Почему нужно избегать окисления клемм аккумулятора
Водитель должен контролировать аккумулятор своего автомобиля, чтобы не оказаться в ситуации, когда из-за недостаточного заряда не удастся стартовать мотору. Саморазряд возникает при образовании окислов на клеммах. Если ничего не предпринимать и не эксплуатировать автомобиль, со временем батарея разрядится полностью. Именно поэтому, рекомендуется смазывать клеммы аккумулятора перед постановкой автомобиля на долгую стоянку, например, зимой (даже если контакты сбрасываются с клемм батареи).
Также неудачный старт мотора может быть связан с высоким сопротивлением на участке передачи тока от аккумулятора до стартера. Выше уже отмечалось, что это также связано с окислами.
Когда нужно наносить смазку
Чистка контактов
Делать это надо непосредственно перед установкой аккумулятора или как можно раньше, пока не начался процесс окисления. В среднем рекомендуется проводить данную процедуру через каждые 2 или 4 года эксплуатации, в зависимости от типа батареи (на необслуживаемых реже). Однако сроки мероприятия можно сократить, если неблагоприятны условия окружающей среды, вызывает сомнение электропроводка или герметичность установки батареи.
Если после механической чистки клемм, поверхности быстро покрываются новым слоем окисла — это свидетельствует о наличии перезаряда или трещин вокруг выводов. В этом случае АКБ надо ремонтировать или заменять, и смазка однозначно уже не поможет.
Таким образом, консистентную смазку желательно наносить на клеммы АКБ во избежание следующих проблем.
- Образования плохого контакта из-за потерь напряжения.
- Предотвращения окисления на выводах батареи.
- Улучшения запуска двигателя.
- Защиты от оплавления полюсных выводов аккумулятора.
Войлок | Устойчив к кислотам, очень удобен для удаления продуктов окисления. Часто применяется в виде шайбочек, пропитанных маслом. |
Зубная щетка и губка для мытья посуды | Помогут, если окислительные процессы только наметились. Для удаления застаревших окислов не подходят. |
Слабый раствор соды | Качественное удаление окислов. Достаточно около 250 мл. раствора: к дистиллированной теплой воде этого объема добавляется 2 столовых ложек соды. |
Наждачная бумага | Рекомендуется использовать мелкозернистую наждачку. Хоть она и быстро истирается, зато не оставляет частицы абразива на обрабатываемых поверхностях. |
Щетки с металлической щетиной OSBORN ECO | Профессиональный инструмент. Их корпус выполнен из качественной древесины, имеется отверстие для ручки |
Щетки-ершики фирм Autoprofi, JTC (модель 1261), Toptul (модель JDBV3984), Force | Двустороннее профессиональное устройство, существенно облегчающее работу. Дрель с надетыми ершиками позволит значительно ускорить процесс очистки. |
Чистик для клемм | Профессиональный вариант использования наждачной бумаги. |
Чем лучше смазать клеммы АКБ
В советское время специальная автохимия практически не производилась, для предохранения клемм от окисления водители пользовались консистентной смазкой, чаще всего литолом. Сейчас выпускаются различные специальные средства для защиты аккумуляторных соединений, составы выполняют одновременно несколько функций:
- предотвращают появление окислов;
- защищают контакты от попадания влаги и грязи;
- предохраняют металл от коррозии.
Чтобы клеммы не окислялись, из «народных» смазок также раньше применялся солидол или технический вазелин, все эти составы плохо проводят электроток, поэтому их попадание на места электрических соединений недопустимо.
Так смазывать литолом, как показано на рисунке выше, нельзя, здесь поступаем следующим образом:
- основательно зачищаем клеммы и наконечники проводов на местах соединения снаружи и внутри;
- надежно крепим провода на аккумуляторе с помощью болтов и гаек;
- только после этого наносим смазку сверху.
Современные средства защиты клемм – это различные лаки, аэрозоли, спреи, специальные вазелины, также в качестве защитного средства нередко пользуются силиконовой смазкой. Автохимию производят многие фирмы, наиболее популярны в России такие бренды как:
Часто защитное средство окрашивает место контакта в яркий красный или синий цвет, такая расцветка позволяет четко определить, где нанесен химический состав, и нужно ли еще обрабатывать аккумуляторные клеммы. Следует отметить, что фабричные средства тоже являются диэлектриками, не улучшают электрический контакт. Их также следует наносить только поверх соединений во избежание плохого запуска двигателя и быстрого разряда аккумуляторной батареи.
Специальная автохимия надежнее и эффективнее таких смазок, как литол или солидол, эти химические средства:
- имеют плотную структуру;
- плохо смываются автошампунями и водой при проведении автомойки;
- не меняют свои свойства на протяжении долгого времени.
Но Литолом-24 привыкли пользоваться многие водители, и даже в инструкциях к аккумуляторным батареям смазочный материал рекомендован к применению (для АКБ отечественного производства). Наносить густую смазку удобно мягкой кисточкой, необходимо добавлять литол в несколько приемов по всей наружной поверхности.
Всегда ли нужно защищать клеммы от окисления
В технически исправном автомобиле с хорошим аккумулятором, у которого нет трещин на корпусе, в том числе вызванных чрезмерными усилиями при закручивании клемм, их окисление происходит очень медленно. Если машина ставиться на стоянку в сухом и проветриваемом месте, то риск ухудшения контакта еще более уменьшается.
Тем не менее в каких бы идеальных условиях не эксплуатировался автомобиль, в нем неизбежно происходит окисление и подгорание контактов, которое сильнее всего проявляется на клеммах АКБ, где в момент запуска стартера проходят огромные токи в сотни ампер. Кроме того, в воздухе всегда присутствуют водяные пары и кислород, которые медленно, но уверенно приводят к коррозии металлов.
При наличии белесого налета, который чаще всего возникает на плюсовой клемме АКБ, использование защитной смазки дает возможность продолжить эксплуатацию автомобиля, если нет возможности заменить батарею. Для этого необходимо прочистить контакты, положить пропитанные смазкой фетровые прокладки между корпусом АКБ и клеммами, соединить их с проводниками, затянуть и сверху смазать контактное соединение. Минусовая клемма также нуждается в защите от прогаров и окисления, в связи с постоянным нахождением в горячем подкапотном пространстве с дорожной пылью и влагой.
Применение смазки для клемм поможет продлить срок эксплуатации АКБ и улучшит общую надежность работы авто. Использование специальных составов для того, чтобы защитить клеммы батареи представляется разумной профилактической мерой, способной уменьшить количество неприятных неожиданностей, которые могут появиться в самый неподходящий момент.
Всегда ли нужно защищать клеммы от окисления
В технически исправном автомобиле с хорошим аккумулятором, у которого нет трещин на корпусе, в том числе вызванных чрезмерными усилиями при закручивании клемм, их окисление происходит очень медленно. Если машина ставиться на стоянку в сухом и проветриваемом месте, то риск ухудшения контакта еще более уменьшается.
Тем не менее в каких бы идеальных условиях не эксплуатировался автомобиль, в нем неизбежно происходит окисление и подгорание контактов, которое сильнее всего проявляется на клеммах АКБ, где в момент запуска стартера проходят огромные токи в сотни ампер. Кроме того, в воздухе всегда присутствуют водяные пары и кислород, которые медленно, но уверенно приводят к коррозии металлов.
При наличии белесого налета, который чаще всего возникает на плюсовой клемме АКБ, использование защитной смазки дает возможность продолжить эксплуатацию автомобиля, если нет возможности заменить батарею. Для этого необходимо прочистить контакты, положить пропитанные смазкой фетровые прокладки между корпусом АКБ и клеммами, соединить их с проводниками, затянуть и сверху смазать контактное соединение. Минусовая клемма также нуждается в защите от прогаров и окисления, в связи с постоянным нахождением в горячем подкапотном пространстве с дорожной пылью и влагой.
Применение смазки для клемм поможет продлить срок эксплуатации АКБ и улучшит общую надежность работы авто. Использование специальных составов для того, чтобы защитить клеммы батареи представляется разумной профилактической мерой, способной уменьшить количество неприятных неожиданностей, которые могут появиться в самый неподходящий момент.
Меры предосторожности
Как правило, все технические смазочные материалы в той, или иной степени токсичны для человеческого организма. Поэтому работы по их нанесению нужно проводить в перчатках. При попадании на кожу технических смазок нужно немедленно смывать их теплой водой с мылом.
Важно! При нанесении защитной смазки нужно следить, чтобы она не попадала на резиновые трубки, прокладки и другие, не нуждающиеся в такой обработке поверхности. Это нужно для того, чтобы избежать разрушающего воздействия содержащихся в смазочных материалах компонентов на эти материалы
Автомобильный аккумулятор требует ухода, даже если он необслуживаемого типа: грязь и окислы, образующиеся на корпусе в процессе эксплуатации, негативно влияют на состояние аккумуляторной батареи, способствуют ее преждевременному выходу из строя. Окисел на клеммах появляется вследствие протекания электролита, из-за чего ухудшается контакт между проводами и самой АКБ, появляются трудности с запуском двигателя. Есть несколько способов избавиться от белого порошкового налета на клеммных соединениях, и один из них – смазать клеммы аккумулятора.
Но как наносить смазку, какими составами пользоваться, нужно знать, неправильные действия могут только еще больше нарушить контакт и даже испортить батарею. В настоящее время промышленностью разработаны специальные составы для профилактики АКБ, они не являются панацеей от всех «болезней», но помогают поддерживать аккумулятор в нормальном состоянии.
Как образуются окислы?
Причин образования окислов и солей на контактных группах несколько;
- Свинец и его сплавы, составляющие основу выводов АКБ и клемм на концах проводников бортовой сети, другие металлы, вступают в реакцию с кислородом воздуха с образованием оксидов (поверхности покрываются оксидными пленками). Интенсивному протеканию реакций способствует высокая температура воздуха под капотом.
- При попадании в зазоры между контактами влаги начинается электролиз, продукты которого активизируют процессы окисления. Особенно заметно явление на старых автомобилях, где используются медные клеммы. Свинец выводов АБ и медь образуют электрическую пару, создающую ЭДС, под действием которой электролиз протекает более интенсивно.
- В случае просачивания из АКБ электролита и его паров (при нарушении целостности корпуса, неплотном закрывании пробок на банках обслуживаемой батареи, неплотной заделки выводов или их расшатывания от постоянных вибраций) воздействие серной кислоты приводит к образованию сульфатов на поверхностях и в зазорах контактов.
Словом, окислы образуется в результате внешних воздействий на места соединения проводников электрической сети автомобиля и выводов аккумуляторной батареи. Чтобы не допустить развития процессов, места контактов следует изолировать, что с успехом выполняют смазочные материалы.
Как смазывать клеммы
Особенности обработки клемм аккумулятора защитными составами зависят от вида используемой смазки.
В любом случае перед обработкой клеммы необходимо тщательно очистить от загрязнений и налётов, после чего можно приступать к непосредственному нанесению протекторного состава.
Что касается выбора конкретной смазки, то здесь мнения специалистов часто расходятся. В пользу силиконовых смазок говорит тот факт, что под клеммой, даже если она прилегает достаточно плотно, всегда имеются воздушные полости, и если они будут заполнены смазкой, хуже для контактной группы не будет. С другой стороны, если вы снимаете провода с батареи достаточно часто, внутреннюю поверхность клемм лучше не смазывать, а в отношении диэлектрических смазок (того же солидола) это вообще нонсенс.
Если вы предпочитаете наносить на клеммы аккумулятора фирменную смазку, обязательно придерживайтесь указаний, изложенных в инструкции. Помните, что смазка, независимо от её разновидности, не способствует удалению окислов, она только защищает контакты от появления новых очагов.
Производители автомобильных аккумуляторов советуют использовать средства в виде мазей, которые способны оставаться на обрабатываемой поверхности дольше, чем спреи. Современные спецсредства, в отличие от литола или солидола, имеют в составе краситель, позволяющий более качественно контролировать нанесение смазки и её распределение. Они не настолько рыхлые и стойки к воздействию автошампуней, содержат присадки, улучшающие их защитные (водоотталкивающие) свойства.
Что касается того, как правильно смазывать клеммы, то рекомендация здесь одна: только после того, как клемма надета на клеммный вывод батареи, поскольку между этой парой должен обеспечиваться максимальный контакт. Обработке подлежат внешние части контактной группы, именно они больше всего страдают от воздействия химически активных веществ и агрессивных сред.
Обзор средств
Ниже рассмотрим средства, предназначенные для обработки аккумуляторных зажимов. Список средств далеко не полный, на современном автомобильном рынке можно найти десятки видов различных веществ, предназначенных для этих целей. Но мы рассмотрим наиболее популярные из них, проверенные временем.
«Дедовские» средства
- Первым и самым «древним» способом смазки аккумуляторных зажимов является солидол. Этот «дедовский способ» пользовался успехом еще в 50-х годах прошлого века, но со временем его популярность сошла на нет. В химическом составе солидола содержится компонент — стабилизатор структуры — который, как правило, является обычной водой. Однако, его популярность снизилась, поскольку эксплуатация солидола была неактуальной для трущихся узлов, где температура повышалась до 100 градусов. В случае с аккумулятором эта смазка станет хорошим вариантом для обработки зажимов, но лучше всего будет приобрести именно жировой солидол.
- Вазелин. Может показаться странным, но использование вазелина в качестве смазки аккумуляторных клемм — обычное дело, пользовавшееся популярностью около 10-20 лет назад. Разумеется, традиционный аптечный вазелин для этих целей не подойдет. Специально для обработки зажимов автомобилей ВАЗ был создан технический вазелин ВТВ-1. Он представляет собой консервационную смазку с хорошими техническими характеристиками и защитными функциями. Технический вазелин — это нефтяное масло в купе с парафином и церезином, что позволяет обеспечить должный уровень влагостойкости и низкотемпературные характеристики. Даже небольшой слой смазки — меньше миллиметра — позволяет предотвратить коррозию металлических элементов в условиях влажности на протяжении нескольких месяцев подряд. Технический вазелин обладает высоким уровне водостойкости и консервационными, а также адгезионными характеристиками.
- Литол. Эта смазка также некогда была популярной, но с появлением импортных смазывающих веществ ее популярность отошла на второй план. Тем не менее, опытные автомобилисты постоянно советуют новичкам использовать Литол в качестве смазывающего материала в узлах трения. Литол является антифрикционным многоцелевым водостойким материалом, который начал выпускаться еще в СССР. Поскольку он является водостойким, его использование вполне оправдано в клеммах АКБ.
Liqui Moly
Liqui Moly представляет собой смазку, предназначенную специально для клемм аккумулятор. Она позволяет предотвратить появление коррозии, способствуя повышению уровня стабильнойработы АКБ в целом. По утверждению производителя, использование Liqui Moly позволяет снизить потери напряжения батареи, тем самым увеличивая его ресурс службы. Это средство является современным и проверенным отечественными автомобилистами, поэтому в его характеристиках можно не сомневаться. единственный недостатком является его высокая стоимость по сравнению с солидолом.
По сути Liqui Moly является тем же вазелином, только синтетическим и кислотоупорным. Имеет красный окрас. По заявлению изготовителя, она способствует предотвращению попадания кислоты или конденсата на силовые электроконтакты. Кроме того, Liqui Moly снижает утечку напряжения по поверхности батареи.
Технические характеристики:
- хорошие свойства для электроники;
- полная совместимость с пластмассовыми элементами АКБ;
- антикоррозийные характеристики;
- способствует снижению уровня контактного сопротивления.
Presto
Собственно, мало чем отличается от Liqui Moly. Также предназначен для защиты контактов АКБ от окисла и способствует предотвращению возникновения коррозии. Presto обладает свойством недопущения потери мощности АКБ, а его рабочий диапазон составляет от -30 до +130 градусов Цельсия. Цвет вещества — голубой.
Причины проведения смазки клемм
Как проводится смазка клемм
На самом деле, это делается не для улучшения электрического контакта в цепи. Литол и другие химические средства с аналогичным действием только ухудшают проводимость. Задача их в другом — защищать контакты из цветных металлов от окисления. Например, тот же свинцовый сплав на АКБ имеет свойство оксидировать под воздействием влаги. Отсутствие должной вентиляции в подкапотном пространстве автомобиля и недостаточная герметичность установочного места аккумулятора (на старых авто) лишь усугубляют ситуацию.
Так что смазывать клеммы или нет, решает сам владелец машины. Это лишь рекомендация, а вовсе не обязательная процедура. Тем более что в современных автомобилях электрические цепи и батарея устроены так, что нуждаются в профилактике лишь частично. Однако химические реакции никто не отменял, законы физики действуют, и если клеммы не смазывать, то проблемы, пусть и не сразу, начнут давать о себе знать. Поэтому будет лучше застраховаться, и смазывать клеммы время от времени.
Народный рейтинг лучших средств
Среди огромного количества представленных на рынке средств выделим самые популярные, проверенные временем защитные смазки для клемм.
HSC Plus от фирмы Molykote
Электропроводящая смазка на основе минерального масла с загустителем, содержит металлический порошок. Работает в широком температурном интервале. Выпускается в виде пасты и аэрозоля.
Универсальная приборная литиевая смазка, морозостойкая и тугоплавкая, недорогая.
Batterie-Pol-Fett от LIQUI MOLY
Специальная смазка для клемм АКБ. Синтетический кислотоупорный вазелин красного цвета. Полностью блокирует доступ влаги в зону контактов. Снижает контактное сопротивление.
Специализированный аэрозоль для аккумуляторных клемм. Улучшает контакт. Хорошо защищает от коррозии.
MC 1710 от компании ВМПАВТО
Паста-смазка для клемм. Наносится только на одетую клемму. Защищает от коррозии (содержит присадки), создаёт защитную плёнку.
Защитный аэрозоль. Не допускает скользящих разрядов, защищает от коррозии. Голубого цвета.
Почему окисляются клеммы аккумулятора
Не совсем верно называть процесс образования постороннего налета и иных проявлений разрушения поверхности и контактов клемм аккумулятора чисто окислением. В общем случае, это совокупность нескольких химических процессов. Определим главные.
Естественное окисление
Все вещества, находящиеся в воздушной среде, где много кислорода, вступают в процесс оксидирования, или окисления. Свинец, а именно из него выполнены клеммы аккумулятора, с этой точки зрения не очень сильно поддается окислению, есть более «слабые» металлы, взять ту же медь.
Однако неокисленный свинец (блестящий) мы можем наблюдать только во время зачистки аккумуляторных контактов. Уже через несколько минут она начинает темнеть, то есть окисляться.
В естественном окислении свинца нет ничего страшного, пленка оксида свинца очень тонкая, ее легко разрушить, слегка пошевелив клемму. К тому же, допустить 100%-ю защиту от кислорода практически невозможно, разве что поместив аккумулятор в барокамеру. Даже такие густые смазки, как тосол и солидол, пропускают частицы кислорода.
Кислотное разрушение
Этот вид химической реакции приводит к образованию «снежного» белого налета на клеммах аккумулятора. Помимо не вполне эстетичного вида, налет вносит дополнительное переходное сопротивление в месте контакта, ведет к разрушению клемм, может быть причиной утечек.
Откуда берется кислота? В большинстве случаев из аккумулятора. Обслуживаемые аккумуляторы имеют технологические отверстия для заливки электролита и контроля его уровня.
Видео — что делать если окисляются клеммы аккумулятора:
Практически все автомобильные аккумуляторные батареи снабжены системой газоотвода. Если данные зоны негерметичны (газоотвод негерметичен всегда, если к нему не подсоединена газоотводящая трубка), в процессе эксплуатации через них происходит выброс паров электролита.
Особенно это проявляется в теплое время года, хотя под капотом автомобиля оно наступает даже зимой после двадцати минут движения.
Еще более страшен с точки зрения выброса кислоты процесс перегрева аккумуляторной батареи, особенно кипение. Это возможно в следующих случаях:
- разрушение пластин элементов аккумуляторной батареи;
- короткое замыкание банок АКБ;
- неправильный режим заряда аккумулятора (перезаряд);
- отсутствие естественного охлаждения АКБ в теплое время года.
Солевое разрушение
Российские автодороги до сих пор зимой посыпают солями натрия и калия. Состав современных средств защиты от обледенения это промышленная тайна, по крайней мере, для автолюбителей.
Но все смеси в составе с водяными парами и примесями других веществ, находящихся на дороге, в конечном счете, обволакивают все части автомобиля, в том числе и контакты аккумулятора.
Соль плюс вода – отличный электролит, а где есть электролит, металлы и электрическое напряжение, присутствует процесс электролиза. Он потихоньку разрушает металлические детали.
Разрушить массивную клемму аккумулятора электролизу не по силам, а вот внести изменение в контактную зону удается.
Окисляются ли клеммы современных аккумуляторов
Для изготовления контактных штырей современных автомобильных аккумуляторов используются свинцовые сплавы. Детали проходят дополнительную механическую обработку, позволяющую снизить количество раковин на поверхности.
Использование уплотнителей и снижение выбросов паров топлива и моторного масла в подкапотное пространство дополнительно сократило коррозию контактов. Но окислы на поверхности штырей и контактных клемм образуются от постоянного контакта с кислородом, входящим в состав атмосферного воздуха. Даже при использовании специального защитного покрытия молекулы кислорода вступают во взаимодействие с металлом контактных пластин, образуя слой окислов.
Опасности окисления АКБ
Главная функция автоаккумулятора – обеспечение запуска силового агрегата. Задача нетривиальная, поскольку двигатель представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов, механизмов и систем. И хотя современные моторы имеют тенденцию к снижению размеров, они по-прежнему остаются самой массивной частью машины, и задача проворачивания коленвала не так проста. Автомобилисты со стажем, а также владельцы классических моделей ВАЗ хорошо знают, насколько тяжело проворачивать коленвал руками с помощью «кривого ключа». А ведь для аккумулятора это привычное дело.
Так что выбор хорошей, «правильной» АКБ – это залог её длительной, близкой к указываемым в паспорте срокам эксплуатации.
При покупке батареи следует обращать первостепенное внимание на следующие характеристики:
- для абсолютного большинства легковых моделей номинал напряжения АКБ составляет 12В, и вдвое больше – для грузовиков, автобусов и прочей тяжёлой техники;
- такой параметр, как номинальная ёмкость, можно считать несколько абстрактной величиной, которая обычно указывается непосредственно на корпусе батареи. Попытки самостоятельно измерить эту величину бессмысленны;
- под резервной ёмкостью АКБ понимают её способность обеспечивать потребности силового агрегата в случае отсутствия тока зарядки. Данный показатель принято измерять в минутах, причем на новом автоаккумуляторе это временной интервал между разрядом тока номиналом 25 А до нуля. Отметим, что зарядной ток 25А – обобщённый показатель, применяемый к любым батареям, независимо от их номинальной ёмкости;
- ток холодного пуска – величина, характеризующая совокупное значение отдаваемого полностью заряженным аккумулятором тока на протяжении 30 секунд при пуске холодного мотора. Этот параметр также обычно присутствует на корпусе устройства;
- полярность, а также размеры АКБ на его эксплуатационные свойства не влияют, но их следует учитывать для возможности установки на конкретной модели автомобиля.
Хотя автоаккумулятор в состоянии поддерживать функционирование некоторого электрооборудования и при простаивающем силовом агрегате, его основная задача заключается не в этом.
Как бы то ни было, но со временем работоспособность этого устройства постепенно снижается по вполне естественным причинам. Но в некоторых случаях возможен их преждевременный выход из строя, вызванный следующими базовыми причинами:
- окисление клемм, которое, как правило, сопровождается и появлением налёта на выводных штырях;
- механическое повреждение корпуса АКБ, приводящее к разгерметизации и подтеканию электролита;
- сульфатация пластин с последующим их КЗ;
- увеличенный саморазряд.
Окисление клемм – патология, которой страдают в первую очередь необслуживаемые батареи бюджетного класса. Проявляется эта болезнь формированием на клеммах белесой кашеобразной массы, внешне сильно напоминающей пищевую плесень. Главная опасность этого налёта – ухудшение контакта между клеммой и проводом. Это в свою очередь, грозит недозарядом автоаккумулятора во время работы мотора. В конце концов, ток подзарядки окажется настолько малым, что его дефицит приведёт к полному разряду батареи во время ночного простоя. И утром вы просто не сможете завести автомобиль, спеша на работу…
Ещё одной неприятностью, характерной для окисленных контактов АКБ, является невозможность обслуживания всех потребителей, даже если батарея заряжена полностью. В этом случае будет наблюдаться нехватка напряжения, что может пагубно отразиться на работоспособности многих электроприборов.
Если вы заглядываете под капот нечасто, очевидным симптомом появления окислительного налёта на клеммах аккумулятора является более тусклый по сравнению с обычным светом фар, габаритов, подфарников, стоп-сигналов, поворотников – то есть всего спектра светотехники. Стоит осмотреть моторный отсек на предмет наличия таких признаков, как невозможность запустить мотор с полоборота (хотя раньше с этим проблем не было), или если вы слышите, как тяжело проворачивается коленвал, хотя накануне вы совершили длительную поездку и АКБ по идее должен быть заряжен полностью.
Чем лучше смазать клеммы АКБ
В советское время специальная автохимия практически не производилась, для предохранения клемм от окисления водители пользовались консистентной смазкой, чаще всего литолом. Сейчас выпускаются различные специальные средства для защиты аккумуляторных соединений, составы выполняют одновременно несколько функций:
- предотвращают появление окислов;
- защищают контакты от попадания влаги и грязи;
- предохраняют металл от коррозии.
Чтобы клеммы не окислялись, из «народных» смазок также раньше применялся солидол или технический вазелин, все эти составы плохо проводят электроток, поэтому их попадание на места электрических соединений недопустимо.
Так смазывать литолом, как показано на рисунке выше, нельзя, здесь поступаем следующим образом:
- основательно зачищаем клеммы и наконечники проводов на местах соединения снаружи и внутри;
- надежно крепим провода на аккумуляторе с помощью болтов и гаек;
- только после этого наносим смазку сверху.
Современные средства защиты клемм – это различные лаки, аэрозоли, спреи, специальные вазелины, также в качестве защитного средства нередко пользуются силиконовой смазкой. Автохимию производят многие фирмы, наиболее популярны в России такие бренды как:
- Liqui Moly;
- Axiom;
- Abro;
- Gunk
Часто защитное средство окрашивает место контакта в яркий красный или синий цвет, такая расцветка позволяет четко определить, где нанесен химический состав, и нужно ли еще обрабатывать аккумуляторные клеммы. Следует отметить, что фабричные средства тоже являются диэлектриками, не улучшают электрический контакт. Их также следует наносить только поверх соединений во избежание плохого запуска двигателя и быстрого разряда аккумуляторной батареи.
Специальная автохимия надежнее и эффективнее таких смазок, как литол или солидол, эти химические средства:
- имеют плотную структуру;
- плохо смываются автошампунями и водой при проведении автомойки;
- не меняют свои свойства на протяжении долгого времени.
Но Литолом-24 привыкли пользоваться многие водители, и даже в инструкциях к аккумуляторным батареям смазочный материал рекомендован к применению (для АКБ отечественного производства). Наносить густую смазку удобно мягкой кисточкой, необходимо добавлять литол в несколько приемов по всей наружной поверхности.
Как правильно наносить смазку на клеммы аккумулятора
Смазка для клемм аккумулятора выполняет защитные функции, но не удаляет окись с поверхности. Поэтому нанесение средства поверх поражения не решит, напротив усугубит ситуацию. Чтобы не использовать зря материал и не испортить деталь автомобиля придерживаются следующей последовательности:
- Отсоединить клемму от сети;
- Очистить наждачной бумагой (со слабой абразивностью);
- Распылить или намазать (в зависимости от применяемого средства) продукт на внешней стороне элемента;
- Установить деталь обратно.
В вопросе смазывать ли клемму защитным средством или нет, ответом выступает утвердительное «да», так как использование подобных продуктов продлевает срок службы автомобиля. Выход из строя детали машины на дороге – опасное мероприятие для жизни пассажиров, поэтому стоит как можно тщательнее относиться к обслуживанию отдельных частей.
Подведем итоги
Как видно, такой элемент, как клемма аккумулятора автомобиля остро нуждается в дополнительном уходе. Дело в том, что клеммы аккумулятора находятся в достаточно агрессивной среде, на них оказывает воздействие испаряющийся электролит, а также кислород. В таких условиях появление окисления и коррозии без обработки и смазки клемм АКБ начинается достаточно быстро. В результате начинаются сбои в работе самого аккумулятора.
При этом рассмотренные выше способы и рекомендации позволяют понять, чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы защитить их от влаги и окислов. Напоследок отметим, что смазку для клемм аккумулятора нужно подбирать правильно, а также регулярно обновлять. Такой подход позволит избежать образования белого налета на клеммах и продлит срок службы автомобильного аккумулятора.