диски крепятся к ступице ведущего вала.
Обычные стальные диски без фрикционных покрытий фиксируются в барабане, связанном с ведомым валом.
Также в конструкцию муфты входят поршень и возвратная пружина. Под действием давления жидкости поршень давит на пакет дисков, за счет чего и возникает сила трения между ними, а также передается крутящий момент. После того, как давление сбрасывается, пружина возвращает поршень обратно, и муфта выключается.
Различают два типа многодисковой муфты: сухая и мокрая. Второй тип устройств частично заполнен маслом. Смазочный материал необходим для:
- более эффективного отвода тепла;
- смазывания деталей муфты.
Мокрая многодисковая муфта имеет один недочет – у нее отмечается низкий коэффициент трения. Данный недостаток производители компенсируют с помощью увеличения давления на диски, а также благодаря использованию новейших фрикционных материалов.
Типы фрикционных муфт
По форме поверхностей, подвергаемых трению, данные изделия можно разделить на дисковые (в том числе многодисковые), конусные и цилиндрические. Первые из них наиболее популярны, так как обеспечивают наибольшую площадь фрикционной поверхности.
В зависимости от величины передаваемого крутящего момента изготавливают сухие и масляные муфты. Последние используются чтобы продлить срок службы фрикционного материала в условиях больших нагрузок. Недостатком масляных муфт является сложная конструкция.
Также фрикционные муфты могут различаться между собой по типу силовых цилиндров, которые обеспечивают разъединение пластин. Пневматические и гидравлические конструкции обеспечивают быструю работу устройства и используются в системах с большим передаваемым моментом. Электромагнитные фрикционные муфты больше подходят для устройств с постепенной работой, например, для прессов с усилием до 100 Кн. Также в зависимости от типа цилиндра муфта может иметь различный тип управления: непосредственный, работающий от усилий человека, находящегося за рабочим прибором или дистанционный, осуществляющийся на расстоянии.
Устройство и основные компоненты
Многодисковая фрикционная муфта конструктивно представляет собой пакет из стальных и фрикционных дисков, которые чередуются между собой. Их количество напрямую зависит от того, какой крутящий момент необходимо передавать между валами.
Принцип работы многодисковой муфты
Итак, в муфте присутствует два вида дисков – стальные и фрикционные. В чем же их различие? Все дело в том, что второй вид дисков имеет специальное покрытие, называемое «фрикционным». Оно изготовлено из материалов, которые имеют повышенный коэффициент трения: керамика, углеродные композиты, кевларовые нити и проч.
Чаще всего фрикционные диски – это стальные диски с фрикционным слоем. Однако, их основой не всегда выступает сталь, иногда эти части муфты изготавливают из прочной пластмассы. Диски крепятся к ступице ведущего вала.
Обычные стальные диски без фрикционных покрытий фиксируются в барабане, связанном с ведомым валом.
Также в конструкцию муфты входят поршень и возвратная пружина. Под действием давления жидкости поршень давит на пакет дисков, за счет чего и возникает сила трения между ними, а также передается крутящий момент. После того, как давление сбрасывается, пружина возвращает поршень обратно, и муфта выключается.
Различают два типа многодисковой муфты: сухая и мокрая. Второй тип устройств частично заполнен маслом. Смазочный материал необходим для:
- более эффективного отвода тепла;
- смазывания деталей муфты.
Мокрая многодисковая муфта имеет один недочет – у нее отмечается низкий коэффициент трения. Данный недостаток производители компенсируют с помощью увеличения давления на диски, а также благодаря использованию новейших фрикционных материалов.
Применение муфты
Многодисковые фрикционные муфты широко применяются в автомобилях. Данное устройство используется в следующих системах:
- сцепление (в вариаторах без гидротрансформатора);
- автоматическая коробка передач (АКПП): муфта в АКПП служит для передачи крутящего момента к планетарному ряду;
- роботизированная коробка передач: пакет дисков с двойным сцеплением в коробке-роботе используется для высокоскоростного переключения передач;
- системы полного привода: фрикционное устройство устанавливают в раздаточной коробке (муфта здесь необходима для автоматического блокирования межосевого дифференциала);
- дифференциал: механическое устройство выполняет функцию полной или частичной блокировки.
Для чего предназначен фрикционный тормоз на катушке что это такое знают наверняка как опытные рыболовы, так и начинающие. Но правильная настройка фрикциона для новичков может оказаться непосильной задачей. Однако не стоит отчаиваться. Рано или поздно вам придётся столкнуться с этим вопросом. И когда вы научитесь, то поймёте, что ничего сложного в этом нет.
Как правило, все выпускаемые сегодня безынерционные катушки оснащены так называемым фрикционным тормозом. Он позволяет стравливать леску под определенным усилием. Перед каждой рыбалкой стоит отрегулировать его под конкретную снасть.
Использование фрикциона позволяет использовать более деликатную снасть:
- Увеличивается шанс на поимку трофея.
- Снижается количество обрывов лески и вероятность того, что крючок разогнется.
Рассмотрим расположение фрикциона на катушке и что такое устройство дает рыболову.
Каждая из систем имеет право на жизнь и обладает своими положительными и отрицательными чертами.
Передний фрикционный тормоз более чувствительный, чем задний.
Поэтому его чаще всего используют при ультралайтовой ловле:
- Регулировка производится с помощью специального винта, крепящего шпулю. Из-за этого приходится тратить значительное время для её смены.
- Считается, что катушки с передним тормозом более надежны, так как оснащены механической схемой.
- В таких катушках за счет подкладывания шайб под шпулю возможна регулировка намотки.
Катушки с задним расположением фрикционного тормоза отличаются от предыдущих по ряду параметров:
- Позволяют регулировать снасть даже во время вываживания.
- Смена шпули осуществляется простым нажатием.
- Стоимость шпули значительно ниже.
- Отсутствуют прижимная шайба и гайка. В процессе смены шпули есть риск потерять их.
Байтраннер позволяет гасить резкие рывки рыбы до подсечки. После подсечки нужно переключаться на передний фрикцион.
- Такие катушки совместно с маркерным поплавком можно использовать для проверки глубины водоема.
- Препятствует падению удилища в воду с подставки.
- Сам механизм за счет более точной балансировки менее подвержен вибрации, работает более плавно.
Назначение одиночного заднего и переднего фрикциона сводится к вываживанию рыбы после подсечки. В случае использования байтраннера назначение переднего фрикциона – вываживание, а заднего — регулировка усилия свободного вращения шпули до подсечки.
На сегодняшний день на рынке рыболовных катушек появились модели с тремя фрикционами.
- Третий «тормоз борьбы» предназначен для вываживания крупной рыбы.
- У каждого из трех тормозов трещотка звучит по-разному. Тем самым, рыбаку легче определить, какой из фрикционов работает в данный момент.
Цены на такие катушки довольно высокие. Прежде чем покупать такую, следует подумать о её целесообразности.
Система стравливания лески призвана создавать определенное усилие при стравливании лески. Необходимо настраивать её таким образом, чтобы избежать обрыва снасти.
Правильно настроенная система тормозного стравливания поможет в борьбе за улов:
- Для начала стоит привязать основную леску к дереву или любому стационарному предмету.
- Натягивая удилищем основную леску стоит регулировать винт фрикционного тормоза.
- Идеальным будет соотношение, когда ваша система торможения лески начнет срабатывать на 1 килограмм меньше, чем разрывная нагрузка основного шнура.
- Опытные рыболовы для этого используют безмен. Сначала им проверяют фактическую разрывную нагрузку лески, а потом подстраивают фрикцион на меньшее усилие.
Не стоит настраивать стравливание прямым натяжением лески от катушки без использования удилища. Во время вываживания часть нагрузки ложится на сам бланк. Тем самым такая регулировка будет не вполне достоверной.
И все же какими бы чертами не обладали те или иные катушки, выбор остается всегда за вами.
Срок службы АКПП
По сравнению с обычным сцеплением в механической коробке передач, фрикционы в АКПП обладают намного большей долговечностью. Причина в том, что диски на «автомате» работают в масле и служат, благодаря этому, 350-500 тысяч км пробега, тогда как сцепление на МКПП действует «на сухую» и проходит 50-100 тысяч км в зависимости от модели автомобиля и эксплуатационных условий. Тем не менее, не все владельцы машин с автоматической коробкой способны обеспечить фрикционам такой длительный срок службы. Часто диски нуждаются в замене намного раньше.
Причины преждевременного сгорания фрикционов:
- частая и длительная пробуксовка автомобиля, при которой диски проскальзывают и перегреваются;
- несвоевременная замена масла в коробке. В процессе эксплуатации трансмиссионная смазка загрязняется металлической стружкой, образующейся от трения деталей, которые интенсивно изнашиваются. В связи с этим инструкция по эксплуатации многих АКПП рекомендует производить замену смазки через каждые 50-60 тысяч километров.
- частые и резкие ускорения. Автоматическая коробка передач не предназначена для динамичного вождения. Чтобы сохранить длительный срок службы АКПП, разгоняться нужно по возможности плавно.
- недостаточный уровень трансмиссионного масла. Фрикционами управляет гидравлический поршень, функция которого состоит в прижимании ФД к СД. При нехватке смазочной жидкости усилие прижатия становится недостаточным, и сцепление начинает пробуксовывать. Это в итоге приводит к проскальзыванию фрикциона и его прогоранию.
Основные признаки неисправности фрикционов
В процессе эксплуатации автомобиля часто возникают тревожные симптомы, по которым определяются дефекты отдельных узлов и деталей. При поломке и износе фрикционных дисков появляются следующие признаки:
- Трансмиссионное масло приобретает темный оттенок и характерный запах гари.
- Снижение уровня смазочного материала в картере АКПП (ниже минимальной отметки на замерном щупе или контрольной пробке).
- Машина продолжает движение при переводе селектора АКПП в нейтральный режим N.
- Затруднения при переключении передач.
- Отказ режима заднего хода.
- При переходе на другую скорость машина дергается и пинается.
- Возникновение характерного металлического шума на холостых оборотах.
- Автомобиль движется только при непрогретом масле в АКПП, пока оно густое и вязкое (на холодную). Горячее масло обладает меньшей вязкостью, толкатель не может полноценно сжать изношенные диски.
При возникновении одного или нескольких симптомов рекомендуется проверить работу механизма сцепления. В современных автомобилях проверка фрикционов осуществляется при подключении к бортовому компьютеру через специальные диагностические разъемы.
Причины выхода из строя фрикционов
Причины, по которым сгорают фрикционы, редко у кого бывают просто возрастными. В основном к ним относятся:
- недостаток смазывающего средства в АКПП. Фрикционы постоянно крутятся и взаимодействуют с другими дисками в масляной среде. Но при недостатке смазки, они оказываются на воздухе. Жидкость их больше не может защитить от трения на сухую, что приводит к быстрому стачиванию зубьев;
- грязное ATF масло в АКПП. Если смазку не менять вовремя, то продукты износа разносятся по всей коробке. Они встречаются с стальными дисками и попадают между зубьев во время их работы. Это тоже влияет на быстрый износ дисков;
- недостаточная сила зажатия тоже может выводить из строя фрикционные диски. Этот процесс происходит из-за недостаточного давления. А последнее из-за загрязненного гидроблока или вышедшего из строя клапана соленоида.
Некачественная жидкость, пробуксовки при застревании на грунтовых дорогах, холодные старты в зимнее время, таскание на своем автомобиле других транспортных средств, порой превышающих размеры самого авто – все это сказывается на АКПП и ускоряет износ фрикционных дисков.
Поэтому за АКПП, как и за любым другим механическим устройством нужно следить и ухаживать.
Принцип работы
Во многих случаях фрикционная муфта токарного станка или другого оборудования предназначается для сопряжения двух элементов и создания одного рабочего агрегата
Рассматривая принцип работы следует уделить внимание нижеприведенным моментам:
На момент подключения устройства нарастает сила прижатия элементов.
Вначале работы муфты фрикционной важна не только сцепка, но и скольжение двух сопряженных элементов
только при схожести двух сил обеспечиваются условия для благоприятного старта.
Проводя расчет фрикционной муфты следует также уделить внимание тому, что некоторые варианты исполнения предназначены для обеспечения требуемого уровня безопасности. Примером можно назвать функцию безопасного разобщения валов при появлении пиковой величины крутящего момента.
Большое значение в рассматриваемом случае имеют промежуточные диски
Именно они предназначены для непосредственной передачи усилия.
Механизм включения может существенно отличаться. В большинстве случаев в его качестве выступает механический или гидравлический привод, а также электрическое блок управления. Некоторые варианты исполнения могут работать автоматически при возникновении перегрузки.
Принцип работы муфты
Основная задача многодисковой муфты – в нужный момент плавно соединить и разъединить входной (ведущий) и выходной (ведомый) валы с помощью силы трения между дисками. При этом от одного вала к другому передается крутящий момент. Диски сжимаются за счет действия давления жидкости.
Отметим, что чем сильнее соприкасаются поверхности дисков, тем больше величина передаваемого момента. При работе муфта может пробуксовывать, при этом ведомый вал разгоняется плавно, без рывков и ударов.
Главное отличие многодискового механизма от других заключается в том, что за счет наращивания количества дисков увеличивается количество соприкасающихся поверхностей, в результате чего становится возможным передавать больший крутящий момент.
Основа нормальной работы фрикционной муфты – наличие регламентированного зазора между дисками. Этот интервал должен равняться значению, которое установил производитель. Если зазор между дисками муфты будет меньше положенного, то фрикционы будут постоянно находиться в «поджатом» состоянии и, соответственно, быстрее изнашиваться. Если же расстояние будет больше, то при работе будет наблюдаться пробуксовка муфты. В этом случае тоже не избежать быстрого износа. Точная регулировка зазоров между фрикционами при ремонте муфты – залог ее правильной работы.
Принцип работы фрикционов в акпп
По своей конструкции фрикционы представляют собой тонкие подвижные и неподвижные металлические кольца, которые устанавливаются на планетарные редукторы. В тот момент, когда передача не включена, диски вращаются относительно друг друга в специальной смазке. При включении передачи специальный гидравлический толкатель зажимает фрикционные диски, после чего планетарный редуктор приходит в движение и передает крутящий момент от двигателя на привод. Во время поездки диски могут совершать десятки и сотни тысяч оборотов
Именно поэтому крайне важно обеспечить качественную смазку трансмиссии, что и позволит продлить срок эксплуатации фрикционов. К характеристикам фрикционных дисков можно отнести их способность выдерживать максимально высокие нагрузки. Для этого их изготавливают из специальных сверхпрочных сплавов, что и позволяет защитить их от износа и сгорания
Сгорать фрикционы могут при длительном воздействии высоких температур. Происходит подобное при проблемах с отводом тепла и недостатком масла. Именно поэтому вам необходимо пристально следить за системой смазки коробки передач, что и позволит продлить срок службы этого агрегата
Для этого их изготавливают из специальных сверхпрочных сплавов, что и позволяет защитить их от износа и сгорания. Сгорать фрикционы могут при длительном воздействии высоких температур. Происходит подобное при проблемах с отводом тепла и недостатком масла. Именно поэтому вам необходимо пристально следить за системой смазки коробки передач, что и позволит продлить срок службы этого агрегата.
Как избежать перегрева фрикционов и выхода из строя коробки передач?
Типы фрикционов акпп
В зависимости от вида автоматической коробки передач используется фрикционы различных типов. Это могут быть одно или же двухсторонние фрикционы. В автоматических коробках старого типа использовались односторонние диски, которые с одной стороны имели стальную поверхность, а с другой специальную накладку. В настоящее время наибольшую популярность получили двусторонние фрикционы, которые изготавливаются из сверхпрочных металлических сплавов. Накладки фрикционов впитывают масло и позволяют эффективно отводить тепло от нагревающихся в процессе работы движущихся дисков. Изготавливаются накладки из различных материалов.
Существуют одно и двухсторонние типы |
Наибольшей популярностью сегодня пользуется графитовое волокно, которое позволяет длительное время сохранять свои рабочие характеристики. Накладки из графитового волокна способны эффективно поглощать тепло и не пригорают даже при экстремальных температурных воздействиях. Использование кевларовых или графитовых накладок позволяет значительно продлить срок эксплуатации фрикционных дисков. Приобрести такие накладки вы можете отдельно, и впоследствии установить их на диски. Изготавливаются накладки для фрикционов в различных типоразмерах, что позволяет с легкостью подобрать их под конкретную коробку передач.
Расположение |
Диагностика и проблемы
В тоже время необходимо отметить, что к пробегу в 100 – 150 тысяч километров на любой автоматической коробке передач уже появиться первые проблемы с фрикционными дисками. Проявляется подобное в задержках или резких рывках при переключении передач. Сложность диагностики состоит в том, что механический износ фрикционов сложно определить, не вскрывая коробку передач. Мастеру для точного определения проблемы с фрикционами необходимо провести вскрытие коробки передач. Выполняется демонтаж трансмиссии, после чего она вскрывается и производится осмотр состояния фрикционных дисков. В том случае, если имеется существенный износ этого элемента, производится его замена. Сами фрикционные диски акпп различаются в зависимости от вида трансмиссии.
Как определить неисправность АКПП?
Так выглядят изношенные диски |
Устройство фрикционов АКПП
Опытным автовладельца хорошо знакома механическая коробка передач. Роль сцепления в ней выполняет корзина и диски. В АКПП эту же роль выполняют фрикционные диски, установленные в планетарный редуктор.
На каждом планетарном редукторе находится пакет фрикционов. Фрикционы бывают двух типов:
Такие фрикционы постоянно горели и выходили из строя. Ближе к началу двадцать первого века производитель заменил эти диски на цельные. Теперь с одной стороны фрикцион имел стальную поверхность, а с другой накладывалась бумажная прокладка. Такие диски назывались двусторонними. Односторонними называются те, которые состоят полностью из стали.
В наше время и последние бумага на фрикционах почти не используется. Теперь ее заменили на графитовое напыление. Графит сам по себе термоустойчивый материал. Поэтому он защищает фрикционы от перегрева и разрушения.
Графитовое напыление используется на мягких или двухсторонних фрикционных дисках. Затем идет стальной. Таким образом диски набираются по несколько чередующихся элементов. На языке механиков это называется пакет.
Двусторонние фрикционы различаются по наружному диаметру и количеству зубьев. Они находятся в постоянном движении. У стальных – размер определяется по внутреннему диаметру.
Фрикционы способствуют изменению передачи АКПП. Как это происходит вы узнаете из следующего блока.
Ремонт вариатора Nissan Qashai своими руками
Давайте детальнее рассмотрим ремонт АКПП автомобиля Nissan Qashai. Весьма распространенная проблема – в вариаторе на скорости примерно 50 км/ч и больше появляется шум. Так как вокруг данной детали сложился миф о том, что она самостоятельному ремонту не подлежит, то давайте распишем все подробно и с фотографиями.
Инструменты: ударная отвертка, хомуты 6 шт., молоток, рабочая поверхность, ключи 10-11-14. Так же могут понадобится емкости для хранения мелких деталей. Располагать и стоит в том же порядке, в котором их снимали, чтобы в дальнейшем не ошибиться.
Все изображения и фотографии после списка!
Это непосредственно сам вариатор;
Для начала откручиваем с крышки раздатки 6 болтов;
А теперь отверткой цепляем край раздатки и удаляем ее;
Это конический роликовый подшипник
Теперь вынимаем его и помещаем в первую емкость, где уже находятся 6 болтов;
А теперь переворачиваем вариатор;
Далее вынимаем часть корпуса вместе с валом;
Молотком нужно осторожно обстучать крышку, для того чтобы снять ее с направляющих осей;
Мы разобрали практически половину;
Обратим внимание на шестерни;
Снимаем их и складываем в отдельную емкость;
Винты крепления насоса откручиваем;
Затем снимаем шестерню и не забудем про цепь насоса;
Теперь у нас есть доступ к крышке масляного насоса. Снять его можно взявшись за кончик вала насоса, теперь потянем его вверх и он отойдет;
Поместим в контейнер, а лучше даже будем фотографировать, чтобы не запутаться;
Теперь мы можем снять вал
И с этой стороны коробки все разобрано;
Затем переворачиваем вариатор и откручиваем крышку;
Она плотно сидит, поэтому ее нужно поддеть отверткой;
Снимаем крышку;
Сейчас нам открылся узел вариатора
Он состоит из двух валов и ремня;
Это, в общем-то, и есть вариатор автоматической КПП. По другому, прибор для бесступенчатого изменения передаточного отношения между валами;
Осмотрим его внимательней со всех ракурсов;
Это и есть цель нашего разбора;
Берем хомуты и стягиваем ремень в нескольких местах;
Это облегчит нам последующий демонтаж;
Извлекаем шкивы вместе с ремнем из корпуса;
Естественно, туда ничего лишнего попадать не должно;
Располагаем шкивы на ровной рабочей поверхности и с силой оттягиваем шкив;
Вынимаем шкивы из ремня;
Это шкивы на столе;
Потянем за внешнее кольцо подшипника, покачаем его. Люфт чувствительный и неравномерный.
Фото
Читать буквой «Z»:
Это и есть источник шума, подшипник износился. Мы заменяем его, собираем все в обратной последовательности. Существенная деталь – все детали перед сборкой нужно тщательно промыть бензином. Вот и все, работа сделана.