Классификация автомобильных масел

Сертификация и допуски

В стандартах API и ASEA  выставлены  самые базовые требования, которые согласованы между собой всеми изготовителями моторных масел и присадок, а также заводами – изготовитетелями автомобилей. В виду того, что устройство моторов различных автомобилей различных брендов различаются между собой соответственно и требования к маслам выставляются разные. Поэтому некоторые изготовители разработали и утвердили свои собственные стандарты  допусков , которые как бы дополняют ASEA Это такие производители как VW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, GM, Porsche и Fiat . Такие производители обычно рекомендуют определенные, чаще всего разработанные этой же компанией, моторные масла, о чем обязательно указывают  в инструкции об эксплуатации автомобиля.

Рассмотрим основные виды:

Допуски концерна VAG для легковых машин

VW 500.00 —  указывает на  энергосберегающее моторное масло (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.), VW 501.01 — всесезонное масло для бензиновых двигателей,  произведенных до 2000 года, а VW 502.00 — для турбированных.

Допуск VW 503.00 говорит о том,  что масло предназначено для  с вязкостью SAE 0W-30 и с увлеченным интервалом замены (до 30 тыс. км), а если выхлопная система с трехкомпонентным нейтрализатором, то в мотор такого автомобиля  заливают масло с допуском VW 504.00.

Для марок Фольксваген, Ауди и Шкода с дизельными моторами, существует категория  масел с допусками VW 505.00 для моторов TDI, выпускавшихся до 2000 года; VW 505.01 предназначенное  для двигателей PDE с насос-форсункой.

Моторное масло с допуском VW 506,0 является энергосберегающим с классом вязкости  0W-30. У него удлиненный интервал замены и рекомендован для использования в дизельных моторах с годом выпуска 2002 и позднее. Для турбированных двигателей используется масло VW506.01 с таким же увеличенным промежутком между заменами.

Допуски для легковых автомобилей Mersedes

Бренд Mersedes – Benz также пользуется своими допусками. Моторное масло МВ 229.1 изготовляется специально для бензиновых и дизельных моторов, собранных позднее 1997 года. Допуск МВ 229.31  обозначает то, что к этому классу масла выдвинут ряд дополнительных требований, таких как ограничение содержания в составе серы и фосфора. Существует масло с увеличенным сроком службы и имеет номерной допуск МВ 229.5, оно является энергосберегающим.

Допуски моторного масла  BMW

Маркировкой BMW Longlife-98 обозначаются моторные  масла, производимые  для заливки в двигатель автомобилей  выпускаемых  на рынок позднее 1998 года. Для него предполагается  увеличенный сервисный интервал замены. Полностью идентичен с маслами, соответствующими стандартам  ACEA A3/B3. Для автомобилей, собранных в 2001 году рекомендуется использование  масла с допуском BMW Longlife-01. Допуск  BMW Longlife-01 FE говорит о том, что это моторное масло можно использовать в тяжелых условиях работы, . BMW Longlife-04 допущен к применению в современных моторах концерна BMW.

Допуски моторных масел Renaut

Первые допуски этого французского концерна были введены в 2007году. Renault RN0700  введен в 2007 г. и полностью выполняет требования : ACEA A3/B4 или ACEA A5/B5. Renault RN0710 выполняет требования по ACEA A3/B4. Допуск RN0720 разработан для эксплуатации в дизельных моторах самого  последнего поколения с сажевыми фильтрами.

Допуски моторных масел Ford

Допуск Ford WSS-M2C913-A, полностью соответствующий стандартам SAE SW – 30 предназначен  для первичной и сервисной замены. Это масло отвечает всем требованиям по ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98 и специальным запросам концерна  Ford.

Масло с допуском Ford M2C913-B, также полностью соответствующее всем требованиям,  предназначается для первичной заливки или сервисной замены в бензиновых и дизельных двигателях.

Допуск Ford WSS-M2C913-D был установлен  в 2012 годуэти масла  рекомендуютмя  для всех дизельных моторов Ford, за исключением моделей Ford Ka TDCi, выпущенных до 2009 года и двигателей, выпущенных между 2000 и 2006 годами. Такое масло считается энергосберегающим и допускает возможность удлиненного  интервал замены и заправку био-дизельным или высокосернистым топливом.

Масло с маркировкой  Ford WSS-M2C934-A говорит о том, что допустим увеличенный интервал замены  и  оно предусмотрено  для заливки в автомобили с дизельным двигателем и сажевым фильтром (DPF).Масло, соответствующее спецификации Ford WSS-M2C948-B, основано на классе ACEA C2 (для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором). Данный допуск требует масла с вязкостью 5W-20 и сниженным сажеобразованием.

Общие требования к моторным маслам по ГОСТ

Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 и классификациям SAE и АРI
Класс вязкости
по ГОСТ 17479.1–85по SAE
5W
10W
15W
20W
620
820
1030
1230
1440
1640
2050
2460
3з/85W-20
4з/610W-20
4з/810W-20
4з/1010W-30
5з/1015W-30
5з/1215W-30
6з/1020W-30
6з/1420W-40
6з/1620W-40
Группа масла
по ГОСТ 17479.1–85по АРI
АSB
БSC/CA
Б1SC
Б2CA
ВSD/CB
В1SD
В2CB
ГSE/CC
Г1SE
Г2CC
Д1SF
Д2CD
Е1SG
Е2CF-4
* Эти классы АРI не имеют аналогов в отечественной классификацииSH* SJ* CG-4*

Классификация АРI подразделяет моторные масла на две категории: «S» (Service) — масла для бензиновых двигателей и «С» (Commerсial) — дизельные масла . Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел. Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу АРI, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества

При выборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).Согласно классификациям ГОСТ 17479.1-85 и АРI группу (класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам моторных испытаний масел в специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях. Испытания проводят в стендовых условиях по стандартным методам

Чем выше присваиваемый маслу уровень эксплуатационных свойств, тем «строже» проходные оценки результатов испытаний или жестче условия их проведения. Для контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их классификационные испытания проводят согласно требованиям ГОСТ 17479.1-85 не реже одного раза в два года. В соответствии с изменением №3 к ГОСТ 17479.1-85, введенным с 01.01.2000г. классификационные испытания должны проводиться не два раза в год, а при сертификации моторных масел. При этом определяют моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные свойства масел и их соответствие указанным в марках классам вязкости.

В случаях непринципиальных изменений технологий производства моторных масел обязательно проводят сравнительные квалификационные испытания товарного масла-прототипа и опытного образца, выработанного по измененной технологии. На отечественном рынке имеется широкий ассортимент как дизельных моторных масел, так и моторных масел для бензиновых двигателей, имеющих обозначение по классам API.

Однако большинство из них не проходило соответствующих испытаний и не имеет сертификата, выданного API. Классы API в них установлены, как правило, по аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный пакет присадок, что не является достаточным признаком, подтверждающим эксплуатационные свойства масел. Класс масла по API может быть подтвержден только сертификатом, выданным API.

Как правильно подобрать моторное масло

Правильное моторное масло для вашего автомобиля — это то, которое указано производителем в сервисной книжке, приложенной к автомобилю. Если там написано что-то вроде «рекомендуем лить оригинал» — позвоните официальному дилеру и спросите, какое масло они будут лить в ваш автомобиль, если вы приедете на техобслуживание.

Производители могут указать собственную спецификацию масла, например допуск RN 0710 или VW 502.00, либо необходимость соответствия классификации по международным стандартам. На конкретный бренд, который может мелькать в рекламе автомобилей, можно не обращать никакого внимания.

Кроме требований к классу масла, производители автомобилей могут указать и соответствующие значения вязкости по SAE для различных условий эксплуатации. Например, если машину будут эксплуатировать в особенных условиях, тогда можно рассматривать этикетки и экспериментировать. В любом случае вся ответственность за последствия, к которым может привести неправильный выбор масла, лежит на автовладельце.

Выбрать правильные масла проще всего с помощью сервисов подбора на российских сайтах производителей масел: для этого ищите на таком сайте раздел «Подбор масла». Любые устные рекомендации имеет смысл сверять с инструкцией к автомобилю.

Для примера попробуем подобрать моторное масло для Лады Весты 2016 года на сайте «Мобил-Россия».

Как и в случае с любой запчастью или технологической жидкостью, важно не купить подделку. Поддельное масло может принести двигателю вашего автомобиля непоправимый вред

Чтобы противостоять этому, производители масел придумывают различные системы защиты — у каждого они свои.

Придется разобраться, как защищает свою продукцию конкретный производитель. Для этого можно вбить в поисковик запрос «масло %название% подделка»

Важно смотреть на время выхода статьи или видеоролика: информация трехлетней давности может быть неактуальной: производитель может усилить защиту продукции, а производители подделок — приблизиться к оригиналу

Бывает, что информация о защите от подделок есть на официальном сайте: обычно ссылка в самом низу, в подвале сайта. Там же есть раздел «Где купить». Организации и магазины из этого списка дорожат репутацией и вряд ли будут продавать подделку.

Классификация и свойства трансмиссионных масел

           Масла, служащие для смазывания коробок передач, раздаточных коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубчатые передачи – цилиндрические, конические, червячные, гипоидные и другие, называются трансмиссионными.

           В первую очередь, расходники этого типа должны обладать хорошими противоизносными, противозадирными и противопиттинговыми свойствами, характеризоваться пологой вязкостно-температурной кривой, низкой температурой застывания, обладать хорошей термической и термоокислительной стабильностью, а также высокой стабильностью при хранении, минимально воздействовать на резинотехнические уплотнительные материалы, не допуская их разрушения, иметь хорошие антикоррозионные свойства, не содержать механические примеси и воду.

           Противоизносные и противозадирные свойства – основная характеристика трансмиссионных масел. Они обладают высокой смазывающей способностью, при которой на трущихся поверхностях зубьев шестерен создается прочная пленка, предотвращающая сваривание и задирание микронеровностей. Эта способность определяется наличием поверхностно-активных веществ, содержащихся в наибольшем количестве в остаточных нефтепродуктах, из которых получают трансмиссионные масла. Кроме того, в них вводят специальные присадки, содержащие соединения хлора, фосфора, серы и цинка. Эти вещества при большом давлении и высокой температуре образуют пленки оксидов, предохраняющие металл от схватывания в точках контакта.

           В качестве противоизносных присадок широко применяются:

  • ЛЗ-23К – дибутилксантат этилена с 38-41% серы;
  • ОТП – осерненный тетрамер пропилена с 20% серы;
  • ЭФО – продукт взаимодействия экстракта фенольной очистки остаточных масел с пятисернистым фосфором.

Эти присадки добавляют в количестве до 5 %. Трансмиссионное масло не должно вспениваться, потому что пузырьки воздуха ухудшают его противоизносные и противозадирные качества. Температура застывания характеризует пригодность трансмиссионного масла для применения в зимних условиях. Для понижения этого показателя применяются различные присадки-депрессоры, которые добавляют в количестве 0,2 … 0,5 %.

        Противокоррозионные свойства обусловливаются отсутствием водорастворимых кислот и щелочей.

           Согласно ГОСТ 17479.2–85 трансмиссионные масла разбиваются на классы по вязкости и в зависимости от эксплуатационных свойств их подразделяют на пять групп, определяющих области их применения. Ниже приведено соответствие классификации по действующему ГОСТу 17479.2–85

ГОСТ 17479.2-85

Принятое ранее обозначение

ТМ-2-18

ТСП-15

ТМ-3-9

ТСП-10

ТМ-3-18

ТАП-15В; ТСП-15К

ТМ-4-9

ТСЗ-9ГИП

ТМ-4-18

ТСП-14ГИП

ТМ-5-12З (рк)

ТЭ5-12рк

ТМ-5-18

ТАД-17И

Классы вязкости трансмиссионных масел

Класс вязкости

Кинематическая вязкость при 100˚ C, мм2/сек.

Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па

9

6-10,99

-35

12

11-13,99

-26

18

14-24,99

-18

34

25-41

           В зависимости от эксплуатационных свойств и областей применения, трансмиссионные масла подразделяют на группы.

Группа

Спецификации

Применение

1

Минеральные масла без присадок

Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла до 90˚ C

2

Минеральные масла с противоизносными присадками

Применение то же, что и в группе 1, но при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла до 130˚ C

3

Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности

Цилиндрические, конические и спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла до 150˚ C

4

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности

Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла до 150˚ C

5

Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла

Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла до 150˚ C

           В качестве примера представим обозначение трансмиссионного масла: ТМ-5-12з(рк) – ТМ – трансмиссионное масло, 5 – 5- ой группы, 12 – 12-го класса вязкости, з – загущенное, рк – рабочее-консервационное.

Маркировка моторных масел

В России на моторном масле, независимо от того, где оно производится, могут находиться знаки сертификации по стандартам: SAE, ILSAC, ACEA, API.

Это определяет ГОСТ 17479.1-85. Расшифровка маркировки автомобильных моторных масел по указанному ГОСТ ведется следующим образом:

  • Кинематическая вязкость моторного масла. Обозначается цифрой. В зависимости от вязкости масло относится к летнему, зимнему или круглогодичному (всесезонное). Цифры от 6 до 16 (только четные), а также 20 и 24 — это летние показатели масла. Зимник — это цифры от 3 до 6. Если масло может использоваться в оба сезона, через черту указывается летний и зимний класс;
  • Область применения. По данному параметру составы делятся на 6 категорий, которые обозначаются русскими буквами от А до Е;
  • Тип двигателя. Если установлен индекс 1 — это говорит о том, что масло произведено для бензиновых двигателей, если 2 — оно для дизелей. Если индекс не установлен, значит масло универсальное.

Рассмотрим подробное международные стандарты маркировки моторных масел, которые признаны в России.

Расшифровка маркировки SAE

Показатель вязкости масла классифицируется международным стандартом SAE (общество автомобильных инженеров). Данная классификация составляется уже на протяжении более 100 лет, когда впервые у водителей и производителей автомобилей встал вопрос выбора и создания подходящего масла для двигателей.

По стандарту SAE каждое моторное масло имеет определенные свойства при низких и высоких температурах окружающей среды. В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться автомобиль, нужно выбирать подходящее по вязкости масло.

Читается маркировка по стандарту SAE просто:

  • Если в маркировке присутствует буква W — это говорит о том, что масло является зимним;
  • Если в маркировке содержится только число — это указывает, что масло является летним. При этом, чем выше число — тем выше вязкость. Вариация числа — от 0 до 50;
  • Если в маркировке присутствует число с W и отдельное число, это говорит о том, что масло всесезонное.

Расшифровка маркировки API

Маркировка API разработана американским институтом нефти. Читать ее нужно следующим образом:

  • Если после указания API имеется приписка EC — это указывает на то, что масло является энергосберегающим;
  • Указанные цифры (римские) после аббревиатуры говорят о степени экономии используемого автомобилем топлива;
  • Если присутствует буква S — она означает, что масло подойдет для бензиновых моторов, тогда как буква C указывает, что масло разработано для дизелей. Если масло универсальное, то указываются обе буквы;
  • Уровень эксплуатационных свойств также обозначается буквой — от A до L. Чем ближе буква к началу алфавита, тем ниже уровень эксплуатационных свойств;
  • Дизельные масла могут быть двукратными и четырехкратными. Им соответствуют цифры 2 или 4 в конце маркировки.

Расшифровка классификации масел ACEA

Это маркировка была разработана в Европе ассоциацией производителей автомобилей. В ее состав входят крупнейшие компании: Volvo, BMW, Ford, Porsche и десятки других.

Классификация ACEA делит масла на 3 категории следующим образом:

  • A/B. Масла, разработанные для бензиновых и дизельных моторов;
  • С. Масла, которые разработаны для дизельных и бензиновых моторов, но при этом являются более экологическими — соответствуют стандарту выхлопных газов по классу Euro-4. Такие моторные масла могут использоваться совместно с катализатором и сажевыми фильтрами;
  • E. Моторные масла для тяжелых грузовых дизельных автомобилей.

Каждая из категорий включает в себя несколько классов, то есть можно встретить категории A1/B1, A3/B3, C1, C2, C3 и так далее. Чем больше цифра после букв, тем лучше эксплуатационные свойства масла. При этом число классов может увеличиваться со временем, если ассоциацией будет принято решение о введении нового класса.

Расшифровка классификации масел ILSAC

Японские и американские производителей автомобилей совместно разработали классификацию ILSAC. Ее используют чаще всего при выпуске расходных жидкостей для японских автомобилей.

Важно: Все масла, выпускаемые с классификацией ILSAC, являются всесезонными, а также относятся к категории энергосберегающих. В данный момент классификация ILSAC включает 6 классов:

В данный момент классификация ILSAC включает 6 классов:

  • GF-1 (устаревший), GF-2, GF-3, GF-4, GF-5. Чем больше цифра, тем лучше;
  • JASO DX-1 — особый класс для турбированных двигателей, работающих на дизельном топливе.

Какое масло лучше для двигателя?

При смене масла необходимо придерживаться главного правила – оно должно быть такое же, как было залито ранее. У разных производителей основа может отличаться характеристиками. Если неизвестно какое было использовано ранее, двигатель следует предварительно промыть.

Понятие лучшего масла для легкового автомобиля – не существует. В зависимости от вида топлива, применяются различные смазочные материалы. Масло для бензинового двигателя не заливают в дизельный двигатель.

Отличные характеристики синтетического масла не делают его лучшим вариантом для старого двигателя с большим пробегом. В этом случае больше подойдет минеральное масло, так как оно характеризуется высокой вязкостью. А для нового двигателя с небольшим пробегом, оптимальным станет полусинтетический смазочный материал.

Если автомобиль эксплуатируется в условиях с мягким климатом, то нет необходимости использовать масло с большой вязкостью.

Высокое значение щелочного числа не требуется для карбюраторного бензинового двигателя. Для дизельных двигателей число должно быть выше и находится в пределах 2 – 5.

Лучшим способом подбора смазочного материала для двигателя будет подбор по стандартизации. Чем точнее подобрано масло в соответствии с конструкцией двигателя, тем лучше будет работать мотор автомобиля.

Что выбрать?

Каждый бренд предлагает продукцию с уникальными свойствами и гарантирует, что его масло защитит двигатель лучше, чем любое другое, а его цена полностью соответствует качеству. Тем не менее не стоит верить рекламным слоганам – следует доверять фактам. Например, признание того или иного масла крупными автопроизводителями – это весомый аргумент, а утверждение, что ГСМ «сохраняет двигатель лучше, чем остальные вещества», сложно проверить. В любом случае изначально нужно руководствоваться соответствиями тем или иным типам двигателей, спецификациями и характеристиками, а потом уже смотреть на обещания производителя.

Многих интересует вопрос подбора масла к определенной марке и модели. Сегодня существуют базы данных, в которых разная нефтяная продукция связана с конкретными авто. На основе таких данных создаются калькуляторы, позволяющие в течение нескольких минут узнать, какое масло подойдет для того или иного ТС.

Виды моторных масел

Моторные масла подразделяются на несколько категорий по основе, которая определяет вязкость жидкости. Этот показатель оказывает непосредственное влияние на смазывающие характеристики вещества. Вязкость должна оставаться в определенных пределах при нагреве, поскольку излишне текучая жидкость окажется неспособной создавать защитную пленку.

Синтетические моторные масла

Основа масла получается путем синтеза различных химических соединений. Синтетическая основа обеспечивает многие характеристики смазки, поэтому количество присадок незначительно.

Синтетика предоставляет автовладельцам ряд преимуществ:

  1. Увеличенный срок эксплуатации, который может доходить до 30 тыс. км пробега. В процессе работы масло не теряет своих характеристик из-за парафинизации и окисления.
  2. Низкая вязкость, что способствует улучшению смазывающих характеристик.
  3. Пригодно для эксплуатации при низких температурах воздуха (минус 30 ºС и ниже). Холодное масло хорошо прокачивается насосом через магистрали, обеспечивая смазку в момент пуска двигателя.
  4. Выдерживает перегревы без заметного ухудшения характеристик. При нагреве испаряется только малая часть масла.
  5. Низкая зольность, из-за чего на деталях двигателя остается малое количество нагара и отложений.

Единственным недостатком синтетических моторных масел является цена, составляющая в среднем около 600 руб. за литр.

Полусинтетические моторные масла

Компромиссным вариантом между ценой и характеристиками является масло на полусинтетической основе. Смазка состоит из минерального масла и синтетических компонентов. За счет такого состава удается получать жидкость, обладающую невысокой ценой и параметрами, приближенными к синтетике.

Расшифровки маркировки моторного масла показаны в видеоролике, снятом автором Pavel Cherepnin.

Минеральные моторные масла

Относятся к категории масел нижнего ценового диапазона. В основе находятся углеводороды, получаемые путем гидрокрекинга нефти. Недостатком минерального вещества является низкий ресурс и неспособность работать при высоких температурах.

Промывочные моторные масла

Еще одним типом моторных масел является промывочное, которое может иметь минеральную или синтетическую основу. В состав жидкости вводятся дополнительные компоненты, позволяющие смывать смолистые отложения, образующиеся на деталях двигателя. Промывочные масла применяются также при переходе на другой тип смазки или на жидкость с иной классификацией. Данное вещество заливается на короткое время, после чего сливается и подлежит утилизации.

Основная классификация моторных масел

В зависимости от состава все масла разделяют на 3 большие группы:

  • Синтетические – получены в результате синтеза различных веществ и нефти. Это самый современный тип продукции. «Синтетика» лучше сохраняет свои свойства при изменении условий – динамики нагрузки, температуры окружающей среды, пр. Поэтому она так популярна сегодня. Но цена данных масел, как правило, самая высокая.
  • Полусинтетические – на 30–50% состоят из синтетической основы, на 50–70% из минеральной (очищенной и обработанной нефти). Их рекомендуют заливать в современные двигатели с большим пробегом.
  • Минеральные – это ГСМ, полученные путем обработки нефти, не имеющие добавок. Их качество зависит как раз от технологии и качества обработки. Данный вид смазки используется для старых моторов, машин с большим пробегом. Они не стабильны в плане вязкости – изменения температуры очень влияют на показатель. Цена данных продуктов самая низкая, так как их проще производить. Они подходят в том случае, если не планируется использовать транспортное средство в жестких условиях.

Характеристики автомобильных масел

  • температура вспышки;
  • температура застывания;
  • индекс вязкости;
  • щелочное число;
  • кислотное число.

Температура вспышки – это величина, характеризующая наличие в масле легких фракций, которые испаряются и выгорают очень быстро, ухудшая качество масла. Минимальная температура вспышки не должна быть ниже 220оC.

Температура застывания – величина, при которой масло теряет текучесть. Температура указывает момент кристаллизации парафина и полного твердения масла.

Индекс вязкости – характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры. Чем выше этот показатель, тем выше температурный диапазон работоспособности масла. Продукты с низким индексом вязкости позволяют эксплуатировать двигатель только в узком диапазоне температур. Так как при нагревании становятся слишком жидкими и перестают смазывать, а при охлаждении быстро густеют.

Щелочное число (TBN) показывает количество щелочных материалов (гидроксида калия) в одном грамме моторного масла. Единица измерения — мгKOH/г. Наличествует в моторной жидкости в виде моющих диспергирующих присадок. Их присутствие помогает нейтрализовать вредные кислоты и бороться с отложениями, появляющимися во время работы мотора. Со временем TBN падает. Большое падение щелочного числа приводит к коррозии и грязи в картере двигателя. Самым главным фактором падения щелочного числа — наличие серы в топливе. Поэтому масла для дизельных двигателей, где сера в присутствует в большем количестве, должны иметь более высокое TBN.

Кислотное число (TAN) характеризует наличие продуктов окисления в результате длительной работы и перегрева моторной жидкости. Его увеличение говорит об уменьшении ресурса работы масла.

American Petroleum Institute (Американский институт нефти)

API – ещё одна важная классификация, которая показывает, к двигателю какого года выпуска подойдут те или иные виды моторных масел. API состоит из 2 букв. Расшифровка первой – тип двигателя, для которого предназначено масло: S – бензиновые, C – дизельные. Вторая буква означает характеристики и особенности двигателя, для которого подойдет вещество. Чем она дальше по алфавиту – к тем более новому мотору применим состав. Также иногда классификация включает цифры, которые обозначают улучшение версии масла по какому-то признаку.

Разбираться во всех тонкостях долго и сложно, поэтому организация на основании полученных данных предоставляет рекомендации. К примеру, характеристики моторных масел SN должны быть следующими: оседание пены происходит за 1 минуту, содержание фосфора – от 0,06 до 0,08, стойкость эмульсии определяется только для SN + RС – оно не разделяется водой.

Также классификация API связана с SAE – их классы зависят друг от друга. Другими словами, каждая марка по API включает определенные марки, которые предусматривает классификация SAE. Например, SN соответствуют 0W20, 0W30, 5W20, 5W30, 10W-30, остальные есть в классе SN + RC – 0W40, 5W40, 5W50, 10W-40, 10W-60 и т. д.

Классы

Существуют следующие классы по API для бензиновых двигателей:

  • SC – для бензиновых моторов до 1964 г. выпуска.
  • SD – 1964-1968 гг.
  • SE – 1969-1972 гг.
  • SF – 1973-1988 гг.
  • SG – для бензиновых моторов1989-1994 гг., вещества этой маркировки подходят для жестких условий эксплуатации.
  • SH – 1995-1996 гг., составы этой маркировки подойдут для жестких условий эксплуатации.
  • SJ – 1997-2000 гг., вещества этой маркировки имеют лучшие энергосберегающие свойства по сравнению с группой автомобильных моторных масел предыдущей маркировки.
  • SL –2001-2003 гг., маркировка SL обозначает, что состав способствует повышению срока эксплуатации. Также есть версия SL+ – с повышенной стойкостью к окислению.
  • SM – 2004-2010 гг.
  • SN – самая современная модификация, предназначена для машин от 2010 года. В SN применяются современные присадки, которые позволяют продлить срок службы мотора, экономить топливо, снижать уровень вредных выбросов в атмосферу.
  • CB – 1961 г., высокое содержание серы в топливе.
  • CC – 1983 г., для моторов, работающих в тяжелых условиях.
  • CD –1990 г., для силовых агрегатов, работающих на топливе с высоким содержанием серы.
  • CE – автомобили до 1990 г., для двигателей с турбиной.
  • CF – машины с 1990 г. выпуска, для моторов с турбиной. CF на сегодня – один из самых популярных классов.
  • CG-4 – транспортные средства с 1994 г., для силовых агрегатов с турбиной.
  • CH-4 – авто с 1998 г., к которым предъявляются высокие требования нормами США.
  • CI-4 – современные дизельные автомобили, на которых установлена турбина, с клапаном EGR.
  • CI-4 plus – аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США.

На сегодня самым популярным маслом является CF. Масла CF предназначены для моторов с разделенным впрыском топлива, использующих дизель с большим количеством серы (более 0,5%). Класс CF подразумевает наличие присадок, которые эффективнее (по сравнению с классами CD и CE, применяемыми перед появлением CF) предотвращают появление отложений и нагар на поршневой группе, обеспечивают высокую защиту подшипников скольжения, содержащих медь. В большинстве спецтехники сегодня распространено использование автомасел API CF.

Смена составов

При смене масел по API рекомендуется идти по возрастающей. Например, с моторных масел SL на SM или SN, с CF – на CH. Это связано с тем, что более поздние версии содержат все необходимые присадки, которые были в предыдущих, поэтому имеют такие же или лучшие свойства. Однако переходить с очень ранних версий моторных масел на поздние не стоит. Например, после масел SD не нужно использовать SL, SN или после CB применять CF – они могут оказаться слишком кислотными для двигателя. Если по каким-либо причинам возникла необходимость смены, лучше делать это постепенно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий