Существующие типы трансмиссий
Первым критерием, по которому подбирается смазка в коробку передач, раздатку или ведущий мост, является тип трансмиссии. Существует несколько трансмиссий, принцип действия которых кардинально отличается. Разберем особенности трех основных типов коробок передач, а также познакомимся с некоторыми их подтипами.
Механическая коробка передач
Устройство для изменения и передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса этот тип трансмиссии наиболее популярен. Простая механическая КПП в основном состоит из прямозубых или косозубых шестерен и кулисы с механизмом для перемещения зубчатых колес на валах.
Принципиальная схема МКПП
Применяются такой тип на старых легковушках и для грузового типа автомобилей в целом. Современные варианты механики включают в себя синхронизаторы, а также могут иметь кинематические пары гипоидного, а иногда и червячного типа (в раздаточных коробках).
Наличие синхронизаторов, гипоидных и червячных передач накладывает некоторые ограничения на выбор смазочных материалов.
Автоматическая коробка передач
Современные автоматы сильно шагнули вперед по сравнению с первыми вариантами, применяемыми в массовом производстве. Планетарные механизмы стали более сложными и развитым.
Принципиальная схема автоматической коробки
Гидравлические блоки и гидротрансформаторы развились в очень сложные узлы. Если говорить о гидроблоках автоматов относительно новых автомобилей, то даже профессионалы не всегда знают точно, как они работают.
Количество каналов, перепускных и замыкающих клапанов, а также управляющих соленоидов в гидроблоках порой не позволяет осознать в полной мере всю сложность циркуляции потов жидкости.
Вариатор (CVT-коробка)
Для данного типа трансмиссии вопрос с выбором смазки стоит особо остро. Здесь применение некачественного или неподходящего смазочного материала быстро выльется в серьезные проблемы.
Принцип работы вариатора
Вариатор отличается тем, что изменение передаточного числа в нем происходит не ступенчато, как во всех других коробках, а плавно. Достигается это за счет применения специальных шкивов с изменяемым диаметром и прочной цепи или металлизированного ремня, натянутого между ними.
Важнейшим аспектом нормальной работы CVT-коробки является четкое и своевременное срабатывание управляющей гидравлики. Это может быть достигнуто только при использовании качественной рабочей жидкости со стабильными рабочими параметрами.
Роботизированная коробка
Исполнительная часть, непосредственно работающая с крутящим моментом на этих КПП идентична современной механике. Но управление работой автоматизировано.
Принципиальная схема роботизированной коробки передач
Выжим сцепления и перемещение рычага переключения передач осуществляется отельными агрегатами, так называемыми актуаторами. Выбор передачи и алгоритмы переключения подконтрольны электронному блоку управления.
Управляющие сигналы формируются на основании показаний датчиков авто. К трансмиссии относятся так же ведущие мосты и раздаточные коробки.
Разделение трансмиссионных смазок по API
Традиционно градация всех продуктов нефтепереработки для авто по API (американский институт нефти) основывается на комплексных характеристиках, определяющих рабочие свойства, молекулярный состав и сферу применения масел.
Причем здесь не делается упор на строгое соблюдение всех компонентов масла, а контролируются лишь отдельные, наиболее весомые параметры.
Классы масел по API
Классификация по API для трансмиссионных масел включает в себя шесть основных классов, которыми маркируется более 95% всех производимых ТМ-смазок для узлов серийных авто, и два дополнительных.
Основная градация имеет буквенный индекс GL (Gear Lubrication) и цифру от 1 до 6, написанную через дефис. С повышением цифрового параметра увеличивается технологичность смазки. Сегодня трансмиссионные масла до GL-3 включительно относятся к устаревшим и практически не встречаются.
API GL-4
Трансмиссионное масло с индексом по API GL-4 предназначено для узлов трансмиссии, имеющих все стандартные типы передач, которые работают в условиях средних и тяжелых нагрузок.
Хорошо сочетаются с синхронизированными МКПП. Но не подходят для ведущих мостов, в которых главная передача – гипоидного типа с большим смещением осей вращения зубчатых колес относительно друг друга.
Смазки категории GL-4, благодаря относительно простому пакету противозадирных и противоизносных присадок, не в состоянии обеспечить надежную защиту для нагруженных гипоидных передач нового поколения.
API GL-5
Смазочные материалы с обозначением API GL-5 включают в себя усовершенствованный набор противозадирных и противоизносных добавок, что позволяет им работать в более тяжелых условиях.
Например, для ведущих мостов и раздаточных коробок, в конструкции которых есть гипоидные передачи. Однако для традиционной механики отечественной классики и некоторых зарубежных, где не рекомендуется по регламенту использование трансмиссионных масел GL-5, эти смазки неприменимы.
Все дело в принципе работы синхронизаторов. Выравнивание частоты вращения между сопрягаемыми шестернями происходит благодаря силе трения между синхронизатором и одной из шестерен.
Это обеспечивает плавное вхождение зубчатых колес в зацепление, так как частота вращения зубчатых колес выравнивается. Масла GL-5 сильно снижают коэффициент трения между синхронизатором и шестерней, что снижает эффективность его работы. Передачи могут начать включаться с затруднением и характерным металлическим скрежетом.
Увидев это, ты не захочешь экономить. Чем отличается дешевая смазка от дорогой — видео
API GL-6
Масла GL-6 создавались уже не только с учетом повышения рабочих свойств, но и с большой долей влияния экологических стандартов. Хорошо справляются с экстремальными нагрузками в гипоидных зацеплениях. Имеют увеличенный ресурс. Способны переносить более высокие рабочие температуры.
Существует два дополнительных класса по API, которые менее распространены ввиду ограниченной сферы применения:
- МТ-1 – в целом аналог GL-5, но с повышенной стойкостью к длительным термическим нагрузкам;
- PG-2 – смазки для узлов коммерческой техники со сниженной агрессивностью по отношению к уплотнительным элементам из эластомера (по остальным требованиям схоже с маслами GL-5).
Классификация трансмиссионного масла по API получила наибольшее распространение.
Виды трансмиссионных масел и классификация
Как уже было сказано, масло состоит из базовой основы, которая бывает:
- минеральной;
- полусинтетической
- синтетической
Данная жидкость способна формировать плотную и устойчивую пленку на деталях, неплохо защищает от износа. Однако минусом является небольшой срок службы, быстрая потеря свойств и зависимость от температуры (особенно от отрицательной).
С учетом таких недостатков позже появились полностью синтетические трансмиссионные масла, которые по качеству лучше минеральных. Прежде всего, такой продукт получают искусственно (химический синтез), а также добавляют в состав целую группу присадок. В результате такое масло стабильно по вязкости при высоких и низких температурах, имеет большой срок службы, дольше сохраняет заявленные свойства. Недостаток — сложность производства и, соответственно, высокая стоимость.
Оптимальным же соотношением по качеству и цене принято считать полусинтетическое трансмиссионное масло, которое представляет собой смешанные в определенных пропорциях синтетическую и минеральную основы. Полусинтетика отличается усредненными показателями по сравнению с минеральным и синтетическим маслом для КПП.
Трансмиссионные жидкости и масла делятся по степени вязкости. Классификация по SAE:
- зимние масла для коробки передач: SAE 70W, 75W, 80W, 85W;
- летние трансмиссионные масла: SAE 80, 85, 90, 140, 250
- всесезонные масла для коробки, которые сочетают в себе летний и зимний индекс;
Масло подбирается в зависимости от требований производителя агрегата, степени нагрузок и рабочих температур. Согласно требованиям к маркировке, все масла сегодня обозначаются по следующему принципу: только одна степень зимнего ряда W (например, SAE 80W) указывает, что это зимнее масло, то есть предназначено для условий эксплуатации при низких температурах.
Одна степень летнего ряда (например, SAE 85) говорит о том, что это летнее масло. Комбинация сразу двух степеней (например, SAE 75W-85) укажет на то, что масло для коробки всесезонное. Отметим, что на данный момент большинство масел, причем как для двигателя, так и для КПП, являются всесезонными. Также маркировка трансмиссионного масла должна отличаться от маркировки моторных масел, которые могут иметь такую же вязкость в обозначениях по SAE.
Общей же системы классификации трансмиссионной жидкости по другим параметрам, попросту не существует. Однако признанным в мире стандартом является классификация по API, которая классифицирует масла для МКПП.
Для классификации по API отдельно учитываются рабочие условия и особенности конструкции КПП, а также наличие различных противоизносных присадок. Жидкости для таких коробок обозначены API GL, имеется 5 групп качества: начиная с API GL-1 (низшая) и заканчивая API GL-5 (высшая). Также есть отдельные дополнительные группы, однако соответствующие им продукты в продаже встречаются редко.
Еще можно выделить классификацию ZF TE-ML, которая распространяется на все масла (как для МКПП, так и для гидромеханических АКПП). Данная классификация создана компанией ZF, которая является одним из крупнейших производителей КПП в мире. По данной классификации масла получают обозначения от ZF TE-ML 01 до ZF TE-ML 14.
Данная классификация учитывает классы вязкости, виды масел, их качество, марку и производителя продукта. Производители смазочных материалов в Европе стараются получить допуск ZF, так как созданная компанией система классификации уверенно вытесняет другие.
Типы присадок
Сложный пакет присадок – необходимое условие для производства любого современного трансмиссионного масла.
Из них основными являются следующие:
- противозадирные – они исключают повреждение шестерен и подшипников при высоких граничных нагрузках, когда масляная пленка продавливается и трение из жидкостного переходит в сухое. Классическое решение – это соединения серы, на поверхности стальных деталей создающие сульфатное покрытие;
- противоизносные – их задача максимально долго сохранять масляную пленку в зоне контакта. То есть они работают основное время, и только при экстремальных нагрузках вступают в работу противозадирные;
- антифрикционные присадки призваны максимально снижать трение, увеличивая общий КПД трансмиссии и снижая расход топлива;
- противопенные присадки позволяют снизить пенообразование, неизбежное при вращении шестерен в масляной ванне. Наиболее требовательны к противопенным свойствам масла высокооборотные коробки передач легкового транспорта. Недостаточная стойкость к пенообразованию снижает надежность смазки, приводит к риску перехода трения в сухое;
- противоокислительные присадки задают срок службы трансмиссионного масла, во время работы нагревающегося и контактирующего с кислородом в свободном объеме картера. Окисление приводит к ухудшению большинства свойств базового масла;
- стабилизаторы вязкости задают вязкостные характеристики и позволяют создавать трансмиссионные масла с широким диапазоном рабочих температур.
Для чего используется масло
В современных транспортных средствах применяется несколько видов масла. Оно разделяется по назначению:
- моторное —применяется в ДВС;
- трансмиссионное — необходимо для работы коробки передач;
- гидравлическое — предназначено для механизмов, работающих под высоким давлением (применяются в ГУР);
- промывочное — используется для промывки силового агрегата от остатков отработанной смазки.
Смазочные материалы, используемые в автомобилях, необходимы для снижения энергетических потерь на трение (они могут “съедать” до четверти развиваемой мотором мощности) и уменьшения износа трущихся элементов конструкции. Масло защищает детали от появления коррозии, очищают и охлаждают поверхности.
Основные функции автомобильных смазок:
- предотвращение сухого трения деталей путем создания на поверхности маслянистой пленки;
- отвод тепла от трущихся узлов;
- недопущение коррозионных явлений;
- вывод продуктов износа.
Одновременно от масла требуется совместимость с материалами уплотнений, малая летучесть, стойкость к внешним воздействиям, а также максимальная экологичность. Оно должно сохранять в течение длительного времени стабильные характеристики. К некоторым видам смазок предъявляются дополнительные требования.
Важно! Все допуски для смазочной жидкости, которую можно заливать в двигатель автомобиля или трансмиссию, обычно указываются в технической документации на него. Любые транспортные средства имеют свои конструктивные особенности, эксплуатируются в различных условиях, поэтому к расходным материалам предъявляются разные требования
Любые транспортные средства имеют свои конструктивные особенности, эксплуатируются в различных условиях, поэтому к расходным материалам предъявляются разные требования.
Многие автолюбители не видят различий между моторным и трансмиссионным продуктом. Однако они есть, и при том — существенные.
Какому трансмиссионному маслу стоит доверять: мнения автовладельцев
- Есть и плюсы, и минусы
«Я хозяин ВАЗ-21043. До 50 тыс. пробега (при среднегодовом 4–6 тыс.) заливал в движок «Лукойл 5В-40», API – SJ/CF (полусинь). В основном всесезонные короткие поездки по городу (примерно по 15–25 км). Очень понравилась невысокая цена, а потому, надеюсь, это масло нечасто подделывают. Почти совсем нет угара (конечно, и двигатель новый). Плохо, что нужно каждый год сливать неотработанное масло, чтобы оно не окислялось в движке. А еще белые подтеки под маслозаливной крышкой в мороз ниже 25 оС и сложный запуск».
- На масле не экономлю
«У меня ВАЗ-2111 с 8-клапанным движком 1,5 л. Первое время заливал полусинтетику «Ликвимоли 5-40». Нравилось, что двигатель без проблем запускался в мороз -25о. После 100 000 км поменял на синтетику «Мобил 15-40» (подарок). Меняю ежегодно, независимо от пробега. Все норм, не нужно вообще доливать. На масле не стоит экономить, даже если автомобиль недорогой».
- Пока устраивает
«Владею «Субару Импреза GC», 1997МГ, с 16-клапанным двухвальным атмосферным двигателем (2 л). Заливаю синтетику Castrol 5W-40. Меняю каждые 10 тыс. км. Надо бы чаще, но пока устраивает. Раньше покупал Subaru SM 5W-30, совсем не пошло. Не масло, а хорошая минералка. Потом пришлось промыть мотор, после чего катался недели две на синтетике «Лукойл 5W-40 SM» (цена ненамного ниже, чем у «Кастрола»). «Лукойл» вообще нормальное масло и движок работал на нем тихо. Однако именно это мне показалось странным, как будто оно гуще, чем привычное субаровское».
- Отечественному не доверяю
«Для нашего климата средней полосы лучше подходит синтетика. С ней в сильные морозы обойдется без сюрпризов. Сказать по фирме-производителю ничего не могу, так как в любой марке можно нарваться на контрафакт. Сам купил как-то поддельный «Кастрол». В настоящее время залит «Зик», так как отечественному маслу не особенно доверяю».
- На масле лучше не экономить
«Инструкция по ремонту моей машины содержит информацию, что масло должно быть с параметрами 75W-90. Но мне не особо верится, что на заводе льют синтетику. Пользуюсь маркой «Хадо 5W-40» (полусинтетикой), которое меня полностью устраивает. Несмотря на то, что стоит недешево, цена оправдана. Думаю, что экономить на масле не надо. Поэтому до тех пор, пока продается «Хадо», буду использовать его».
Что автолюбители говорят про марки трансмиссионных масел
Как правильно выбрать марку трансмиссионного масла?
«Выбирая марку, нужно обращать внимание не только на то, при каких минусовых температурах может использоваться жидкость. Данный параметр актуален лишь для северных областей
Если климат, в котором вы проживаете, умеренный, не нужно выбирать супернизкотемпературные смазки GL-5. Ведь у ПАО большое пятно износа. Лучше купить синтетическую жидкость на гидрокрекинге либо GTL, можно даже с ПАО, это оптимальное решение».
Как использовать минеральную смазку?
«В мостах будет все в порядке, из двора собственного дома точно выехать сможете. Но минеральную смазку любой марки заливать в КПП не стоит, передачу переключить не сможете. Будете на «N» ездить. В том году в декабре в сильные морозы я на собственном опыте убедился, что «минералку» в КПП заливать нельзя.
А вот для мостов она идеально подходит. Я, например, большую часть пути проезжаю по плохим дорогам, нередко приходится через мелкие речушки ехать. Поэтому лить в мосты синтетическую жидкость, а затем утилизировать ее вместе с эмульсией точно не вариант. Выгоднее использовать минеральное масло. Однако если по бродам вы не ездите, то можно и «синтетику» заливать в мосты».
Синтетическая смазка для трансмиссии не нужна.
«Понятно, что в трансмиссии нагрузка, температура, механическое и химическое воздействие будут меньше, чем в моторе. Поэтому не стоит использовать для коробки синтетическую смазку».
Марки трансмиссионных масел для Honda.
«Для автомобилей данной марки автопроизводитель рекомендует только одну марку трансмиссионного масла. Поэтому не нужно изобретать велосипед. КПП данного авто негативно реагирует, если залить что-то другое. Знаю много автовладельцев, которые решили использовать смазку другой марки, в результате коробка вышла из строя».
Какую смазку можно заливать в трансмиссию?
«Если на упаковке написано «Трансмиссионное масло», это не значит, что его можно заливать во все агрегаты, которые относятся к коробке. Например, на многих авто с передним приводом автопроизводители рекомендуют использовать моторное масло для коробки передач, которая совмещена с главной передачей. Ведь шестерни в них цилиндрические, значит, задиры не будут образовываться. В АКПП нельзя заливать ни моторное, ни трансмиссионное масло любой марки. Из-за специфики работы данного механизма следует применять смазку с небольшой вязкостью, которая называется ATF и была создана специально для автоматов».
Масло для двигателя автомобиля
Жидкость, применяющаяся для смазки элементов двигателей внутреннего сгорания (в районах камеры сгорания цилиндра, сопряжения «цилиндр-поршень» и картера), называется моторным маслом.
Она представляет собой смесь базового масла (до 85%) и необходимых для придания продукту определенных свойств присадок. Эти добавки обладают различным действием:
- антиокислительным;
- моющим;
- антикоррозийным;
- противоизносным;
- диспергирующим и др.
Обычно используются готовые комплексы присадок
При этом важно, чтобы не было антагонистического эффекта между разными компонентами
Классификация по составу
В зависимости от основы смазки (способа ее производства и состава) масло может быть минеральным, синтетическим и полусинтетическим.
Минеральное
Представляет собой продукт перегонки сырой нефти, очищенный от вредных включений, в результате чего повышается химическая устойчивость и стойкость к коррозионным процессам. Достаточно дешево стоит, но его функциональные характеристики можно считать лишь удовлетворительными.
Синтетическое
Для получения синтетической смазочной жидкости применяется синтез органических соединений (ПАО (полиальфаолефинов), гликолей, сложных эфиров и т.д.). Производят синтетическое масло и из нефтепродуктов (существует технология выработки смазки даже из природного газа), но с применением более глубокой переработки.
Синтетика характеризуется гораздо более высокой стабильностью, лучшими температурно-вязкостными параметрами и более длительным эксплуатационным сроком. Однако и цена такого продукта — соответствующая.
Полусинтетическое
Полусинтетика производится из смеси минерального базового масла с добавлением синтетических компонентов. При этом содержание минеральной составляющей в ней доходит до 70…80%. Такая смазка обладает рядом преимуществ по сравнению с минералкой. Она стоит дешевле синтетического аналога.
Классификация по вязкости и сезонности
Одни из важнейших характеристик моторного масла — его вязкость и температурная зависимость. Для описания соответствия температурно-вязкостных параметров смазки требованиям двигателей используется международная классификация SAE. Классы масла по ней представлены на фото.
В соответствии с этим стандартом моторное масло подразделяется на три категории: летнее, зимнее и всесезонное. Сегодня наибольшим спросом среди владельцев техники пользуется именно всесезонный продукт, использование которого позволяет эксплуатировать транспортное средство круглогодично.
Для разделения жидкостей по эксплуатационным свойствам применяют классификацию API.
Европейской ассоциацией автопроизводителей разработана классификация ASEA. По ней моторное масло подразделяется на три категории:
- А/В — смазка для бензиновых/дизельных силовых агрегатов легковых автомобилей.
- С — экологически безопасное масло для бензиновых и дизельных двигателей, которое можно использовать с катализатором и сажевым фильтром.
- Е — масло для тяжелых грузовиков.
Почему так важно обращать внимание на класс вязкости трансмиссионного масла
Чтобы все механизмы трансмиссии беспроблемно работали, нужна определенная вязкость трансмиссионного масла. На величину данного параметра влияют температурные условия, при которых используется автотранспорт. Чем больше вязкость, тем прочнее масляная пленка, которая важна при эксплуатации в жаркое время. Однако в то же время происходит увеличение энергозатрат на процесс внутреннего трения. Низкий уровень вязкости дает обратную картину. Пониженная вязкость трансмиссионного масла при минусовых температурах способствует высоким пусковым характеристикам автомобиля. Вот почему существует большой ассортимент данных средств в продаже.
Температурно–вязкостные характеристики определяет специальный индекс (обозначается ИВ), на который стоит обратить особое внимание. Данный показатель должен быть достаточно высоким
Повышенный индекс вязкости имеет трансмиссионное масло следующих брендов: Total, Elf, Shell, «Лукойл», Castrol, Mobil, G-Energy, ZIC, «Газпромнефть», Liqui Moly, Idemitsu, General Motors, Nissan, Mitsubishi.
Чтобы повысить индекс вязкости смазочного состава, в него включаются специальные загущающие присадки (полимеры и сополимеры). В результате получаются смазочные смеси, имеющие хорошие низкотемпературные характеристики.
Трансмиссионные смазывающие жидкости обладают разной основой и подразделяются на группы:
- Минеральные, получаемые путем переработки нефти. Такая продукция недорого стоит, но по своим температурно-вязкостным свойствам имеет ограничения.
- Синтетические, изготавливаемые посредством химического синтеза. Имеют отличные температурно-вязкостные свойства, благодаря чему их часто используют при сложных условиях эксплуатации транспорта.
- Полусинтетические, сочетающие характеристики минеральных и синтетических типов. Их индекс вязкости выше, чем у минеральных.
Вязкость может быть двух видов:
- Динамическая, или абсолютная, вязкость трансмиссионного масла, характеризующая степень сопротивляемости жидкости сдвигу. Ее используют, чтобы определить низкотемпературные параметры смазки. Измеряется величина в паскаль-секундах (Па×с) или пуазах (П, Р). Чтобы ее измерить, применяются вискозиметры.
- Кинематическая вязкость трансмиссионного масла, определяющая высокотемпературную текучесть смазки. Это отношение величины динамической вязкости к значению плотности жидкости. Измеряется в стоксах (Ст) или квадратных миллиметрах на секунду (мм²/с) с помощью капиллярного вискозиметра.
На процесс бесперебойной смазки механизмов и участков соединения друг с другом деталей оказывает влияние оптимальная вязкость. Например, по скорости скольжения и нагрузке на зубья (характеристикам трансмиссии) определяется необходимый вид вязкости. Если вязкость увеличивается, смазывающие характеристики трансмиссионной смазки становятся хуже.
Если продукт имеет оптимальные показатели вязкости, то при низких температурных режимах автомобиль будет без проблем трогаться с места. Кроме того, гидравлическое сопротивление уменьшится, КПД трансмиссии повысится, снизится расход топлива. При неподходящих показателях вязкости детали КПП и сцепления могут выйти из строя.
Зимние масла
Параметр динамической вязкости с учетом расчетной минусовой температуры не выше 150 000 мПа×с. То есть зимние смазывающие жидкости способны даже в сильный мороз поддерживать нормальный уровень и не допустить механического повреждения трансмиссии в случае холодного старта.
Маркируются зимние трансмиссионные масла так: SAE 70W. Цифра указывает на характеристики масла по вязкости и температуре. Буква W (англ. winter – зима) означает, что смазку можно эксплуатировать в период холодов.
Класс (согласно классификации SAE) | Температурный минимум, при котором динамическая вязкость равна 150 000 мПа·с, °С | Значение минимальной кинематической вязкости при t = 100 °C, мм2/с |
70W | −55 | 4,1 |
75W | −40 | 4,1 |
80W | −26 | 7,0 |
85W | −12 | 11,0 |
Летние масла
Группа товаров, которые используются в летний период, обозначается SAE 80. Маркировка показывает соотношение цифрового показателя с самым маленьким и максимальным значением кинематической вязкости смазочного материала при температуре не больше 100 оС. Вследствие очень высокой температуры текучесть увеличивается, что приводит к ухудшению смазывающих свойств. Ведь толщина защищающей металл от трения пленки получается очень маленькой.
Виды трансмиссионных масел
На современном рынке ТМ особенно заметно сокращение выпуска старых проверенных марок, таких как АК–15, Тап–15В, ТС–14,5 и др. Объясняется это снижением числа старых автомобилей. На смену им приходят современные скоростные модели, требующие особого подхода к обслуживанию ходовых узлов.
Существенно изменилось устройство главной передачи, коробки переключения скоростей, рулевого управления. Появление автоматической трансмиссии кардинально изменило представление о ТМ.
Для ее эксплуатации понадобились масла с низким коэффициентом вязкости и дополнительным комплексом модифицирующих присадок. В обиходе стали появляться специальные масляные жидкости, получившие название – Automatic Transmission Fluid (ATF).
Все эти новшества заставили разработчиков искать новые подходы к проектированию составов трансмиссионных масел. Для разных типов автомобилей смазочные жидкости могут отличаться своим химическим составом и разными эксплуатационными характеристиками.
Поэтому при покупке масла для трансмиссии нужно учитывать индивидуальные особенности конструкции, и под каждую модель агрегата выбирать смазку в строгом соответствии рекомендациям завода изготовителя.
Виды базовых трансмиссионных масел
В основе любого трансмиссионного масла лежит база, задающая его основные характеристики, которые уже корректируются или улучшаются пакетом присадок.
Минеральные трансмиссионные масла
Наиболее дешевый в производстве класс трансмиссионных масел, выпускаемых на основе продуктов нефтеперегонки. Они оптимальны для обслуживания нетребовательной и устаревшей техники, особенно в низкооборотных трансмиссиях.
Сравнительно высокое содержание серы в исходном сырье не усложняет технический цикл производства масла, поскольку соединения серы являются одними из самых распространенных противозадирных присадок для механических трансмиссий. Однако минеральная база не отличается постоянством вязкости и может применяться всесезонно только при условии введения специфического пакета присадок, стабилизирующих вязкость в наибольшем возможном диапазоне температур.
Современные минеральные масла SINTEC имеют достаточное качество, чтобы успешно применяться в трансмиссиях с соответствующими требованиями к условиям смазки.
Полусинтетические трансмиссионные масла.
Состав этих масел сложнее, так как в них, помимо минеральной базы, вводится и достаточная часть синтетических компонентов. Как следствие, возрастают стабильность характеристик и срок службы масла, в то же время цена продукта сохраняется на доступном уровне.
Именно поэтому полусинтетические масла являются наиболее востребованными на транспорте, где нет чрезмерно жестких требований к качеству смазки, которым может удовлетворить только чистая синтетика.
Синтетические трансмиссионные масла
Базовые масла на основе эстеров или полиальфаолефинов, а также полученные методом гидрокрекинга нефти, имеют наиболее стабильное качество и позволяют создавать продукцию с высоким ресурсом: пакет присадок, неизбежно стареющих и разрушающихся в процессе эксплуатации, требуется вводить в меньшем объеме. Основные свойства масла можно «запрограммировать» в составе самой базы, благодаря чему синтетические трансмиссионные масла по совокупности эксплуатационных свойств принято считать наилучшими.
Но большинство преимуществ синтетических трансмиссионных масел раскрываются только в требовательных узлах, эксплуатируемых при высоких нагрузках или в экстремальных условиях. Поэтому синтетические масла, являющиеся наиболее дорогими, не всегда целесообразно использовать, а их заливка в агрегаты, рассчитанные на минеральные варианты, не дает ощутимого роста ресурса.
Свойства и область применения трансмиссионных масел
В качестве смазывающего материала в механических, а также гидромеханических передачах используются трансмиссионные масла разных марок.
Что представляют собой механические передачи? Прежде всего, это раздаточные коробки, а также коробки передач, ведущие мосты машин, трансмиссии тракторов. Все это — зубчатые конические, спирально-конические передачи, гипоидные передачи, а также зубчатые цилиндрические прямозубые и косозубые шестерни. Рабочая жидкость здесь выполняет роль смазки.
Если же трансмиссия гидромеханическая, то смазка выполняет функцию рабочего тела, которое передает крутящий момент от мотора на исполняющий механизм.
Стоит отметить, что все элементы трансмиссии подвергаются повышенным нагрузкам во время работы. Так, удельная нагрузка зацепления будет от 0,5 до 1,5 ГПа, однако в некоторых случаях она достигает 2 ГПа. Если же передача гипоидная, этот параметр возрастет в два раза.
Если говорить о скорости скольжения в зубчатых передачах, она будет достигать 1,5–3, но иногда 9–12 м/с. Если же передача гипоидная, то этот показатель будет равняться более 15 м/с. На червячных редукторах скорость скольжения составляет 20–25 м/с.
В области соприкосновения зубьев шестерен температура поднимается до 150–200 °С. При этом изначально объемная температура трансмиссий, которые функционируют на улице, опускается до -10 °С или даже -60 °С.
Что касается гидромеханических коробок, то нагрузка в них в полтора-три раза меньше, при этом скорости такие же – 1,5–5 м/с. Из-за того что поток смазки движется на высокой скорости 80–100 км/ч (благодаря вращению рабочих колес), температура повышается до предельной. Образуется пена в результате контакта смазки с воздухом.
Подбор трансмиссионного масла по марке должен осуществляться с учетом того, чтобы выбранная смазка соответствовала следующим параметрам:
- снижала скорость и величину износа элементов коробки;
- уменьшала потери энергии, которая передается от мотора к ходовой части машины;
- отводила тепловую энергию, а также удаляла из областей трения продукты износа и иные загрязнения;
- противостояла образованию ржавчины на элементах коробки;
- уменьшала вибрацию и шум от работы шестерен, защищала их от ударных нагрузок, когда машина движется в режиме «разгон – накат – разгон»;
- не вспенивалась, сохраняла свои первоначальные свойства во время функционирования коробки.
Все марки трансмиссионных масел содержат в своем составе присадки. Они улучшают эксплуатационные характеристики смазки. Добавляют их на заводе при производстве смазочного материала. Присадки могут быть антифрикционные, против износа и задиров, антиокислительные, защищающие от коррозии, моющие, а также диспергирующие, противопенные, депрессорные.
Чтобы изготовить смазку для коробки с превосходными вязкостнотемпературными свойствами, загущают высокополимерными присадками маловязкие масла. Используются МС-88 смазка селективной очистки для авиационных моторов, а также И-12А (индустриальная жидкость).
Для загущения применяются такие присадки, как полиизобутилены или полиметакрилаты.
Какое трансмиссионное масло лучше купить
Когда речь идет о полусинтетических и синтетических маслах, то необходимо обращать внимание на средства класса SAE 75W-90. Если нужно минеральное, то следует выбирать SAE 80W-90 или SAE 85W-90
Первое не такое густое, а второе имеет высокую вязкость. Помните, что зимнее масло обозначается литерой W. Если нужна жидкость для легковых автомобилей, то прежде всего стоит ориентироваться на 3-й, 4-й и 5-й типы, в грузовые же и другую технику обычно покупают 1 и 2-й.
Вот что можно выбрать из этого рейтинга, отталкиваясь от ситуации:
Для механических коробок передач лучшим выбором будет 80W Shell Spirax S3 G.
Если нужен вариант для трансмиссий с сервоприводом, то стоит присмотреться к Eneos ATF Dexron-Ii.
Тем, у кого в приоритете противозадирные свойства, лучше купить 80W-90 GL-5.
Для применения при экстремально низких температурах в самый раз будет масло ZIC GFT 75W
Если нужно акцентировать внимание на смазывающих функциях, то идеальным вариантом станет Kinetic GL-5 75W90 от Роснефти.
Для автомобилей, которые используются очень часто, хорошо подойдет Castrol Syntrans Transaxl.
Лучшей термоокислительной стабильностью и противокоррозионными свойствами обладают ZIC ATF Multi Vehicle.
Тем, кто хочет сэкономить, можно купить продукцию от Лукойл GL5 75W90.
Если важно большое количество допусков, то оптимальным вариантом является Liqui Moly Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90.
В рейтинг были включены лучшие по мнению покупателей трансмиссионные масла, но прежде чем сделать выбор, нужно определиться, подойдет ли оно именно в вашей ситуации.