Задние крылья
После проверки крыши переходим на задние крылья
Особое внимание уделяем местам, которые отмечены на картинке. Если толщиномер показал, что в данных местах есть следы ремонта (толщина больше чем эталонная), это свидетельствует нам о том, что скорее всего крыло резалось
После серьезных аварий, когда повреждаются ребра жесткости, крыло не целесообразно вытягивать, рихтовать и красить. Проще и дешевле отрезать поврежденную деталь, заменить на новую и покрасить. Убедиться в этом можно вскрыв скрытые полости в багажном отсеке, отогнув обшивку и заглянув под нее. Там мы обнаружим не заводской герметик, скорее всего следы коррозии и не заводскую сварку.
Внимательней проверяйте сферические части кузова, а именно арки крыла. Они наиболее подвержены внешним воздействиям, и в случае ремонта их часто ремитируют с помощью шпаклевки, т.к. с обратной стороны крыла проходят ребра жесткости, которые мешают произвести качественный ремонт.
Обратите внимание на лючок бензобака, обычно по нему подбирают цвет для покраски кузовных элементов автомобиля. Если обнаружите следы снятия лючка бензобака, значит с 99,9 % уверенностью можно сказать — на автомобиле есть крашенные элементы
Силовые элементы
Вне зависимости от того, нашли вы на дверях следы ремонта или нет, обязательно нужно проверить дверные проемы (центральные стойки, пороги и внутренние арки), они относятся к силовой конструкции кузова и отвечают за геометрию автомобиля. В случае бокового удара стойка принимает весь удар на себя, если обнаруживается, что стойка ремонтировалась, имеет не заводские швы, присутствует шпаклевка, лучше сразу отказаться от такого автомобиля.
Если у вас есть какие-либо сомнения по дверным проемам, снимите резиновый уплотнитель и убедитесь в том, что под ним везде находится точечная заводская сварка. Если под уплотнителем сварка в каких-то местах отсутствует, значит был произведен ремонт.
Правила выбора экспертной компании
Для получения объективной оценки важно заключить договор с организацией, прошедшей аккредитацию, имеющей документы на осуществление профессиональной деятельности. При выборе компании следует учитывать опыт работы, количество штатных сотрудников, процент успешно проведенных экспертиз, вид программного обеспечения, используемого для технического осмотра транспортных средств
Оценщик не должен быть в списке страховщика по ОСАГО. Сотрудничество с посреднической компанией может привести к занижению цены необходимых ремонтных работ.
Получение денежной компенсации от страховой фирмы не проводится без профессиональной оценки механических повреждений автомобиля после ДТП. Водители вправе обратиться к услугам независимых экспертов для вынесения объективного решения. Стоимость работ зависит от сложности технического исследования, характера дефектов. При получении неудовлетворительных результатов заключение подлежит оспариванию и проведению повторной экспертизы.
Выправление небольших вмятин
Кузовной ремонт кузова автомобиля, практически никогда не обходится без работ по устранению деформаций в виде вмятин. Причём, чаще всего, это именно вмятины, т.к. сам корпус машины выпуклый, и внешние воздействия чрезмерной силы создают деформации именно в виде вмятин вовнутрь.
Совсем небольшие дефекты (неглубокие вмятины, на ровной поверхности) исправить проще всего. Их даже называют «хлопуны», из-за характерного поведения при восстановлении – достаточно нагреть или механически воздействовать с обратной стороны, они с характерным хлопком возвращаются в исходное состояние.
Ремонт уже более серьёзных повреждений требует полного снятия лакокрасочного покрытия. Для этой цели удобно использовать шлифовальную машинку, с соответствующей насадкой. Главное не перегревать металл (не доводить до посинения), иначе у него меняются свойства.
Другое дело, когда по периметру вмятины вытянулся металл достаточно сильно (глубокая вмятина). Здесь необходимо «провести» его обратно, чтобы он вернулся к первоначальному виду. Т.е. воздействовать, необходимо начиная с периметра, плавно выводя поверхность к первоначальному виду. Для этой цели потребуется небольшая наковальня и резиновая киянка (или деревянный молоток). Железным молотком пользоваться нежелательно, поскольку он сам производит деформации жести.
Наковальня прикладывается к внешнему краю вмятины, а изнутри, воспользовавшись киянкой, металл возвращают на его «законное» место.
Основные методы диагностики кузова
Определение основных характеристик кузова и выявление тех, которые не соответствуют параметрам, – одни из первоочередных задач диагностики при продаже автомобиля. В любой машине можно заменить любую деталь, любой агрегат, любой узел, только не кузов.
В настоящее время существует множество методов выявления состояния автомобиля, которые дают возможность узнать не только о повреждениях и нештатном состоянии лакокрасочного покрытия, но и об участках, где были выправлены деформации металла, рассмотреть сварные швы и какие либо добавочные усиления кузова.
Если перекрасить автомобиль, то это никак не повлияет на crash-устойчивость, а если нарушить геометрию кузова, то это может cоздать условия для угрозы жизни как водителя, так и пассажиров в случае последующего ДТП. И это достаточно понятный статистически оправданный факт. При покупке автомобиля в первую очередь необходимо проводить профессиональную оценку его кузова, особенно в случаях вторичного рынка. В результате создается соответствующий инспекционный лист, так называемый оценочный документ.
Восстановление сильных деформаций
Когда металл вытянут слишком сильно, предыдущим методом выправить его будет довольно затруднительно. Но также потребуется удалить лакокрасочное покрытие. Кроме того, кузовной ремонт автомобиля такого типа потребует наличия промышленного фена и/или аппарата точечной сварки с различными графитовыми электродами.
Сам процесс аналогичен предыдущему – необходимо выправлять вмятину от периметра, приближаясь к центру. Только уже используется не киянка и наковальня, а точечный нагрев металла, а затем уже механическое воздействие. В процессе нагрева он становится более пластичен и податлив. Степень нагрева подбирается опытным путём.
Если использовать промышленный фен – то тут сложностей не ожидается
Однако когда применяется точечная сварка – необходимо внимание, иначе можно прожечь металл насквозь. Форма электрода зависит от формы самой вмятины – круглые удобно исправлять круглым электродом, а длинные – широким
Порядок проведения экспертизы
После возникновения аварийной ситуации автовладелец должен выбрать компанию для проведения осмотра поврежденного транспортного средства. До начала технического исследования водитель предоставляет необходимые бумаги: документ, удостоверяющий личность, свидетельство о регистрации и паспорт машины, протокол дорожного происшествия, страховку. Этапы независимой оценки автомобиля после ДТП:
- Фиксация механических повреждений на фото-, видеокамеру.
- Составление акта с описанием полученных дефектов, изношенных деталей.
- Составление сметы рыночной цены сломанных частей, услуг за ремонтные работы.
- Выдача заключения с указанием результатов экспертизы.
Таблица. Неисправности кузова и их исправление
№ пп | Неисправность | Причина неисправности | Способы устранения |
1 | Вмятины на деталях кабины и оперения. | Остаточной деформации металла при ударах. | Методом вытягивания. |
2 | Износы отверстий и поверхностей. | Результат трения деталей при движении автомобиля. Ускоренному износу способствует ослабление крепления деталей. | Заварка отверстий, наплавкой поверхностей или замена изношенного участка детали. |
3 | Нарушение целостности металла (трещины, разрывы и пробоины, обрывы). | Перенапряжение металла в результате ударов и изгибов, а так же вследствие непрочного соединения узлов и деталей. | Сварка, постановка заплат, вставок, замена части детали или полная замена детали. |
4 | Нарушение сварных, клепанных и болтовых соединений. | Результат действия на кабину и определение знакопеременных нагрузок при движении автомобиля. | Сварка, клепка, восстановление резьбы и заменой болтов. |
5 | Деформации узлов или профиля. | Либо результат длительного воздействия нагрузок при нормальной эксплуатации автомобиля, либо результат аварийных повреждений. | Прогибы и перекосы устраняют правкой с помощью механических или гидравлических приспособлений, скручивание деталей устраняют правкой или заменой детали, а растянуты или стянутые поверхности правят холодным способом или с нагревом. |
6 | Коррозия металлических частей. | Нарушение лакокрасочных покрытий, механических воздействий, нарушение технологии окраски при ремонте автомобильной техники. Коррозия бывает равномерная, когда металл разрушается равномерно по всей поверхности, или местная, тогда металл разрушается на отдельных участках. Местная коррозия обнаруживается по темным местам или черным точкам на металле и является наиболее опасной, так как в короткий срок приводит к разрушению металла с образование сквозных отверстий. | Устраняется химическим или механическим способом, постановкой заплат, заменой части детали, пораженной коррозией. |
Мелкие вмятины
Зачастую начинают ремонт кузова авто только из-за наличия множества мелких повреждений. Хотя контроль остальных пунктов это не отменяет.
С другой стороны, если деформации небольшие, без вытягивания металла и разрывов, да ещё и там, где нет рёбер жёсткости, то их можно исправить, не прибегая к последующей покраске. Это достигается восстановлением исходной формы механическим путём с сохранением лакокрасочного слоя, но это сложная и длительная работа.
Когда же требуется сварка или замена детали, то без покраски уже не обойтись. Зато можно действовать более простыми методами, а результат также позволит обойтись без шпатлёвки. Хотя если это не принципиально – то можно и ещё упростить процедуру, но уже ближе к покраске.
Этапы диагностики кузова
Диагностика кузова автомобиля состоит из следующих этапов: – необходимо определить VIN-маркировку кузова и сравнить ее с образцом производителя; – далее определить нужно действительный возраст кузова (точная дата выпуска автомобиля) и изменения в VIN-маркировке корпуса машины; – на третьем этапе проводится пошаговая проверка параметров кузова в проблемных местах.
Если многократно и повсеместно сканировать толщину лакокрасочного покрытия (это возможно при помощи ферромагнитных материалов, алюминия и латуни), то можно определить и зоны коррозионного разрушения целостности корпуса. Проводить такого рода экспертизы теперь возможно, так как существует множество современного высокотехнологичного и мобильного оборудования.
Определяем деффекты кузова авто толщинометром
На практике все оказывается намного печальнее, тот автомобиль, который на первый взгляд не был битым, ранее уже побывал в ДТП, но как же определить историю автомобиля без траты лишних сил и нервов? Все очень просто! Можно, конечно, прибегнуть к своим тактильным ощущениям — поводить рукой по кузову, прочувствовать, что называется, лакокрасочное покрытие, его ровность и гладкость, но этот метод дает далеко не стопроцентный результат… Можно обстучать кузов авто, если в некоторых местах стук будет немного приглушенным — это тоже верный признак того, что это место подверглось шпатлевке, и покраске. Трещины на лобовом стекле также могут рассказать об аварийном прошлом автомобиля. Да и, в конце – концов, просто — напросто можно увидеть некие отличия в оттенках краски…
Самый же надежный и безопасный для самого автомобиля метод по выявлению кузовных дефектов — это использование специального прибора, похожего на обычный маркер, известного как толщиномер лакокрасочного покрытия и представляющего собой сверхчувствительный детектор лакокрасочного покрытия. Подобный прибор электро независим; достаточно маленький, удобный в работе, а также характеризуется многолетней безаварийной и безотказной работой.
С помощью толщиномера можно определить, бывала ли машина участником ДТП, а также установить, заводской лак или авто было перекрашено; число лакокрасочных слоев; какие элементы меняли и лакировали, а какие были выровнены, а затем шпатлеваны; толщину слоя шпатлевки.
Крышка багажника
Далее проверяем крышку багажника, смотрим на болты крепления, они должны быть не повреждены и окрашены в цвет кузова. Сорванные шлицы на болтах крепления говорят нам о том, что крышка демонтировалась. Сниматься она может в нескольких случаях: под покраску либо для удобства кузовного ремонта, к примеру, она может сниматься для выпрямления заднего крыла с внутренней стороны.
Бывали случаи, когда после ДТП на разборке находят кузовные элементы в цвет машины и устанавливают их на место поврежденных, толщиномер не сможет определить подмен
Поэтому обязательно обращаем внимание на крепежные элементы
Важным индикатором в автомобиле, по которому можно выявить следы ремонта, является герметик. На заводе его наносят автоматически, оригинальным швом, по периметру каждого кузовного элемента. После ремонта кузовной детали такой-же шов нанести не получится
Поэтому на всех кузовных элементах обязательно обращаем внимание на слой герметика. Незаводской герметик достаточно легко продавливается ногтем и в случае нанесения толстого слоя при нажатии на него выдавливается из-под краски
В багажном отсеке обязательно отгибаем половичок, достаем запасное колесо и осматриваем пол. На нем также нанесен герметик, не должно быть никаких заломов, трещин и следов ремонта. Часто ремонт в багажном отсеке пытаются скрыть слоем мастики или заклеивают шумоизоляционным материалом герленом. Особенно подозрительно может показаться не полностью заклеенный пол багажника, а частями. Вам могут сказать, что не хватило материала, а на самом деле скорее всего таким образом попытались скрыть следы ремонта.
Методы восстановления жестянки авто
- Если металл сильно поврежден, то для ремонта кузова своими силами нужно:
- Использовать наковальню и небольшую киянку.
- Приложить наковальню к внешней стороне вмятины.
- Совершать с внутренней части несильные удары киянкой.
Выправление геометрии
При сильных деформациях кузовной ремонт авто требует полного снятия ЛКП. В данном случае для полного восстановления кузова не обойтись без сварочного аппарата и промышленного фена. Сварка осуществляется с помощью графитовых электродов. Сначала вмятина выправляется от ободка к центральной части. Для этого металл нагревается и только после этого прибегают к точечному воздействию. Благодаря этому жестянка становится податливой и пластичной.
Выправление вмятины без покраски
Восстановление кузова авто при несильных деформациях можно проводить без перекрашивания. В таком случае изменение формы осуществляется механически. Процесс занимает много времени и подразумевает воздействие с обратно стороны.
Напайка металла на вмятину
При самостоятельном ремонте кузова без вытягивания применяется метод напаивания специального припоя с использованием паяльника, кислоты и флюса (химически активного вещества). Такой вариант позволяет устранить дефекты и получить идеальный результат.
Метод точечной сварки
Ремонт авто при повреждении кузова предусматривает исправление дефекта снаружи целиком. С помощью сварочного электрода подхватывается металл на деформированном участке. Вытяжение осуществляется обратным молотком. Графитовый электрод обламывается и проводится шлифовка места приварки.
Приваривание заплатки на кузов
Самостоятельно можно устранить даже сквозные дыры. В данном случае нужно полностью вырезать поврежденный кусок, после чего приварить заплатку. Если участки коррозии не велики, то проводится зачистка поврежденных участков до цельного металла.
Сроки и стоимость проведения независимой экспертизы
Если нужна экспертиза по страховому полису ОСАГО, то необходимо ознакомиться с информацией из Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В соответствии с данным законом, если у виновника дорожно-транспортного происшествия заключен договор ОСАГО, а пострадавший подал заявление, то страховая компания виновного лица в течение 5 рабочих дней обязана провести (то есть организовать) автотехническую экспертизу.
Если проведение экспертизы страховщиком продливается (затягивается), пострадавшая в ДТП сторона, имеет право обратиться с заявлением на проведение независимой экспертизы в оценочную компанию на свой выбор.
В таком случае отчет о результатах независимой автоэкспертизы необходимо предоставить в страховую компанию виновника ДТП.На длительность выполнения работ чаще всего влияет их сложность, место проведения осмотра, масштаб повреждений автомобиля, доступность информации о его запасных частях и пр.
В среднем продолжительность выполнения составляет до четырех дней. По итогам экспертизы клиент получает отчет, содержание которого должно соответствовать требованиям ст. 11 ФЗ №135 от 29.07.1998г.
Этот же документ регламентирует требования к исполнителю.
Независимую экспертизу после ДТП характеризует такой порядок проведения:
- Предварительная телефонная консультация;
- Уточнение обстоятельств происшествия;
- Согласование по вызову на объект всех участвующих сторон;
- Оформление договорных отношений;
- Оплата работ;
- Вызов на проверку участников телеграммой;
- Осмотр авто, сопровождающийся фото документированием, описью результатов;
- Расчет стоимости восстановления;
- На заключительном этапе оформляется отчет и передается автовладельцу.
Двери
Данный пример со снятием крышки багажника относится также к дверям и капоту. Например, ремонт замятого порога автомобиля для удобства частенько осуществляется со снятием двери. Поэтому, в случае обнаружения следов демонтажа кузовного элемента, который находится в заводской краске, нужно пытаться установить истинную причину демонтажа.
Значит, переходим к осмотру дверей. Промеряем их толщиномером, аналогично смотрим на крепежные болты, петли и герметик. На многих моделях на крепежных элементах кузова с завода делаются контрольные мазки цветом, отличного от цвета кузова
В случае снятия элемента с контрольным мазком, данный индикатор будет поврежден или не совпадать рисунком, поэтому обращаем на это внимание
На что обратить внимание при составлении ведомости
Дефектовка — это важный документ, составлению которого стоит уделить особое внимание. Ведь в случае возникновения споров, его предоставляют в контролирующие органы и юристам
При составлении ведомости необходимо обратить внимание на следующие нюансы:
- Прописываются полностью, без сокращений: марка автомобиля, названия деталей, название ремонтной компании;
- К ведомости необходимо приложить все, что относится к приобретению запчастей для ремонта и выполнения работ: документы на приобретение деталей, выполнение отдельного вида работ третьими лицами и т.д.;
- Документ необходимо заверить: подписью ответственного лица, руководителя, бухгалтера. Владелец автомобиля также проставляет подпись в качестве подтверждения своего ознакомления с документом;
- В документе не допускаются исправления и ошибки;
- Каждый документ имеет собственный номер, который необходимо зарегистрировать в реестре первичных документов бухгалтерского учета;
- Допускается заполнение документа ручкой синего или черного цвета. Ведомость заполняется от руки.
Что такое независимая экспертиза
Исследование поврежденного транспорта проводится страховщиком после оповещения его о дорожном инциденте. Автовладельцы вправе обратиться в независимые оценочные компании для определения точного ущерба. Это позволяет избежать умышленного занижения суммы экспертами, сотрудничающими с СК. Технический осмотр проводится для установления причинно-следственной связи между ДТП и повреждениями машины при расхождении свидетельских показаний участников происшествия.
Основания для проведения
Независимый эксперт по оценке автомобиля после ДТП приезжает впоследствии уведомления водителя о дорожном происшествии. Основания проведения технического осмотра поврежденного транспортного средства:
- определение характера, степени дефектов;
- установление причинно-следственной связи между обстоятельствами аварии и наличием повреждений на автомобиле;
- исследование транспорта на износ деталей, составных частей машины;
- проверка правильности начисленного материального ущерба страховщиком;
- подозрение на не учет существенных повреждений;
- установление точной суммы ремонтных работ;
- подача иска в судебную инстанцию.
Кто осуществляет
Определением размера компенсации занимаются страховщики после получения информации о дорожном инциденте. Для объективных результатов исследования водители вправе обратиться в оценочные компании, специалисты которых проводят независимую экспертизу после ДТП. Сотрудники должны иметь профильное образование, регулярно повышать квалификацию. Технический осмотр транспортных средств осуществляют эксперты, являющиеся членами профилирующей организации в области автомобильного товароведения.
Механические повреждения
Механические повреждения происходят при дорожно-транспортных происшествиях и при езде на повышенных скоростях по неровным дорогам. Наиболее разрушительны повреждения кузова при фронтальных столкновениях и соударениях передней частью кузова под углом 40…45″ или сбоку. Такие столкновения, как правило, происходят между двумя движущимися автомобилями, скорости которых складываются. В этом случае кузов автомобиля разрушается, особенно его передняя часть, а действующие при этом большие нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях передаются всем близко расположенным деталям каркаса кузова, особенно его силовым элементам.
Для количественной оценки характера повреждений вследствие аварии автомобиля кузов условно разделяют на зоны. Зоны I, III, V и VII относят к левой части автомобиля, зоны II, IV, VI, VIII – к правой. Зоны I и II расположены от передней части автомобиля до оси передней подвески, зоны III и IV – от оси передней подвески до средней стойки кузова, зоны V и VI – от средней стойки кузова до оси заднего моста, зоны VII и VIII – от заднего моста до задней части автомобиля (задняя панель, крышка багажника, бампер, задняя часть крыльев и др.).
На рисунке даны диаграммы распределения повреждений кузова автомобиля ГАЗ-24 “Волга” такси в результате аварий. Наибольшим повреждениям подвергаются передняя (52…53 %) и задняя (32 %) части кузова. Повреждения левой стороны в средней части кузова зафиксированы у 10 % автомобилей, а с правой стороны – у 10…16 %.
Повреждения кузова приводят, как правило, к появлению различных его перекосов, которые проявляются в нарушении геометрических параметров проемов (дверей, капота, крышки багажника), лонжеронов, каркаса салона. В зависимости от сложности повреждений перекосы кузова подразделяют на 5 видов:
- перекос проема (нарушения геометрических параметров проемов кузова; различные комбинации перекосов боковой двери, переднего или заднего окна)
- перекос кузова малой сложности (повреждения с нарушением геометрических параметров проемов капота или крышки багажника (двери задка) без нарушения геометрии основания кузова, дверных и оконных проемов, за исключением зазоров между дверями и передними или задними крыльями)
- перекос кузова средней сложности (одновременное нарушение геометрических параметров проемов капота и крышки багажника (двери задка) или повреждение кузова с нарушением геометрических параметров передних либо задних лонжеронов без нарушения геометрии каркаса салона; для переднеприводных автомобилей учитываются перекосы только задних лонжеронов)
- перекос кузова повышенной сложности (одновременное нарушение геометрических параметров передних и задних лонжеронов или повреждения кузова с нарушением геометрических параметров передних и задних лонжеронов и каркаса салона либо только передних лонжеронов для переднеприводных автомобилей)
- перекос кузова особой сложности (повреждения с нарушением геометрических параметров передних и задних лонжеронов и каркаса салона)
Перекосы кузова устраняют путем восстановления поврежденных элементов проемов, лонжеронов каркаса правкой, вытяжкой, усадкой и рихтовкой до придания им первоначальных геометрических параметров.
Дефектная ведомость — что это и зачем нужна
Чтобы провести ремонт и восстановление оборудования, необходимо соблюсти определенную процедуру, в частности, составление дефектной ведомости.
Дефектовочная ведомость является сопроводительным документом, в который вписываются:
- название и тип оборудования/ материалов;
- повреждения, которые были найдены во время осмотра;
- способы устранения найденных дефектов.
Документ является основанием для написания сметы, по которой выделят средства на ремонт оборудования. Впоследствии, своевременное устранение дефектов и поломок способствует увеличению производительности труда в организации, а также помогает избежать ситуаций, ведущих к угрозе жизни и здоровью сотрудников.
На практике, такой документ составляется на крупных предприятиях, где много товарно-материальных ценностей, которым нужно вести учет.