Аквапланирование: как с ним бороться?

Что делать при аквапланировании

Если вы видите впереди лужу, нужно сбавить скорость автомобиля. Учитывайте массу своего автомобиля: чем меньше машина, тем быстрее она попадает в аквапланирование и становится неуправляемой.
Держите руки полностью на руле, сжав его кистями

Напрягите корпус и оставьте свободными локти, это важно, потому что при получении удара по автомобильным колесам руль должен твердо остаться у вас.
Проезжайте по лужам с прямыми колесами, постарайтесь исключить повороты. Но если их не избежать, проходите их медленно и плавно, без резких движений.
Перед самым заездом в лужу нельзя резко отпускать педаль тормоза

Передняя часть корпуса машины поднимается, весь объем жидкости «проходит» под днище автомобиля. Вы теряете контакт с дорожным покрытием и буквально плывете.
Как только вы заехали в лужу, медленно, не бросая резко педаль, отпустите тормоз. Таким образом вы оперативно смещаете вес машины на задние колеса, устойчивость сохраняется.

В любом случае сохраняйте спокойствие, контролируйте ситуацию и не торопитесь. Лучше всего – попросить опытного инструктора автошколы доступно объяснить и, при возможности, показать всю последовательность действий при эффекте аквапланирования.

Условия возникновения водяного клина

Водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия, может наступить при наличии нескольких (необязательно всех перечисленных) ключевых факторов:

  • Критическая скорость
  • Дорожное покрытие
  • Погодные условия
  • Рельеф протектора
  • Давление воздуха в покрышках
  • Изношенность амортизаторов

Разберём подробнее каждый:

Скорость движения

Критическая скорость возникновения аквапланирования варьируется от 70 до 100 км/ч. Но при усилении или ослаблении влияния других факторов, перечисленных выше, скорость может существенно отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. Не исключено, что ваш автомобиль начнёт глиссировать даже на 40 км/ч.

Дорожное покрытие

Следующей немаловажной причиной являются качество и вид дорожного покрытия. Например, дорога, покрытая крупнозернистым асфальтом более устойчива к образованию водной плёнки, чем гладкое покрытие современных автобанов. Большую роль играет не только зернистость, но и равномерное распределение материала

Неправильная укладка асфальтобетона на начальном этапе и отсутствие ремонтных работ в будущем приводят к быстрому образованию колейности и ям, где скапливается вода

Большую роль играет не только зернистость, но и равномерное распределение материала. Неправильная укладка асфальтобетона на начальном этапе и отсутствие ремонтных работ в будущем приводят к быстрому образованию колейности и ям, где скапливается вода.

Помимо покрытия дорога должна иметь правильную дренажную систему, включающую принцип поперечного уклона. Он составляет >4%, то есть 4 сантиметра на один метр полотна. Такой уклон способствует эффективному отводу воды.

Погода, толщина водяной плёнки

Угроза возникновения аквапланирования автомобиля зависит от слоя воды на поверхности, по которой движется авто. Однако не существует определённой величины такого слоя, так как степень влияния этого параметра сильно зависит от двух других: скорости вхождения в лужу и глубины протектора шин.

Однозначно можно лишь утверждать, что двигаясь свыше 100 км/ч в сильный ливень, вероятность «поймать водяной клин» максимально высока, так как толщина водяной плёнки в такую погоду составляет не менее 2 миллиметров.

Глубина протектора

Вот мы добрались до ещё одного важного фактора – износа шины. Остаточная глубина протектора установленных шин по правилам дорожного движения должна быть для транспортных средств категорий:

Следовательно, для легковых автомобилей резину с высотой протектора меньше 1,6 мм можно смело называть «лысой»

Шина, изношенная до глубины протектора 1 мм, сохраняет лишь 11% площади, задействованной при нормальных условиях

Следовательно, для легковых автомобилей резину с высотой протектора меньше 1,6 мм можно смело называть «лысой». Шина, изношенная до глубины протектора 1 мм, сохраняет лишь 11% площади, задействованной при нормальных условиях.

Попасть в аквапланирование на таких колёсах можно даже на незначительной скорости, так как канавки протектора не будут успевать отводить воду из пятна контакта шины с дорогой. Из-за этого перед шиной образуется водяной вал, который сразу же преобразуется в «клин» и слегка приподнимает авто над землёй (начинается аквапланирование автомобиля).

Стоит учесть, что смена грязевого участка дороги на участок, покрытый водой, тоже не сулит ничего хорошего, так как канавки протектора кратковременно забиты грязью. Это равносильно езде на изношенной резине. В таблице показана площадь контакта шины с сухой дорогой в зависимости от остаточной глубины протектора:

Давление воздуха в покрышках

Теперь рассмотрим второстепенные условия, при которых возникает эффект аквапланирования. Одно из них – это давление в шинах. Низкое давление существенно снижает площадь пятна контакта. Это происходит вследствие того, что потоку воды гораздо проще пробиться через середину покрышки, промяв её, чем быть выдавленной в стороны по водоотводящим канавкам.

Изношенность амортизаторов

В результате множества исследований доказано, что амортизаторы, износ которых составляет 40% — 60%, оказывают гораздо большее влияние на попадание в гидропланирование, чем новые амортизаторы, при прочих равных условиях.

Другие факторы

Чуть менее значимый «вклад» в появление аквапланирования вносят:

  • Состояние механизма руля
  • Параметры развала – схождения
  • Состояние подвески автомашины
  • Общий вес транспортного средства
  • Распределение нагрузки по осям
  • Наличие/отсутствие спойлера

Что делать, если аквапланирование началось?

Не крутите руль в разные стороны на большие углы, это опасно! При внезапном восстановлении сцепления с дорогой вывернутые под большим углом колеса могут спровоцировать резкий увод автомобиля в сторону. Старайтесь сохранять прямолинейное движение до тех пор, пока не почувствуете, что колеса обрели сцепление с дорогой, и только после этого маневрируйте.

Не пытайтесь резко затормозить, чтобы не спровоцировать занос или разворот машины.

Индикаторы износа на летней резине.

Индикаторы износа на зимней покрышке. По мере стирания сначала исчезает цифра 8, за ней — 6. Когда сотрется цифра 4, нужно прекратить зимнюю эксплуатацию шин.

Каковы основные причины возникновения эффекта аквапланирования?

Существует несколько причин, которые прямым образом влияют на возникновение процесса аквапланирования автомобиля.

Высокая скорость движения

При преодолении луж, расположенных на дороге, важно, чтобы вода, попавшая под колесо, была полностью выведена через специальные каналы протектора покрышки. Если автомобиль проезжает слишком быстро, отведение в полном объеме произойти не успевает, вследствие чего под колесом сохраняется прослойка воды, по которой автомашина начинает скользить, словно по льду

Сильная изношенность резины

Данная причина также затрагивает водоотводные каналы шин. Со временем колеса истираются, чем значительно уменьшают ширину этих борозд. Вода из-под колеса отводится не настолько качественно, как требуется, из-за чего риск возникновения аквапланирования многократно увеличивается.

Недостаточно накаченные шины. Для правильного функционирования колеса должны иметь правильный уровень давления. Не докаченное колесо ухудшает общую устойчивость автомобиля, которая важна для противодействия аквапланированию. Если устойчивости нет, то при движении по воде машина моментально потеряет заданную водителем траекторию.

Некачественное дорожное покрытие. Да-да, сама дорога может стать причиной аквапланирования даже тогда, когда другие причины устранены или максимально минимизированы. Это происходит при попадании колес автомобиля в ямы, при преодолении неровностей, во время проезда по выбоинам и т.п.

Факторы, влияющие на аквапланирование

Большое влияние на аквапланирование оказывают рисунок и степень износа протектора. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены канавки на покрышке, тем быстрее и больше удаляется воды из зоны контакта шины с дорогой, а стало быть лучше их сцепление. У гладкой шины (типа слик), например, коэффициент подъемной силы на водяном клине в два раза выше, чем у шины с рисунком. Вот почему «Правилами эксплуатации шин» запрещается применять покрышки, глубина канавок которых меньше 1,6 мм.

Аналогичная зависимость проявляется и в отношении дорожного покрытия. Чем крупнее зернистость асфальта, тем быстрее и больше воды выдавливается из зоны контакта. Самым опасным с точки зрения склонности к аквапланированию оказываются гладкие дорожные покрытия. Особенно в поворотах.

Толщина водяной пленки — еще один фактор, влияющий на возникновение аквапланирования. Чем глубже лужа — тем больше в ней воды, тем труднее вывести ее всю из пятна контакта.

Фактор, на который в первую очередь может повлиять водитель, — скорость движения автомобиля. Чем выше скорость, тем больше вероятность того, что колеса вашей машины превратятся в водные лыжи.

Один известный производитель шин провел испытания, по результатам которого составил таблицу зависимости величины пятна контакта шины от износа протектора и скорости движения.

При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.

При использовании изношенных шин область контакта шины и дороги резко уменьшается в случае увеличения скорости движения. На рисунке приведен размер контактной области шин с разной толщиной протектора при слое воды 3 мм и скорости 75 км/ч. Пятно контакта старой шины с протектором 1,6 мм составляет лишь 16% от пятна контакта стоящего на месте автомобиля, а на скорости 125 км/ч и вовсе 6%.

Техническое состояние подвески на склонность автомобиля к аквапланированию, вопреки заблуждениям, не влияет. Другое дело — при повышенных люфтах в рулевом управлении или шаровых опорах, при неотрегулированном развале/схождении и неработающих амортизаторах труднее контролировать автомобиль — он будет хуже реагировать на действия водителя. При этом вывести автомобиль из заноса, вызванного аквапланированием, будет сложнее. Однако сама физика потери контакта между колесом и дорогой от состояния подвески не зависит. Куда важнее вес автомобиля. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта. В том числе поэтому грузовикам позволено ездить на шинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм.

Пониженное давление в шинах — еще одна причина для возникновения аквапланирования. Исследования, проведенные одним из мировых лидеров в производстве шин, показали, что снижение давления в шине легкового автомобиля до 1,7 бара вместо положенных 2,4 бара приводит к тому, что на скорости 100 км/ч шина лишается пятна контакта и полностью всплывает.

Что делать? Не хочу «аквапланировать»

Ну а если вы не хотите попасть в ситуацию аквапланирования, давайте думать, на что обратить внимание в вашем автомобиле, и что нужно проверить. Тем более сезон дождей уже стучится по нашим крышам! Из превентивных мер, которые не стоит указывать списками, можно сказать только о том, что скорость ваша должна быть разумной

Не стоит влетать со скоростью поезда HyperLoop в лужу, даже одним колесом.

  • Заботимся о шинах. Если износ вашего протектора составляет более 50% – лучше воздержаться от поездки. Чем тоньше шина, тем выше возможность поймать скольжение. Хотя, если ваши шины новые, а протектор не глубокий – лучше тоже быть бдительными.
  • Следите за состоянием дороги, если едете в дождь. Скорость потока лучше соблюдать, а дистанцию до впереди идущего автомобиля лучше увеличить. Если входа в лужу не избежать – максимально безопасно сбрасывайте скорость. Помните о том, что при движении со скоростью 80 км/ч вам нужен всего 1 мм толщины воды для потери контроля над автомобилем.
  • Помните о траектории. Максимально эффективно шины будут отводить воду только при равномерном прямолинейном движении, и даже в слабом повороте их эффективность падает. Соответственно, перед затяжными поворотами при виде лужи лучше сбросить скорость и максимально постараться «распрямиться» перед водой.

Определение

Аквапланирование − это всплытие покрышки на водяном клине. Эффект аквапланирования возникает достаточно просто − при езде по покрытию, поверх которого имеется вода, шина в какой-то момент перестает отводить воду из пятна контакта. В результате этого под колесом образуется водяной слой в несколько миллиметров, и машина всплывает в прямом смысле этого слова.

Водяной слой, который образуется под колесом гораздо опасней ледяной пленки или укатанного снега. Испытания, проведенные группой экспертов, выявили, что тормозной путь на мокрой дороге в три раза превышает величину тормозного пути, но уже на сухом покрытии. При этом, по сравнению с тормозным путем по льду либо укатанному снегу показатели замедления разнятся в одну треть. Помимо плохого торможения водителя поджидает еще одна опасность − внезапная потеря контроля над автомобилем.

Подборка дождевых шин — ссылка

От чего стоит ожидать аквапланирования?

Самым опасным считается тонкий слой воды над дорогой. Он почти незаметен, поэтому водители часто игнорируют его и превышают скорость

Помимо природных факторов немаловажное значение играют шины (состояние, конструкция) и состояние дороги. Особенно опасна колея − в ней скапливается большое количество воды. Конечно, современная дождевая покрышка с небольшой шириной легко преодолеет сложный участок на скорости в 120 километров в час, однако если шины имеют высокую степень износа, а дополнительно к этому машина − заднеприводная, то можно ожидать аквапланирования на скорости уже в 50 километров в час

Конечно, современная дождевая покрышка с небольшой шириной легко преодолеет сложный участок на скорости в 120 километров в час, однако если шины имеют высокую степень износа, а дополнительно к этому машина − заднеприводная, то можно ожидать аквапланирования на скорости уже в 50 километров в час.

Признаки аквапланирования

Сложно предсказать начало момента всплытия колес, однако само аквапланирование отчетливо ощущается:

  • По исчезновению усилия на рулевом колесе.
  • Появляется чувство невесомости автомобиля − начинает казаться, будто плывешь на катере.

Однако, всплытие всех четырех колес не так опасно, как аквапланирование одного или двух колес − в этом случае существенно возрастает риск появления заноса.

Как предотвратить появление эффекта аквапланирования?

Существует ряд несложных рекомендаций:

  • Следить за степенью износа покрышек. Логично предположить, что чем глубже протектор и чем больше разных канавок на шине, тем эффективнее она отводит воду из пятна контакта. Соответственно, если резина изношена на 50 и более процентов, то эффективность борьбы с аквапланированием резко ухудшается. Поэтому, нельзя ездить на старых шинах с высокой скоростью по мокрой дороге. А, при покупке новых покрышек стоит помнить, что даже передовая модель покрышки не защищает от всплытия, а лишь отодвигает момент в зону более высокой скорости.
  • Выбирать скорость, исходя из состояния дороги. Как это ни странно, но наряду с колейностью большую опасность представляет также и абсолютно ровное асфальтированное покрытие, без ям и неровностей. Вода в таком случае равномерно распределена по поверхности, поэтому при аквапланировании покрышка попросту скользит без зацепа за что-либо.
  • Не ехать быстро в дождливую погоду. Современные покрышки именитых производителей могут успешно бороться с водой и быстро самоочищаться от нее, однако предыдущий совет актуален и здесь. Лишь опытные водители могут почувствовать начало аквапланирования, тогда как новички просто растеряются.
  • При проезде луж нужно держать рулевое колесо прямо. Шины гораздо эффективней отводят воду в продольном направлении, нежели в поперечном. При этом, прямой курс позволит снизить риск возникновения заноса.

Что делать при начале аквапланирования?

Действия следующие:

  • Нельзя поворачивать рулевое колесо.
  • Применять торможение двигателем. Это относится и к переднеприводным машинам.

Итого. При начале всплытия колес над дорогой нужно избегать поворотов руля (держать его прямо) и тормозить мотором. В таком случае можно успешно погасить нежелательный эффект и сохранить контроль над автомобилем.

Как избежать аквапланирования?

Для того чтобы не столкнуться с аквапланированием, необходимо избегать движения на высокой скорости и резких манёвров во влажную погоду. Чаще всего с данным явлением сталкиваются владельцы переднеприводных автомобилей. При этом они не сразу замечают, что потеряли управление. Это связано с тем, что пока водитель почувствует, что передние колёса начали «планировать», задние уже находятся в процессе аквапланирования. При управлении заднеприводной машиной автолюбитель может вовремя заметить, что управление теряется. Это даёт шанс своевременно предупредить аквапланирование.

В чем заключается эффект аквапланирования

Сам термин «аквапланирование» пришел из авиации. Сегодня он используется по большей части в среде автолюбителей. Под аквапланированием понимается потеря сцепления колес автомобиля с дорожным полотном из-за воды, которая попадает между покрышкой и асфальтом. В результате пятно контакта шины с дорожным полотном уменьшается или даже полностью исчезает, под колесами образуется водная подушка, и машина становится неуправляемой. Ситуацию осложняет и то, что колеса подвергаются аквапланированию неравномерно, начиная крутиться с разной скоростью, что приводит к заносу. Стоит отметить, что аквапланирование на заднеприводных и переднеприводных автомобилях проявляется по-разному. На переднеприводном автомобиле данный эффект замечается несколько позже, что усугубляет ситуацию. Заднеприводный автомобиль сразу идет в занос, что позволяет водителю вовремя среагировать и принять соответствующие меры.

В любом случае аквапланирование очень опасно и нередко приводит к серьезным авариям, поэтому водителю следует принять все возможные меры предосторожности, чтобы максимально себя обезопасить

Типичные ошибки

Что происходит при появлении водной преграды? При торможении сокращается расстояние между днищем машины и дорогой. Если перед входом в воду, резко отпустить педаль тормоза, то «нос» автомобиля поднимается, и масса воды подплывает под днище. Машина садиться на воду, и начинает глиссировать как лодка, потеряв контакт с дорогой. Автомобиль теряет управляемость из-за возникшего аквапланирования.

Аквапланирование возникает на скорости от 90 км/ч, даже на неглубокой воде во время дождя. При высокой скорости движения аэродинамика поднимает кузов над дорогой (именно для борьбы с этим эффектом устанавливаются различные спойлеры и антикрылья), прижимная сила колёс с дорогой снижается, и за счет этого уменьшается сцепление их с поверхностью дорожного покрытия. Слой воды, который находится между протектором и дорогой, не вытесняется и возникает аквапланирование.

За последние два дня на нашем сайте появились две статьи: Занос на трассе в Рязанской области и Занос с ДТП на трассе М4 Дон с видео материалом об авариях при аквапланировании, вот мы и решили написать небольшую инструкцию для начинающих авто любителей, хотя, и для водителей со стажем она лишней не будет.

АКВАПЛАНИРОВАНИЕ – такое неприятное и опасное явление назвали таким красивым словом, а ведь эффект аквапланирования опасен для любого водителя, для профессионала он страшен внезапностью, а для новичка – водителя это вообще ужас.

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины — то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. При этом транспортное средство практически неуправляемо.

Причины аквапланирования.

Высокая критическая скорость при входе в лужу;

Неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);

Толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;

Общее состояние подвески автомобиля.

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно износ шин не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь. Действия при возникновении аквапланирования

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

Здравствуйте, уважаемые читатели сайт. Сегодня подробно разберём довольно редкое, но крайне опасное явление — аквапланирование автомобиля.

Аквапланирование – это эффект, при котором покрышки автомобиля полностью теряют сцепление с дорожным покрытием из-за образовавшейся под ними водяной плёнки. То есть, двигаясь на определённой скорости при въезде на поверхность, покрытую водой, образуется гидродинамический клин, который слегка отрывает колёса машины от дороги. Автомобиль становится максимально неуправляемым.

Аквапланирование, что это

Для того, чтобы разбираться, что же такое аквапланирование, необходимо провести простой пример.

Принимаем силу сцепления автомобильной шины с дорожным сухим покрытием за единицу.

Сцепление на мокром асфальте тогда будет не более 0,5, а на льду он уменьшается еще на порядок.

А в процессе аквапланирования контакт протектора и дороги отсутствует совершенно, и сила сцепления равна нулю.

Так как колесо на водяной пленке находится в легком свободном скольжении, то возможность водителя управлять автомашиной почти равна нулю. В этом и заключается опасность этого явления.

По — другому аквапланирование еще называют «водяным скольжением».

Основное правило

Представьте, лыжник катается на водных лыжах при определенной скорости катера, который его тянет на веревке. Как только катер снизит скорость, то лыжник мгновенно тонет, потому что пропадает эффект аквапланирования.

То же самое происходит и с колесами автомобиля, влетевшего на скорости в лужу. На скорости колеса авто всплывают, а когда скорость падает, то колеса, потеряв водяной клин, тонут.

Запомните основное правило — не гоняйте по лужам и снижайте скорость при поездках в дождь! А если автомобиль в луже поплыл, сбросьте газ. Другие действия приведут к неконтролируемому заносу или развороту. Аквапланирование — это не лед, который тянется неизвестно сколько. Аквапланирование длится доли секунды. Толщина слоя воды на дороге не бывает одинаковой и колесо, всплыв в «глубоком» месте лужи, через мгновение может коснуться твердого покрытия (лужа закончилась, неровность асфальта, скорость упала и колесо утонуло).

Если вы, испугавшись аквапланирования, к примеру, крутанули руль в сторону в тот момент, когда колеса всплыли на водяном клине. Может случиться так, что уже в следующее мгновение сцепление колес с дорогой восстановится, но колеса-то вывернуты… Что произойдет с авто на скорости с вывернутыми колесами? Конечно, его занесет. Это все равно, что резко крутануть руль на скорости 100 км/час. Занос будет вам обеспечен даже на сухой дороге, и уж тем более на мокром покрытии.

Меры предосторожности и действия при АП

Что делать, чтобы избежать гидропланирования? Самое главное – внимательно относиться к состоянию резины. Не стоит в попытке сэкономить, «гонять» на старых, изношенных колесах. Стертый протектор является прямым сигналом о необходимости посещения шиномонтажной мастерской. Чем старше шины, тем сильнее подвержены гидропланированию.

Даже новая резина не может быть гарантией. В дополнение к ней нужно внимательно следить за дорожной полосой. Если на первый взгляд дорога может показаться просто слегка влажной, стоит снизить скорость. Вероятно, это визуальный эффект от равномерного покрытия водой. При выпадении осадков рекомендуемая скорость движения – не более 90 км/ч. Однако, если резина не первой свежести, то лучше снизить эту границу до 50-60 км/ч.

Если обратиться к автомобильным форумам, то можно выделить основные советы опытных водителей как себя вести:

  • Лучше воздержаться от обгона и превышения скорости на влажной дороге.
  • Не стоит ребячиться и лихо проезжать лужи – помимо аквапланирования водная гладь может скрывать различные дефекты дороги, которые могут привести к серьезным повреждениям авто или возникновению аварийной ситуации.
  • Не игнорируйте дистанцию. Злой рок может случиться с идущей впереди машиной, а последствия — аукнуться на оказавшихся рядом машинах.
  • Держите руль как гласит инструктаж вождения. При возникновении опасности одной рукой сложно выправить автомобиль.
  • Не поддавайтесь панике. Аквапланирование нужно предотвращать. Если это не получилось и гидропланирование начинается, то сохранение холодной головы поможет минимизировать потери. Отчаянно крутить руль или выжимать тормоз не стоит – так увеличивается риск массового ДТП.

Что нужно делать при появлении на пути водной преграды?

1. При появлении лужи нужно максимально снизить скорость движения автомобиля.

2. Заранее включить щётки на максимальный режим, чтобы при попадании воды на лобовое стекло сохранить обзор.

3. Руки на руле держать в правильном положении («без десяти два» или «без пятнадцати три»), полностью охватив рулевое колесо. Кисти должны быть сжаты, локти разведены в стороны, корпус напряжен. Это необходимо для того, чтобы при получении удара по колёсам руль не вырвало из рук и не началось вращение автомобиля.

4. Лужи всегда нужно проезжать с прямыми передними колёсами, без поворота.

5. Как только кромка воды скрылась из поля зрения, быстро, но плавно (не бросая педаль) отпустить «тормоз». Это позволит сохранить прижатие не только на передние колеса автомобиля во время въезда в лужу, но и быстро сместить вес автомобиля назад для прижатия задних колес. Этим действием мы можем сохранить контроль над управляемостью и устойчивостью движения автомобиля в луже.

Если автомобиль входит в поворот (колёса повернуты в ту или иную сторону), то первое колесо попадающее в воду, становится препятствием и точкой, вокруг которой может начаться вращение (занос). Та же ситуация может повториться при выходе из лужи, когда первое колесо, получившее опору, потянет автомобиль по своей траектории.

Поэтому из воды нужно выезжать также на прямых колёсах. Профессиональные водители и спортсмены, как правило, проходят водные преграды в повороте «двойным ходом»: первый «выставляет» машину до лужи, далее вход прямыми колёсами, второй — дальнейший поворот для соблюдения траектории. Также возможно управление автомобилем после входа в воду, но в виде небольшой коррекции рулем.

Условия возникновения

Возьмем за пример обычную ситуацию, автомашина движется по дороге, которая покрыта слоем воды или водно-грязевой «кашей».

В этом случае любая шина постоянно выдавливает пред собой водянистую субстанцию из места контакта, и перед собой прогоняет водяной вал, который мы всегда можем видеть, когда находимся на дороге в качестве пешеходов.

По результатам испытаний учеными было установлено, что давление в этом самом вале достигает 2 bar, а его высота может быть от одного до трех сантиметров. Называют это явленние водяным клином.

Если средняя ширина протектора у легковой шины равна примерно 15 сантиметрам, то можно говорить, что усилие, с которым вжимается водяной клин между дорогой и шиной, достигает 30-40 килограмм.

До определенного момента шина будет успешно выдавливать этот клин воды, и создавать пятно контакта с поверхностью дорожного полотна.

Действенность данного процесса зависит от таких факторов:

  1. Рельеф протектора;
  2. Толщина водяной пленки дороги;
  3. Скорость движения автомашины.

Эти факторы весьма тесно взаимосвязаны.

Маленькая глубина канавок не может быстро и полностью удалить воду их зону контакта.

Изношенная шина при водяной пленке в один миллиметр и при скорости примерно в 100 километров в час не сможет из-под колеса вытеснять эффективно влагу.

Вал воды будет постепенно превращаться в приумножающий клин, отрывающий шину от поверхности дороги, и машина поплывет.

К сожалению, экстренное торможение не приведет к прекращению аквапланирования мгновенно. Да и будет уже не до торможения, потому как машина будет «крутиться» как попало по дороге.

Читайте по теме: Что делать если отказали тормоза.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий