Маркировка АКБ

Маркировка АКБ для легковых автомобилей

Вся необходимая информация наносится на корпус аккумулятора в соответствии стандарту. Российский, европейский и азиатский способ обозначения параметров отличаются. Приведем расшифровку маркировка АКБ разными производителями.

Маркировка аккумуляторов в России

В России маркировка автомобильных аккумуляторов происходит по ГОСТ 959-91. Первое число показывает количество банок, соединенных последовательно. Если автомобиль должен иметь батарею с выходным напряжением 12 В, элементов 6. Буквы обозначают тип АКБ – СТ – стартовый. Следующие цифры обозначают емкость – оптимально от 55 А-ч. буквы после цифр означают дополнительные сведения:

  • «З» — батарея залита электролитом, заряжена;
  • «Э» — корпус эбонитовый;
  • «Т» — корпус выполнен из термопласта.

Европейский стандарт маркировки АКБ

Европейские производители пользуются стандартом DIN (пятизначным)и FLT (девятизначным). Первые 3 цифры обозначают емкость аккумулятора, если вычесть 500. В пятизначном коде 2 цифры обозначают тип аккумулятора и его особенности. В девятизначном коде первые 3 цифры обозначают емкость, 3 последующих – конструктивные особенности, 3 крайних — 0,1 тока холодной прокрутки.

Маркировка АКБ из Японии и Кореи

Расшифровка маркировки аккумулятора из азиатских стран ведется по японскому стандарту JIS D 5301 “Lead-acid starter batteries”. Запечатанные необслуживаемые батареи здесь обозначены SMF. На картинке приведен пример обозначения аккумулятора Rocket SMF 85D26L. По европейской градации емкость этого АКБ 80 А-ч, резервная емкость 130 минут.

Американский стандарт маркировки АКБ

Маркировка американских АКБ для автомобилей соответствует стандарту SAE J537 (Society of Automotive Engineers). Код шестизначный. Первой указывается тип батареи – А, потом размер корпуса и полярность. Последние 3 цифры обозначают ток холодной прокрутки.

Мало расшифровать маркировку АКБ, необходимо знать взаимозависимость величин, указанных на этикетке. Главное, нужно правильно определить пусковой ток, чтобы сравнить приборы. При емкости аккумулятора до 90 А-ч, можно воспользоваться соотношением: ток SAE = 1.7*ток DIN

Информация на батареи

Существуют такие показатели батареи, которые, как правило, указываются всеми производителями. Если хотя бы чего-то из этого списка нет, это значительно уменьшает представление о свойствах аккумулятора, а потому такие варианты лучше не брать.

Вот что выносится на корпус батареи:

  1. Предупреждающие знаки.
  2. Количество банок.
  3. Маркировка значения номинального напряжения.
  4. Знаки полярности клемм.
  5. Наименование завода и его фирменный знак.
  6. Тип батареи по международному стандарту или стандартам.
  7. Маркировка значения емкости.
  8. Дата производства.

Все это дает четкое представление о возможностях аккумуляторной батареи и ее качестве. Разумеется, то, какая именно фирма произвела аккумулятор, играет не последнюю роль

Но важно знать, как расшифровать АКБ и надписи на ней

Какой вид аккумулятора достоин внимания при выборе

По электрическим параметрам модель надо выбирать по максимуму – запас по емкости и токоотдаче еще никому не мешал, особенно в период зимней эксплуатации. Ограничениями могут выступать конструктивные особенности, описанные выше, а также бюджет покупки – источники с высокими характеристиками стоят дороже. Также надо понимать, какие лимиты накладывает технология производства различных видов автомобильных аккумуляторов. Например, модные гелевые батареи имеют пониженную токоотдачу, и желание избежать дополнительных усилий при обслуживании могут привести к проблемам с пуском зимой.

Надежность, качество батарей определяется репутацией производителя

Из отечественных брендов можно обратить внимание на АКБ изготовителей:

  1. АкТех.
  2. «Тюменские аккумуляторы».
  3. Алькор.
  4. «Электроисточник».
  5. Tungstone.

Также в продаже присутствуют и другие отечественные изделия неплохого качества.

АКБ производства «Тюменские аккумуляторы» (Tyumen Battery).

Из зарубежных производителей хорошую репутацию имеют торговые марки, принадлежащие различным компаниям:

  1. Varta.
  2. Bosch.
  3. Mutlu.
  4. Atlas.
  5. Hyunday.

Это не полный список, на рынке автомобильной электрики предлагаются также другие бренды. В среднем импортные батареи дороже отечественных.

Выбор типа АКБ несложен, но к нему надо подходить ответственно. Бездумная покупка не добавит комфорта при эксплуатации машины, а привести к проблемам может легко.

Батареи азиатского производства

Для всего азиатского региона нет единого стандарта, но самым распространенным является стандарт JIS. Производители постарались максимально запутать покупателя в расшифровке кода. Азиатский тип самый сложный. Чтобы подвести показатели азиатской маркировки к европейским значениям, нужно знать определенные нюансы. Особенная разница – в показателях емкости. Например, 110 А*ч на корейской или японской АКБ равно около 90 А*ч на европейской батарее.

Стандарт маркировки JIS включает шесть символов, которые обозначают четыре характеристики:

  1. Первые две цифры указывают емкость. Следует знать, что указанное значение является произведением емкости на определенный коэффициент в зависимости от мощности стартера и других показателей.
  2. Второй символ – это литера. Буква указывает на размер и класс аккумулятора. Всего может быть восемь значений, которые указаны в следующем списке:
    • A — 125 × 160 мм;
  3. B — 129 × 203 мм;
  4. C — 135 × 207 мм;
  5. D — 173 × 204 мм;
  6. E — 175 × 213 мм;
  7. F — 182 × 213 мм;
  8. G — 222 × 213 мм;
  9. H — 278 × 220 мм.
  10. Следующие две цифры показывают размер аккумулятора в сантиметрах, как правило, это длина.
  11. Последний символ литеры R или L указывают на полярность.


Маркировка АКБ стандарт JIS Также в начале или в конце маркировки могут указываться различные аббревиатуры. Они указывают на тип аккумулятора:

  • SMF (Sealed Maintenance Free) – показывает, что батарея необслуживаемая.
  • MF (Maintenance Free) – обслуживаемая батарея.
  • AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая батарея по технологии AGM.
  • GEL – необслуживаемая батарея по технологии GEL.
  • VRLA – необслуживаемая батарея с клапанами для регулировки давления.

Российские аккумуляторы

У российских производителей аккумуляторных батарей зачастую все просто – на корпусе выбит код в виде даты производства этого АКБ. У брендов Тюменский медведь, Ямал, Batbear выбито шесть цифр в виде XXXXXX, где первые две цифры означают номер месяца, а последние четыре – год. Например, 012017 означает что аккумулятор был произведен в январе 2021 года.

На аккумуляторах производства (Зверь, Актех, Хорс, Орион, VSA, Solo, Duo Extra, X-stream Power) дата выпуска указана на корпусе в виде четырех цифр – XXXX, где первые две цифры означают порядковый номер месяца в году, а последние две цифры – непосредственно год выпуска. Например, код 0517 означает, что аккумулятор был изготовлен в мае (5-ый месяц) 2021 года.

Пример маркировки АКБ Зверь:

У АКБ производства «Курский аккумуляторный завод» и Исток все немного сложнее. Код состоит из двух групп числе вида XXXX XXXXXX, где первые четыре цифры – это номер производственной линии и код партии, а последняя цифра – номер бригады. Соответственно, сама дата зашифрована в цифрах с порядковыми номерами 5-9, где 5-ая цифра – последняя цифра года, 6-ая – полугодие, 7-ая – порядковый номер месяца в полугодии, 8-ая и 9-ая – число. Давайте разберем на примере: на корпусе АКБ выбит код 1295 712132, что означает, аккумулятор был изготовлен 13 февраля 2021 года 2-ой бригадой на 1-ой производственной линии и код партии 295.

Маркировка брендов Cobat и Titan состоит из 5 цифр вида XXXXX, где 1-ая цифра – день недели, 2-ая и 3-я – порядковый номер недели в году (от 01 до 53), 4-ая – год (в виде латинской буквы): 2013 (N), 2014 (Z), 2015 (P), 2021 (A), 2021 (S), 2021 (T), 2021 (X), 2020 (L) и 5-ая цифра – это номер смены. Пример: 104S1, что означает АКБ выпущена в понедельник, 4-ой недели 2021 года, 1-ой сменой.

Параметры маркировки аккумуляторных батарей

Впрочем, время нахождения на полках магазинов всё же имеет значение – ток саморазряда имеется у всех АКБ, независимо от типа. А значит, со временем даже новая батарея теряет некоторую часть своих полезных свойств. Чтобы этого не произошло, и нужно стремиться покупать только недавно выпущенные батареи, а для этого необходимо разбираться в маркировке автомобильных аккумуляторов.

Отметим, что время безопасного хранения зависит от типа аккумулятора, и приобретать батарею, пролежавшую сверх рекомендованного срока, крайне нежелательно.

Для обычных свинцово-кислотных АКБ это 6–10 месяцев, если пластины батареи легированы серебром – 12–15 месяцев, срок безопасного хранения кальциевых АКБ составляет порядка 2 лет. Но даже лучшие образцы, демонстрирующие способность не менять характеристики по прошествии трёх лет хранения, после истечения этого срока начинают деградировать.

Но где на автомобильном аккумуляторе указана дата выпуска? Увы, единого стандарта не существует. Каждый производитель размещает эту информацию там, где посчитает необходимым, а форматов отображения даты изготовления насчитывается около двух десятков.

Обычно год выпуска проставляют в следующих местах:

  • на основной этикетке;
  • сбоку, на специальной наклейке;
  • непосредственно на крышке батареи.

Существует также основная маркировка АКБ легковых автомобилей, на которой указываются важнейшие параметры батареи (ёмкость, пусковой ток, иногда габариты или исполнение корпуса).

Так, российский стандарт маркировки имеет следующий вид: 6СТ-55АПЗ. Цифра 6 указывает на количество секций, аббревиатура «СТ» – что это стартерная батарея, по следующим двум цифрам можно определить ёмкость. Буква «А» указывает на исполнение корпуса (общее с крышкой), «П» – что сепаратор изготовлен из полиэтилена («М» – сепаратор из мипласта, но такие уже давно не изготавливают), «З» – залитый электролитом.

Стандарт EN, принятый в Старом Свете, предполагает использование только цифрового обозначения, где важными являются 2–3 цифры (ёмкость) и две последние (ток холодной прокрутки, значение нужно умножить на 10).

Маркировка по стандарту SAEJ537 (США) имеет вид А34 750, где две цифры после буквы «А» означают номер группы, по которому можно определить габариты изделия, а три последние цифры – значение тока холодной прокрутки.

Аккумуляторы российского производства

Маркировка аккумуляторных батарей российского производства производится согласно ГОСТ 959-91. Значение условно делится на четыре категории, которые сообщают определенную информацию.

  1. Указывается количество элементов (банок) в корпусе батареи. Стандартным количеством является шесть. Каждый дает напряжение чуть больше 2В, что в сумме составляет 12В.
  2. Второе буквенное обозначение показывает тип аккумулятора. Для автомобильных это буквы «СТ», что означает «стартерная».
  3. Следующие цифры показывают емкость батареи в ампер-часах.
  4. Далее буквы могут указывать на материал корпуса и состояние батареи.


Маркировка АКБ российского производства

Последние буквы могут обозначать следующее:

  • А – общая крышка аккумулятора.
  • З – батарея заправлена электролитом и полностью заряжена.
  • Т – корпус сделан из термопласта.
  • М – корпус сделан из минеральной пластмассы.
  • Э – корпус из эбонита.
  • П – сепараторы из полиэтилена или микроволокна.

Значение пускового тока не указывается в маркировке, но его можно найти на других этикетках на корпусе. Для каждого типа аккумулятора разной мощности существует своя сила пускового тока, габариты корпуса и продолжительность разряда. Значения указаны в следующей таблице:

Тип аккумулятораСтартерный режим разрядаГабаритные размеры батареи, мм
Сила разрядного тока, АМинимальная продолжительность разряда, минДлинаШиринаВысота
6СТ-552552,5262174226
6СТ-55А2552,5242175210
6СТ-601803283182237
6СТ-66А3002,5278175210
6СТ-752253358177240
6СТ-77А3502,5340175210
6СТ-902703421186240
6СТ-110А4702,5332215230

Общие требования

Маркировка батарей зависит не только от производителя, но и типа устройства. Это связано с тем, что для установки на спецтехнику, легковые и грузовые авто устанавливаются разные АКБ. Кроме этого, на маркировку аккумулятора автомобиля влияет и страна, в которой он используется.

На батареях в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:

  1. Название производителя.
  2. Номинальный показатель напряжения.
  3. Емкость аккумулятора.
  4. Тип устройства, который может указываться в соответствии с требованиями сразу нескольких стандартов.
  5. Количество элементов питания, установленных в корпусе батареи.
  6. Дата выпуска, и чаще всего эта информация зашифрована.
  7. Полярность контактов.
  8. Предупреждающие символы, число которых зависит от изготовителя.

Маркировка азиатских АКБ (Япония, Корея)

В случае азиатских производителей ориентиром для маркировки является стандарт JIS.

Маркировка автомобильных аккумуляторов азиатских производителей

В таблице ниже приводятся основные показатели азиатских автомобильных аккумуляторов в зависимости от маркировки.

Модель аккумулятораЕмкость, А-ч (5ч / 20ч)Ток холодного запуска (-18 C), А
50B24R36 / 45390
55D23R48 / 60356
65D23R52 / 65420
75D26R60 / 75490 / 447
95D31R64 / 80622
30A19R(L)24 / 30
38B20R(L)28 / 36340
55B24R(L)36 / 46410
55D23R(L)48 / 60525
80D23R(L)60 / 75600
80D26R(L)60 / 75600
105D31R(L)72 / 90675
120E41R(L)88 / 110810
40B19R(L)30 / 37330
46B24R(L)36 / 45330
55B24R(L)36 / 45440
55D23R(L)48 / 60360
75D23R(L)52 / 65530
80D26R(L)55 / 68590
95D31R(L)64 / 80630
Модель аккумулятораЕмкость, А-ч (5ч/20ч)Ток холодного запуска (-18 C), А

Если выбираете себе АКБ, то можете прочитать про корейский аккумулятор Solite.

Европейская

В Европе используют для маркировки один из двух стандартов: DIN (немецкий) или ETN (международный). Часть маркировки в стандартах совпадает, но часть и различается (примером послужит немецкий – 55519, международный – 555065043):

  1. Значения совпадают, и первая цифра обозначают автомобильную группу и классификацию номинальной ёмкости (5 – от 1 до 99 А-ч).
  2. Две следующие цифры указывают ёмкость АКБ (55А-ч).
  3. В третьей цифре стандарты уже различаются в маркировке: в немецком стандарте используются 2 цифры (19), а в международном – 3 (065). Но означают они одно – исполнение аккумуляторной батареи.
  4. Цифры 043 (ETN) показывают значение тока холодной прокрутки – но не весь, а только 0.1.

Маркировка аккумуляторных батарей для автомобилей

Расшифровка обозначения аккумуляторной батареи по ГОСТ 959-2002:

55А
число последо­вательно соединенных аккумуляторов в АКБ, характеризует номинальное напряжение назначение батарей по функцио­нальному признаку:

СТ — стартерная;

номинальная емкость в ампер-часах (А*ч)исполнение: А — с общей крышкой; З — необслуживаемая, залитая электролитом и полностью заряженная АКБ (отсутствие- сухозаряженная);

Э — корпус-моноблок из эбонита;

Т — корпус-моноблок из термопластичной пластмассы;

М — сепаратор типа мипласт из поливинилхлорида;

П — сепаратор-конверт из полиэтилена.

Пример расшифровки обозначения АКБ по ГОСТ 959-2002:

6СТ-60Ашесть аккумуляторов (ячеек) — напряжение 12 В, стартерная, номинальная емкость 60 А*ч, с общей крышкой без электролита -сухозаряженная
6CТ-60АЗшесть аккумуляторов (ячеек) — напряжение 12 В, стартерная, номинальная емкость 60 А*ч, необслуживаемая, залитая электролитом и полностью заряженная
6СТ-100 АПЗшесть аккумуляторов (ячеек) — напряжение 12 В, стартерная, номинальная емкость 100 А*ч, необслуживаемая, залитая электролитом и полностью заряженная

Расшифровка обозначения аккумуляторных батарей по ГОСТ Р 53165-2008:

6СТ55N
число последовательно соединенных аккумуляторов в АКБ, характеризует номинальное напряжение 12 В назначение батарей по функциональному признаку:

СТ — стартерная.

номинальная емкость в ампер-часах (А*ч)конструкторско-технологическое исполнение: N — с нормальным расходом воды; L — с малым расходом воды;

VL — с очень малым расходом воды;

VRLA — с регулирующим клапаном.

Пример расшифровки обозначения АКБ по ГОСТ Р 53165-2008:

6 СТ-60Nшесть аккумуляторов (ячеек) — напряжение 12 В, стартерная, номинальная емкость 60 А*ч, с нормальным расходом воды
6 CТ-60Lшесть аккумуляторов (ячеек) — напряжение 12 В, стартерная, номинальная емкость 60 А*ч, с малым расходом воды

Общие требования

Маркировка батарей зависит не только от производителя, но и типа устройства. Это связано с тем, что для установки на спецтехнику, легковые и грузовые авто устанавливаются разные АКБ. Кроме этого, на маркировку аккумулятора автомобиля влияет и страна, в которой он используется.

На батареях в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:

  1. Название производителя.
  2. Номинальный показатель напряжения.
  3. Емкость аккумулятора.
  4. Тип устройства, который может указываться в соответствии с требованиями сразу нескольких стандартов.
  5. Количество элементов питания, установленных в корпусе батареи.
  6. Дата выпуска, и чаще всего эта информация зашифрована.
  7. Полярность контактов.
  8. Предупреждающие символы, число которых зависит от изготовителя.

Основные стандарты маркировки

Автолюбители должны понимать расшифровку маркировки аккумуляторов, соответствующую нескольким стандартам.

Кроме батарей отечественных производителей, на рынке присутствуют американские, европейские и азиатские.

Их обозначение имеет некоторые нюансы, которые необходимо знать.

Отечественные батареи

В России маркировка АКБ регламентирует ГОСТ 959-91. Она имеет вид «А Б С Д».

Входящие в ее состав литеры расшифровываются следующим образом:

  • А – число элементов питания, входящих в состав батареи;
  • Б – тип АКБ;
  • С – емкость прибора;
  • Д – материал, из которого изготовлен аккумулятор.

В качестве примера можно взять маркировку 6СТ-60 АПЗ.

Надпись позволяет узнать, что это стартерная батарея, емкость которой составляет 60 А*ч.

Рекомендуем:  Маркировка и дата выпуска аккумулятора Varta

  • Она содержит шесть элементов питания (банок).
  • Последние три цифры указывают на конструктивные особенности аккумулятора:
  • А – общая крышка;
  • П – сепаратор изготовлен из полиэтилена;
  • З – батарея залита и заряжена.

Показатель пускового тока в отечественном стандарте не входит в основную маркировку и обычно указывается отдельно.

Европейский стандарт

Производители из Европы используют обозначения в соответствии с немецким стандартом DIN либо международным ETN.

В результате некоторые параметры совпадают, а часть отличается. Согласно требованиям DIN, обозначение батареи состоит из пяти цифр (560 19), а в соответствии с ETN – имеет девятизначный код (560 059 042).

В каждом из этих стандартов первые три цифры обозначают номинальный показатель емкости АКБ. Определить его значение можно, вычитая из трехзначного числа 500. Таким образом, маркировка автомобильных аккумуляторов 560 19 (DIN) и 560 059 042 (ETN) показывает, что их емкость составляет по 60 А*ч.

Две или три следующих цифры, в зависимости от стандарта, указывают на конструктивное исполнение батареи. ETN предполагает наличие еще одной тройки цифр, обозначающих показатель тока «холодной прокрутки». Для определения этого значения цифры необходимо умножить на 10. В приведенном примере (560 059 042) показатель тока составляет 420 А.

Американский и азиатский стандарты

Азиатские производители используют для обозначения своих продуктов стандарт JIS. Следует признать, что система маркировки довольно сложная, но автовладельцам следует разобраться со всеми нюансами.

Обозначение АКБ азиатских компаний состоит из 6 символов, например, 75В24L:

  1. Первые две цифры показывают емкость батареи, но номинальный параметр необходимо умножить на специальный коэффициент.
  2. Литера говорит о форме устройства и соотношение его размеров.
  3. Две следующие цифры указывают на длину аккумулятора в сантиметрах.
  4. Последняя литера показывает расположение клеммы «минус» и может иметь лишь два значения – L или R.

Рекомендуем:  Срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации

Чтобы разобраться в маркировке азиатских АКБ, стоит воспользоваться таблицей:

Американские компании чаще всего используют для обозначения стандарт SAE, но возможны иные варианты. Чаще всего маркировка этих продуктов содержит одну литеру и пять цифр, например, А34650.

Расшифровывается она следующим образом:

  1. Буква обозначает тип батареи.
  2. Две следующие цифры показывают размеры агрегата.
  3. Последние цифры – номинальное значение тока «холодной прокрутки» в амперах.
  1. Также на АКБ указывается дата ее выпуска и проще всего расшифровываются обозначения отечественных компаний — первые две цифры показывают месяц, а последние — год производства.
  2. С датой выпуска импортной продукции разобраться значительно сложнее, так как все производители используют собственное обозначение.
  3. Эта маркировка может включать в себя не только месяц и год, но также завод, тип заказа и даже номер конвейера.

Типы маркировки АКБ

Маркировка аккумуляторов делятся на несколько типов, и для каждой страны введено свой порядок расположения цифр. Но при любом расположении цифр на батареях указана информация, о:

Расшифровка маркировки АКБ

  • Ёмкости;
  • Напряжении;
  • Фирме-изготовителе;
  • Дата (год выпуска);
  • Полный вес;
  • Полярности;
  • Уровне электролита;
  • Токе холодной прокрутки (далее ТХП).

При расшифровке, потенциальный покупатель получит информацию о выбранном аккумуляторе с изделия, и будет возможность проверить слова консультанта, а это означает, что «нечистым на руку» продавцам не получится обмануть клиента.

Маркировка АКБ делится на 4 типа.

АКБ европейского производства

Европейские производители для маркировки пользуются двумя стандартами:

  1. ENT (European Typical Number) – считается международным.
  2. DIN (Deutsche Industri Normen) – используется в Германии.

Стандарт ENT

Код международного европейского стандарта ENT состоит из девяти цифр, которые условно делятся также на четыре части.

  1. Первая цифра показывает примерный диапазон емкости батареи:
    • «5» – диапазон до 99 А*ч;
  2. «6» – в пределах от 100 до 199 А*ч;
  3. «7» – от 200 до 299 А*ч.
  4. Следующие две цифры указывают на точное значение емкости аккумулятора. Например, «75» соответствует 75 А*ч. Также узнать емкость можно, отняв от первых трех цифр 500.
  5. Три цифры после указывают на конструктивные особенности. Цифры от 0-9 показывают материалы изготовления корпуса, полярность, тип батареи и другое. Более точно о значениях можно узнать из руководства по эксплуатации.
  6. Следующие три цифры показывают значение пускового тока. Но чтобы его узнать, необходимо произвести некоторые математические вычисления. Нужно две последние цифры умножить на 10 или просто прибавить 0, и тогда получится полное значение. Например, номер 030 означает, что пусковой ток равен 300А.


Маркировка АКБ по стандарту ENT Кроме основного кода, могут присутствовать и другие указатели на корпусе батареи в виде пиктограмм или рисунков. Они показывают совместимость АКБ с разным оборудованием, назначение, материалы изготовления, наличие системы “Старт-Стоп” и так далее.

Стандарт DIN

Популярные немецкие аккумуляторы Bosch соответствуют стандарту DIN. В его коде имеется пять цифр, обозначение которых немногим отличается от европейского стандарта ENT.

Цифры условно делятся на три группы:

  1. Первая цифра указывает диапазон емкости батареи:
    • “5” – до 100 А*ч;
  2. “6” – до 200 А*ч;
  3. “7” – свыше 200 А*ч.
  4. Вторая и третья цифры указывают на точную емкость батареи. Нужно произвести те же вычисления, что и в европейском стандарте – от трех первых цифр отнять 500.
  5. Четвертая и пятая цифры указывают на класс АКБ по габаритам, полярности, типу корпуса, крепежей крышки и внутренних элементов.

Информацию о пусковом токе также можно найти на корпусе батареи отдельно от маркировки.

Устройство и электрохимические типы

Главный принцип работы АКБ – постоянная химическая реакция для накопления, отдачи и восстановления электрического тока. Наиболее популярная и востребованная схема – погруженные в водный раствор серной кислоты (электролит) металлические пластины, изготовленные из губчатого свинца (Pb) и его диоксида (PbO2).

Они чередуются и физически разделены сепараторными перегородками. Диоксид свинца обладает сильными окислительными свойствами, изначально несет положительный заряд (анод) и обеспечивает стабильную отдачу энергии под нагрузкой. Отрицательно заряженный свинцовый электрод (катод) поддерживает общую реакцию электролитического растворения металлов и способствует эффективному восстановлению емкости при подключении зарядного тока.

Важно знать, что стандартная автомобильная батарея на 12В – это комплектное устройство, которое состоит из 6 самодостаточных аккумуляторов по 2В («банок»), которые последовательно соединены в единую энергосистему для получения суммарного напряжения. Выход из строя одного элемента нарушает общую работоспособность

Обслуживаемые модели дополнены крышками на каждой банке для контроля уровня электролита и долива воды. Малообслуживаемые изготовлены по технологиям SMF (герметично запечатанный) и VRLA (клапан для стравливания избыточного давления).

Азиатский стандарт

Имеет название JIS и является одним из самых сложных ведь общего стандарта маркировки аккумуляторов «азия» нет. Может быть сразу несколько вариантов (старый или новый тип) обозначения размеров, мощности и других характеристик. Для точного перевода значений из азиатского стандарта в европейский необходимо пользоваться специальными таблицами соответствий. Также нужно помнить, что указанная на азиатском аккумуляторе емкость отличается от аналогичной на европейских АКБ. Например, 55 А·ч на японской или корейской батарее соответствует лишь 45 А·ч на европейской.

Расшифровка маркировки на аккумуляторе автомобиля стандарта JIS

В самой простой трактовке стандарт JIS D 5301 состоит из шести символов. Они означают:

  • первые две цифры — емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера);
  • третий символ — буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры (его описание смотрите ниже);
  • четвертый и пятый символ — число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в ;
  • шестой символ — буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.

Что касается третьей буквы в обозначении, то они означают ширину и высоту аккумулятора. Иногда может отображать форм-фактор или размер боковой поверхности. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) — от A до H:

Маркировка автомобильного АКБ азиатского стандарта на примере аккумулятора Rocket

  • A — 125 × 160 мм;
  • B — 129 × 203 мм;
  • C — 135 × 207 мм;
  • D — 173 × 204 мм;
  • E — 175 × 213 мм;
  • F — 182 × 213 мм;
  • G — 222 × 213 мм;
  • H — 278 × 220 мм.

Азиатские размеры могут отличаться в пределах 3 мм.

Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или электролит невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, так само как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.

Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие «азиатские» клеммы или стандартные европейские.

Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:

  • N — открытая с нерегламентированным расходом воды;
  • L — открытая с малым расходом воды;
  • VL — открытая с очень малым расходом воды;
  • VRLA — открытая с регулирующим клапаном.

Азиаткий стандарт (старого типа) аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.

Ниже приведена таблица соответствий размеров, массы и пусковых токов различных азиатских аккумуляторов.

Аккумуляторная батареяЕмкость (Aч, 5ч/20ч)Ток холодного запуска (-18)Общая высота, ммВысота, ммДлина, ммМасса, кг
50B24R36 / 45390
55D23R48 / 60356
65D23R52 / 65420
75D26R (NS70)60 / 75490/447
95D31R (N80)64 / 80622
30A19R(L)24 / 301781621979
38B20R(L)28 / 3634022520319711,2
55B24R(L)36 / 4641022320023413,7
55D23R(L)48 / 6052522320023017,8
80D23R(L)60 / 7560022320023018,5
80D26R(L) NX110-560 / 7560022320025719,4
105D31R(L)72 / 9067522320230224,1
120E41R(L)88 / 11081022820640228,3
40B19 R (L)30 / 37330
46B24 R (L) NS6036 / 45330
55B24 R (L)36 / 45440
55D23 R (L)48 / 60360
75D23 R (L)52 / 65530
80D26 R (L)55 / 68590
95D31 R (L)64 / 80630

Итоги

Всегда выбирайте аккумуляторную батарею в точном соответствии с требованиями производителя вашего авто. Особенно это актуально для значений емкости и пускового тока (особенно в “холодного”). Что касается торговых марок, то лучше покупать более дорогие или АКБ из среднего ценового диапазона. Это обеспечит их продолжительную эксплуатацию, даже в сложных условиях. К сожалению, многие иностранные стандарты, в соответствии с которыми выпускаются аккумуляторные батареи, не переведены на русский язык, и более того, предлагаются в интернете за немалые деньги. Однако в большинстве случаев приведенной выше информации вам будет достаточно для того, чтобы правильно выбрать аккумулятор для своего автомобиля.

Предлагаемый ассортимент

Каждая аккумуляторная батарея может иметь определённый размер, габаритные, технические и эксплуатационные характеристики. Это также влияет и на срок службы тюменского автомобильного аккумулятора.

Выбрать среди широкого ассортимента предприятия не так просто. В арсенале завода имеется внушительное количество АКБ с разными ёмкостью, пусковым током и прочими характеристиками. Покупатель при подборе должен учитывать размер посадочного места, полярность, необходимую мощность и потребляемый ток для пуска двигателя.

В рамках ассортимента марки «Тюмень» представлены как необслуживаемые, так и классические обслуживаемые аккумуляторы.

В общей сложности ассортимент насчитывает порядка 50 разновидностей АКБ для разных нужд и потребностей, включая оснащение автомобилей. По ёмкости это могут быть батареи от 38 до 230 Ач.

На выбор представлены источники питания такого типа:

  • стартерные для легковых автомобилей;
  • стартерные АКБ для грузовиков и спецтехники;
  • батареи стартерного типа для мототехники;
  • для тепловозов;
  • тяговые батареи;
  • стационарные источники питания.

Наибольший интерес представляют именно автомобильные стартерные аккумуляторы:

  1. Premium. Это модельный ряд АКБ, который получил название «Тюмень Премиум». Каждый аккумулятор имеет точно выверенные размеры и характеристики. Серия отличается увеличенным сроком службы и пусковым током. Батареи устойчивы к глубокому разряду. В АКБ серии Премиум добавляют серебро и применяют технологию Double Side Pasting. Диапазон ёмкости от 50 до 230 Ач.
  2. Asia. «Тюмень» также предлагает и источники питания, соответствующие стандарту JIS. Предназначены они для установки на японские, корейские авто. Имеют диапазон ёмкости от 38 до 95 Ач. Качественные, недорогие, стабильные и долговечные.
  3. Standart. А вот батареи серии Стандарт подойдут тем, кто хочет получить недорогую, но качественную АКБ. Рекомендуются к использованию на отечественных машинах и иномарках в комплектации не выше среднего уровня. АКБ соответствуют евростандартам, выдерживают суровую российскую зиму. Хотя отзывы о них противоречивые.
  4. «Сибирь». Есть в ассортименте и АКБ «Сибирь». Отличаются высоким пусковым током. Оптимально подходят для дизельных и бензиновых двигателей, эксплуатируемых в условиях низких температур. Отлично переносят морозы. Производитель заявляет об увеличенном числе циклов заряда-разряда. По ёмкости бывают от 60 до 200 Ач.
  5. «Тайга». Если говорить про модельный ряд «Тайга», то тут можно выделить адаптированность батарей к эксплуатации в условиях крайнего севера. Это стартерные свинцово-кислотные АКБ. В них нет ничего лишнего. Только максимальный пусковой ток и высокая надёжность. Подходят батареи для отечественных машин и иномарок. Ёмкость бывает от 56 до 195 Ач.

Учитывая диапазон ёмкости, в каждой линейке представлен внушительный перечень доступных аккумуляторных батарей.

Это полностью необслуживаемые АКБ с отличными техническими и эксплуатационными характеристиками. Для сборки таких аккумуляторов используется итальянское и корейское оборудование.

Типы корпусов – Азия, Европа, Америка

Среди автомобилистов распространенно заблуждение, что аккумулятор с жидко-абсорбированным электролитом (AGM) и его гелиевый аналог (GEL) – это однотипные АКБ с идентичными технико-эксплуатационными свойствами. Это не так! Второе ошибочное мнение – азиатские батареи отличаются от европейских и американских полярностью за счет левой «плюсовой» клеммы.

У всех серьезных производителей независимо от «географии» в модельном ряду присутствуют АКБ с обратной («0») и прямой («1») полярностью для максимально широкого охвата профильного рынка. Реальные же различия имеют только конструктивную основу и не связаны с направлением электрохимических процессов внутри батареи.

Диаметр клемм

Единого стандарта для аккумуляторных клемм нет

При подборе батареи для авто надо уделить внимание и этому элементу конструкции

Под зажим

Если в автомобиле для подключения АКБ предусмотрены зажимные терминалы, то существует два варианта клемм:

  • стандарт А (европейский);
  • стандарт B (азиатский).


Размеры клемм стандарта A и B.

В обоих стандартах плюсовой вывод выполнен с увеличенным диаметром. Это позволяет снизить вероятность ошибки при подключении. В России выпускаются АКБ, соответствующие стандарту А.

Резьбовые крепления

Если конструкция автомобиля предусматривает болтовое крепление выводов (что менее удобно, но более надежно), то здесь также существует несколько разновидностей коннекторов:

  • стандарты F и G (применяются в машинах североамериканской разработки) – штырь или отверстие с резьбой соответственно;
  • стандарт Т (российский) – отверстие с резьбой под болт.


Стандарты резьбовых терминалов.

Также существуют менее распространенные стандарты для автомобилей, а также системы подключения для мотоциклов, промышленных систем и т.п.

Тип крепления

Также батареи различаются по типам крепления при установке на штатное место. Отечественные машины и авто азиатских разработчиков крепятся скобой, которая обхватывает корпус АКБ сверху. Конструкции европейских разработчиков автомобилей предусматривают крепление батареи снизу.

Типы крепления АКБ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий