На вооружении
- Нигерия Нигерия — в 2008 году для национальной полиции были изготовлены и поставлены 100 грузовиков КрАЗ-5233ВЕ
- Украина Украина:
- Министерство чрезвычайных ситуаций — в конце 2008 года закуплены несколько грузовиков КрАЗ-5233ВЕ-019 «Минер», в феврале 2020 были получены ещё два бронированных КрАЗ-5233ВЕ
- Вооружённые силы Украины — 29 октября 2010 года КрАЗ-5233 прошёл государственные испытания и был рекомендован для постановки на вооружение вооружённых сил Украины; 23 августа 2011 года на вооружение вооружённых сил Украины были приняты две модификации грузовика повышенной проходимости КрАЗ-5233 «Спецназ» — КрАЗ-5233ВЕ и КрАЗ-5233НЕ (которые должны в перспективе заменить советские Урал-4320 и КамАЗ-4310).
- МВД Украины — в июле 2014 года первые 5 грузовиков КрАЗ-5233 «Спецназ» были переданы на вооружение Национальной гвардии Украины; 22 ноября 2014 в/ч 3022 НГУ передали ещё четыре КрАЗ-5233
Покупка
Новый тягач КрАЗ для дальнобоя можно приобрести непосредственно через Кременчугский завод-изготовитель или связаться с дилерами данных агрегатов в своем городе. Также работает много сайтов, которые выставляют на продажу грузовую технику. Можно купить интересующую модель там.
Приведем ориентир по ценам:
- «Докер» – 4 100 000 руб.
- «Бурлак» – 4 500 000 руб.
- КрАЗ-6446 – 4 300 000 руб.
- КрАЗ-64431 – 4 200 000 руб.
Подводя итог, стоит отметить, что украинские тягачи ни в чем не уступают зарубежным седельным грузовикам, а в некоторых моментах даже превосходят их. Это связано с конструкцией двигательной системы машин-вездеходов и особенностей сборки. КрАЗ – это военно-гражданский транспорт, подтвердивший свою надежность временем.
Техническая характеристика кабины КрАЗа
Кабина КрАЗа-255 трехместная, закрытого типа. Водительское и пассажирское двухместное сиденье регулируется. Есть печка, вентиляционный люк, вентилятор обдува водителя, зеркала заднего вида, противосолнечный козырек, ящик для вещей, бачок под питьевую воду, съемное спальное место, коврики.
Кабина КрАЗ-255 внутри
Работает обдув передних окон теплым воздухом, пневматический стеклоочиститель, омыватель ветровых стекол. С внутренней стороны на дверях есть карман для документов и место для установки пепельницы. Ветровые окна открываются, заднее окно глухое, а стекла дверей подвижные.
Сапоги и лапти
Этот КрАЗ из тех отечественных автомобилей, про которых в журналах и книжках времен СССР несколько стыдливо писали: «конструкция восходит к…», а дальше упоминали год, ассоциировавшийся у современных читателей с родителями, частенько даже с прародителями. По сути, это значило, что модель десятилетиями выпускали лишь с мелкими изменениями. С грузовиком КрАЗ‑255Б, правда, было не совсем так.
Его «конструкция восходит» к 1950 году, когда в Ярославле собрали первый прототип полноприводного трехосного ЯАЗ‑214. Он был сделан на основе американских лендлизовских грузовиков Mack, Diamond и Federal. Двухтактный 6‑цилиндровый двигатель ЯАЗ‑206Б мощностью 205 л.с., по сути, скопирован с мотора GMC.
СИЛА ВОЛИ
КрАЗ‑255 выпускали с 1962 по 1965 год, с 1965‑го — модернизированный КрАЗ‑255Б. Полноприводный грузовик снаряженной массой 11 900 кг и грузоподъемностью 7500 кг оснащали ярославским дизелем V8, рабочим объемом 14,86 л и мощностью 240 л.с. при 2100 об/мин. До 1993 года изготовили 160 732 бортовых грузовика и шасси.
ЯАЗ‑214 грузоподъемностью 7000 кг, серийный выпуск которого начали в 1956 году, был рассчитан, в первую очередь, на армейскую службу. В 1959 году производство передали на Украину — в Кременчуг, где поначалу машину выпускали под именем Днепр‑214.
Первую модернизацию Днепр‑214 прошел в 1962‑м, уже получив имя КрАЗ‑255. А с 1965 года выпускали КрАЗ‑255Б — с одним из них я вас и знакомлю. Грузоподъемность выросла до 7500 кг. Но главное — новый дизель ЯМЗ‑238: это V‑образная «восьмерка» рабочим объемом 14,9 л и мощностью 240 л.с.
ТРИ МЕДВЕДЯ
Помимо бортовых грузовиков и шасси, серийно выпускали седельные тягачи КрАЗ‑255В/255В1, рассчитанные на буксировку полуприцепа полной массой 26 000 кг (по грунту — 18 000 кг). Тягачей собрали 6957. Сделали еще 29 466 лесовозов КрАЗ‑255Л и 255Л1. Некоторые сторонние заводы ставили на полноприводные шасси и самосвальные кузова.
О технологических уступках
Первые 3D-модели, полученные от китайских разработчиков, озадачили: кабина оказалась непропор-ционально узкой, остальные пропорции были хоть и не идеальны, но близки к истине. Впоследствии выяснилось, что разработчики исходной математической модели попались на кажущуюся внешнюю схожесть КрАЗов с их ярославскими предками. Из-за чего ширина кабины была принята близкой к таковой от ЯАЗ-210, которая в оригинале была меньше почти на 300 мм. После исправления этого недочёта основные размеры модели вошли в норму и далее существенно не изменялись.
Ещё одной исходной ошибкой разработчиков стала неверная ширина шин, появившаяся из-за путаницы с более узкими шинами «214-го» семейства. После нормализации базовых размеров вся дальнейшая правка велась в направлении уточнения формы по фотографиям. Чертежи КрАЗ-255 в варианте экскаватора и понтонного транспорта ранее были опубликованы в модельной периодике и использованы при разработке модели. К чертежам подошли критически, уточняя спорные моменты по фотографиям, в результате чего форма кабины и особенно крыши вышла точнее, чем на упомянутых чертежах. Вообще крыша оказалась самым сложным местом в кабине, её дольше всего доводили. Но зато в результате кабина модели НАП вышла наиболее точной по форме среди других моделей, превзойдя даже сборную модель в масштабе 1:35.
Исходный вариант 3D-модели с зауженной кабиной
Мне, как стендовику, часто приходится сталкиваться с досадной ситуацией, когда из-за невозможности выемки отливки из формы при литье имитации целого узла модели в одну деталь приходилось отказываться от воспроизведения некоторых особенностей формы или фактуры, присущей прототипу. И если бы при изготовлении сборной модели эта проблема зачастую решалась бы разделением детали на несколько частей, то для выпускающейся готовой модели 43-го масштаба такой вариант не подходил. Преодолеть эту проблему в принципе можно только литьём из смолы в мягкие формы, но это совершенно не подходит для массового промышленного производства.
После проведения правок модели в несколько этапов в конечную конфигурацию просочилась только пара мелких неточностей. Одну ошибку как консультант прозевал лично. Что верхняя дудка сигнала коротковата относительно нижней, заметил уже тогда, когда исправлять было поздно, и это удалось поправить только на моделях 6х4. Вторую ошибку внесли непосредственно китайские производители: на утверждённой к выпуску 3D-модели на боковинах шин имелся рельеф, который, к сожалению, не был воплощён в готовой модели из-за технологических проблем.
На боковинах шин виден рельеф, который не смогли воспроизвести на моделях из-за технологических ограничений
Относительно столь обсуждаемого отсутствия усов-габаритных указателей спешу заверить: это не ошибка, а совершенно сознательный выбор авторов проекта. Прекрасно осознавая, что сделать эти детали изящно не получится, а иметь вместо масштабно тонких деталей две палицы, торчащих из крыла, не хотелось, то от убогой имитации просто отказались. Такой вариант был сочтён допустимым – при эксплуатации многие машины быстро теряли габаритные указатели. По тем же соображениям не стали имитировать швы стыков жести на дверях кабины. При имевшихся технологических возможностях получилось бы немасштабно грубо и утрированно.
В сравнении с моделями МАЗов удалось более удачно разместить узлы крепления модели к подставке, посадочные практически нигде не проходят сквозь детали модели, пострадала только ось балансирной тележки. Новинкой в модели стал материал зеркал заднего вида. Пластик, из которого сделана модель, очень мягкий, почти резиноподобный, мнения обладателей моделей по этому вопросу разделились – кому-то больше по душе старый, более жёсткий пластик. Однако другие коллекционеры, а тем более продавцы моделей, наоборот, в восторге от такого решения, так как отломанных зеркал практически не стало. Вероятно, в данном случае практичность такого решения побеждает.
На боковинах шин виден рельеф, который не смогли воспроизвести на моделях из-за технологических ограничений
Техника для военных
Специализируется завод КрАЗ (Кременчуг) сегодня не только на выпуске грузовиков, предназначенных для использования в мирных гражданских целях. Собираются на этом заводе также двух- и трехосные военные машины, принятые на вооружение в армии как самой Украины, так и других стран мира.
В 2011 г. на предприятии был выпущен первый вездеход КрАЗ-5233 «Спецназ». Также завод поставляет на рынок:
- бортовые КрАЗ-6322 «Солдат»;
- шасси КрАЗ для военной техники (63221, 6322 и 5233HE);
- военные тягачи КрАЗ (6443 и 6446).
Достоинствам военной техники, выпускаемой предприятием, является в том числе и его особая копотная компоновка. Благодаря такой конструкции значительно повышается степень защищенности экипажа. В случае наезда на мину у этой машины разрушается передний мост. Люди же при этом в кабине остаются хотя и оглушенными, но все же живыми.
Покупка
Новый тягач КрАЗ для дальнобоя можно приобрести непосредственно через Кременчугский завод-изготовитель или связаться с дилерами данных агрегатов в своем городе. Также работает много сайтов, которые выставляют на продажу грузовую технику. Можно купить интересующую модель там.
Приведем ориентир по ценам:
- «Докер» – 4 100 000 руб.
- «Бурлак» – 4 500 000 руб.
- КрАЗ-6446 – 4 300 000 руб.
- КрАЗ-64431 – 4 200 000 руб.
Подводя итог, стоит отметить, что украинские тягачи ни в чем не уступают зарубежным седельным грузовикам, а в некоторых моментах даже превосходят их. Это связано с конструкцией двигательной системы машин-вездеходов и особенностей сборки. КрАЗ – это военно-гражданский транспорт, подтвердивший свою надежность временем.
Авторос Шаман
Производитель: «Авторос» — частная компания, выпускающая шины низкого и сверхнизкого давления, а так же серийный вездеход собственной конструкции.
Базовый автомобиль: уникальная разработка
Особенности: колесная формула 8×8 с полностью независимой подвеской, раздельным управлением тележками, автоматическая подкачка; гребной винт; центральное расположение водителя.
Ближайшие аналоги: серийные гражданские отсутствуют
«Авторос» — небольшое предприятие в Тверской области, вся жизнь которого развивается вокруг единственного вседорожника «Шаман». Первая попытка его создания в 2005 году не увенчалась успехом, но к 2012 все изменилось.
Инженеры спроектировали не только уникальный всепогодный герметичный кузов, но и ходовую, раздатку, подвеску, колеса. Все это — уникальные узлы, не имеющие аналогов даже в военной технике.
Для создания «Шамана» закупается только двигатель (Iveco), КПП и некоторые мелкие элементы. Прочее создается либо прямо на территории предприятия, либо у партнеров по собственным чертежам «Авторос».
При первом взгляде на машину это становится очевидно: в таком классе привычны грузовики, тяжелые военные колесные машины и утилитарные вездеходы специального назначения («Старатель»).
«Шаман» же напротив, среди снегоболотоходов никак не смотрится. Хотя для передвижения на нем кроме обычных прав, нужно удостоверение тракториста-машиниста категории АIII, машина просится скорее в разряд лимузинов.
Да это и есть внедорожный лимузин высшего класса: идеальная видимость, невероятная проходимость (блокировки мостов и раздельная подвеска + подкачка намекают), возможность подъема в гору до 45 градусов и боковая устойчивость на уклонах до 47…
А, ну да — внутри ничего не гремит и сделано по высшему классу. Просто, скромно и очень качественно. Подумаешь, двухспальный кожаный диван в «багажнике». А стоит при этом всего как обычный, уже не раз упомянутый «гелик».
Раздаточная коробка КрАЗ
Некоторые узлы и механизмы могут выглядеть и размещаться на разных моделях по-разному, в результате чего меняется даже сама общая схема КрАЗ
. Так коробка отбора мощности может компоноваться либо с основной КПП, либо с «раздаткой». На многих моделях она вообще отсутствует, либо ее функции выполняет та самая раздаточная коробка.
Другие узлы, при общем одинаковом предназначении и почти идентичном расположении сами устроены по-разному из-за появления новых конструктивных решений и особенностей эксплуатации. Упоминаемая раздаточная коробка КрАЗ, как раз и относится к их числу.
В стандартном варианте задача этого узла состоит только в распределении крутящего момента на разные оси автомобиля. То есть, устройство ее донельзя простое – картер, несколько валов с шестернями и подшипниками. Кременчугские грузовики стали одними из первых, где к перечисленным деталям стали добавлять еще и механизм межосевого дифференциала. Раздаточная коробка КрАЗ 255, 256 относится именно к этому экспериментальному разряду – на них подобная компоновка механизмов зарекомендовала себя настолько хорошо, что вопрос о ее дальнейшем «выходе в массы» просто не ставился.
О моделях вчерашних и нынешних
Это не первая модель КрАЗ-255 в масштабе 1:43. Достаточно давно мастерская «Киммерия» выпустила малую серию. Лет шесть назад вышла промышленная модель саратовско-украинского происхождения. Ещё одна модель КрАЗ-255 заявлена в планах у SSM/ АИСТ. Таким образом, две уже существующие модели не смогли удовлетворить всех желающих получить в коллекцию долгожданную модель «болотника».
По техническому заданию, при проектировании, модельный ряд включал не только «255-е» модели, но и предшествующие им КрАЗ-214 и сменившее на конвейере КрАЗ-255 новое семейство КрАЗ-260. Унификация семейств и бюджетная ниша моделей подразумевала некоторые компромиссы, на которые пришлось пойти сознательно. В частности, модель КрАЗ-255Б получила двойные воздушные ресиверы и их местоположение от КрАЗ-255Б1, так как на литьевых рамках уже не оставалось места для отливки отдельных деталей, а габаритные огни ПФ-10 на крыльях «255Б» пришлось выполнить вместе с крылом. Однако общий уровень «жертв унификации» заметно ниже в сравнении с предыдущими разработками НАПа.
Бюджетные ограничения не позволили применить прозрачные детали во всей оптике, что в случае с КрАЗом менее критично, так как у этого семейства оптика в целом не такая развитая в сравнении с более поздними автомобилями 1980-х и 1990-х годов, имевших большие и яркие фонари, габаритные огни и указатели поворотов.
Седельный тягач КрАЗ-64431 (T18.1)
Седельный тягач КрАЗ-64431 (T18.1) – автогрузовик с колесной формулой 6×4 используется для грузоперевозок по городским и международным автодорогам. Масса снаряженного и полного тягача 9,9 и почти 28 тонн соответственно. Нагрузка на ССУ – 18 тонн. Грузоподъемность около 32 тонн, в составе автопоезда 42 тонны. Дизельные V-образные 6-ти цилиндровые агрегаты мощностью 330 л.с (6501.10,ЯМЗ-6511) полностью соответствуют эконормам Евро-4. Сцепление – MFZ-430, ручная коробка передач. Две емкости для топлива по 250 литров. Максимально допустимая скорость – 90 км/ч.
Седельный тягач КрАЗ-64431 (T18.1) колесная формула 6х4
SHERP
Производитель: разработка Алексея Гарагашьяна, производится на 2 площадках — одноименной в России и «Квадро Интернешнл» на Украине.
Базовый автомобиль: оригинальная конструкция
Особенности: 1,6-метровые шины низкого давления с подкачкой от выхлопных газов, водонепроницаемости ходовой части
Ближайшие аналоги: Шатун, ТРЭКОЛ Лесник
От этой машины в восторге даже Top Gears. Да что там какой-то программе: по слухам, «Шерпы» используются спасателями в Канаде, США, Саудовской Аравии. А уж у них-то есть выбор.
Заслуженная популярность — результат отличной конструкции и превосходных ходовых качеств. И, конечно, скорость в 40 км/ч здесь не главное.
Благодаря уникальным шинам собственной разработки компании и системе перетока газов внутри от одного колеса к другому, «Шерп» не замечает любые препятствия до 70 сантиметров высотой, плавает за счет вращения колес с высоким протектором и легко форсирует как свежий снег, так и ледяную кашу.
Любой толщины или глубины. Вездеход идет поверху, аки на воздушной подушке. Так что утилитарный вид можно и простить.
Стоит мечта лесника вдвое меньше «Шамана», всего 6 миллионов. Но и «тащит» только 1 тонну, да и на дорогах общего пользования подобные шины выходят из строя мгновенно.
Пожалуй, поэтому и «Шерп», и его аналоги уступают в популярности снегоболотоходам на базе серийных автомобилей, вроде «Бронто» «Марш».
SHERP
Производитель: разработка Алексея Гарагашьяна, производится на 2 площадках — одноименной в России и «Квадро Интернешнл» на Украине.
Базовый автомобиль: оригинальная конструкция
Особенности: 1,6-метровые шины низкого давления с подкачкой от выхлопных газов, водонепроницаемости ходовой части
Ближайшие аналоги: Шатун, ТРЭКОЛ Лесник
От этой машины в восторге даже Top Gears. Да что там какой-то программе: по слухам, «Шерпы» используются спасателями в Канаде, США, Саудовской Аравии. А уж у них-то есть выбор.
Заслуженная популярность — результат отличной конструкции и превосходных ходовых качеств. И, конечно, скорость в 40 км/ч здесь не главное.
Благодаря уникальным шинам собственной разработки компании и системе перетока газов внутри от одного колеса к другому, «Шерп» не замечает любые препятствия до 70 сантиметров высотой, плавает за счет вращения колес с высоким протектором и легко форсирует как свежий снег, так и ледяную кашу.
Любой толщины или глубины. Вездеход идет поверху, аки на воздушной подушке. Так что утилитарный вид можно и простить.
Стоит мечта лесника вдвое меньше «Шамана», всего 6 миллионов. Но и «тащит» только 1 тонну, да и на дорогах общего пользования подобные шины выходят из строя мгновенно.
Пожалуй, поэтому и «Шерп», и его аналоги уступают в популярности снегоболотоходам на базе серийных автомобилей, вроде «Бронто» «Марш».
Общая характеристика седельных тягачей КрАЗ
Седельные тягачи даже сейчас считаются самыми выносливыми и проходимыми грузовиками. Современные модели позволяют не только перевозить тяжелые товары и развивать большие скорости, они также оснащены комфортабельной кабиной, где дальнобойщик может отдохнуть во время длительного рейса.
В следующем обзоре мы расскажем о модельном ряде КрАЗ, о предназначении и достоинствах этих грузовых автомобилей, а также укажем технические показатели и особенности конструкции.
Предназначение и преимущества
Седельная машина так названа из-за особенностей механизма. Ее емкость очень вместительна при серьезном КПД. Несмотря на свой незначительный вес, тягач способен заниматься транспортировкой тяжелых грузов. К нему присоединяют полуприцепы, прицепы и тралы, также можно перевезти продукцию большой массы всего за один рейс.
Ознакомиться с разнообразием седельных тягачей КрАЗ и их внешним видом можно здесь:
Несмотря на свои габариты и наличие прицепного устройства, КрАЗ отличается хорошей маневренностью, держит повороты и может передвигаться задним ходом даже с тяжелым грузом.
Особенности конструкции
Разработчики создают КрАЗ с высокими рабочими величинами, внушительными техническими характеристиками и дизельной двигательной системой. Для этих тягачей подходит не только топливо класса ЭКТО, но и обычная солярка.
Стоит выделить особенности конструкции:
- Турбонаддув имеют только современные версии.
- 6 или 8 чугунных цилиндров.
- 4 рабочих такта.
- Питание – ТНВД (механика).
- Охлаждение при помощи жидкости.
- Расположение двигателей V-образное (90 градусов).
- Цилиндры с автономной насосной станцией.
- Непосредственный прямой впрыск.
Некоторые детали алюминиевые, но это ни в коей мере не снижает надежность конструкции.
Бескапотная модель тягача КрАЗ
Технические характеристики
Если говорить о технических характеристиках седельного тягача КрАЗ, то стоит отметить следующие общие позиции:
- Пневматика – 220 мм с барабанным устройством.
- Оснащение резервным тормозом с пневмоприводом.
- Бак – 165 л. Расход – 38 л на сотню. Полного бака хватит на 400 км.
- Жесткая алюминиевая ошиновка.
- Максимальная скорость – 68 км/ч.
- Управление – механика, 5 ступеней.
- Руль с гидроусилителем.
Седельный тягач КрАЗ-6446 (Т17.0ЕХ) «БУРЛАК»
Седельный тягач КрАЗ-6446 (Т17.0ЕХ) «БУРЛАК» – полноприводный автогрузовик с колесной формулой 6×6 используется для грузоперевозок, как по обычным асфальтированным дорогам и трассам, так и по бездорожью. Масса снаряженного и полного тягача 11,3 и 28,4 тонны соответственно. Нагрузка на ССУ – 17 тонн. Грузоподъемность может доходить до 70 тонн. Дизельный 8-ми цилиндровый агрегат ЯМЗ-6581.10-06 мощностью 400 л.с полностью соответствуют эконормам Евро-4. Сцепление – ЯМЗ-184, ручная коробка передач. Две емкости для топлива по 250 литров. Максимально возможная скорость – 70 км/ч.
КрАЗ-6446 тип 3 (Т17.0ЕХ) “БУРЛАК” седельный тягач вездеход с колесной формулой 6х6
Седельный тягач КрАЗ-6443 (Т17.1Х)
Седельный тягач КрАЗ-6443 (Т17.1Х) – полноприводный автогрузовик с колесной формулой 6×6 используется для грузоперевозок по городским дорогам и трассам. Масса снаряженного и полного тягача 10,9 и 27,9 тонны соответственно. Нагрузка на ССУ – 17-20 тонн. Грузоподъемность 48 тонн, в составе автопоезда практически 59 тонн. Дизельные 6-ти цилиндровые агрегаты мощностью 362 л.с (ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-6521,ЯМЗ-6511) полностью соответствуют эконормам Евро-4. Сцепление – MFZ-430, ручная коробка передач. Две емкости для топлива по 250 литров. Максимально допустимая скорость – 75 км/ч.